МБОУ «Паклинская ООШ»
Конспект занятия
для учащихся по образовательным программам
«Юный эколог», «Шаг за шагом».
Тема: «Экология и творчество
на примере изучения темы «Живые организмы реки кама»».
Возраст учащихся 11-12 лет
Педагог дополнительного образования Решетникова Наталья Борисовна
г.Оса, 2018
Цель занятия:
Формирование межпредметных результатов на занятиях по экологическому воспитанию и декоративно-прикладному творчеству через развитие экологической культуры, нравственно-эстетических ценностей, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.
Задачи: способствовать –
- воспитанию любви к природе, родному краю, пониманию необходимости бережного и ответственного отношения к ним;
- развитию экологической культуры, эстетического и художественного вкуса;
- обобщить знания детей о пресноводных рыбах;
Планируемые результаты:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.
Межпредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;
- учиться совместно с педагогом, выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на занятии;
- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- работая по совместно использовать необходимые средства (рисунки, приспособления и инструменты),
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;
Познавательные УУД
- Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;
- Развивать творческие способности при работе;
Коммуникативные УУД
- умение выражать свои мысли;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой деятельности.
Особенности занятия:
- дети имеют представления о реке Кама, знают некоторые виды пресноводных рыб, на занятии они закрепляю эти знания с помощью игр и ДПТ (изготавливают изделие «Рыбки» из разного материала).
Продолжительность занятия: 45 минут.
Тип занятия: интегрированное.
Методы обучения:
- словесные – рассказ, беседа;
- наглядные – демонстрация образцов и приемов работы, практические; - репродуктивный, игровой.
Оборудование и материалы:
- Презентация;
- Атрибуты на игру «Рыбалка»;
- Материалы и инструменты для практической работы;
- Выставка готовых работ;
- Музыкальная подборка.
Ход занятия:
№ |
Номер слайда |
Действие педагога |
Действие обучающихся |
Примечание |
I |
1 - Фото реки Кама |
Приветствие. Проверка рабочего места. |
|
|
II |
2-3-4 фото реки
5 слайд - стихи про Каму
6 слайд - версия названия Камы
7 слайд – исток реки Кама
8 -9-10-11 слайд – картинки рыб
12 слайд – ответы по рыбалке |
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии? - Правильно сегодня я хочу поговорить с вами об одной очень красивой реке, на берегу которой раскинулся наш старинный город. - А кто помнит, как она называется? - Правильно, это наша любимая Кама-Камушка река. -Ребята вы уже наверняка многое знаете о нашей Каме, скажите, а зачем нам нужны эти знания о реке? - Действительно, мир вокруг нас, Земля – это наш дом. - И нам надо знать, природу, которая нас окружает. - А раз вы уже много что знаете, тогда я вам сегодня предлагаю закрепить ваши знания про нашу красавицу реку Кама. - Ребята, я не просто назвала нашу Каму красивой рекой, а какие ещё слова можно подобрать к нашей реке?
- Молодцы! Да, наша река и глубокая, и широкая, и величавая, и даже можно назвать царственная. - И не зря, Степан Широбоков в своём стихотворении « Кама-Камушка» посвятил ей такие строки. - Дети, а кто из вас знает, что обозначает слово «Кама»? - Кама – значит каменная. Назвали ее так потому, что в ней было много камней. (А еще есть версия, «Кама» на языке башкир и татар означает «выдра». А на удмуртском языке слово «Кама» значит «длинный»). - И на самом деле Кама является одной из крупнейших рек Европы, длина которой составляет около двух тысяч километров. - А кто из вас знает, откуда эта река берёт своё начало? - Далеко-далеко, в Удмуртском краю, в лесах северных, есть деревенька Карпушата. На окраине её стоит вековая берёза, под берёзой бьёт ключ. Чистый небольшой родничок обрамлён свежим штакетником. Ключ бежит по мелким камешкам, попадает на желобок, с него в небольшую запруду. От запруды течёт дальше, собирая по пути воду бесчисленных ручейков и рек. Там, в Кезском районе и берёт своё начало великая река Кама. - Ребята, а почему люди издавна селились по берегам рек?
Да! Река даёт людям воду, рыбу, а ещё по ней можно добраться до другого села или города. Вот о рыбе мы поговорим более подробно. В давние времена в Каме водилось очень много рыбы. Её ловили и удочками, и сетями, и решетом. Сейчас рыбы в Каме гораздо меньше, ведь вода не такая чистая. А как вы думаете, почему? - Правильно её воды загрязняли фабрики и заводы, и плывущие по реке суда. - А ещё в этом виноваты, я считаю, нечестные и очень жадные рыбаки, которые ловят рыбу запрещёнными приёмами и в запрещённое для ловли время, когда рыба начинает размножаться. Как называют таких людей? - Правильно браконьерами. - Сейчас в Каме и её притоках насчитывается около 20 видов рыб. - Какие рыбы есть в нашей реке?
- Какие молодцы, много вспомнили названий. -Посмотрели, как они выглядят. - А теперь предлагаю порыбачить. (Игра «Рыбалка») - Делимся на 2 команды. По очереди выходят рыбаки и ловят рыбку, только уговор, ту, которая водится в реке Кама. - Молодцы! - А теперь проверяем
|
Смотрят на экран
О реке, речке.
Кама
Отвечают
Спокойная, широкая, длинная, извилистая, многоводная, зеркальная игривая, величавая, глубокая, богатырская, вольная, каменистая, крутобережная, невозмутимая, царственная и т.д.
Читают стихи
Отвечают
Слушают
Отвечают
Слушают
Люди пьют, используют воду для приготовления пищи. Стирают одежду. В ней водится рыба и др.
Отвечают
Ёрш, судак, сом, лещ, сазан, карась, судак и др.
Делятся на команды, играют. |
|
III |
13 слайд – ТБ
|
- Молодцы ребята! - А сейчас для вас есть ещё одно предложение, поработать практически и попробовать сделать жителей реки своими руками. - Для вас на раздаточном столе приготовлены разные материалы: пластилин, бумага, картон, ткань, природный материал. - Инструменты: ножницы, клей, стеки, карандаши. - Шаблоны рыбок. - Вы по своему желанию выбираете материал и с помощью шаблона или на свое усмотрение готовите изделие «Рыбка». - А работать мы будем в технике аппликация. - Но прежде чем вы начнете работать, давайте вспомним ТБ. - Контроль, оказание помощи в практической работе. - В ходе практической работы провести физкультминутку. Физкультминутка. Наша Кама широка! Наша Кама глубока! Не видать за горизонтом! Вот какая красота! Мы поплаваем по Каме. Так помашем мы руками. А теперь глубокий вдох! Бульк! И нет никого. Вынырнем все дружно! Работать дальше нужно!
|
Слушают
Выбирают материал для практической работы
Вспоминаем ТБ
Выполняют практическую работу
Выполняют физкульт- минутку |
|
VI |
14 слайд – Спасибо |
- Молодцы! Вы все замечательно поработали! - Давайте оформим выставку наших работ и подведем итог. - Ребята, скажите, чему был посвящено наше занятие? - Что вы узнали нового? - В какой технике ДПТ вы работали? - Для чего мы всё это сделали? - Если вы помните, мы хотели с вами закрепить наши знания про реку Кама. - Получилось это у нас? - Получилось! - Ребята я хочу всем еще раз напомнить что «Кама – наше большое богатство, и его надо беречь!» - Всем большое спасибо! - И в завершении нашего занятия я вас ребята попрошу оценить наше занятие. - На доске висит аквариум, на столе лежат рыбки разного цвета: Красный - вам понравилось занятие; Голубой – не очень; Черный – совсем не понравилось. - Я прошу вас выбрать ту рыбку, которая соответствует вашему мнению и приклеить ее в аквариум. - Еще раз большое спасибо! До свидание!
|
Отвечают
Оценивают занятие |
|
V |
|
- Самоанализ занятия педагогом. |
|
|
|
|
|
|
|
Литература:
- Гребенюк, Г.Н. Экология для школьников \ Г.Н. Гребенюк, Н.А.Иванова, Е.С.Овечкина и др. // Учебно-методическое пособие. - Тюмень.: Институт проблем освоения Севера СО РАН. - 1999. С.56-60, С.30.
- Петросова, Р.А. Практикум по естествознанию и основам экологии / Р.А. Петросова, В.П. Голов, М.А. Никифорова и др. // Учебное пособие. - М.: Академия. - 2000. - С.108-110.
- Сведения с сайтов интернета.
Приложение 1.
Стихи о Каме.
Ой, широк речной простор
Средь лесов, полей и гор,
Высока твоя волна,
Кама-Камушка!
На волнах качаешь ты
Пароходы и плоты,
Многоводная река,
Кама славная!
Загляделась неспроста
Вся лесная красота
В зеркала твоих глубин,
Кама синяя!
На волнах качаешь ты
Наши песни и мечты
И, как песня, льешься вдаль,
Кама милая!
Поглядишь - душа поет,
Как ты взламываешь лед
С каждой новою весной,
Кама вольная!
Слышу, слышу я, твой сын,
Ровный гул твоих турбин,
Кама-песня, Кама-свет,
Кама-Матушка!
Приложение 2.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
Приложение 3.
Игра «Рыбалка». Правильные ответы под № 1-3-4-6-7-8-9-12-13-14-15-16-17-21-23-27 (всего 16 наименований)
1 Судак |
2 Берш
|
3 Окунь |
4 Ёрш |
5 Чоп |
6 Щука |
7 Плотва
|
8 Лещ |
9 Густера |
10 Сазан |
11 Карп |
12 Карась
|
13 Линь |
14 Голавль |
15 Язь |
16 Жерех |
17 Чехонь |
18 Краснопёрка |
19 Подуст |
20 Уклейка (Быстрянка) |
21 Пескарь |
22 Толстолобик |
23 Сом |
24 Канальный сомик |
25 Угорь |
26 Змееголов |
27 Налим
|
28 Вьюн |
29 Стерлядь |
30 Лосось |
31 Форель ручьевая |
32 Вырезуб |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.