Экологичные коммуникативные и активные игры в работе с дошкольниками

  • pdf
  • 06.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала fc0eb6d6c0a3cbfdc68f22f9befeb3b0.pdf

КОММУНИКАТИВНЫЕ  И АКТИВНЫЕ ИГРЫ

 

ПРОБУЖДЕНИЕ ЭНТУЗИАЗМА

 

«Ветер дует»

 

Участники стоят по кругу, ведущий называет различные фразы. Тот, для кого прозвучавшие слова подходят, делают шаг вперед и называют свои имена, затем возвращаются в круг.

Каждая фраза начинается со слов «Ветер дует на того…

      кто утром позавтракал;

      у кого голубые глаза;

      кто любит апельсины;

      у кого день рождения осенью;

      кто занимается спортом;

      у кого есть домашние любимцы (кошки, собаки, хомяки и т.п.);

      кто любит путешествовать;

      у кого в кармане есть брелок (носовой платок и т.п.);

      кто любит делать подарки.

Игра описана в публикации «Школа друзей природы».

 

«Нос»

Ведущий задаёт вопросы, если утверждение подходит участникам, то они касаются своего носа. Например,

-  я обожаю сочные яблоки (бананы, арбузы и т.п.)

-  я очень люблю золотую осень

-я могу отличить дрозда от скворца

-  я побывала в заповеднике

-я сегодня НЕ выспалась

При составлении вопросов важно учитывать, что сначала звучат утверждения личного плана, потом по теме, в конце веселый вопрос для снятия напряжения.

 

«Кто я?» 

 

Вариант 1

Ведущему на спину прикрепляется карточка с изображением какого-либо животного. Он задает всем вопросы, ответы на которые помогут ему догадаться, кто он. Вопросы надо задавать так, чтобы ответ был «да» или «нет». Затем по желанию определить других насекомых по карточкам могут другие ребята.

 

Вариант 2

Игроки объединяются в пары. Каждый участник прикрепляет на спину партнера карточку с изображением животного. Далее каждый задает вопросы, которые помогают догадаться, кто изображен на карточке.

 

Игра описана в книге Дж. Корнелла «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми».  «Жужжание»

 

Ведущий говорит группе, что по его сигналу она должна жужжать. Каждый участник жужжит какой-либо звук или любимую песенку. Если кто-либо догадывается, что жужжит его сосед, то он может присоединиться к его жужжанию. Жужжание продолжается до тех пор, пока вся группа не будет жужжать одну и ту же песню.

 

«Ма-джумба»

Все участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий стоит в общем круге и начинает движение «волны»: левая рука, сцепленная с соседом, поднимается вверх. При этом ведущий начинает произносить слог «Ма-а-а..». Звук подхватывает сосед слева и далее волна со звуком проходит через весь круг, усиливаясь в звучании. Руки у всех оказываются поднятыми вверх. После последней поднятой пары рук все резко опускают сцепленные руки вниз, проговаривая при этом остаток слова «джумба!». Если не получилось с первого раза можно повторить еще раз.

 

Игра описана в публикации «Школа друзей природы».

 

 

«ИГРЫ НА СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ»

«Цвета»

 

Данная игра пробуждает участников увидеть, как много существует оттенков цвета, как много можно их обнаружить, стоя на месте. Попросите посчитать количество оттенков

определенного цвета (зеленого, красного, желтого и др.) 

Обратите внимание на то, что цвет зависит от освещения. Днем цвета горазда ярче. Изменение освещения определяет игру цвета и настроения.

 

Игра описана в книге Дж. Корнелла «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми». 

 

 

 «Слушаем звуки»

 

«Учимся слышать лес» или «Голоса леса»: участники стоят в кругу с закрытыми глазами, вперед выставлена раскрытая ладонь. Все в полной тишине прислушиваются и загибают пальцы на руке, когда слышишь новый звук.  Когда все пальцы согнуты в кулак, глаза открываем и обсуждаем услышанное.

 

«Найди свою веточку (шишку)»

 

Ребятам предлагается взять в руки веточку (шишку) и постараться ее запомнить, чтобы потом узнать ее на ощупь. Далее все закрывают глаза, а ведущий по - очереди выдает веточки, которые перемещаются по кругу. Если участник «узнает» свою веточку, то открывает глаза и выходит из круга. 

 

Игра описана в публикации «Приглядись к упаковке».

 

«Дождь»

Группа ребят образует круг. В центре круга находится ведущий, который показывает определенные движения. Новое движение начинается только после последовательного включения в его выполнение всех участников по кругу. Смена движения участником происходит в момент нахождения ведущего напротив его. Остальные ребята продолжают выполнять предыдущее действие.

 Последовательность движений: ведущий и первый участник (потом по очереди второй, третий и т.д.) соединяет свои ладоши и начинает ими потихоньку делать круговые движения. Затем выполняются пальцами щелчки, потом начинают хлопать ладошками, далее похлопывание по бедрам и топот ногами. Потом все движения выполняются в обратной последовательности. Этими движениями участники имитируют грозу от начала до завершения. Во время всей игры ребята внимательно слушают и сравнивают получаемые звуки с явлениями, происходящими в природе.

 

Игра описана в публикации «Вода – источник жизни».

 

 

 «Я вижу»

Данная игра помогает участникам стать более внимательными и погрузиться в мир природы вокруг них. Эта простая игра дает нам возможность прочувствовать настоящий момент и открыть для себя красоту и богатство жизни. Упражнение можно проводить в парах или одновременно со всеми.

 

Вариант 1 - в парах: один играющий становиться позади другого. Стоящий позади – ведущий, впереди – играющий. 

Ведущий начинает игру словами «Я вижу». Играющий отвечает, что он видит перед собой, например «Озеро». Ведущий продолжает называть следующие фразы: «Я слышу», «Я вдыхаю», «Я чувствую». Каждый раз играющий продолжает фразу, что он наблюдает. Можно повторять фразы или придумать новые. Затем игроки меняются местами.

 

Вариант 2 - с несколькими участниками: построить играющих в линию перед собой. Ведущий по очереди каждому участнику называть фразу «Я вижу», «Я слышу» и т.д., на которую он должен дать ответ. Даем фразы каждому участнику несколько раз по кругу, до тех пор, пока каждый ребенок не ответит по три или четыре раза. Убедитесь, что каждый человек имел возможность продолжить разные предложения, начинающиеся со слов «Я вижу», «Я ощущаю», «Я вдыхаю запах…» и т.п.

 

Игра описана в книге Дж. Корнелла «В единении с природой: упражнения, способствующие познанию природы для всех возрастов».

 

 «Спящий скряга» 

В качестве «скряги», можно рассматривать бобра, закрепить информацию про суточную активность бора и тип питания.

 

Выберите одного участника, который будет "Спящим Скрягой - бобром". Все остальные будут подкрадываться к нему. "Скряга" сидит с завязанными глазами на земле, ревностно охраняя свои пищевые запасы (желуди, ветки, яблоки), которые лежит перед ним. Бобр бодрствует в сумерках и ночное время, а днем спит.

Группа образует круг вокруг Скряги, на расстоянии 30 шагов от него (можно уменьшить расстояние, если покрытие земли таково, что по нему нельзя пройти совершенно бесшумно). По сигналу участники по очереди начинают подкрадываться к Скряге, стараясь ступать как можно тише. Они должны попытаться подойти как можно ближе и украсть богатство Скряги, поэтому они должны контролировать каждое движение своего тела. Если Скряга слышит шаги какого-нибудь ребенка, он показывает рукой в этом направлении. Если он показывает правильно или почти правильно, участник, на которого он указывает, должен замереть. Обычно возникают споры по этому поводу, поэтому необходимо выбрать судью для разрешения этих споров.

Когда "замершими" окажутся несколько детей, остановите игру и разрешите замершим участникам вернуться в исходное положение и начать все сначала. Благодаря этому никто из участников не выходит из игры надолго. Следите, чтобы никто не двигался в то время, когда Скряга не спит. Затем, когда он засыпает, по вашему сигналу все начинают двигаться к Скряге. Не разрешается никому бежать или прыгать, чтобы схватить сокровище. Участник, которому удастся завладеть сокровищем, становится Скрягой в следующей игре.

 

Игра описана в книге Дж. Корнелла «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми».

 

«Заповедное трио»

Участники встают около своих мест. Ведущий называет один из отделов ООПТ (наука, охрана, экопросвещение) и показывает определенное движение, характеризующее направленность отдела: «наука» – смотрим в бинокль, «охрана» – грозим пальцем, «экопросвещение» – разводим руки в стороны, приглашая гостей в заповедник. Ведущий называет слова и показывает движения, которые повторяют участники. Ведущий может менять темп, последовательность слов, «путать» движения, задача участников показывать правильные движения, когда они слышат одно из трёх слов «наука – охрана – экологическое просвещение».

 

Игра описана в экологическом уроке «Дружи с заповедными островами».

 

 

ПРИОБРЕТЕНИЕ ОПЫТА. МОДЕЛИРОВАНИЕ

 

Упражнение «Интервью с природой»

В этом упражнении нужно выбрать конкретный объект: камень, растение, животное (например, насекомое или земноводное). Как можно лучше изучите выбранный объект: если возможно – потрогать его, рассмотреть, как оно вписывается в окрестности и взаимодействует с окружающим миром. Представьте, какой могла бы быть его жизнь. Скажите, что вас больше всего восхищает в этом объекте.

Проводя «интервью» со своим объектом, постарайтесь увидеть жизнь с его «позиции». Поскольку ваши объекты на самом деле не могут поговорить с вами на человеческом языке, используйте воображение и придумайте ответы. Если захотите, попробуйте тихо вслушаться в свои мысли, именно они подскажут, как бы мог ответить вам ваш друг. Очеловечивание природы помогает нам в определенной мере почувствовать, что все существа похожи на нас.

Вопросы, которые можно мысленно задавать при «интервью» у камня или растения:

              Сколько вам лет?

              Откуда вы родом?

              Вы всегда были такого размера как сейчас?

              Как вам живется в этом конкретном месте?

              Как вы помогаете другим?

              Вы хотели бы рассказать мне что-нибудь особенное?

При наблюдении за животными, представьте, что вы сами стали животным. Задайте мысленно животному какие-нибудь из нижеприведенных вопросов и ответьте на них: 

              Что ты сейчас делаешь?

              Где ты живешь?

              Что ты ешь и как находишь пищу?

              Что тебе больше всего нравится в твоей жизни?

              Ты когда-либо путешествуешь в другие места?

              Что бы ты хотел рассказать о себе другим?

Дайте играющим время (10 минут) на их интервью. Когда они вернуться, попросите объединиться в малые группы и расскажите о своих интервью другим.

 

Игра описана в книге Дж. Корнелла «В единении с природой: упражнения, способствующие познанию природы для всех возрастов».

«Пищевая цепочка»

     Перед началом игры распределите между детьми следующие роли: Солнце (1 человек);

Трава (6 человек); Мышки (3 человека); Лиса (1 человек).                                                                                 Солнце берет в руки  тарелку с печеньем  (12  штук)  и  передает  «энергию»  Траве  - по 2 печенья каждой Травинке.  Одно  печенье  каждая  Травинка  съедает  -  эта    часть полученной от солнца «энергии» расходуется на поддержание жизненных процессов растения, а второе  -  передает Мышкам. Таким образом, каждая Мышка получает тоже по два печенья. Часть  «энергии» (одно печенье) Мышка  расходует на себя, а часть (второе печенье)  - отдает Лисе. Таким образом, у  Лисы оказывается три  печенья. Часть  «энергии» Лиса  расходует, а  оставшуюся часть  может  передать  тому,  кто  сможет  съесть Лису.

 

Игра описана в книге Т.Шпотовой «Цепочка жизни».

 

 

«Паутина жизни»

     Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок бечевки и называет одно из растений или животных леса, например, «береза». Ведущий задает всем вопрос: «Кто питается листьями березы?» Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот ребенок, который сказал «береза», отдает клубок бечевки тому, кто сказал «гусеница», оставив  в руках конец бечевки. Ведущий задает следующий  вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «Жук-короед».  Далее ведущий задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только пищевым, но и не пищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды (дуб)»?; «Для  жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? (почва и вода)». К концу игры все дети оказываются опутанными бечевкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи  между компонентами леса.   

 

Игра описана в книге Т.Шпотовой «Цепочка жизни».                                 

 

«Пирамида жизни»

       Для этой игры требуется не менее шести игроков. Раздайте детям по листочку бумаги  и  попросите  каждого  в  тайне от других написать название какого-нибудь животного или растения вашей местности. Игроки должны будут сделать  пирамиду, но не говорите им об этом до тех пор, пока не соберете все листочки. Теперь начинается самое интересное: «Откуда Земля получает энергию? - От Солнца! -  Правильно. А какие формы  жизни первыми  используют эту энергию? - Растения! - Правильно. А сейчас мы построим с вами пирамиду. Растения будут располагаться внизу, потому что все животные прямо или косвенно используют их для своего питания. Все «растения» должны встать на четвереньки и выстроиться в линию - близко друг к другу. Теперь я прочитаю вам названия животных, написанные на листочках, а вы скажите мне – кто из них травоядное, а кто - плотоядное. Все «травоядные» становятся в ряд, расположенный позади «растений». А все «плотоядные» - встают на скамейку и образуют ряд позади «травоядных».

     Почти всегда в группах верхнего уровня бывает больше детей, чем в группе растений; гораздо интереснее быть медведем или лосем, чем одуванчиком или мышкой. Однако, при таком большом количестве желающих быть наверху пирамиды (и, соответственно, незначительном количестве желающих быть у ее основания!)  очень трудно построить устойчивую пирамиду. (Собственно говоря, образовавшуюся геометрическую фигуру вообще нельзя назвать пирамидой!)   Предложите некоторым хищникам «понизить свой статус». Пусть дети сами перестроят свою пирамиду так, чтобы она могла обеспечить пищей всех своих членов. Естественно, чем выше уровень пищевой пирамиды, тем меньше там должно быть число членов этого уровня. Продемонстрируйте важность растений, убрав одно из них из основания пирамиды.

 

Игра описана в книге Дж. Корнелла «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми».  

 

 «Подбери клюв»

     Для  проведения этой игры подготовьте «птичью еду» разного  вида: ягоды в высокой бутылке; ягоды в широкой миске с водой; орехи (в скорлупе) и т.д. Объясните детям, что их задача заключается в том, чтобы подобрать для каждого вида пищи соответствующий клюв. В качестве «клювов» предложите им самые разные предметы: острые палочки, щипцы, лопатки, шумовки и т.д. Каждый ребенок, выбрав себе любую понравившуюся еду, превращается в птицу и ищет себе такой клюв, которым можно ухватить эту еду.  Если два (или более) ребенка выбрали одинаковую еду, обсудите, может ли такая ситуация иметь место в природе: две птицы питаются одной и той же пищей. Задайте вопросы: «Может ли птица питаться пищей разного вида? Что произошло бы, если бы все птицы начали питаться одной и той же пищей?»

 

Игра описана книге Т.Шпотовой «Цепочка жизни».

 

 «Фотограф и фотоаппарат»

Игра проводится для тренировки способности. детей запоминать детали и фокусировать свое внимание на том, что они видят.

Игра будет более интересной, если проводить ее в месте, где есть много разнообразных растений. Дети разбиваются на пары, в которых один из них станет «фотоаппаратом», а другой «фотографом». «Фотоаппарату» нужно закрыть глаза, после чего пары отправляются бродить по участку. Пару ведет фотограф. Когда фотограф видит что-то, что ему нравится, он подводит, направляет «камеру» и наводит фокус на предмет, который хочет сфотографировать. Далее фотограф подает сигнал Камере открыть объектив, для этого дважды оттягивает вниз нижнюю часть уха. Напарник открывает глаза на 1-2 секунды. «Фотоаппарат» должен запомнить все, что он видит, чтобы потом рассказать, какую фотографию они сделали. Потом игроки меняются ролями.

Игру так же можно сделать длиннее и интереснее, если попросить «фотографов» придумать историю на основе тех снимков, что они сделали, а «фотоаппарат» угадать ее сюжет. В конце игры попросите участников нарисовать эту историю в картинках или даже написать небольшой рассказ к ним.

 

Игра описана в книге Дж.Корнелла «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми» 

 

 

Упражнение 3d веревочные модели животных

В основе данного упражнения лежит прием демонстрации размеров животного с использованием веревки определенного размера, соответствующего частям тела. Например, для изображения дикого северного оленя нужно сделать следующее: постройте 3D модель оленя с помощью верёвок. Для этого пригласите 4 человек, которые строят верёвочную модель оленя (высота, длина). Высота в холке составляет от 80 до 140 см, длина тела 150-210 см, длина рогов до 1,5 м (расстояние между концами самых длинных отростков до 120 см), живой вес от 80 до 180 кг.

Игра описана в занятии «Хозяин бархатных рогов».

 

«Что у нас общего?»

Основные цели: коррекция отношения участников к «неприятным» животным, идентификация, формирование этики отношения ко всем живым существам.

Ориентировочное время: 20 минут.

Материалы и подготовка: бланки с таблицами для всех участников.

Процедура. Участникам предлагается заполнить табл., отметив в каждой клеточке «да» или «нет».

 

Кто

умеет

плавать под водой

может про-

спать всю зиму

 

может заболеть

 

умеет прыгать

 

ест

кон- феты

 

умеет летать

 

ходит в

школу

живет в

нашем доме

 

умеет ползать

 

хочет жить

Гадюка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жаба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крыса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мышь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таракан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лягушка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пиявка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Червяк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улитка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блоха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Летучая мышь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я сам(а)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затем предлагается ответить на вопросы.

1.    Что общего оказалось у тебя со всеми животными?

2.    Что умеют делать некоторые животные, чего не можешь ты?

3.    Чему из этого ты еще можешь научиться?

4.    С кем из животных у тебя оказалось больше всего общего?

5.    А что такого делаешь ты, что не делает никто из животных?

6.    У тебя с животными оказалось больше общего или больше различного?

Примечание. В таблицу включены животные, которые по итогам специальных опросов населения оказались “самыми неприятными”, их место в таблице соответствует полученному

“рейтингу”.

 

Игра описана в книге В.Ясвина «Мир природы в мире игр. Опыт формирования отношения к природе».

 

 «Строение насекомого»

 

Одна группа создает бабочку, другая пчелу или комара.

1-й человек берет в руки центр веревки, «дуделку» - как пример сосущего ротового аппарата у бабочки, на голове у него ободок с «усиками». За ним встают две тройки, ребята стоят спинами друг к другу, сцепив руки в локтях между собой, - это фасеточные глаза. Концы  веревки  соединяются за «глазами», обособляя голову насекомого . Далее встает еще один человек, держит в руках перекрещенную веревку – это первая пара конечностей, за ним находятся два человека с расставленными в стороны руками (имитация крыльев) и еще две пары конечностей. Концы веревки снова смыкаются за спиной третьего человека – это грудь насекомого. Остальные ребята встают далее друг за другом, придерживая веревку с обеих сторон. – это брюшко. Последний человек соединяет концы веревки. 

Ребята из второй группы делаю тоже самое, меняется ротовой аппарат, берется, например, шприц – имитация колющего ротового аппарата. Меняется количество крыльев, комары относятся к двукрылым насекомым.

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

 

«Прячься, а то съедят»

Часть ребят (четверть играющих) становятся птицами, другие насекомыми: зеленым кузнечиками, зеленые клопы, березовая пяденица, божья коровка. Дети, изображающие насекомых, получают игрушки или картонные силуэты птицы водят свой хоровод, насекомые свой, ведущий произносит слова:

Пчелы и бабочки в небе порхают 

По стебелькам паучки пробегают,

 Медленно в гости улитка ползет,

 Гусеница искусно свой кокон плетет.

 

Кузнечики весело прыгают тут, Птицы на ветках гнездышки вьют.

Птицы устали, есть захотели

                                                И на лужок пообедать слетели.

С последними словами  насекомые «прячутся» - кладут силуэт насекомого на предмет подходящий по цвету. Кто ошибся, достается птицам на обед. Нужно ли прятаться божьей коровке, пчелам?

 Приспособления насекомых к окружающей среде: крылья для полета, покровительственная окраска у кузнечика, предостерегающая окраска у божьей коровки, муравьиная кислота у муравьев, сложные фасеточные глаза стрекозы, колюще-сосущий ротовой аппарат у комаров, жало у пчел и т.д.

 

«Совы и вороны»

     Разделите группу на две равные команды - Совы и Вороны. Выстройте обе команды лицом  друг к другу на расстоянии одного метра. На расстоянии 4 -5 метров позади каждой команды проведите черту, обозначив таким образом «дом». 

      Игра, направленная на закрепление полученных ранее знаний, проводится следующим образом: вы произносите фразу, содержащую некое утверждение, и, если оно соответствует действительности, Совы начинают ловить Воронов, стремящихся добежать до «дома» и укрыться в нем. Если  же  утверждение не соответствует действительности, то Вороны ловят Сов. Пойманные игроки присоединяются к команде соперников. Примеры утверждений:

      Желуди созревают на березах.

      Лиса – плотоядное животное. Мыши зимой спят.

      Солнце источник энергии.

      Все животные ночью спят

      Хищники питаются растениями

      Пищевые цепи начинаются с растений

 

Игра описана в книге Дж. Корнелла «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми».

 

«Летучая мышь и мотылек»  Цель: летучая мышь должна найти мотылька среди деревьев.

Ход игры. Все встают в виде деревьев (недалеко друг от друга). Летучая мышь завязывает глаза и произносит слово (например: «мышь»). Мотылек отвечает эхом и бегает вокруг деревьев. Если летучая мышь хватает дерево, – оно говорит: «Дерево».

Вывод: летучая мышь поймает мотылька, когда будет использовать эхо часто (принцип эхолокации). 

Детям объясняется, как перемещаются и охотятся в темноте летучие мыши, дельфины и т.п.

 

Игра описана в книге Дж. Корнелла «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми»

 

«Ноев ковчег» 

Короткая и простая игра, позволяющая оживить затухающий интерес., превращая игру в радость. Бодрая игра, захватывающая внимание, освобождает людей от мимолетных настроений и дискомфорта. Идея игры заключается в том, что каждый участник должен найти свою пару среди множества зверей и птиц, собравшихся на Ноевом ковчеге. Сосчитайте детей в вашей группе, а затем составьте список животных, вдвое меньший, чем число детей. Напишите названия каждого животного на двух карточках: у вас получится столько карточек, сколько детей в группе. Перемешайте карточки и раздайте их детям. Каждый ребенок должен «превратиться» в то животное, название которого написано на его карточке. (Другие участники не должны знать, какое животное он будет изображать!) По вашему сигналу все участники игры должны начать издавать звуки и совершать наиболее характерные движения своих животных для привлечения внимание своей пары. Игра заканчивается тогда, когда все пары находят друг друга. 

 

Игра описана в книге Дж. Корнелла «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми».

 

«Воронья охота»

 Эта игра заключается в поиске различных природных предметов. Детям выдаются  «охотничьи» списки, содержащие перечисление этих предметов. Их поиски потребуют от  детей не только  внимательности, но и творческого подхода. Мы приводим здесь пример такого списка, но  вы  можете сами включить в него те предметы, которые дети могут найти в вашей местности. Охотничий список:

1.      Перышко

2.      Семечко растения, принесенное ветром

3.      100 штук чего-нибудь

4.      Кленовый лист

5.      Колючка

6.      Косточка

7.      Три различных семечка

8.      Что-нибудь круглое

9.      Скорлупка от яйца

10.  Что-нибудь ворсистое или пушистое

11.  Что-нибудь острое

12.  Кусочек шерсти

13.Что-нибудь совершенно прямое

14.  Что-нибудь красивое

15.  Что-нибудь совершенно бесполезное для природы. (Не забывайте, что  в природе ВСЕ имеет свое предназначение!)

16.  Жеваный листок (не тобой!)

17.  Что-то, что может шуметь

18.  Что-нибудь белое

19.  Что-нибудь очень важное для природы. (В природе ВСЕ важно - даже ядовитые растения!) 21. Что-нибудь мягкое

22.    Солнечная ловушка. (Это все, что ловит солнечное тепло - вода, камни, растения, животные.)

23.    Большая улыбка

 

Игра описана в книге Т.Шпотовой «Цепочка жизни».

 

ПЕРЕДАЧА ВДОХНОВЕНИЯ (РЕФЛЕКСИЯ)

 

«Синквейн» 

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и осмысливать ее. Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строке  предлагается написать основное понятие или тему одним существительным. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка – описание действия в рамках темы тремя словами (глагол или деепричастие). Четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.     Пятая строчка – ассоциация, которая повторяет суть темы. Например 

Вода

Ласковая, игривая

Течет, несет, питает

 Знания прошлого в себе сохраняет Она-сама жизнь.

 

Упражнение описано в публикации «Вода – основа жизни»

 

«Акростих»

Представьте, что определенное слово - это сокращение, за которым скрыты целые фразы. Предложите   расшифровать их. Например ЛЕОПАРД. На каждую букву подбираются слова, характеризующие леопарда.  Л…ловкий, легендарный, любимый;  

Е…ест, есть;  

О….охотник, опасен;  

П….пятнистый, поразительный, прекрасный;  

А….азартный, агрессивный;  

Р….рыжий, редкий;  

Д ….дикий, длинный, дружелюбный

 

Игра описана в занятии «Пятнистая кошка Кавказа»     

 

«Время собирать камни»

Сложите небольшие приятные на ощупь камни в кучку и предложите участникам разобрать их. Дайте участникам 2-3 минуты подумать и попросите их положить камни обратно в кучку, выразив своё впечатление о полученном опыте. Можно дать участникам вынуть камни (или другие предметы) вслепую из мешка.

«Одна ассоциация»

В конце встречи предложите участникам, пустить по кругу мяч, шишку, камень или другой предмет. Предмет в руках участника даст ему право сказать одно слово - ассоциацию занятием/экскурсией/местом.  

 

«Мои покупки»

Попросите участников нарисовать «сумку для покупок» на листе А6. Попросите их записать свои «приобретения» за день, то есть впечатления и открытия, которые они сделали за время экскурсии.

 

«Цвет настроения»

Дайте участникам палитру цветов и предложите отметить на ней цвет, который больше всего соответствует их настроению после экскурсии/занятия/посещения музея. Попросите их объяснить свой выбор.