Экологический урок "Лес наше богатство"
Оценка 4.6

Экологический урок "Лес наше богатство"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
01.06.2017
Экологический урок "Лес  наше богатство"
Работа по экологическому воспитанию, тема экологического интегрированного урока «Лес – наше богатство», 4 класс. Актуальность • Разнообразный материал рассчитан на различный уровень подготовки учащихся и позволяет активизировать их познавательную деятельность, повышает интерес к предмету; • Систематизируются знания учащихся в области охраны природы; • Расширяются природоведческие понятия, обогащаются эмоционально – чувственные сферы ребёнка; • Формируются гуманные черты личности ребёнка в процессе практической деятельности Яркие впечатления держатся в памяти всю жизнь и это становится правилом поведения человека.
Экологический урок Лес- наше богатство.docx
Экологический  урок             «Лес – наше богатство»          Младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску  тайны – эти качества могут стать союзниками учителя в организации  учебно – воспитательного процесса,   хорошо помогают решать задачи экологического воспитания, возможность вести большую поисковую  работу по сбору интересного материала о зверях, растениях, решения и создания кроссвордов.        Возможность активного использования межпредметных связей (окружающий мир ­ музыка,  окружающий мир – изо, окружающий мир –  русский язык, окружающий мир – технология, окружающий  мир – литературное чтение).        Опыт подсказывает, что на младшего школьника нельзя обрушивать запреты, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были осознаны,  прочувствованы, а многие и открыты детьми, чтобы стали их собственными убеждениями, а основные из  правил перешли бы, в простую и единственную привычку.         Как же развивалось экологическое мышление  в течение первых трёх лет обучения.          В 1­2 классах учащиеся познавали многообразие предметов и явлений окружающего мира, учились  воспринимать его красоту, понимать важность её сохранения, осознавать себя частью природы. Отношение к окружающему миру формировалось по следующим позициям: любуюсь, восхищаюсь, радуюсь, люблю,  буду беречь.            В 3­ем классе учились наблюдать изменения в окружающем мире, в жизни человека, выявлять  причины и следствия  этих изменений, находить связи между живой и неживой  природой, между прошлым и настоящим. При этом развивались умения наблюдать, экспериментировать. Отношение к окружающему  миру формировалось  в направлениях: удивляюсь, хочу проникнуть в тайны, огорчаюсь, могу помочь,  восхищаюсь мудростью природы, горжусь героическим и культурным наследием своих предков.           В 4­ом классе отслеживали взаимосвязи живых организмов в природных сообществах и природных  зонах. Прогнозировали негативные последствия деятельности человека и проектировали взаимодействия с  природой, которые не будут нарушать природного равновесия, размышляли о том, как всё мудро устроено  в природе. Задавались таким вопросом: как соотнести достижения технического прогресса, потребности  человека и возможности природы выдерживать антропогенную нагрузку. Как жить в гармонии с природой,  чтобы сохранить жизнь на планете Земля.        Вашему вниманию представляю  работу по экологическому воспитанию, тема экологического  интегрированного урока «Лес – наше богатство», 4 класс.  Яркие впечатления держатся в памяти всю жизнь и это становится правилом поведения человека, я очень  надеюсь на это.                                                         Актуальность  Разнообразный материал рассчитан на различный уровень подготовки учащихся и позволяет  активизировать их познавательную деятельность, повышает интерес к предмету;  Систематизируются  знания учащихся в области охраны природы;  Расширяются природоведческие понятия, обогащаются эмоционально – чувственные сферы  ребёнка;  Формируются гуманные черты личности ребёнка в процессе практической деятельности                                               Содержание 1. Тема: «Лес – наше богатство»; 2. Цели:       дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об ответственности за  окружающий  человека мир природы; показать детям, что человек – работник в царстве природы; учить детей выполнять  законы природы; показать, что необходимо как для здоровья человека, так и для  здоровья природы; воспитывать интерес к окружающему миру; чувство осознания  своего единства с  окружающим миром; развивать у детей навыки общения со сверстниками, взрослыми, природой, с  ориентацией на ненасильственную модель поведения; развивать активность, воображение и творческие способности учащихся. 3. Задачи:  Расширение экологических представлений младших школьников.  Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда  основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным  возможностям.  Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного  курса, практической деятельности  учащихся по изучению и охране окружающей  среды.  Полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих  знаний. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.  Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать  знания по определённой теме, организовывать поисковые экспедиции, команды.  Передавать свои накопленные знания сверстникам, выступать с докладами,  рефератами.   Обучать разгадывать и составлять кроссворды.                                                                       Экологический интегрированный урок­ занятие в  4 классе «Лес – наше богатство»                                            Предшествующая работа: работа с книгами писателей­натуралистов: В. Бианки, И. Соколова­Микитова,  Г. Скребицкого нарисовать рисунок по книге о природе, которую ребёнок прочёл оформить выставку рисунков под названием «Открытый мир природы» оформить книжную выставку «Если посмотреть вокруг» с разделами:            «О животных», «Удивительный мир растений», «Птицы – наши друзья»  выставка составленных кроссвордов «Животные и растения леса», «Растения»                                                                Ход урока: Учитель: Тему сегодняшнего занятия я предлагаю вам угадать, заполнив кроссворд. (Растения леса) 1. Ствол белеет, Шапочка зеленеет. Стоит в белой одёжке, Свесив серёжки. (Берёза) 2. Белые овечки бегают по свечке. (Верба) 3. Никто не пугает, а она вся дрожит. (Осина) 4. Вроде сосен, вроде ёлок, А зимою без иголок. (Лиственница)                        5.   Что же это за девица?                               Не швея, не мастерица.                               Ничего сама не шьёт,                                А в иголках круглый год! (Ель)                        6.    Надеты на его сучки 5 листьев вырезных.                                 Они красны и широки, совсем как у больших! (Клён) Учитель: Какое ключевое слово получилось? Да, сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок вам, так как  не раз бывали у него в гостях, читали о нём, и он ещё далёкий для нас, так как нам ещё не раз предстоит встреча с прекрасным миром, полным сказок, чудес, красоты!                    Когда мы говорили о нашей Родине, мы не могли представить её без величественных лесов Сибири, без тенистых дубрав, без светлых берёзовых рощ нашего края.                                     В лесу всё прекрасно! Лес украшает землю, а потому и жизнь человека. Это хорошо понимали русские писатели и поэты, которые воспели в своих произведениях красоту леса, родной природы. О лесе писали А. Пушкин, И. Никитин, И. Бунин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А.Фет… Лес хорош в любое время года. Русский поэт И. С. Никитин писал:                      Шуми, шуми зелёный лес!                      Знаком мне шум твой величавый, И твой покой, и блеск небес Над  головой твоей кудрявой. Я с детства понимать привык Твоё молчание немое И твой таинственный язык, Как что­то близкое родное. Ученик 1:    Лес, точно терем расписной,                      Лиловый, золотой, багряный                      Весёлой, пёстрою стеной                      Стоит  над светлою поляной                       Берёзы жёлтою резьбой                      Блестят в лазури голубой,                      Как вышки,  ёлочки темнеют,                      А  между клёнами синеют       То там, то здесь в листве сквозной       Просветы  неба, что оконца       Лес пахнет дубом и сосной.       За лето высох он от солнца,       И очень тихою вдовой,       Вступает в пёстрый терем свой.      Ученик 2:    На пажитях немых люблю в мороз скрипучий                           При свете солнечного снега блеск колючий.     Леса под шапками иль в инее седом,     Да речку звонкую под тёмно – синим льдом.      Ученик 3:   Смотрю, как роща зеленеет,                          Палящим солнцем облита,                          И в ней какою негой веет От каждой ветки и листа.     Ученик 4:  Чем жарче день, тем сладостней в бору                        Дышать сухим смолистым ароматом.                        И весело мне было поутру                        Бродить по этим солнечным палатам.      Учитель: Но не одной красотой славится лес. Лес задерживает влагу, останавливает палевые бури и суховеи, помогая человеку выращивать хороший урожай.     Ученик 5:  Над морем солнечной пшеницы,                        Как часовые вдоль границы,                        В тумане высятся леса.                        Они стеной стоят на страже. Учитель: А как легко дышится в лесу! Лес это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле.                                  Лес – это ещё и дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина   –   главный   дар   леса.   Она   используется   для   строительства   жилищ,   в   судостроении,   для изготовления мебели. При химической обработке дерева из неё можно получить бумагу, искусственную шерсть,   резину,   краски,   лаки,   киноплёнку,   лекарства   всего   около   20000   разнообразных   изделий   и продуктов.   Деревья   выделяют   в   воздух   особые   летучие   вещества,   убивающие   многие   болезнетворные микробы,   поэтому   лес   является   наиболее   здоровым   местом   отдыха   для   людей   и   способствует   их долголетию. А знаете ли вы что: Ученик 1: Дуб растёт очень медленно, но глубоко пускает корни в землю. Лишь с 9­летнего возраста начинает расти очень быстро, по 30­40 см. Первые жёлуди даёт только в 20 – 70 лет. Ученик 2: А берёза растёт очень быстро. За 25 лет она достигает высоты 5­этажного дома. Особенно хорошо она растёт на песчаных почвах. За сутки взрослое дерево берёзы высасывает из земли до 41 ведра воды. Берёза – дерево пионер. Она вырастает на  вырубленных местах, на выгоревших местах. Ученик 3: Цветки липы дают первоклассный мёд, причём с одного дерева с хорошо развитой кроной пчёлы собирают столько же мёда, как с одного гектара гречихи.                    Ученик 4: Среди дикорастущих растений есть много съедобных. При хорошем знании дикорастущих растений в лесу можно сварить обед из трёх блюд: на 1­е приготовить суп из щавеля, лебеды, листьев осота, сурепки, молодых листьев сныти, молодых стеблей крапивы. На 2­е – солянку из корней лопуха и крапивы; корни лопуха можно также испечь в горячей золе. На 3­е приготовить можно лимонад из листьев кислицы. Обед будет вкусным и питательным. В лесу можно найти и лекарственные растения.                  Учитель: Прежде, чем мы посмотрим с вами фильм «Друг ли ты лесу».                    Давайте обсудим такую проблему: С какими экологическими нарушениями можем встретиться в лесу?                   Как их  можно избежать?                                     Просмотр фильма «Друг ли ты лесу?»                                    Последующая беседа:  Какой   вред   наносит   человек   лесу?   (вырубает   лес,   отравляет   воздух,   рвёт   растения,   разводит костры, устраивает пожары)  Что стали делать люди, чтобы исправить свои ошибки? (изучать растения и животных, устраивать заповедники и заказники, редкие растения и животных занесли в Красную книгу и взяли их под охрану)  Чем вы сами можете помочь нашему природному дому? Учитель: Человеку лес – самый верный друг. Но зелёный лес – великан  нуждается в защите. Самый страшный враг леса – это пожар.  Пожар отклокотал и умер. И умер лес, отзеленел… Трагедию исчислил в сумме Один хозяйственный отдел. Медведь ушёл, удрали зайцы, Хватили горя комары, В жилищах птиц сварились яйца От неестественной жары, Стоял, как братская могила, Безрукий, безволосый лес, Что ни пихта – иссякала сила, И что не лист пепелища – крест! Я уходил от этой жути. С большой тревогой за людей, Не люди лес сожгли, не люди, Не человек… злодей, злодей.              Народная пословица гласит:  «Из одного дерева можно сделать миллион спичек, одной спичкой можно сжечь миллион деревьев».             Запомните правила поведения в лесу и выполняйте их!  Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время.  Необходимо тщательно проверить перед уходом  места, где горел костёр, хорошо ли он потушен. Какие   ещё   вы   знаете   правила   поведения   в   лесу?   (не   разрушать   муравейники,   не   ловить   и   не уничтожать насекомых, нужно быть ко всему добрым)  Ребята, беречь лес можно и в школе – вовремя сдавая макулатуру.   60 кг макулатуры сберегает одно дерево, которое растёт 50­60 лет. В Конституции РФ выделена специальная статья, в которой говорится об охране природы.             Звучит песня А. Пахмутовой «Беловежская пуща» Учитель:   В  нашей   стране   созданы   заповедники   для   охраны   деревьев,   животных   и   птиц.   Воронежский заповедник, например, славится разведением бобров. Из заповедника бобров вывозят в другие районы страны для дальнейшего разведения.            А есть ли  заповедники в наших местах? Расскажите. Учитель: А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете лес и его обитателей.                                  Викторина  Кого называют доктором леса и почему?  Какая птица ныряет под воду?  Чем блеет бекас?  Полезен ли лесной муравей?  Какого жука называют по имени месяца года?   Назови гриб, название которого связано с названием лесного хищного зверя?                            Загадки – угадай­ки (Заполнение кроссворда № 2)  Нос долог, голос тонок, Все его боятся, все от него стонут.  (Комар)  Он щёлкает, рокочет, Свистит, журчит, стрекочет, Как ливень, он клокочет, Звенит, как колокольчик, Но на куплете пятом Внезапно даст раскатом, А то выводит трели Затейливой свирели, Он серенький на вид, но Пеньем знаменит.  (Соловей)  Днём спит, а ночью летает,      Прохожих пугает.  (Филин)  По веткам скачет, да не птица Рыжая, да не лиса (Белка)  Всех зверей она хитрей, Шуба рыжая на ней, Пышный хвост её краса,             Это рыжая ……. (Лиса)  Думал кошка. Крикнул: Брысь! Оказалось, это…(Рысь)                   Звучит песня А. Пахмутовой «Не убивайте птиц» Учитель: Птицы украшают природу, оживляют лес звучной песней (звучат голоса птиц – пластинка или аудиозапись). Нередко в лесу можно найти в дуплах мёртвых птичек. Они погибают не от холода, а из­за отсутствия пищи! Вы, подкармливая птиц, в трудную пору, можете спасти их от голодной смерти. Ученик 2:  Покормите птиц зимой,                    Пусть  со всех концов                    К вам слетятся, как домой,                    Стайки на крыльцо,                     Сколько гибнет их ­  не счесть,                    Видеть тяжело.                    А ведь в нашем сердце есть  И для птиц тепло              Приучите птиц в мороз              К своему окну,              Чтоб без песен не пришлось              Нам встречать весну. Учитель: А ведь часто школьники в лесу ломают кусты, ветки деревьев. Бывает и гнёзда птичьи разоряют, муравьиные кучи, ловят и мучают ежей, ужей, летучих мышей, убивают лягушек. Что бы вы ещё добавили к этому списку? (не следует ловить  и нести в дом лесных зверушек и птиц, не оставлять после себя свалку целлофана, бумаги и консервных банок, не кричать и не шуметь в лесу)                   Знакомство с книгой Н. Сладкова «Лесная книга жалоб».                   Задания: прочитать данную книгу; нарисовать те предметы, которые вы хотели бы видеть вокруг себя в будущем; придумать о каком ­  нибудь насекомом сказку.                Заключение:             На какие вопросы для себя вы нашли ответы на этом занятии?            Литература: 1. Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. М.: Педагогика, 1984. 2. Бианки В. Лесная газета. М., 1990. 3. Дмитриев Ю. Книга природы. М.,1996. 4. Молодов Л. П. Беседы с детьми о нравственности и экологии. М., 2000. 5. Сорокина А. И. Дидактические игры. М., 1982. 6. Тихомирова Е. М. Мир вокруг нас. М.: Просвещение, 2005.  7. Экология в начальной школе. М., 2004.

Экологический урок "Лес наше богатство"

Экологический урок "Лес  наше богатство"

Экологический урок "Лес наше богатство"

Экологический урок "Лес  наше богатство"

Экологический урок "Лес наше богатство"

Экологический урок "Лес  наше богатство"

Экологический урок "Лес наше богатство"

Экологический урок "Лес  наше богатство"

Экологический урок "Лес наше богатство"

Экологический урок "Лес  наше богатство"

Экологический урок "Лес наше богатство"

Экологический урок "Лес  наше богатство"

Экологический урок "Лес наше богатство"

Экологический урок "Лес  наше богатство"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017