Классный час.
Задачи:
Оборудование:
проектор, презентация, карточки с разноуровневыми заданиями, рисунки детей, опорные знаки, плакаты.
Ход урока:
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
-Сегодня на уроке мне понадобятся ваше внимание, поддержка и помощь.
-Тему классного часа вы определите самостоятельно, посмотрев мультфильмы. Внимание на экран.
- Правильно, сегодня мы поговорим об экологической безопасности Земли.
2. Актуализация знаний.
Учитель начальных классов:
-Природа переживает немалые потрясения. Часто звучат слова:
НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ ЭКОЛОГИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА
- Как вы понимаете слово «экология»? («экос»-дом, «логос»-наука)
-Наука о нашем общем доме. Экология изучает жизнь различных организмов в окружающей среде. Изучает как растения, животные и человек живут вместе и как влияют друг на друга и окружающую среду.
-А без чего невозможна жизнь? (Солнце, вода, почва, воздух)
-Все это называется окружающей средой.
3. Работа по теме урока.
- Сегодня на уроке мы и будем обсуждать с вами экологические проблемы, искать пути решения некоторых из них, поговорим о правилах поведения в природе.
Давайте посмотрим на фотографии нашей Земли.
Показ слайдов с комментарием:
Слайд 1. Байкал — самое глубокое озеро, его глубина достигает 1620 метров. Это озеро — крупнейшая сокровищница пресной воды.
Слайд 2. Чистый горный воздух обладает настоящими целебными свойствами. Именно поэтому многие курорты и базы отдыха располагаются в горах.
Слайд 3. Лес – это легкие нашей планеты.
Слайд 4. Для улучшения воздуха в городах высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Это и полезно, и глаз радует.
Слайд со всеми фото. Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая? (да)
- Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.
- Окинем мысленным взором нашу голубую планету. Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня её здоровье, её жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Ученые- экологи проводят постоянный «врачебный» осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь или наша планета погибает?
-Отчего загрязняется окружающая среда?
Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины. Для развития сельского хозяйства распахивают новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружают плотины, изменяют русла рек, затапливают большие территории. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений.
Делая снимки нашей планеты, видно, что издалека она очень красивая (слайд).
Слайд 1. Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства.
Слайд 2. Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе.
Слайд 3. Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите.
Слайд 4. Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.
Слайд 5, 6. Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди.
Слайд 7. Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.
Слайд 8. А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.
Слайд со всеми фото. Учитель начальных классов:
- Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет)
-Какое же влияние оказывают друг на друга ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА? Как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними?
- Какая работа ведется по охране природы?
- Что нужно делать чтобы сохранить чистым воздух и воду? ( Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже почти не загрязняют воздух и воду)
- Что делается для сохранения растений и животных?
( На месте вырубленных лесов сажают новые, запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных, создаются заповедники- участки земли, где вся природа неприкосновенна).
4. Работа в парах.
а) Найдите и исправьте ошибки в алгоритме похода в лес.
Слайд 17. Проверка работы в парах
5. Физминутка. «Светик-семицветик»
б) Сформулируем правила бережного отношения к природе. Что нужно делать каждому, чтобы сберечь природу ?
Слайд 18.
6. РЕФЛЕКСИЯ «Жучок»
- Тема нашего классного часа -«Экологическая безопасность Земли». Что же является объектами экологии? Что и кто нуждается в защите?
вода растения
животные земля человек воздух
7. Сценка «Ловец»
На сцену выходят 2 юнната с сачками и банками, обнимаются, здороваются.
В это время появляется мальчик с книжкой под мышкой.
Девочка
Из лагеря два друга возвратясь,
С собою привезли по банке насекомых.
Один из них сказал,гордясь.
1 ЮННАТ
Гляди – я в зоологии не промах:
Все лето, не жалея сил,
Букашек я, жучков да бабочек ловил.
Как радуга у них играют краски:
Зелёные, лиловые цвета.
Вот красота- совсем как в сказке!
2 ЮННАТ
Постой, друг мой!
Давай мы этого жучка рассмотрим голубого.
Скажи-ка вид какой? Семейства он какого?
1 ЮННАТ
Вид? Он … неказист на вид.
Семейства?
Хоть жучок не из моих знакомых,
Скажу о нем:
Он из семейства насекомых!
2 ЮННАТ
И впрямь, хоть банку ты заполнил целиком,
Но с насекомыми не очень-то знаком.
Поймать жучка- кому ума недоставало?
Букашек много у тебя, да толку мало.
Таких «ловцов» я не люблю.
Не в этом суть, что ты козявок наготовишь,-
На том тебя ловлю,
Что ты не знал, кого ты ловишь!
К первому юннату подходит мальчик. Берет у него банку из рук, дает ему книгу «Зоология».
Девочка
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
-Ребята, кто из юннатов вам не понравился и почему? Был ли он настоящим юннатом?
8. Викторина по теме:
· Кто причиняет вред диким животным? (браконьеры)
· Кто такие браконьеры? (люди, которые отстреливают животных без разрешения и не в пору охоты)
· Где дикие животные чувствуют себя спокойно и имеют необходимую пищу? (в заповеднике)
· Почему некоторые виды растений и животных, птиц и растений занесены в Красную книгу? ( их мало осталось на Земле)
· Что надо делать, чтобы поддерживать животных зимой? (подкармливать)
· Что надо делать после того, как вы отдохнули в лесу? (затушить костер, убрать мусор)
· Из какого дерева делают спички? (из осины)
· Какое дерево применяется для изготовления лыж? (берёза)
· Для кого ядовитые грибы – лекарство? (для животных леса, лось лечится мухоморами)
9. Проверка домашнего задания ( придумать свои знаки, забавные подписи к ним.)
Дети приготовили дома опорные знаки защитников природы.
Показывая детям опорные знаки, учитель:
-Что означает каждый знак и почему следует поступать, так или иначе?
Предлагаю подумать над теми знаками, которые они не сразу поняли и ставится перед ними проблема:
- А как можно было бы нарисовать этот знак иначе?
10. Подведение итогов. Рефлексия.
- Чему мы научились сегодня на уроке? (ответы)
- А какие экологические проблемы возникают на Земле? (ответы)
- Мы повторили правила поведения в природе, предложили свои пути решения некоторых экологических проблем.
И мы надеемся, что вы сегодня еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.
А главное – своими действиями не наносить ей вреда.
Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:
«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и не было раньше, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - ЗЕМЛЯ.(открываем глаза, смотрим на экран) Жизнь начинается…Мир ослепительно красив. И как важно, чтобы все это продолжалось вечно…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.