ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ
Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста. Существует множество проблем с экологией во всем мире, поэтому дети должны знать, как в этом можно помочь. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества [1]. Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе, морально-этических норм поведения в окружающей среде [2]. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания. Все мы знаем, что маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании [3]. Поэтому перед нами стоит задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы. Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы, рассматривание, непосредственно образовательная деятельность, практическая деятельность) мы применяем и инновационные формы и методы. Приведем примеры различных инновационных направлений экологического воспитания дошкольников. «Экологические игры» Экологическая игра помогает педагогу в более доступной форме донести до детей смысл сложных природных явлений; развивает познавательные способности у детей; уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках. Содержанию сюжетно-ролевых игр мы придаем экологический характер: «В лес за грибами и ягодами», «На рыбалку вместе с дедом», «Путешествие по горам», «К бабушке на грядку» и т.д. Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я – цветок ромашка», «Я - осенний дождь», «Я - маленький лягушонок», «Я- фермер» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности. Предоставляют детям возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует. «Письмо-жалоба» Интересным приёмом в работе с детьми, является получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода - те, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т.д. Как нужно оберегать и охранять природу – своего края и всей планеты. «Кейс-технология» Кейс-технология – это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Например, кейс «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания), развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь (животное или птица). Примеры объявлений: - Я болотная ягода, оранжевого цвета. Состою из множества сочных шариков. - Потерялось хвойное деревце, которое скидывает хвою на зиму. - Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. - Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне. Кейс «Охотники» показывает детям, что в природе всё связано между собой. Мы предлагаем одному ребёнку разложить в определенной последовательности животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара. «Диалог с природой» Использование приёма диалога с природой нацеливает на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности. Диалоги осуществляются в различных вариантах – «секретные» (дети «один на один» общаются с природой) или «открытые» (устные обращения): «Спросим у реки, какая рыба в ней живёт», «Спроси у бабочки, на какие растения она сегодня опускалась». «Метод экологической идентификации» предполагает отождествление себя с какимлибо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я - муравей… », «Я – сломанное дерево… », «Я - птенчик, выпавший из гнезда …», «Я - засохшее комнатное растение». «Экологические акции» Дети, совместно с родителями активно стали участвовать в проведении экологических акций, праздников, осознанно понимая необходимость защиты природы, Земли от разрушения, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. «Экологический микрофон» В ходе беседы дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную экологическую тему. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются. В конце игры обобщаются все высказывания. Микрофон позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства. С помощью микрофона активизируются все дети группы - «Говорит тот, у кого микрофон». Эта форма работы помогает формировать у детей осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, а так же развивает критическое мышление дошкольников. Таким образом, инновационные формы и методы экологического воспитания детей в ДОУ достаточно эффективны. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу Библиографический список 5. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2011. 6. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. 2004. 7. Пискунова Е.Н. Воспитание экологической культуры в ДОУ / Е.Н. Пискунова, И.В. Самсоненко // Молодой ученый. 2017. № 12 (146). С. 536-539.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.