На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Чтобы все это происходило, необходимо одно условие: чтобы взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладали экологической культурой: понимали общие для всех людей проблемы и беспокоились по их поводу, показывая маленькому человеку прекрасный мир природы, помогая наладить взаимоотношения с ним.Сложившаяся система экологического воспитания в нашем детском саду – это не застывшая данность, это постоянно совершенствующийся процесс. Педагогический коллектив выстраивает его с учетом географических, социальных, культурных особенностей нашей местности.
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту — одна из важных задач детского сада.
Обязательным условием экологического образования является вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений своими руками, предоставление им возможности наблюдения за их ростом, развитием, за различными проявлениями в благоприятных условиях. В этой работе первыми помощниками ребенка должны стать родители.
На территории детского сада имеется экологическая тропа «Поляна чудес» с описанием природных объектов и речевым материалом к ним.
Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, коллектив старался использовать как можно больше и интересных объектов.Недалеко от экологической тропы расположился огород.На огороде выращиваются все основные овощные культуры. Процесс выращивания – от семени до сбора урожая. Работа на площадке «Огород» призвана развивать такие качества, как наблюдательность и трудолюбие.Так, шаг за шагом, мы прививаем детям любовь к природе и бережное отношение к ней – формируем экологическое сознание.документ Microsoft Word
Экологические зоны на территории ДОО
как средства экологического воспитания.
Подготовила: старший воспитатель МБОУ ЦО №5
Ягонева Ирина Анатольевна
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки.
Это все для нас навечно!
Все педагоги прошлого придавали большое значение
природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский
видел в природе источник знаний, средство для развития
ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу»,
чтобы сообщать им все доступное и полезное для их
умственного и словесного развития.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает
эмоциональные впечатления о природе, накапливает
представления о разных формах жизни, т.е. у него
формируются первоосновы экологического мышления,
сознания,
элементы
экологической культуры. Чтобы все это происходило,
необходимо одно условие: чтобы взрослые, воспитывающие
ребенка, сами обладали экологической культурой: понимали
общие для всех людей проблемы и беспокоились по их
поводу, показывая маленькому человеку прекрасный мир
природы, помогая наладить взаимоотношения с ним.
закладываются
начальные
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний
наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень
эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она
встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет
остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира
рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в
конечном счёте, любовь к Отечеству. «Рыбевода, птицевоздух, зверюлес,
степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит
охранять Родину».
Сложившаяся система экологического воспитания в нашем детском саду –
это не застывшая данность, это постоянно совершенствующийся процесс.
Педагогический коллектив выстраивает его с учетом географических,
социальных, культурных особенностей нашей местности.
Экологическое воспитание это воспитание нравственности,
духовности, интеллекта. Детский сад является первым звеном системы
непрерывного экологического образования. Воспитание у детей любви к
природе, способности воспринимать ее красоту — одна из важных задач
детского сада.
Основная цель экологического воспитания в нашем дошкольном учреждении:
научить ребёнка развивать свои знания законов живой природы, понимание
сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой.
Важными задачами экологического воспитания в ДОУ «Мальвина» являются:
Формировать систему экологических знаний и представлений
(интеллектуальное развитие);
Воспитание гуманного отношения к природе;
Развивать эстетические чувства : умение увидеть и прочувствовать
красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её.
Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за
растениями и животными, по охране и защите природы.
Воспитание любви к животному и растительному миру.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из
следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа
взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его
будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку,
следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех
нас Дом,
Обязательным условием экологического
образования является вовлечение детей в практическую деятельность по
выращиванию растений своими руками, предоставление им возможности
наблюдения за их ростом, развитием, за различными проявлениями в
благоприятных условиях. В этой работе первыми помощниками ребенка
должны стать родители.
безнравственны.
На территории детского сада имеется экологическая тропа «Поляна
чудес» с описанием природных объектов и речевым материалом к ним.
«Поляна чудес» представляет собой открытое, освещённое место, с
деревьями разных пород. Данные растения и деревья не только являются
ярким ландшафтным решением, но и объектом для проведения наблюдений,
получения
знаний в соответствии с объёмом программы.Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую
и оздоровительную функцию. Создавая тропу, коллектив старался
использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых
точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного
возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки. Очень радует
глаз цветущие растения на клумбе. Здесь дети стараются позаботиться о
цветах: рыхлят, поливают, поливают. В развилке ствола удобно устроился
мудрый филин, который помогает ребятам постичь премудрости природы.
Дом пчёл (кокон из мелких сучьев с дуплом), а рядом медведь. Наверное, он
захотел мёда, но не знает как вести себя с этими пчёлами. Между деревьями
на паутине притаился паук, рядом на ветках расположились разные виды
птиц. Эта поляна тоже имеет познавательную функцию. Сказочные персонажи
помогают ребятам в разрешении проблемных ситуаций, погружают в мир
сказки. Педагоги развивают детское воображение, фантазию, создают
позитивную сказочную атмосферу для сочинения сказок историй детьми, для
сеансов релаксации. Экологическая тропа позволяет более продуктивно
использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и
одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.
На прогулках воспитателями организуются игры с природным материалом
(песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое
оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на
прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда,
воды. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса
к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Недалеко от экологической тропы расположился огород.Среди овощных
культур на территории огорода расположен уголок лекарственных растений,
где произрастают: календула, подорожник, чистотел, ромашка, клевер,
василёк, пижма, мелисса, валериана, чабрец, тысячелистник, шиповник и др.
Педагоги формируют у детей навыки по уходу за растениями, расширяют
кругозор, валеологические представления. На огороде выращиваются все
основные овощные культуры. Процесс выращивания – от семени до сбора
урожая. Работа на площадке «Огород» призвана развивать такие качества,
как наблюдательность и трудолюбие. Здесь же находится овощной огород. Он
является объектом экологической тропы. В огороде выращиваются
неприхотливые и интересные для наблюдения культуры (морковь, свекла,
томаты, огурцы, тыква и т. д.).. Витаминная горка оживляет площадку,
привлекает детей тем, что на ней выращиваются знакомые растения как
укроп, петрушка, а также не вполне традиционные для большинства
огородников базилик, салаты, пряные травы.) . При посещении огорода
воспитатель учит дошкольников замечать изменения, происходящие с
растениями (выросли, появились новые листочки, бутоны, цветы, завязались
плоды), а также связывать состояние растений и динамику их развития с
благоприятными
условиями.В результате этой увлекательной для детей и взрослых работы можно видеть,
что дети умеют самостоятельно наблюдать, ухаживать за растениями и
животными, бережно относиться к ним, проявляют любознательность,
высказываются на экологические темы, обращают внимание на красоту
окружающей природы, в играх детей присутствует природное содержание.
Хочется отметить, что занятия по экологическому воспитанию в нашем
ДОУ проводились не зря! Дети с удовольствием ухаживают за растениями,
видят их красоту.
Так, шаг за шагом, мы прививаем детям любовь к природе и бережное
отношение к ней – формируем экологическое сознание.