Экологическая викторина "Сказочная экология"

  • docx
  • 30.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Экологическая викторина Сказочная экология.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КИЖИНГИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

КИЖИНГИНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 


671450, Республика Бурятия, Кижингинский район, село Кижинга, ул.Советская,163. тел./факс 8(30141)32-2-37 .mail:cdtlenina7@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

Экологическая викторина

«Сказочная экология»

 

                                                                                                                      Разработала: Рабданова Л.И.,

                                                                                                                      педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кижинга

Цель: воспитание экологической культуры детей через изучение сказок.

Задачи:

- способствовать изучению народных и авторских сказок с экологической точки зрения;

- способствовать развитию интереса к окружающему миру;

- способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование: подборка сказок, презентация «Экология в сказках», тексты стихов для физкультминуток.

Предварительная подготовка: чтение народных и авторских сказок.


Вводная часть

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к занятию.

Сообщение темы и цели занятия.


Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами встретились на экологической викторине «Сказочная экология». А что такое экология? А экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме
В  далекие времена каждый человек для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающем его мире, о силах природы, растениях и животных. Отношение человека и природы отразилось в легендах и сказках.
Сегодня мы с вами попробуем поискать экологию в народных и авторских сказках. 
Основная часть
Педагог:
- Теперь время экологической викторины «Сказочная экология».
Ребята делятся на 2 команды и выбирают капитанов. 

1 тур «Растения в сказках»


Педагог:
- Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека (кислород, еда, топливо, бумага, красота и так далее). 
Назовите сказки, в которых встречаются растения.
Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)
1. «Жар- птица» – яблоня
2. «Репка» – репа
3. «Мужик и медведь» – репа, рожь
4. «Снежная королева» – розы
5. «Золушка» – тыква
6. «Дюймовочка» – тюльпан, кувшинка
7. «Царевна на горошине» - горох
8. «Царевна-лягушка» - дуб
9. «Гуси-лебеди» - яблоня
10. «Дикие лебеди» - крапива
11. «Аленький цветочек» - цветок
12. «Беляночка и Розочка» - розы

 

2 тур « Волшебные превращения»


Педагог:
А теперь я предлагаю вам вспомнить сказки о животных.  В сказочных рассказах животные могут превращаться в прекрасных принцев и необыкновенных красавиц, разговаривать человеческим языком, смеяться, плакать и переживать.
Назовите сказки, в которых люди превращаются в животных, а животные в людей.
Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)
1. «Царевна-лягушка» - лягушка
2. «Финист - ясный сокол» - сокол
3. «Дикие лебеди» - лебедь
4. «Золушка» - крыса, ящерицы
5. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - козленок
6. «Калиф аист» - аист, сова
7. «Беляночка и Розочка» - медведь
8. «Кот в сапогах» - лев, мышь
9. «Сказка о царе Салтане» - лебедь, коршун, комар, муха, шмель
10. «Карлик Нос» - гусыня
11. «Иван-царевич и Серый волк» - волк

 

3 тур «Мифические существа»


Педагог:
- Во многих народных сказках есть сказочные существа, которых человек выдумал для охраны окружающего мира. Например, Водяной защищал пресные водоемы, а Нептун – моря и океаны. 
Назовите сказки, в которых есть мифические существа.
Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)


2. . «Баба-Яга и жихарь» – Баба Яга
3. «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо» - Чудо-Юдо
4 «Леший» - Леший
5. «Царевна-лягушка» - Кощей бессмертный, баба Яга
6. «Беляночка и Розочка» - Гном
7. «Летучий корабль» - Водяной, баба Яга
8. «Волшебная лампа» - Джин
9. «Как Джиртдан увел детей от страшного дива» - Див
10. «Дракон и царевич» - Дракон

 

4 тур «Неживая природа в сказках»


Педагог:
- Все знают, что на нашей планете кроме живых организмов (животные, растения, водоросли, лишайники, грибы и т.д.) есть горы, реки, пески, камни, воздух и так далее. 
Назовите сказки, в которых неживая природа оживает.
Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)
1. «Два мороза» - мороз
2. «Сказка о мертвой царевне» - солнце, месяц, ветер
3. «Гуси-лебеди» - речка
4. «Ветер и Солнце» - ветер, солнце
5. «Как Луна появилась на небе» - луна
6. «Снег и заяц» - снег

Физкультминутка «Гномик»

Педагог:
- А сейчас, у нас сказочная физкультминутка.
Пример
Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)
Колпачок свой потерял. (Наклоны влево-вправо — «ищем пропажу».)
Колпачок был непростым (Разводят руки в стороны)
Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)
Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)
Где искать ему пропажу? (Руки вверх)

5 тур «Экология и сказки»

Педагог:
- Ребята, вот и пришло время самого главного соревнования. Мы вспомнили много сказок героями, которых были животные, растения, мифические персонажи и даже явления природы. Все вместе – это природа. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух. 
Ребята, в 5 туре «Экология и сказки», вы должны отгадать сказку и найти в ней экологические моменты.
Пример:
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Ответ: Сказка «Красная шапочка», экологический момент – волк хищный зверь.
Внимание: экологических моментов в одной сказке может быть несколько!
На столе разложены вопросы, текстом вниз, капитаны, поочередно, берут по одному. Команда в течение 2-5 минут советуется и дает ответ. (Угадали только сказку – 1 очко; угадали сказку и назвали экологические моменты – 2 очка)
1. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Сказка «Волк и семеро козлят», экологический момент – волк хищник и не прочь съесть козленка.)

 


2. В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
(Сказка «Гадкий утенок», экологический момент – разнообразие домашних птиц.)

 


3. Покупала самовар,
А спасал ее комар.
(Сказка «Муха-Цокотуха», экологические моменты – биологическое разнообразие беспозвоночных; паук делает сети, и охотиться на мух.)

 


4. Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
(Сказка «Жар-птица», экологический момент – польза яблок для здоровья человека.)


5. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Сказка «Репка», экологический момент – польза всех живых организмов на планете.)


6. Красна девица, грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
(Сказка «Снегурочка», экологический момент – снег при высоких температурах тает.)

 


7. Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
(Сказка «Колобок», экологический момент – биоразнообразие зверей леса.)

 


8. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
(Сказка «Дюймовочка», экологические моменты – водоем, как среда обитания лягушек, рыб и рака; разнообразие беспозвоночных животных; почва - среда обитания крота; мышь делает запасы на зиму; ласточка – перелетная птица.)

 


9. Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Сказка «Кот, петух и лиса», экологические моменты – лиса хищный зверь, кот и петух домашние животные, которые вполне могут ладить между собой.)

 


10. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
(Сказка «Теремок», экологический момент – биоразнообразие животного мира.)

 


11. Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Сказка «Лиса и журавль», экологический момент – разный тип ротового аппарата и способ питания.)

 


12. Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то.
(Сказка «Царевна-лягушка», экологический момент – защита животного мира.)

 


13. Дед с бабкой слезами горючим плачут -
за что же такая нам вдруг неудача.
Лежало на полке яйцо золотое.
Да только вот мышь – 
наказанье такое - разбила его. 
(Сказка «Курочка Рябка», экологический момент – ценность яиц для питания человека.)

 


14. Маша в лес пошла с лукошком.
Заблудилась там немножко.
На избушку набрела,
Кашу съела, спать легла.
(Сказка «Три медведя», экологический момент – место обитания медведей глухие леса.)

 


15. В какой сказке мужик с медведем совместно занимались сельским хозяйством?
(Сказка «Мужик и медведь», экологический момент – всеядность медведя)

 


16. В какой сказке мальчик превратился в козленка? 
(Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», экологический момент – важность воды для человека)

 


17. В огороде, возле хаты, 
Урожай растёт богатый. 
Там сидят на грядках густо 
Репа, свёкла и капуста. 
И горят, как солнышки, 
Жёлтые подсолнушки. 
Кто же там пыхтит на грядке?
(Сказка «Пых», экологические моменты – разнообразие овощных культур; ежик в поисках беспозвоночных иногда посещает огороды)

 


18. В этой сказочке герой 
Не такой, как мы с тобой. 
Невеличка ростом мал, 
Не силён он, не удал. 
Как-то ветром парня сдуло, 
Через реку умыкнуло... 
Вот беда – ушиблись ножки. 
Как бежать им по дорожке? 
Как добраться в срок до дому 
Нездоровому, больному? 
Пораскинь ты свой умишко, 
Кто же это? ... 
(Сказка «Как муравьишка домой спешил», экологические моменты – многообразие беспозвоночных животных; способы передвижения и внешний вид беспозвоночных)

 




 

 

 

 

 

Заключительное слово педагога.

 


Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки, и даже целое море - Аральское. Поэтому каждый человек, от детей до взрослых, должен делать все, чтобы сберечь наш мир. А это значит:
- не мусорить;
- не рвать дикорастущие цветы;
- не ломать деревья;
- не приносить домой диких животных;
- не загрязнять водоемы;
- правильно собирать грибы и ягоды;
- не жечь в лесу костры 
и многое другое.
(Поздравление победителей викторины)
У Бориса Заходера есть замечательные стихи, которыми мы подведем итог нашему занятию.


Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны

 

Подведение итога занятия

Ну вот и все, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас

Спасибо вам, ребята, за работу

Не подвели меня и в этот раз

Урок сегодня был удачный

Не прошел для вас он зря

Вы все очень постарались

Вам понравилось, друзья?

А сейчас я вам раздам смайлики и вы нарисуете свое настроение после занятия.

Молодцы, спасибо за занятие.