Тема:
«Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим.
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая иницативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре.
Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.
Дошкольники практически
не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины
обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве
детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру
остаётся менее часа.
Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и
спокойно играть — они возятся, дерутся, толкаются — поэтому воспитатели
стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к
дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не
умеют и не хотят играть.
Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного
поколения детей другому — от старших к младшим. В настоящее время эта связь
детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества — в семье, во
дворе, в квартире — встречаются лишь как исключение). Дети растут среди
взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не
считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат.
В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.
Сворачивание игры в
дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и
личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно
развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том,
что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём
именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает
поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в
волевое. Поэтому игра — это практически единственная область, где дошкольник
может проявить свою инициативу и творческую активность.
И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.
А ведь именно это
самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного
субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно,
это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения —
бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти
правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и
приспосабливаться к ним.
Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестаёт быть «школой произвольного поведения», но никакая другая деятельность для ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию не может.
А ведь произвольность — это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.
Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы.
Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят в школу, или теряют интерес к учёбе уже в младших классах.
Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3 месяца школьной жизни — таких «готовых» детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать — эти дети пасуют и ждут указаний взрослого. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма печальные результаты не только в школе.
Игра – один из тех
видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания
дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и
средствами общения.
Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной
психологии, в основном сводятся к следующему:
· игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь
ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности
возникают основные психические новообразования данного возраста;
· игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре
деятельностью;
· развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания
ребенка, т.е. социальных явлений.
Общественность в жизни ребенка — это тот коллектив детей, в котором он живет и
развивается. Основной вид его деятельности — это игра.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта
ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд
являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в
области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах
развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное
общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти.
Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.
Мы знаем, какую большую роль в развитии языка детей играют взрослые. Участие воспитательницы в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Она должна проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, воспитательница должна содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть и в языке, своих положительных, лучших сторон.
Таким образом, педагогические
мероприятия в организации свободной игры детей сводятся к следующему:
1. Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на
нем детей.
2. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их
обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего
развития детей.
3. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных
сторон социальной, трудовой жизни.
4. Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию,
речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и
отстающих. Очень рекомендуем включать в игру малышей старших детей.
5. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием,
руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.
Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него — живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней работающий хозяин.
Особенно значительна
воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно
организованные игры в куклы.
Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи
детей, как игра в куклы. Кукла — человек, член коллектива маленьких людей,
живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Но эта жизнь
требует педагогического руководства.
Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка.
Мы уделяем недостаточно
внимания свободным, но под педагогическим контролем оформляющимся играм детей,
В режиме детского дня для таких игр должно отводиться определенное,
соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой
организации таких игр прежде всего в интересах развития языка детей.
Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры
обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3— 4-летним
детям трудно.
Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение.
Особое значение для
развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок,
предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый
пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитательница сама четко и
выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи
прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много
раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во
время игры читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре
считалочкам, предъявляются те же требования, что к стихам вообще.
Мы уже говорили о том, какую огромную роль играет взрослый человек, используя
слово для ознакомления ребенка с миром вещей. Он является посредником между
предметом и ребенком, он способствует последовательному выделению отдельных
предметов сознанием ребенка из окружающей сложной среды; он знакомит с
наименованиями предметов. Это происходит в процессе самой жизни, в общении с
представленными в ней вещами.
Для развития речи детей в
детском саду проводятся различные игры как на занятиях, так и в свободной
деятельности детей. Приведем несколько примеров игр, специально организованных
воспитателем.
ЗА ПОКУПКАМИ В МАГАЗИН
Цель:
Упражнять детей в выборе нужного предмета путем исключения названных педагогом
признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи
сложноподчиненные предложения.
Игровой материал:
Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные
картинки с изображениями трех-четырех одинаковых игрушек, отличающихся друг от
друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).
Предметные картинки:
пирамидки разного размера с колпачками разного цвета (3 картинки);
медвежата: один — черный, 2—коричневых, у одного бантик на шее, один — в
полосатых штанишках, один — в комбинезончике (3 картинки);
автомобили: грузовик, фургон, самосвал (3 картинки);
неваляшки: одна в зеленом платьице, у второй на платье мелкие пуговицы и бант,
у третьей на платье пояс с пряжкой (3 картинки).
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель вешает перед
детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями
пирамидок, мишек, автомобилей, неваляшек и говорит: «Представьте себе, что вы
пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для нее игрушку,
какую она попросит.
Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку. Она сказала так: «Купи мне
пирамидку не с синим колпачком и не маленькую». Как ты думаешь, которая из
пирамидок понравилась твоей сестренке? Почему ты думаешь, что большая с красным
колпачком?
Катя, а твоя маленькая сестренка захотела иметь неваляшку. Она сказала: «Мне не
надо неваляшку в зеленом платье, не надо с пуговицами, мне надо другую и без
бантика».
А твой брат, Костя, попросил купить автомобиль: «Не самосвал, не фургон и не с
синим кузовом». Твоему братику, Маша, понравился мишка. Он попросил: «Купи мне
мишку, но не черного, не в полосатых штанишках и без бантика».
Далее можно предложить детям для отгадывания еще одного мишку, одну неваляшку.
Например: «Мне нужен мишка не в зеленой рубашке, не в штанишках с лямками и не
тот, который сидит». Или: «Мне понравилась неваляшка не с черными глазами, не в
сиреневом платье и не в платье с поясом».
Если ребенок правильно отгадает и объяснит, почему именно ту игрушку он купит
для своего брата или для своей сестренки, воспитатель вручает ему картинку.
Список литературы:
1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия,
1999. – 159с.
2. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой
деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. — №7. – С.66-70.
3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение,
1996.
4.Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.:
Просвещение, 1995.
5.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1990
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.