«Экология и творчество на примере изучения темы «Живые организмы реки кама»».
Оценка 4.9

«Экология и творчество на примере изучения темы «Живые организмы реки кама»».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
естествознание
7 кл
17.05.2024
«Экология и творчество  на примере изучения темы «Живые организмы реки кама»».
Цель занятия: Формирование межпредметных результатов на занятиях по экологическому воспитанию и декоративно-прикладному творчеству через развитие экологической культуры, нравственно-эстетических ценностей, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.
живые организмы реки кама.docx

МБОУ «Паклинская ООШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

для учащихся   по образовательным  программам

«Юный эколог», «Шаг за шагом».

Тема: «Экология и творчество

на примере изучения темы «Живые организмы реки кама»».

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Возраст учащихся 11-12 лет 

                                                          Педагог дополнительного образования            Решетникова Наталья Борисовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    г.Оса, 2018

Цель занятия:

Формирование  межпредметных  результатов на занятиях по экологическому воспитанию и  декоративно-прикладному творчеству  через развитие  экологической культуры, нравственно-эстетических ценностей, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.

Задачи:  способствовать –

- воспитанию любви к природе, родному краю, пониманию необходимости бережного и ответственного отношения к ним;

-  развитию  экологической культуры, эстетического и художественного вкуса;

- обобщить знания детей о пресноводных рыбах;

Планируемые результаты:

Личностными результатами является формирование следующих умений:

- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.

Межпредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;

- учиться совместно с педагогом, выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на занятии;

- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

-  работая по совместно использовать необходимые средства (рисунки, приспособления и  инструменты),

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;

Познавательные УУД

- Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;

- Развивать творческие способности при работе;

Коммуникативные УУД

- умение выражать свои мысли;

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой  деятельности.

 

Особенности занятия:

- дети имеют представления о реке Кама, знают некоторые виды пресноводных рыб, на занятии они закрепляю эти знания с помощью игр и ДПТ (изготавливают изделие «Рыбки» из разного материала).

 

Продолжительность занятия: 45  минут.

 

Тип занятия: интегрированное.

Методы обучения:

- словесные – рассказ, беседа;

- наглядные – демонстрация образцов  и приемов работы, практические;                                             - репродуктивный, игровой.

 

Оборудование и материалы:

- Презентация;

- Атрибуты на игру «Рыбалка»;

- Материалы и инструменты для практической работы;

- Выставка готовых работ;

- Музыкальная подборка.

                                                          Ход занятия:

 

Номер слайда

Действие педагога

Действие обучающихся

Примечание

I

1 - Фото реки Кама

Приветствие. Проверка рабочего места.

 

 

II

2-3-4 фото реки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 слайд - стихи про Каму

 

 

 

6 слайд

- версия названия Камы

 

 

 

 

 

7 слайд – исток реки Кама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 -9-10-11 слайд – картинки рыб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 слайд – ответы по рыбалке

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии?

- Правильно сегодня я хочу поговорить с вами об одной очень красивой реке, на берегу которой раскинулся наш старинный город.

- А кто помнит, как она называется?

- Правильно, это наша любимая Кама-Камушка река.

-Ребята вы уже наверняка многое знаете о нашей Каме, скажите, а зачем нам нужны эти знания о реке?

- Действительно, мир вокруг нас, Земля – это наш дом.  

- И нам надо знать, природу, которая нас окружает.

- А раз вы уже много что знаете, тогда я вам сегодня предлагаю закрепить ваши знания про нашу красавицу реку Кама.

- Ребята, я не просто назвала нашу Каму красивой рекой, а какие ещё слова можно подобрать к нашей реке?

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы! Да, наша река и глубокая, и широкая, и величавая, и даже можно назвать царственная.

- И не зря, Степан Широбоков в своём стихотворении « Кама-Камушка» посвятил ей такие строки.

- Дети, а кто из вас знает, что обозначает слово «Кама»?

- Кама – значит каменная. Назвали ее так потому, что в ней было много камней.

(А еще есть версия, «Кама» на языке башкир и татар означает «выдра». А на удмуртском языке слово «Кама» значит «длинный»).

- И на самом деле Кама является одной из крупнейших рек Европы, длина которой составляет около двух тысяч километров.  - А кто из вас знает, откуда эта река берёт своё начало?

- Далеко-далеко, в Удмуртском краю, в лесах северных, есть деревенька Карпушата.

На окраине её стоит вековая берёза, под берёзой бьёт ключ.

Чистый небольшой родничок обрамлён свежим штакетником.

Ключ бежит по мелким камешкам, попадает на желобок, с него в небольшую запруду.

От запруды течёт дальше, собирая по пути воду бесчисленных ручейков и рек.

Там, в Кезском районе и берёт своё начало великая река Кама.

- Ребята, а почему люди издавна селились по берегам рек?

 

 

 

 

Да! Река даёт людям воду, рыбу, а ещё по ней можно добраться до другого села или города. Вот о рыбе мы поговорим более подробно.

В давние времена в Каме водилось очень много рыбы.

Её ловили и удочками, и сетями, и решетом.

Сейчас рыбы в Каме гораздо меньше, ведь вода не такая чистая.

А как вы думаете, почему?

- Правильно её воды загрязняли фабрики и заводы, и плывущие по реке суда.

- А ещё в этом виноваты, я считаю, нечестные и очень жадные рыбаки, которые ловят рыбу запрещёнными приёмами и в запрещённое для ловли время, когда рыба начинает размножаться. Как называют таких людей?

- Правильно браконьерами.

- Сейчас в Каме и её притоках насчитывается около 20 видов рыб.

- Какие рыбы есть в нашей реке?

 

 

 

- Какие молодцы, много вспомнили названий.

-Посмотрели, как они выглядят.

- А теперь предлагаю порыбачить.

(Игра «Рыбалка»)

- Делимся на 2 команды. По очереди выходят рыбаки и ловят рыбку, только уговор, ту, которая водится в реке Кама.

- Молодцы!

- А теперь проверяем

 

 

 

Смотрят на экран

 

 

О реке, речке.

 

 

 

 

Кама

 

 

Отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спокойная, широкая, длинная, извилистая, многоводная, зеркальная игривая, величавая, глубокая, богатырская, вольная, каменистая, крутобережная, невозмутимая, царственная и т.д.

 

 

 

Читают стихи

 

 

Отвечают

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Люди пьют,

используют воду для приготовления пищи.

Стирают одежду.

В ней водится рыба и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ёрш, судак, сом, лещ, сазан, карась, судак и др.

 

 

 

 

 

 

Делятся на команды, играют.

 

III

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 слайд – ТБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы ребята!

- А сейчас для вас есть ещё одно предложение, поработать практически и попробовать сделать жителей реки своими руками.

- Для вас на раздаточном столе приготовлены разные материалы: пластилин, бумага, картон, ткань, природный материал.

- Инструменты: ножницы, клей, стеки, карандаши.

- Шаблоны рыбок.

- Вы по своему желанию выбираете материал и с помощью шаблона или на свое усмотрение готовите изделие «Рыбка».

- А работать мы будем в технике аппликация.

- Но прежде чем вы начнете работать, давайте вспомним ТБ.

- Контроль, оказание помощи в практической работе.

- В ходе практической работы провести физкультминутку.

Физкультминутка.

Наша Кама широка!

Наша Кама глубока!

Не видать за горизонтом!

Вот какая красота!

Мы поплаваем по Каме.

Так помашем мы руками.

А теперь глубокий вдох!

Бульк! И нет никого.

Вынырнем все дружно!

Работать дальше нужно!

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают материал для практической работы

 

 

 

Вспоминаем ТБ

 

Выполняют практическую работу

 

 

Выполняют физкульт- минутку

 

VI

14 слайд – Спасибо

- Молодцы! Вы все замечательно поработали!

- Давайте оформим выставку наших работ и подведем итог.

- Ребята, скажите, чему был посвящено наше занятие?

- Что вы узнали нового? 

- В какой технике ДПТ вы работали?

- Для чего мы всё это сделали? 

- Если вы помните, мы хотели с вами закрепить наши знания про реку Кама.

- Получилось это у нас?

- Получилось! 

- Ребята я хочу всем еще раз напомнить что «Кама – наше большое богатство, и его надо беречь!»

- Всем большое спасибо!

- И в завершении нашего занятия я вас ребята попрошу оценить наше занятие.

- На доске висит аквариум, на столе лежат рыбки разного цвета:

Красный - вам понравилось занятие;

Голубой – не очень;

Черный – совсем не понравилось.

- Я прошу вас выбрать ту рыбку, которая соответствует вашему мнению и приклеить ее в аквариум.

- Еще раз большое спасибо! До свидание!

 

 

 

 

 

Отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают занятие

 

V

 

- Самоанализ занятия педагогом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:            

- Гребенюк, Г.Н. Экология для  школьников \ Г.Н. Гребенюк, Н.А.Иванова, Е.С.Овечкина и др. // Учебно-методическое пособие. - Тюмень.: Институт проблем освоения Севера СО РАН. - 1999. С.56-60, С.30.

- Петросова, Р.А. Практикум по естествознанию и основам экологии / Р.А. Петросова, В.П. Голов, М.А. Никифорова и др. // Учебное пособие. - М.: Академия. - 2000. - С.108-110.

- Сведения с сайтов интернета.                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Стихи о Каме.

Ой, широк речной простор

Средь лесов, полей и гор,

Высока твоя волна,

Кама-Камушка!

На волнах качаешь ты

Пароходы и плоты,

Многоводная река,

Кама славная!

 

Загляделась неспроста

Вся лесная красота

В зеркала твоих глубин,

Кама синяя!

На волнах качаешь ты

Наши песни и мечты

И, как песня, льешься вдаль,

Кама милая!

 

Поглядишь - душа поет,

Как ты взламываешь лед

С каждой новою весной,

Кама вольная!

Слышу, слышу я, твой сын,

Ровный гул твоих турбин,

Кама-песня, Кама-свет,

Кама-Матушка!

 

 

 

Приложение 2.

1Судак

2Берш

3Окунь

4Ерш

5Чоп

6Щука

7       Плотва

8       Лещ

9           Густера

10 Сазан

11          Карп

12        Карась

13  Линь

14      Голавль

15    Язь

16    Жерех

17         Чехонь

18                 Красноперка

19          Подуст

20      Быстрянка

21     Пескарь

22Толстолобик

23         Сом

24         Канальный сомик

25         Угорь

26Змееголов

27       Налим

28Вьюн

29Стерлядь

30     Лосось дунайский

31Форель ручьевая

32       Вырезуб

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

Игра «Рыбалка». Правильные ответы под № 1-3-4-6-7-8-9-12-13-14-15-16-17-21-23-27 (всего 16 наименований)

 

1       Судак

2      Берш      

 

3      Окунь

4       Ёрш

5   Чоп

6       Щука

7      Плотва

 

8      Лещ

9     Густера

10   Сазан

11     Карп

12    Карась

 

13    Линь

14     Голавль

15    Язь

16    Жерех

17    Чехонь

18    Краснопёрка

19  Подуст

20 Уклейка (Быстрянка)

21     Пескарь

22 Толстолобик

23        Сом   

24  Канальный сомик

25    Угорь

26    Змееголов

27  Налим

 

28   Вьюн

29   Стерлядь

30  Лосось

31  Форель ручьевая

32  Вырезуб

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МБОУ «Паклинская ООШ»

МБОУ «Паклинская ООШ»

Цель занятия: Формирование межпредметных результатов на занятиях по экологическому воспитанию и декоративно-прикладному творчеству через развитие экологической культуры, нравственно-эстетических ценностей, к творческой деятельности по созданию прекрасного…

Цель занятия: Формирование межпредметных результатов на занятиях по экологическому воспитанию и декоративно-прикладному творчеству через развитие экологической культуры, нравственно-эстетических ценностей, к творческой деятельности по созданию прекрасного…

Материалы и инструменты для практической работы; -

Материалы и инструменты для практической работы; -

Камы 7 слайд – исток реки

Камы 7 слайд – исток реки

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран

III 13 слайд –

III 13 слайд –

Приложение 1. Стихи о Каме

Приложение 1. Стихи о Каме

5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Приложение 3. Игра «Рыбалка»

Приложение 3. Игра «Рыбалка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2024