ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

  • Исследовательские работы
  • Образовательные программы
  • Повышение квалификации
  • doc
  • 08.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ по формированию бережного отношения детей старшего дошкольного возраста к миру живой природы. Данный педагогический опыт ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за ними; на бережное отношение к миру природы. Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить.
Иконка файла материала Пед.проект - ХайбулаеваМ.В..doc
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 «Былинушка» ПРОЕКТ «Будь природе другом!» ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ по формированию бережного отношения детей старшего ормированию бережного отношения детей старшего дошкольного возраста к миру живой природы. дошкольного возраста к миру живой природы. Автор – разработчик педагогического опыта: воспитатель высшей квалификационной категории ­ воспитатель высшей квалификационной категории ­   Хайбулаева Марина Валерьевна  Хайбулаева Марина Валерьевна  Тюменская область, ХМАО­Югра, город Нижневартовск,  улица  «60 лет октября 78» Телефон:  2016 годСОДЕРЖАНИЕ I.           ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ      1 по формированию бережного отношения детей старшего дошкольного                                              возраста к миру живой природы.      1 VI. Партнеры                                                                                      22 XI. Ожидаемые результаты                                                             24 I. Краткая аннотация проекта. Охранять природу ­  значит охранять Родину. М.Пришвин.Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке.      Будущее человека зависит от уровня образовательной культуры.  Экологическое   образование   и   воспитание   дошкольников   становится   в   настоящее время   одним   из   приоритетных   направлений.   Научить   видеть   и   понимать   красоту родной   природы,   бережно   относиться   ко   всему   живому,   передать   определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.            Данный педагогический опыт ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за ними; на бережное отношение к миру природы.  Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать,   делать   открытия,   понимать,   высказывать   свои   мысли,   обсуждать, мыслить. II.    Обоснование необходимости проекта.Последние   десятилетия   прошедшего   века   —   время   развития   двух параллельных процессов: усугубления экологических проблем нашей планеты и их осмысления   человечеством.   В   России   в   этот   период   происходило   становление системы   непрерывного   экологического   образования.   Формировалась   концепция экологического образования, начальным звеном которой — и это общепризнанно — является сфера дошкольного воспитания.  Еще   выдающиеся   мыслители   и   педагоги   прошлого   такие   как,   Я.  А.  Коменский, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, К.Д. Ушинский придавали большое значение природе как средству воспитания детей: видели в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; подчеркивали особую роль природы в формировании гармонически   развитой   личности   ребенка,   считали   логику   природы   самой доступной, наглядной и полезной для детей.  Одной   из   основных   задач   педагогики   (согласно   Концепции   дошкольного воспитания),   является  воспитание  у детей  экологической  культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны необходимо  специально  воспитывать   у  детей  с ранних  лет. Если  же  эту   работу пустить на самотек, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе. Какие же это отклонения? Прежде всего — пассивность: дети стараются своей   деятельностью,   поведением   не   наносить   вред   и   ущерб   природе,   но   и   не проявляют   необходимой   заботы   о   животных   и   растениях.   Встречаются   дети, которые   бережно   относятся   к   какому­либо   ограниченному   кругу   предметов   и явлений природы ближайшего окружения (уголок природы, участок детского сада, домашнее подсобное хозяйство). Иногда дети наносят ущерб природе из­за недоста­ точной осведомленности (собирают в коробочку насекомых, составляют букетики из цветущих одуванчиков, обрывают бутоны растений для «угощения» куклам и пр.).   Некоторые   дети   потребительски   относятся   к   природе,   особенно   дикой; собирая чернику, затаптывают ее кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы и т. д.Именно   на   этапе   дошкольного   детства   складывается   начальное   ощущение окружающего   мира:   ребенок   получает   эмоциональные   впечатления   о   природе, накапливает первичные представления о разных формах жизни, уже в этот период формируются   первоосновы   экологического   мышления,   сознания,   экологической культуры. Академик Б.Т.Лихачев рассматривает экологическую культуру как производное от экологического   сознания.   Она   должна   строиться   на   экологических   знаниях   и включать   в   себя   глубокую   заинтересованность   в   природоохранной   деятельности, грамотное   ее   осуществление,   богатство   нравственно­эстетических   чувств   и переживаний, порождаемых общением с природой. Экологическое образование обучени е воспитани е развити Экологическая культура Экологич еские знания Экологическ ое мышление Культура чувств Экологически оправданное поведение Экологическая   культура  должна   являться   целью   экологического   образования. Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе.  Новым типом отношения в современное время  к природе должно стать субъектно­ этическое   отношение,   которое   характеризуется   личностной   установкой   на партнерское   (с   позиций   этических   норм)   взаимодействие   с   живыми   существами. Человек должен рассматриваться, как часть природы, а природа самоценна сам по себе (в старых подходах к экологическому образовании – человек – царь природы. Формировалось   потребительское   отношение   к   природе   –   польза   природы   для человека).Детский сад работает по основной общеобразовательной программе Радуга (Авторы ­ Т.Н.Доронова, Т.И.Гризик). В программе Радуга «Мир природы» является составляющей   познавательного   развития   детей.   В   программу   включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире  и о природе, но они не могут обеспечить детям понимания природы, непосредственно окружающей ребенка, выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование   словесного   метода   (предлагаемого   программой   «Радуга»)   — рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений. Дошкольники получают много интересных   знаний,   но   недостаточно   —   экологических.   Анализ   программ   по экологическому   образованию   дошкольников,   а   так   же   осуществленные   в   этом направлении   исследования   С.Н.   Николаевой,   Н.Н.   Кондратьевой,   З.П.   Плохий показали,   что   реализация   существующих   до   сих   пор   программ   не   обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне.  Анализ   психолого­педагогической   литературы,   программно­методических материалов,   изучение   практики   формирования   бережного   отношения   детей дошкольного   возраста   к   миру   живой   природы,   позволили   выявить   ряд противоречий:   между необходимостью формирования бережного отношения к живой природе (с позиций этических норм)   и не достаточными знаниями о растениях, животных, их потребностях и особенностях развития;  между   необходимостью     ознакомления   детей   с   многообразием   растительного   и животного   мира   и   ограниченностью   непосредственного   общения   с   природой, особенно в условиях города;  между   необходимостью   воспитания   экологической   культуры   уже   с   дошкольного возраста   и   недостаточное   внимание   родителей     к   формированию   экологической культуры дошкольников. Учитывая выше изложенные   факты,     в нашем дошкольном учреждении  возникла необходимость   поиска    новых   форм   и   методов   обучения       по     формированию бережного отношения детей старшего дошкольного возраста к миру живой природы.Результатом работы стало создание проекта   для детей старшего дошкольного возраста     «Будь   природе   другом!»,   данный   проект   был   разработан   на   основе региональной программы экологического образования дошкольников «Экология для малышей» Е.В.Гончаровой, с учетом достижений теории и практики экологического образования дошкольников С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, Н.А. Рыжовой и др.      Новизна педагогического опыта состоит в том, что: ­ для достижения поставленной цели разработана технология по формированию у детей   опыта   эмоционально­ценностного   отношения   к   природе   в   разных   видах детской деятельности (познавательно­исследовательской, игровой, трудовой и др.) ­   одним   из   важнейших   принципов   представленной   технологии   является деятельностный   подход,   позволяющий   формировать   познавательную   активность дошкольников,   развивает   образное   мышление,   наблюдательность   и   положительно влияет на расширение кругозора детей; ­   представленная   работа   составлена   с   учетом   принципа   интеграции образовательных   областей,   с   использованием   ИКТ   технологий,   в   соответствии   с ФГОС дошкольного образования.  Принципы   обеспечивающие   реализацию   проекта:  принцип   регионализации экологического образования, гуманизма, целостности, научности, системности. Практическая   значимость   педагогического   проекта:   разработанный   проект «Формирование бережного отношения детей старшего дошкольного возраста к миру «Формирование бережного отношения детей старшего дошкольного возраста к миру живой природы», а также мониторинг могут быть модифицированы и реализованы в живой природы» группах общеразвивающей направленности детей старшего дошкольного возраста.   В   проекте     определены     организационно­педагогические   особенности образовательного   процесса   в   ДОУ,   разработаны   дидактическое   и   методическое обеспечение реализации проекта,  отобраны  компьютерные игровые  программы по экологическому   образованию   для   детей   дошкольного   возраста,   составлены перспективное   планирование   по   экологическому   образованию   детей   среднего   и старшего   дошкольного   возраста   (программа   Е.В.Гончаровой   «Экология   для малышей»).Изучая данную проблему,  провела педагогическое обследование индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста по экологическому образованию в   своей   группе.   При   проведении   диагностики   за   основу   взят   педагогический мониторинг   качества   экологического   образования   в   ДОУ,   разработанный   под руководством   Гончаровой   Е.В.       В   процессе   обследования   я   выявляла     уровень сформированности   отношения   у   детей   к   миру   живой   природы,   по   следующим показателям:  1. Особенности представлений детей о многообразии живых организмов:  ­ знания детей о многообразии растительного мира; ­ знания детей о многообразии животного мира; ­ знания детей о сезонных изменениях в природе; ­ человек – биосоциальное существо. 2.  Особенности проявления отношения детей к живым объектам к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях: ­ к животным и растениям; ­ детей к живым объектам в условиях выбора; ­ человек и охрана природы. 3. Умения и навыки детей по уходу за живыми объектами:  ­ Уход за  растениями уголка природы;  ­ Уход за животными уголка природы;  ­ Отношение.  Таб.1.   Данные   педагогического   обследования   по   экологическому   развитию   детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года.Показатели Уровни оценки 1. Знания детей о живом организме. 2.Особенности проявления отношения к живым объектам   3.Использование знаний   о   живом организме и проявление     в   самостоятельной трудовой деятельности. Высокий   ­   3 балла Средний   –   2 балла Низкий – 1 балл Высокий   ­   3 балла Средний   –   2 балла Низкий – 1 балл Высокий   ­   3 балла Средний   –   2 балла Низкий – 1 балл Высоки й 0чел. Результаты Начало года Средни й  7 чел.­ 33% Низки й 14чел. ­ 67% 2чел.   – 10%  10 чел. ­48% 9чел.– 42% 0 чел.   8   чел. – 38% 13 чел. ­62% Результаты обследования показали, что объем представлений об объектах природы у детей сравнительно невелик.   Представления об особенностях поведения, условиях среды обитания, образе  жизни  зачастую ошибочные  или  отсутствуют вовсе. Низкий уровень составил 67% детей.         По   изучению     особенностей   отношения   детей   к   живым   объектам   было выявлено   что,     проявление    заботы   о   живых  объектах   у   детей  имеется,   но ограниченное.   Понимая,   что   животное   нуждается   в   пище,   дети   указали  на необходимость кормления диких  животных.  Дети по­разному ощущают (сопережи­ вают) растительный и животный мир природы, некоторые проявляют не устойчивый интерес   к   объектам   природы,   другие   и   вовсе   равнодушны   к   ним(42%)   детей   – проявляют низкий уровень отношения к живым объектам. Наблюдение   за   самостоятельной   трудовой   деятельностью   детей   показало,   что большинство   детей     (62%)   не   владеют   умениями   и   навыками   самостоятельно выполнять   трудовые   процессы   по   уходу   за   живыми   объектами:   не   понимали важности достижения результатов. Данные, полученные в результате педагогического обследования подтвердили, необходимость   поиска  новых   подходов  позволяющих   более   эффективноформировать у детей бережное отношение к природе посредством системы знаний о живом организме. В связи с этим  мною были определены  цели и задачи моей работы: Цель:  III   . Цели и задачи проекта. Совершенствование работы по формированию бережного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста, через использование разных видов детской деятельности (познавательно­исследовательской, трудовой и  игровой). Задачи распределились на три блока: 1 блок задач ­ «Организация деятельности с семьей». Повышение   уровня   компетентности   родителей   в   вопросах   экологического образования детей дошкольного возраста: ­консультации; ­участие в проектной деятельности; ­ экологические акции.  2 блок задач ­ «Организация деятельности с педагогами». Повышение   образования детей дошкольного возраста:   уровня     компетентности   педагогов   в   вопросах   экологического ­консультации; ­ методические рекомендации. 3 блок задач ­ «Организация деятельности с детьми». Обучающие задачи: 1.Формировать   у   детей   представления   о   живом   организме   (растениях,   животных, человеке – как биосоциальном существе, их  взаимосвязях).  2.Учить  различать  понятия как «живое», «не живое», их свойства.   3.Учить устанавливать взаимосвязи, существующие в среде обитания (между живой и неживой природой). причинно­следственных,    последовательных    временных   Развивающие задачи: ­  Развивать   навыки  самостоятельной   трудовой   деятельность   по   уходу   за  живыми объектами с позиции субъекта детского труда, научить детей выполнять трудовые процессы, от постановки цели до получения результата. Воспитательные задачи: ­ Воспитывать осознанно – правильное  отношение детей к объектам живой природы. IV   . Содержание проекта. « Мы должны научить детей беречь природу, любить её.  Должны, но как это сделать? Говорит ли о чем­нибудь нашим малышам весьма абстрактное и собирательное слово «природа»? И можно ли любить абстракцию? А если нельзя,  то, что же тогда должно составлять суть экологической педагогики?»                                                Е Дубровкина. Проанализировав  психолого­педагогическую   литературу   по   проблеме формирования  у дошкольников экологических представлений о живом организме, я определила,   что   наиболее   распространенная   причина   негативного   отношения   к природе у детей дошкольного возраста – отсутствие знаний о растениях, животных, их   потребностях   и   особенностях   развития.   Исследуя     проблему   формирования отношения детей к природе,   ученая  Н.Ф.Виноградова  обнаружила   интересный  дошкольники   добрее   относятся   к   животным,   чем   к факт:   оказывается, растениям.  Она  объясняет это  тем, что  ребенку животное  легче, чем  растение, идентифицировать с собой, наделив его разумом, переживаниями (как это бывает в сказках), сходными со своими собственными.План реализации проекта Задачи Формы реализации Этапы реализации проекта Подготовительн ый   этап   (май 2012 г.)       – тематическое психолого­педагогической, Отбор методической литературы; Комплексно планирование по работе с детьми;  Перспективный   план   по   работе   с родителями; Диагностический инструментарий; Уголок природы – с подбором растений, паспортом растений; Уголок экспериментирования; Изучение   опыта   использования   в экологическом   образовании   детей пооперационных карт, классификационных   таблиц,   эколого­ психологических тренингов Родительское собрание, консультации.   Педагогический мониторинг качества  экологического образования в ДОУ,  разработанный под руководством  Гончаровой Е.В. Анкетирование.     с   Мероприятия: «День   открытых   дверей»   просмотр интегрированного   занятия   «Что   такое использованием природа?» классификационных   таблиц,   «Учим ухаживать за комнатными растениями» с использованием пооперационных карт, эколого­психологических тренингов ; Выставки детских работ; Досуги: «Экологическая   викторина   «Что,   где, откуда?» (родители и дети); Занятия формированию экологических   представлений   у   детей среднего   и   старшего   дошкольного возраста; Оснащение   игрового   занимательного уголка. Мониторинг   освоения   экологических представлений диагностике Е.В.региональная Гончаровой программа «Экология для малышей» по по           Изготовить   альбомы   Животные»,   «Рыбы», «Растения», «Насекомые»;  «Грибы»,   Изучить   психолого­педагогическую   и методическую   литературу   по   данной теме; Изучить социальный заказ родителей; Подобрать диагностический разработать     инструментарий, мониторинг; Разработать систему работы с детьми, родителями, педагогами, направленную на   формирование   экологической культуры; Подготовить   педагогическую   копилку для работы с родителями и детьми; Провести   первое   родительское собрание по теме: «Три «НЕ» на пути любви к природе»; Обеспечить   условия   для   реализации проекта.   Выявить   уровень     экологических представлений   детей   посредством диагностического обследования; Роль   семьи   в   экологическом Диагностически й этап (сентябрь 2013г.) Основной   этап (октябрь   2013   – апрель ­ 2015г.) воспитании детей.  Организовать и провести мероприятия, согласно перспективному плану работы с родителями и детьми;  Провести   беседы,   консультации   с родителями;  Организовать   и   координировать участие   родителей   в   развлечениях, досугах,   в   совместном   изготовлении выставок детских работ;  Ознакомить   родителей   с   приемами руководства   играми   с   занимательным материалом;  Знакомство   родителей   с   системой экологическому     работы образованию детей. по Итоговый   этап (апрель   –   май 2015г.)  Выявить   уровни   экологических представлений   детей   посредством диагностического обследования, после проведения различных форм и методов работы;    Альбомы   «Животные»,   «Растения», «Грибы», «Рыбы», «Насекомые»; Создание   Книга «Самый полезный  овощ»; Постановка музикла «Осенины» продукта     проектно­ деятельности исследовательской ­книгу «Самый полезный  овощ»;  Совместно музыкальным руководителем   поставить   музкл «Осенины»     с Содержание основного этапа проекта реализуется поэтапно:  На  первом   этапе    реализации   проекта   у   детей   формируются   следующее содержание знаний: о живом; о многообразии ценностей природы и самоценности каждого живого существа; о нормах взаимодействия в природе. Особое внимание обращается на отражение опыта эмоционально­ценностного отношения к природе и умений строить разумное взаимодействие с природными объектами в разных видах деятельности.  В связи с этим, система работы  ведется по четырем направлениям: I. Формирование представлений о живом организме; II.Формирование представлений о взаимосвязи животных с окружающей   средой; III. Формирование представлений о многообразии ценностей природы и самоценности каждого живого существа; IV. Формирование представлений о нормах взаимодействия в природе. На  втором этапе  у детей формируются обобщенные представления о  приспособлении растений, животных и людей к изменениям среды. На данном этапе  предполагается формирование  первоначальных обобщенных представлений  о   временах года на основе четырех групп признаков: 2. Изменения в неживой природе в разное время года. 3. Изменения в растительном мире в разное время года. 4. Изменения в животном мире в разное время года. 5. Изменения  в жизни человека  в разное время года. Детей подводим к усвоению трех групп связей:  причинно­следственных,   свидетельствующих   об   изменении   предмета   или явления природы вследствие определенной причины;  последовательных  –   последовательном   изменении   предмета   или   явления   на определенных стадиях развития внутри одного сезона или в течении нескольких сезонов;  временных  совпадение   во   времени   нескольких   явлений,   вызванных   общейпричиной. Человек Животный мир Растительный мир Сезонные изменения в природе Общие представления о временах года На третьем этапе  реализации проекта дети учиться выполнять трудовые процессы, от постановки цели до получения результата,   осваивают рациональные способы осуществления   трудовых   действий,   контролировать   качество промежуточных и итоговых результатов. Целостное освоение трудового процесса по   уходу   за  живыми   объектами –  основное   условие   для  формирования  особого отношения к живым объектам.   учиться   Для   систематизации   работы     по   данному   направлению       мною   была   изучена психолого­педагогическая   литература   и   разработан  перспективный   план   по экологическому  образованию детей старшей группы:   как   в  непосредственно­ организованной деятельности, где представлен цикл занятий по формированию и систематизации   экологических   представлений   у   детей   с   учетом   регионального компонента,   так   и   в   совместной   деятельности   воспитателя   с   детьми   с   учетом разных   видов   деятельности   (игровой,   трудовой,   продуктивной,   опытно­ экспериментальной   деятельности,   в   процессе   наблюдений,   бесед,   чтении художественной   литературы,   в   праздниках   и   развлечениях   экологического содержания).   Так   как   одним   из   основных   методов   экологического   образования детей   является   наблюдение,       мною     был     разработан    перспективный   план наблюдений на прогулке  с учетом природо­климатических особенностей нашего региона.  В  процессе   реализации   данной   системы   работы,  мною   осуществлялось  создание необходимых условий:   создала   уголок природы; подобрала растения с учетом рекомендуемых   детям   по   возрасту;   оформила   паспорта     комнатных   растений, создали условия для проведения элементарных  опытов.    Так же для создания развивающей экологической среды в группе, мною были оформлены наглядно­дидактические пособия:  ­ коллаж «Лес», «Портреты месяцев» которые направлены на формирование представлений у детей о сезонных изменениях в природе,  ­ «Этажи леса», «Пищевые цепи (кто кого   модели   «Чьи   следы?»   лесу)», ­ ест   вспособствующие   уточнению     представлений   о приспособлении   живых   существ   к   природным   условиям, обозначающие   разные   среды   обитания,   особенности строения   и   повадок   живых   существ   для   передвижения, защиты от врагов, добывания пищи в среде;­ использовала графико­схематические модели:   «Рост и развитие живого организма», «Модель функций   органов   живого»,   «Основные   признаки   групп   животного   мира» способствуют выделению существенных признаков, для объединения   нескольких объектов   в   одну   группу,   «Условные   обозначения   по   уходу   за   растениями», «Модель   аквариума»,   «Условия   необходимые   для   жизни   аквариумных   рыбок», «Этого не следует делать в лесу» ­ направлены на формирование правил поведения человека   в   лесу,     разработала    пооперационные   карты  ­   «Модель   трудового процесса   по   уходу   за   комнатными   растениями»   ­   способствующие   определению действий и их последовательности в процессе ухода  за живыми объектами;  ­ совместно с детьми и родителями созданы альбомы   «Времена года», «Дикие животные»,   «Домашние   животные»,   «Насекомые»,   «Птицы»,   «Рыбы»,   которые способствуют   накоплению,   закреплению     и   обобщению   знаний   о   животных   и растениях как живых существах.   В   нашем   дошкольном   учреждениях   воспитатели   широко   используют   метод проблемного   обучения:   развивающие   логическое   мышление, моделирование   проблемных   ситуаций,   опытно­ иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен   на   развитие   личности   ребёнка,   его   познавательных   и   творческих способностей.  Серия   занятий   объединена   основной   проблемой.  Например,   давая детям   полное   представление   о   домашних   животных,   воспитатель   на   занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно­эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно­прикладном искусстве и творчестве художников­ иллюстраторов. Совершенствование   работы  по   формированию   экологических   представлений  у детей   старшего   дошкольного   возраста,   осуществляла   через   использование познавательно­исследовательской деятельности и игровых технологий. Овладение данными   умениями     ­   залог   успешности   детской   познавательной   деятельности. Одной   из   важных   мыслительных   операций,   необходимых   для   успешной исследовательской   деятельности   является   умение   классифицировать   предметы окружающего   мира.   Если   ребенок   научится определять, к  какой классификационной группе принадлежит   исследуемый   предмет,   то   он   экспериментирование,   вопросы,­   таблицы,  классификационные   сможет   судить   о   его   свойствах,   закономерных   связях.   Учитывая     особенности мышления   детей   дошкольного   возраста   (наглядно­   образное   мышление)   для развития  у детей умения классифицировать мы используем технологию  наглядного моделирования     рекомендованные Н.А.Коротковой, которые позволяют   группировать предметы окружающего мира по   разным   основаниям,   делать   обобщения.   У   детей   развивается   критическое мышление,   что   очень   важно   в   исследовательской   деятельности.   Опыт   работы   с классификационными  таблицами  показывает,  что  такая  деятельность       вызывает познавательную и исследовательскую активность у детей.    Особое место в приобретении  новых знаний при организации исследовательской деятельности   принадлежит экспериментированию, для систематизации работы по экспериментированию,   разработала   картотеку.   Главное   достоинство   метода экспериментирования   заключается   в   том,   что   он   даёт   детям   реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими   объектами   и   со   средой   обитания.   В   процессе   эксперимента   идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как возникает   необходимость   совершать   операции   анализа   и   синтеза,   сравнения, классификации и обобщения.  Задачи, решаемые в процессе опытно­экспериментальной деятельности:     формирование   диалектического   мышления,   т.е.   способности   видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде  с помощью наглядных средств, символов, условных заместителей, моделей. поддержание у детей познавательной активности, инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности. расширение перспектив развития поисково­познавательной  деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и  преобразующие действия При   организации   образовательной   деятельности   с   детьми используются   разные  виды   занятий:     занятие   –   игра, наблюдение,   обучение   детей   труду   в   природе,   составление рассказов,   этические   и  обобщающие  беседы.    Одновременно мной осуществлялся поиск эффективных форм,   методов   и   приемов   обучения   детей   на   занятиях:   включения   в   них дидактических   игр,   игровых   обучающих   ситуаций   (Комарова   И.А., тренингов Никовлаева   С.Н.),   эколого­психологических ( Л.В.Моисеева, М.С. Копысова), метода проектов, а   так  наблюдения   за   объектами   природы, же элементами   практических   действий  по   уходу   за  игровыхживыми   объектами   уголка   природы. Использую в своей работе     комплексные которые   в   наибольшей   степени   отвечают психологии   детей   дошкольного   возраста. Комплексные   занятия  предусматривают   сочетание   различных   воспитательно­ образовательных   задач   и   включение   в   них   разных   видов   деятельности,   что помогает дошкольникам с наименьшими физическими и психическими затратами усвоить относительно большой материал.  занятия, Процесс формирования на занятиях знаний, навыков и умений длительный. Он   включает   ряд   этапов.   На   одних   занятиях  идет   формирование  первичных знаний   о   природе.   С   этой   целью  используются   наблюдение,   рассматривание картин.   На   других   занятиях   идут  углубление,   расширение,   конкретизация знаний. Для этого используются рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, повторные наблюдения,  опыты. И, наконец, занятия, связанные с обобщением и систематизацией знаний детей о природе. С этой   целью   проводятся   беседы,  дидактические   игры, моделирование, обобщающие  наблюдения.  Для  закрепления знаний используются труд и игра.  Для воспитания трудолюбия и формирования трудовых навыков используется такая форма   работы   с   детьми,   как  труд   в   природе,   который   организуется   в   форме индивидуальных поручений и коллективного труда. В процессе труда формируются практические   навыки   ухода   за   растениями   и   животными,   развиваются интеллектуальные   умения:   планировать   работу,   подбирать   материалы   и инструменты, наметить последовательность операций, распределяя их по времени и между   участниками   труда,   оценивать   результаты,   здесь     я   использую пооперационные карты. Дошкольный   возраст   называют   возрастом   чувственного   познания   окружающего. Некоторые   дети   отличаются   недостаточным   развитием   системы   эмоционально­ чувственного восприятия.     В связи с этим я решила использовать в своей работе новую,   возможно более эффективную   форму   экологического   образования  игровые дошкольников   – тренинги.   Эколого­психологические   тренинги   –   это комплексная   форма   коррекции   экологического   сознания личности   в   соответствии   с   целями   экологического образования.   В   ходе   эколого­психологического   тренинга реализуются две цели: первая – формирование гуманного отношения личности к миру природы и вторая – обеспечение личностного саморазвития и личностного  эколого­психологическиероста воспитанников. Цикл тренингов способствует созданию особых возможностей для приобретения детьми психологического опыта общения с миром природы.   Метод  наблюдения  в   экологическом   воспитании   детей   является основным.   Основной   запас   накопленных   ребенком   в   дошкольном   возрасте знаний   –   это   представления,   т.е.   образы   воспринятых   им   ранее   объектов, явлений.      Поэтому  я  большое  внимание   уделяю наблюдениям на прогулке. Во время этих наблюдений дети не просто знакомятся с теми или иными объектами живой и неживой природы, они учатся правильно вести себя на природе, слышать, видеть и чувствовать ее такой, какая она есть в действительности, а не на картинке.   Для   фиксирования   систематических   наблюдений   за   явлениями   природы   мы   с детьми ведем   календарь природы.  Это помогает детям закрепить представления и впечатления от непосредственных наблюдений. Так   же,   в   экологическом   воспитании   дошкольников  игры широко   используются   разнообразные экологической  направленности:   дидактические   игры предметные,   настольно­печатные   и   словесные: предметные   игры   т.к.     «Путаница»,   «Вершки   и корешки»   и   т.д.;  настольно­печатные   –     «Времена   года»,   «С   какого   дерева лист, плод», «Дикие животные»; словесные игры – «Живое, не живое», «Кто летает,   бегает,   прыгает?»,   «Когда   это   бывает»,   а   так   же  подвижные   игры природоведческого   характера:     «Мыши   и   кот»,   «Хитрая   лиса»,   «Волки   и овцы», «Не пропусти растение» и т.д.  мною –Основной   метод,   используемый   мной   в   работе   по   формированию   у   детей экологических   представлений,   является  метод   моделирования,   т.к.  процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно   воспринимать   непосредственно.   Часто   на   основе чувственного   познания   требуется   «построить»   в   сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении   природы.   Решить   успешно   эти   задачи     помогает   метод   моделирования. Систему работы по формированию бережного отношения детей   к   природе   я   осуществляла   во   взаимодействие   с семьей,   разработала   консультации   по   формированию культуры     серию экологической «Любите   природу!»,   рекомендаций   родителям,   позволяющие   проводить индивидуальные   консультации   по   формированию экологических   представлений   у   детей,   что   позволило повысить   их   педагогическую   компетентность   в   вопросах   экологического образования. Для включенности  детей и их родителей  в переживание событий, в осознание   экологических   проблем,       внедрила   в   свою   педагогическую   практику такую современную форму работы как экологические акции. Мои воспитанники и их   родители   являются   активными   участниками   различных  акций   и   конкурсов, организуемых   в   детском   саду:   «Озеленяем   детский   сад.  Присоединяйтесь!», «Сбережем зеленую елочку» и конкурса рисунков проводимых в рамках группы «Огород на окне», «Укрась наш участок цветами!» 2014 г.  Родители ежегодно принимают активное участие в организации и проведении осенней ярмарки «Дары Осени», оснащении уголка природы в группе, уголка дежурств  (шили фартуки), приносили землю для пересадки комнатных цветов, помогали в оформлении клумб для цветов на участке детского сада, приносили рассаду и семена.  В   дошкольном   образовательном   учреждении,   в   2016   году,   при   активном   участии педагогов   ДОУ   и   родителей   был   создан   экологический   музей  «По   страницам Красной книги  ­ Югры!» Целью организации данного музея, является: Формирование  экологической   культуры  и   активной   жизненной   позиции подрастающего   поколения   по   отношению   к   проблеме   сокращения   видовогоразнообразия   растительного   и   животного   мира   отдельных   регионов   и   планеты   в целом.  Привлечение   внимания   воспитанников   и   родительской   общественности   к Задачами, решаемыми в процессе работы,  данного музея, являются: 1. существующим проблемам охраны окружающей природной среды; 2.   Развитие   детско­родительского   сотрудничества   в   области   экологии   на   основе обмена   опытом   по   осуществлению   разнообразной   творческой   и   природоохранной деятельности;  3. Популяризация бережного отношения к природным богатствам планеты, России и своей малой родины средствами художественного изобразительного творчества; 4.   Воспитание   у   детей   старшего   дошкольного   возраста   на   основе   регионального компонента,   бережного   отношения   к   единым   общечеловеческим   ценностям   в соответствии с принципом сохранения культурного и природного разнообразия; 5.  Стимулирование   и   развитие   творческого   потенциала   воспитанников   на   основе изучения природного и историко­культурного наследия; 6. Активизация пропаганды сохранения отдельных видов растительного и животного мира как неотъемлемых звеньев устойчивого развития целых природных комплексов. Виртуальная версия экологического музея ДОУ «По станицам Красной книги –  Югры!», размещена на моем персональном сайте:  http://marinakhaybulaeva.wixsite.com/mysite ФОТОV.    Ресурсы. 1.Информационные: ­ педагогический мониторинг проводится два раза в год; ­ обобщение и распространение педагогического опыта через проведение открытых  занятий для педагогов ДОУ и студентов НСГК, выступления в городских методических  объединениях, на педагогических советах,  семинарах ДОУ, на сайте ДОУ, публикации  на международном образовательном интернет­проекте http  https   http://marinakhaybulaeva.wixsite.com/mysite  ­  valerevna, на персональном сайте   ://   infourok  /  haybulaeva    ­  marina    .  ru   /  user  ://   www   .  maaam    .  ru ;      2.Программно­методические: ­ совершенствование системы работы по внедрению познавательно­ исследовательской деятельности и игровых технологий; ­ перспективного планирования по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста. ­ изучение использования игровых технологий в экологическом образовании  дошкольников и систематизация дидактических игр, игровых обучающих  ситуаций; ­ систематизация эколого­психологических тренингов; ­ подготовка методических рекомендаций для педагогов по составлению  пооперационных карт – при организации трудового процесса ухода за живыми  объектами;­ подготовка методических рекомендаций для педагогов по составлению  классификационных таблиц при ознакомлению детей с многообразием  животного и растительного мира; ­ корректировка содержания диагностического инструментария; 3.Материально­технические: ­ создание картотеки наблюдений на прогулке,  ­подбор видео, аудио материалов; ­ создание банка мультимедийных презентаций; ­наглядно­демонстрационный материал. Партнеры Воспитатель ­руководитель проекта Воспитанники Родители VI   .  Партнеры Разработка, реализация, руководство проектом. Предмет отношений Осваивают  занимательный игровой материал по формированию бережного   отношения   к   миру   живой   природы,   через   систему знаний о живом организме Современное   образовательное   учреждение   немыслимо   без  системного, осмысленного взаимодействия с семьей. Родители   –   это   первые   и   главные   (по   силе   и   степени  оказываемого влияния) воспитатели ребенка. 1. Принцип   социального   партнерства.   Взаимодействие  детского   сада   и   семьи   строится   через   открытость   в   решении общих   задач   воспитания,   создание   реальных   возможностей участия родителей в деятельности дошкольного образовательного учреждения   – профессиональный   помощник  семьи   в   воспитании   ребенка. Исключается позиция доминирования  по принципу «мы педагоги – мы лучше знаем что нужно». Формируется позиция диалога и неформального взаимодействия на основе взаимного уважения и доверия. на   основе   позиции   –  детский   сад    2.   Принцип социального творчества.       Детский сад – это место,   где   интересно   и   комфортно   не   только   ребенку,   но   и родителю,   для   которого   созданы   все   условия,   помогающие раскрывать собственный родительский потенциал. Детский сад – это территория совместного семейного творчества, помогающего и   ребенку,   и   родителю   в   построении   партнерских   отношений,