Экологические зоны на территории ДОУ как средства экологического воспитания

  • Работа с родителями
  • docx
  • 07.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Чтобы все это происходило, необходимо одно условие: чтобы взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладали экологической культурой: понимали общие для всех людей проблемы и беспокоились по их поводу, показывая маленькому человеку прекрасный мир природы, помогая наладить взаимоотношения с ним.Сложившаяся система экологического воспитания в нашем детском саду – это не застывшая данность, это постоянно совершенствующийся процесс. Педагогический коллектив выстраивает его с учетом географических, социальных, культурных особенностей нашей местности. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту — одна из важных задач детского сада. Обязательным условием экологического образования является вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений своими руками, предоставление им возможности наблюдения за их ростом, развитием, за различными проявлениями в благоприятных условиях. В этой работе первыми помощниками ребенка должны стать родители. На территории детского сада имеется экологическая тропа «Поляна чудес» с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, коллектив старался использовать как можно больше и интересных объектов.Недалеко от экологической тропы расположился огород.На огороде выращиваются все основные овощные культуры. Процесс выращивания – от семени до сбора урожая. Работа на площадке «Огород» призвана развивать такие качества, как наблюдательность и трудолюбие.Так, шаг за шагом, мы прививаем детям любовь к природе и бережное отношение к ней – формируем экологическое сознание.документ Microsoft Word
Иконка файла материала Экологические зоны на территории ДОО как средства экологического воспитания.docx
Экологические зоны на территории ДОО  как средства экологического воспитания. Подготовила: старший воспитатель МБОУ ЦО №5 Ягонева Ирина Анатольевна Давайте, дошколята, природу охранять! О ней ни на минуту не надо забывать. Ведь цветы, леса, поля и речки. Это все для нас навечно! Все педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, элементы экологической культуры. Чтобы все это происходило, необходимо одно условие: чтобы взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладали экологической культурой: понимали общие для всех людей проблемы и беспокоились по их поводу, показывая маленькому человеку прекрасный мир природы, помогая наладить взаимоотношения с ним. закладываются начальные   Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее   продуктивно,   так   как   малыш   воспринимает   природу   очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться,   присмотреться,   задуматься.   Красота   окружающего   мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном   счёте,   любовь   к   Отечеству. «Рыбе­вода,   птице­воздух,   зверю­лес, степи,   горы.   А   человеку   нужна   Родина.   И   охранять   природу   —   значит охранять Родину». Сложившаяся система экологического воспитания в нашем детском саду – это   не   застывшая   данность,   это   постоянно   совершенствующийся   процесс. Педагогический   коллектив   выстраивает   его   с   учетом   географических, социальных, культурных особенностей нашей местности.  Экологическое   воспитание   ­   это   воспитание   нравственности, духовности,   интеллекта.   Детский   сад   является   первым   звеном   системы     непрерывного   экологического   образования. Воспитание   у   детей   любви   к природе,   способности   воспринимать   ее   красоту   —   одна   из   важных   задач детского сада. Основная цель экологического воспитания в нашем дошкольном учреждении: научить ребёнка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой. Важными задачами экологического воспитания  в ДОУ «Мальвина» являются: Формировать   систему   экологических   знаний   и   представлений (интеллектуальное развитие); Воспитание гуманного отношения к природе;   Развивать   эстетические   чувства   :   умение   увидеть   и   прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её. Участие   детей   в   посильной   для   них   деятельности   по   уходу   за растениями и животными, по охране и защите природы. Воспитание любви к животному и растительному миру. Формируя   гуманное   отношение   к   природе,   необходимо   исходить   из следующего:   главное,   чтобы   ребенок   понял,   что   человек   и   природа взаимосвязаны,   поэтому   забота   о   природе   есть   забота   о   человеке,   его будущем,   а   то,   что   наносит   вред   природе,   наносит   вред   человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас   Дом,   Обязательным   условием   экологического образования   является   вовлечение   детей   в   практическую   деятельность   по выращиванию   растений     своими   руками,   предоставление   им   возможности наблюдения   за   их   ростом,   развитием,   за   различными   проявлениями   в благоприятных   условиях.   В   этой   работе   первыми   помощниками   ребенка должны стать родители.   безнравственны. На   территории   детского   сада   имеется   экологическая   тропа   «Поляна чудес» с описанием природных объектов и речевым материалом к ним.  «Поляна чудес»   представляет  собой  открытое, освещённое  место,  с деревьями   разных   пород.   Данные   растения   и   деревья   не   только   являются ярким ландшафтным решением, но и объектом для проведения наблюдений, получения   знаний   в   соответствии   с   объёмом   программы.Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и   оздоровительную   функцию.   Создавая   тропу,   коллектив   старался использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки. Очень радует глаз   цветущие   растения   на   клумбе.   Здесь   дети   стараются   позаботиться   о цветах: рыхлят, поливают, поливают. В развилке ствола   удобно устроился мудрый   филин, который помогает ребятам постичь премудрости природы. Дом  пчёл (кокон из мелких сучьев с дуплом), а рядом  медведь. Наверное, он захотел мёда, но не знает как вести себя с этими пчёлами. Между деревьями на   паутине   притаился   паук,   рядом   на   ветках   расположились   разные   виды птиц. Эта поляна тоже имеет познавательную функцию. Сказочные персонажи помогают   ребятам   в   разрешении   проблемных   ситуаций,   погружают   в   мир сказки.   Педагоги   развивают   детское   воображение,   фантазию,   создают позитивную сказочную атмосферу для сочинения сказок историй детьми, для сеансов   релаксации.   Экологическая   тропа   позволяет   более   продуктивно использовать   обычные   прогулки   с   детьми   для   экологических   занятий   и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.  На прогулках воспитателями организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к   природе,   развивают   наблюдательность,   мыслительную   деятельность. Недалеко   от   экологической   тропы   расположился   огород.Среди   овощных культур на территории огорода расположен уголок лекарственных растений, где   произрастают:   календула,   подорожник,   чистотел,   ромашка,   клевер, василёк, пижма, мелисса, валериана, чабрец, тысячелистник, шиповник и др. Педагоги  формируют  у  детей навыки  по  уходу  за растениями, расширяют кругозор,   валеологические     представления.   На   огороде   выращиваются   все основные   овощные   культуры.  Процесс   выращивания  –  от   семени   до   сбора урожая.   Работа на площадке «Огород» призвана развивать такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Здесь же находится  овощной огород. Он является   объектом   экологической   тропы.   В   огороде   выращиваются неприхотливые   и   интересные   для   наблюдения   культуры   (морковь,   свекла, томаты,   огурцы,   тыква   и   т.   д.)..      Витаминная   горка  оживляет   площадку, привлекает   детей   тем,   что   на   ней   выращиваются   знакомые   растения   как укроп,   петрушка,   а   также   не   вполне   традиционные   для   большинства огородников   базилик,   салаты,   пряные   травы.)     .   При   посещении   огорода воспитатель   учит   дошкольников   замечать   изменения,   происходящие   с растениями (выросли, появились новые листочки, бутоны, цветы, завязались плоды),   а   также   связывать   состояние   растений   и   динамику   их   развития   с благоприятными условиями.В результате этой увлекательной для детей и взрослых работы можно видеть, что   дети   умеют   самостоятельно   наблюдать,   ухаживать   за   растениями   и животными,   бережно   относиться   к   ним,   проявляют   любознательность, высказываются   на   экологические   темы,   обращают   внимание   на   красоту окружающей природы, в играх детей присутствует природное содержание.  Хочется отметить, что занятия по экологическому воспитанию в  нашем ДОУ проводились не зря! Дети с удовольствием ухаживают за растениями,  видят их красоту. Так, шаг за шагом, мы прививаем детям любовь к природе и бережное  отношение к ней – формируем экологическое сознание.