Экологическое образование и воспитание младших школьников на уроках окружающего мира.
Главнейшее наше богатство - не только последнее достижение технической мысли, благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, пышная растительность и богатый растительный мир, а также ценнейшее достижение-земля.
Общество стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Сейчас без преувеличения можно сказать, что большинство людей на планете лишены всяких экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельность. Они лучше «вписывались» в окружающею среду (Гумилёв,1990). Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами (что съесть? чем обогреться?) и над сложными вопросами (как сохранить природу?). Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Экологи-профессионалы не решат экологических проблем общества, ибо с природой, с естественными местообитаниям постоянно контактируют все люди Земли.
Уничтожение среды обитания зашло столь далеко и так хорошо заметно для обывателя, что беспокойство и даже страх делают его более восприимчивым к экологической информации и к природоохранным вопросам в особенности.
Важнейшей задачей современной школы является повышение экологической грамотности учащихся, вооружения их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирования активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитания у школьников экологической культуры.
Экологическое образование-это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций и нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.
В учебном процессе экологическое образование необходимо обеспечить последовательностью изучения экологических проблем и научных основ решения. Эта последовательность выражается в следующих этапах:
-выявление ценностных свойств и качеств компонентов окружающей среды, кризисное состояние которых вызывает тревогу;
-определение экологической проблемы как выражение реального противоречия во взаимодействии общества и природы:
-выдвижение научных, нравственных, экономических, технологических идей оптимизации взаимодействия общества и природы; привлечение теоретических концепций обществоведения, естествознания, искусства и техники в целях обеспечения экологически безопасного существования человека;
-характеристика реальных успехов в решении экологических проблем на международном, государственном, региональном уровнях;
-практическая деятельность учащихся по оценке состояния окружающей среды своей местности, решению местных экологически проблем, освоение норм и правил ответственного отношения к природе.
Особое место системы экологического воспитания и образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала, экологической культуры детей.
Реальной возможностью для решения задач экологического образования в начальных классах имеет самостоятельный предмет «Окружающей мир» под редакцией А.А. Плешакова.
Основная задача курса - расширение представлений детей, о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащения их нравственного опыта, формирования бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природной и социальной среде.
Программа курса «Ознакомление с окружающим миром» предусматривает экологическое воспитание младших школьников. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие, в природе и окружающем мире. Идея «всё связано со всем», как бы цементирующая разнообразные элементы содержания, одновременно решает важнейшую задачу экологического образования
В курс «Окружающий мир» включены такие темы: «Что нас окружает», «Дом и школа», «Воздух, вода, их значение для растений, животных, человека», «Загрязнение воздуха и воды», «Экономия воды в быту» и др. Работая с этим темам на уроке, дети знакомятся не только с природными явлениями, но и с другими компонентами природы, а также влиянием деятельности человека на состояние данного компонента природы.
Чтобы привлечь внимание детей к проблеме экологического кризиса, на своих уроках проводятся конкурсы рисунков в защиту окружающей среды, составляются памятки с правилами поведения в природе, придумываются плакаты на такие темы, как «Птицы любят тишину», «Не ловите бабочек» и др.
Дети младшего школьного возраста любят играть. Невозможно экологическое образование и воспитание без применения на уроках окружающего мира экологических игр. Экологическая игра – это форма экологического образования, основанная на развёртывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональностей включённости.
На уроках дети играют в такие соревновательные игры, как «КВН», викторины «Знатоки природы», «Лесная аптека», «Зелёный друг». Проводя викторину «Знатоки природы», дети отправляются путешествовать по таким тропинкам: растительный мир, пернатые друзья, музыкальная пауза, звери в природе, в гостях у лесного лекаря.
Играя в эту игру, у детей пробуждается интерес к экологии, воспитывается экологическая культура, развивается мыслительная деятельность.
Экологическое образование невозможно без проведения экскурсий в природу. На экскурсиях школьники учатся ориентироваться на местности, наблюдать мир природы. Экскурсия позволяет в полной мере раскрыть эстетический и познавательный потенциал мира природы, формировать непрагматическое отношение к нему, осваивать природоохранные технологии, стратегию индивидуального поведения в природной среде.
Например, отправляясь на экскурсию в зимний парк, послушайте с детьми зимний лес, как падает охапками снег с веток. Понаблюдайте за изменением леса с приходом зимы. Дети находят знакомые и незнакомые деревья, сравнивают их, находят отличия. Ребята узнают, как зимуют травы, какую пользу приносит снег. Очень интересно рассматривать снежинки на одежде,
Вернувшись с экскурсии, предложите нарисовать веточку сосны и ели, понравившуюся снежинку, определить по рисунку или с помощью гербария листья и веточки деревьев написать их названия.
Таким образом, при организации экологического воспитания и образования на уроках «Окружающего мира» необходимо владеть следующими умениями:
-планировать и корректировать цели, задачи и формы экологического воспитания на основе изучения и анализа уровня воспитанности школьников;
-выделять экологические знания в предмете, вооружать учащихся мыслительными операциями (сравнением, анализом, выделением главного, установлением причинно-следственных связей);
-осуществлять экологическое воспитание в процессе непосредственного общения с природой;
-организовывать экскурсии, общественно полезную деятельность экологического содержания:
-вести работу по изучению природы родного края;
-владеть разнообразными формами и методами осуществления экологического воспитания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.