Экологическое право
Оценка 5

Экологическое право

Оценка 5
Лекции
doc
правоведение
Взрослым
04.04.2018
Экологическое право
Экологическое право — особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. В сегодняшней юридической науке существует два основных (с некоторыми вариациями) подхода к тому, какие общественные отношения в области взаимодействия общества и природы следует включать в предмет экологического права. Первый из них заключается в том, чтобы рассматривать в качестве предмета эколого-правового регулирования только общественные отношения в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Второй — в том, чтобы помимо упомянутого включать в предмет экологического права общественные отношения в области использования природных ресурсов.
экологическое право.doc
Экологическое право. Экологическое право — особое комплексное образование[1], представляющее собой  совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере  взаимодействия общества и природы[2].  В сегодняшней юридической науке существует два основных (с некоторыми вариациями)  подхода к тому, какие общественные отношения в области взаимодействия общества и  природы следует включать в предмет экологического права.[3] Первый из них заключается  в том, чтобы рассматривать в качестве предмета эколого­правового регулирования только  общественные отношения в области охраны окружающей среды и обеспечения  экологической безопасности.[4] Второй — в том, чтобы помимо упомянутого включать в  предмет экологического права общественные отношения в области использования  природных ресурсов. Принципы экологического права Экологическое право и формируемое на его основе экологическое законодательство  основывается на ряде принципов: 1. Право на благоприятную окружающую среду (в России — одно из конституционных экологических прав, закреплено в ст. 42 Конституции РФ) 2. Предотвращение вреда окружающей среде 3. Охрана жизни и здоровья человека 4. Демократизация экологического права 5. Гуманность 6. Обеспечение рационального использования природных ресурсов 7. Сохранение и защита экологического равновесия 8. Свободный доступ к экологической информации (в России — одно из  конституционных экологических прав, закреплено в ст. 42 Конституции РФ) 9. Платность природопользования (в российском экологическом законодательстве  сформулирован как «Платность природопользования, возмещение вреда  окружающей среде», подробнее см. Принцип платности природопользования,  возмещения вреда окружающей среде) 10. Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду 11. Плата за негативное воздействие на окружающую среду 12. Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и  природопользованию 13. Ответственность за нарушение требований экологического законодательства и др. Система экологического права России В системе экологического права России принято выделять: общую, особенную и  специальную части.  Общая часть — положения, обслуживающие институты особенной части. Общая часть содержит, в том числе, такие институты как: право собственности на природные объекты; право природопользования; государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды; эколого­правовая ответственность.  Особенная часть — институты, имеющие целевое назначение в силу специфики объекта  (предмета использования или охраны). Особенная часть включает: Эколого­правовой режим природных объектов: землепользования, недропользования,  водопользования, лесопользования, пользования животным миром; Эколого­правовая охрана (защита) отдельных компонентов природной среды:  атмосферного воздуха, защита природных объектов, в том числе ООПТ; Эколого­правовой режим и охрана природно­антропогенных систем: эколого­правовой  режим использования и охраны объектов с/х, эколого­правовой режим населённых пунктов, рекреационных и лечебно­оздоровительных зон; правовое регулирование обращения с  отходами производства и потребления и т. д.  Специальная часть — экология и космос, международное экологическое право,  сравнительное экологическое право. Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной  правовой охраны окружающей природной среды, сравнительно­правовому анализу  отечественного и зарубежного экологического права. Источники экологического права. 1) Общепризнанные принципы и нормы международного права. 2) Конституция Российской Федерации  3) Конституционные Федеральные законы 4) Федеральные законы:         Лесной кодекс РФ        Федеральный закон « О внесении изменений и дополнений в Закон РФ « о недрах»  (от 8 февраля 1995)        Федеральный закон « Об особо охраняемых территориях» (от 15 февраля 1995);        Федеральный закон о животном мире (от 22 марта 1995);         Федеральный закон « Об экологической экспертизе» ( от 19 июля 1995);         Федеральный закон « Водный кодекс РФ» (от 18 октября 1995); и.т.д 5) Указы Президента РФ 6) Подзаконные нормативно – правовые акты органов исполнительной власти как  источники экологического права .Бывают правительственные (Постановления  Правительства РФФ по вопросам государственной экологической экспертизы и  т.д.), межведомственные (напр., Комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ ), ведомственные (принимаются начальниками ведомств и министрами по  вопросам экологопользования) 7) Нормативно­правовые акты субъектов РФ 8) Нормативно­правовые акты органов местного самоуправления Экологические права и обязанности граждан. 1. право гражданина РФ на благоприятную окружающую среду 2. возможности излагать свое мнение. Обращаясь с письмами, содержащими  предложения, заявления или жалобы по вопросам охраны окружающей среды, в  государственные органы, требовать их рассмотрения. 3. право граждан на участие в митингах, собраниях, демонстрациях, шествиях по  охране окружающей среды. 4. Право граждан и организаций на получение экологической информации: Согласно  ст. Закона РФ « О государственной тайне» 1993 г. , не подлежат засекречиванию  сведения о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, состоянии экологии,  здравоохранения, санитарии, о фактах нарушения законодательства органами  государственной власти. ОБЯЗАННОСТИ: сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам  (ст.58 Конституции). Виды экологических правонарушений. 1. Загрязнение вод 2. Загрязнение биосферы. 3. Загрязнение морской среды. 4. Порча земли.  (в том числе уничтожение лесов) 5. Уничтожение критических местообитаний (Для организмов, занесенных в Красную  книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов,  сокращение численности, нарушение среды обитания, считается правонарушением) 6. Незаконная охота. 7. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ. 8. Нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами. 9. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ. 10. Нарушение правил охраны и использования недр 11. Незаконное обращение с радиоактивными материалами. Виды ответственности за экологические правонарушения. Юридическая ответственность за экологические правонарушения и преступления ­ есть  лишь одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны  природной среды и рационального использования ее ресурсов. Она осуществляется  наряду с экономическими, политическими, нравственно­воспитательными,  образовательными мерами, мерами по возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда. Виды: За экологические правонарушения должностные лица и граждане несут:  дисциплинарную, материальную, административную, гражданско­правовую либо  уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации ­  административную и гражданско­правовую Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицо  дисциплинарного наказания в виде: замечания, выговора, строгого выговора, увольнения от должности. Административная ответственность: предупреждение, штраф, конфискация орудия  совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства,  управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося  орудием совершения правонарушения. Гражданско­правовая экологическая ответственность предусматривает возмещение  нанесенного экологического ущерба в объеме, включая реальный вред, упущенную выгоду  и неполученный доход. Уголовная ответственность применяется только к физическим лицам за совершение  экологического преступления, т.е. посягательство на экологический правопорядок и его  составную часть — экологическую безопасность населения. Предусмотрена  ответственность за экоцид (ст. 358 УК), уничтожение или повреждение природных  комплексов или объектов, взятых под охрану государства (ст.243 УК), сокрытие  информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды (ст.237 УК). Международное экологическое право. Многие проблемы не решить силами одного региона, одного государства. Одной  экологической организации. Для качественного изменения взаимоотношений человека и  природы необходимо нечто большее: единством стремлений, разработка масштабных  программ, объединение финансов, принятие и действие жестких законов и наказаний за их  неисполнение, а самое главное ­ реальное претворение в жизнь всего провозглашенного.  Именно такие задачи возложены на различные международные организации, деятельность  которых признана большинством стран мира. Важной основой сотрудничества государств в области охраны окружающей среды является его международно­правовое регулирование. Оно все отчетливее формируется как  международная отрасль экологического права, представляющее самостоятельную отрасль  права. На практике существенные угрозы современности показывают, что объектом  регулирования этой отрасли права становятся все неблагоприятные и потенциально  опасные экологические явления, затрагивающие интересы двух и более государств:  ядерные испытания, космос, мировой океан, атмосферный воздух и другое. Субъектами  международного права, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны природных объектов, имеющих общепланетарное значение для создания здоровой и  плодотворной жизни в гармонии с природой в интересах как ныне живущих, так и будущих  поколений. Наиболее полно комплексный и взаимозависимый характер экологических процессов на  Земле проявился в формулировании принципов Декларации по окружающей среде и  развития. Принятой Конференцией ООН, состоявшейся в Рио­де­Жанейро в июне 1992 г.  Итак. Принципы международного экологического права, сформулированные на этой  Конференции ООН: Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого  развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять  неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. Все государства и народы сотрудничают в решении важнейшей задачи искоренения  бедности – необходимого условия устойчивого развития – в целях уменьшения  потребностей большинства населения. Особое значение придается финансовому положению и потребностям развивающихся  стран. Международные действия в области окружающей среды развития должны быть  направлены на удовлетворение интересов и потребностей всех стран. Вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды  государств несут общую, но различную ответственность. Государства должны сотрудничать в сфере обмена научно­техническими знаниями и  расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая  новые и новаторские технологии. Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех  заинтересованных граждан на соответствующем уровне. Государства развивают и  поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления  информации, касающейся окружающей среды. Обеспечивается эффективная возможность  использовать судебные и административные процедуры, включая возмещение и средства  судебной защиты. Государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства  и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику. Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей  среды. Экологические стандарты. Цели регламентации и приоритеты должны отражать  экологические условия, в которых они применяются. Страны должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной  экономической системы. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не должны представлять собой средства произвольной или  неоправданной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли. Необходима разработка национальных законов, касающихся ответственности и  компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого  деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам,  находящимся за пределами их юрисдикции. Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживания или предотвращения  переноса и перевода в другие государства любых видов деятельности и веществ, которые  наносят серьезный экологический ущерб или считаются вредными для здоровья человека. В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями  широко применяют принцип принятия мер предосторожности. Государство немедленно уведомляет другие государства о любых стихийных бедствиях  или других чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к неожиданным вредным  последствиям для окружающей среды в этих государствах. Международное сообщество  делает все возможное для оказания помощи пострадавшим от этого государствам. Коренное население и его общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном  использовании и улучшении окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность,  культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого  развития Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития.  Поэтому необходимо уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов и при необходимости сотрудничать в деле его  дальнейшего развития Государства разрешают все свои экологические споры мирным путем и надлежащими  средствами в соответствии с Уставом ООН.

Экологическое право

Экологическое право

Экологическое право

Экологическое право

Экологическое право

Экологическое право

Экологическое право

Экологическое право

Экологическое право

Экологическое право

Экологическое право

Экологическое право
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018