Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Анатолия
Васильевича Ляпидевского города Ейска муниципального образования Ейский
район
Всероссийский конкурс
«Урок экологии и энергосбережения #ВместеЯрче».
Номинация «Лучший урок «Экология и энергосбережение»
для учащихся 58 классов
Работу выполнила:
учитель географии и биологии
МБОУ СОШ им. Героя Советского Союза
А. В. Ляпидевского г. Ейска МО Ейский район
Афанасьева Наталья Геннадьевна
20182019 учебный год Пояснительная записка
Еще в 1996 г. премьерминистром России были утверждены приоритетные
направления развития отечественной науки и техники, а также критических
технологий федерального уровня,
определённые правительственной
комиссией по научнотехнической политике. К ним отнесены направления и
технологии, которые признаны наиболее перспективными с точки зрения
экономического и научнотехнического развития России в XXI в. и которые
государство обязуется курировать и финансировать. Список приоритетов
таков:
Фундаментальные исследования;
Информационные технологии и электроника;
Производственные технологии;
Новые материалы и химические продукты;
Технологии живых систем;
Транспорт;
Топливо и энергетика;
Экология и рациональное природопользование.
Учитывая важность затронутого вопроса, я предлагаю поговорить об одном из
перечисленных приоритетов – об энергетике.
Цель: популяризация энергосберегающего образа жизни и внедрения
современных энергосберегающих технологий
Задачи урока:
популяризация энергосберегающих технологий и мер по улучшению
экологической обстановки в различных регионах Земли;
выявление общих интересов и мотивов для сплочения людей разных
стран для решения экологических проблем и экономии энергоресурсов;
демонстрация примеров наиболее эффективных проектов по защите
экологии и энергосбережению.
УУД
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний;
понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и
возможностей;
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов
окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности
человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы
и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение
работать с различными источниками информации, преобразовывать её из
одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать
выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий,
оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей
гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения,
критического мышления и групповой деятельности
Оборудование: мультимедиа аппаратура, презентация к уроку
Ход урока.
1. Орг.момент.
2. Постановка проблемы: 3. Изучение нового материала:
4. Итоги урока. Рефлексия
Учитель: Здравствуйте ребята.
Задумывался ли каждый из нас, какой ценой мы получаем комфорт и все
блага цивилизации?
Источник энергии прячет природа,
А мы всё считаем доходы, расходы,
В Земле залегают и нефть, и уран,
В баллонах находится жидкий пропан.
Энергия солнца, энергия ветра,
Нужна нам сегодня, нужна нам и завтра,
Сжигаем мы уголь, солярку и газ,
На свете не сыщешь прожорливей нас!
А море так щедро нам дарит приливы,
Учёный для поиска ищет мотивы,
Успеха он требует здесь и сейчас,
Энергия Космоса скрыта от нас!
(Марк Львовский)
Учитель: Ребята, о какой отрасли говорится в этом стихотворении?
Ученики: Об энергетике.
Учитель: Что такое энергетика?
Энергетикаэто область хозяйственноэкономической деятельности
человека, служащая для распределения и использования энергетических
ресурсов всех видов.
Никакая деятельность сегодня невозможна без использования энергии.
Учитель: Ребята, какие виды энергетических ресурсов вам известны? А теперь посмотрите на географическую карту России и ответьте мне
месторождения каких полезных ископаемых есть в нашей стране? Уголь, газ,
нефть удовлетворяют примерно 90% энергетических потребностей
человечества.
Учитель: Как вы считаете могут ли они закончится?
Однако, запасы нефти, угля и газа небесконечны. Ученые подсчитали,
что запасы нефти в нашей стране хватит на более 20 лет
Человечество прошло путь технического прогресса от костра до пламени
ракеты, используя всё новые виды топлива и способы его сжигания.
Потребление энергии на нашей планете растёт с каждым годом.
Учитель: Что вы знаете об экологии?
Просмотр фрагмента фильма «Экология и энергосбережение».
II. Экспериментальная. (учащиеся представляют результаты своих
наблюдений заранее проведенных дома)
Учитель:Какие световые приборы есть у вас дома?
− без каких электробытовых приборов можно / нельзя / полезно обойтись?
− надо ли и как экономить электроэнергию?
Ребята, что такое энергосбережение?
Энергосбережение –это комплекс мероприятий по сохранению и
Рост
рациональному использованию электричества и тепла.
энергопотребления рождает экологические проблемы: увеличивается
нагрузка на природу, истощаются природные ресурсы приводя к парниковому
эффекту.
Учитель: Готово ли человечество к таким изменениям?
Показ следующего фрагмента фильма «Экология и энергосбережение»
Учитель: Ребята, можете ли вы представить свою жизнь без света, отопления,
автомобиля, без электроприборов?
Знаете ли вы, что около 35% всей электроэнергии в мире используется для
нужд.
бытовых
домашних Учитель: Давайте задумаемся, сколько
человеку для жизнеобеспечения.
энергии действительно нужно
Возможно ли использовать её более рационально?
Ведь за наш комфорт приходится платить гибелью лесов, затоплением
городов!
Давайте заслушаем мнения наших экспертов:
Рассказ 1 ученика об экспериментах с электроплитой:
Какая на ваш взгляд самая энергозатратная зона дома?
Самая энергозатратная зона – кухня. Ведь современная кухня, как научная
лаборатория, оснащена огромным арсеналом электроприборов .
Оказывается, что на одной кухонной утвари можно сэкономить сотни
киловатт – часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть
перекрывала конфорку электроплиты. Закрытая крышка сэкономит 15%
тепла. А вот цвет кастрюли никак не влияет на время приготовления пищи.
Кастрюли с выпуклым дном или вогнутым, а также кастрюли с толстым слоем
накипи расходуют 50% электричества, а заодно примерно столько же
времени.
Описание экспериментов
Эксперимент № 1. Зависит ли расход энергии от размера конфорки и
кастрюли.
Цель: определить зависимость расхода энергии от размера конфорки и
кастрюли.
Оборудование: 3 кастрюли разного диаметра, часы, вода, термометр, плита
электрическая.
Ход работы:
1. Взять три кастрюли: одна с меньшим диаметром дна, чем диаметр
конфорки, другая с равным диаметром, третья с большим диаметром дна, чем
диаметр конфорки.
2. Налить во все кастрюли по 1 л воды.
3. Поставить на конфорку первую кастрюлю с дном меньшим, чем диаметр
конфорки.
4. Определить, за какое количество времени закипела вода в кастрюле.
5. После этого выключить плиту.
6. Рассчитать израсходованную электроэнергию (энергия = мощность ∙ время
работы).
7. То же самое проделать с другими кастрюлями при одинаковых условиях. 8. Сделать вывод и записать его.
Примечание: нагревание следует начинать с холодной конфорки и вода
должна быть одной и той же температуры.
Соотношение диаметра дна кастрюли и
диаметра конфорки
Время закипания воды (1 литр)
в мин.
Расход энергии в кВт/ч.
Диаметр кастрюли меньше диаметра конфорки
Диаметр кастрюли равен диаметру конфорки
Диаметр кастрюли больше диаметра конфорки
Вывод
Эксперимент № 2. Зависит ли скорость нагрева кастрюли от её цвета.
Цель: определить зависимость расхода энергии от цвета кастрюли.
Оборудование: часы, светлая и тёмная кастрюли, вода, плита электрическая.
Ход работы:
1. Налить в тёмную и светлую кастрюлю по 1 литру воды.
2. Поставить кастрюли на конфорки (конфорки одинаковой величины и
мощности или провести опыт по очереди с одинаковым началом условий).
3. Определить, за какое количество времени закипела вода в каждой
кастрюле.
4. После этого выключить плиту.
5. Рассчитать израсходованную электроэнергию (энергия = мощность ∙ время
работы).
6. Сделать вывод и записать его.
Примечание: нагревание следует начинать с холодной конфорки и вода
должна быть одной и той же температуры.
Время закипания воды (1 литр) в мин.
Расход энергии в кВт/ч.
Цвет кастрюли
Тёмная кастрюля
Светлая кастрюля
Вывод
Эксперимент № 3. Кипячение воды при закрытой или
открытой крышке.
Цель: определить зависимость расхода энергии от
наличия (отсутствия) крышки на кастрюле.
Оборудование: часы, кастрюля, вода, плита
электрическая.
Ход работы:
1. Налить в кастрюлю 1 литр воды, закрыть кастрюлю
крышкой и поставить на плиту.
2. Включить плиту и зафиксировать время закипания
закипания
Время
воды (1 литр) в мин.
Расход энергии в
кВт/ч. кухне
каждой
воды.
3.Налить в кастрюлю 1 литр воды, не закрывать
кастрюлю крышкой и поставить на плиту.
4. Включить плиту и зафиксировать время закипания
воды.
5. После этого выключить плиту.
6. Рассчитать израсходованную электроэнергию (энергия
= мощность ∙ время работы) в первом и во втором
случае.
7. Сделать вывод и записать его.
Примечание: нагревание следует начинать с холодной
конфорки и вода должна быть одной и той же
температуры.
Наличие (отсутствие) крышки на кастрюле
Кастрюля закрыта крышкой
Кастрюля без крышки
Вывод
Рассказ 2 ученика об экспериментах с холодильником:
На
холодильник.
Не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных
приборов.
Оптимальным местом для него будет самое прохладное место. Эксперимент
показал, что при наружной температуре 20 градусов холодильник расходует
на
градусе.
Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая «шуба»
в морозильнике. Своевременное оттаивание приведёт к экономичности.
Надеемся, что с вашим холодильником такого не случится. Кроме того, на
наше счастье, сейчас есть холодильные агрегаты, не требующие оттаивания.
Нужно знать, что покупая неэффективную модель холодильника, семья в
течение 10 – 15 лет будет в 2 раза больше платить за электроэнергию.
Рассказ 3 ученика об экспериментах с электрочайником:
Посчитайте, сколько раз за день вы кипятите воду? А сколько из этой
вскипяченной воды вы используете за 1 раз? Два – три стакана, а остальная
вода остывает в чайнике.
А что, если взять и залить термос? Вам не придётся тратить время на
кипячение каждый раз, когда захотите чаю, да ещё и сэкономите энергию.
Рассказ 4 ученика об экспериментах с утюгом:
Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо
помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье гладить дольше, а
значит, и больше расход энергии. Это подтверждается экспериментом.
Эксперимент № 4. Зависит ли расход энергии от степени влажности ткани при
глажении.
6% меньше
энергии,
21
чем
при
есть Цель: определить зависимость расхода энергии от степени влажности ткани
при глажении.
Оборудование: утюг, гладильная доска, три одинаковых полотенца разной
степени влажности, часы.
Ход работы:
1. Взять три полотенца: одно пересушенное, второе влажное, третье мокрое.
2. Отгладить первое полотенце.
3. Определить, какое количество времени потрачено на эту работу.
4. Рассчитать израсходованную энергию (энергия = мощность ∙ время работы).
5. То же самое проделать с двумя другими полотенцами при одинаковых
условиях.
6. Сделать вывод и записать его.
Примечание: утюг должен работать в одинаковом режиме при глажении всех
трёх вещей.
Степень влажности ткани.
Время, затраченное на глажение в мин.
Расход энергии в кВт/ч.
Ткань сухая
Ткань влажная
Ткань мокрая
Вывод
10
в
капель
вытекает
Рассказ 5 ученика об использовании воды
Содержите краны в порядке! За год из крана вытекает 2000 л воды, если из
крана
минуту.
Расход воды в ванной легко поддаётся регулированию. Так если при мытье в
ванной расходуется 150 – 180 л воды, то для того, чтобы принять душ,
потребуется в три раза меньше.
Чаще, дети, мойтесь в душе –
Всей планете будет лучше!
В ванной мыться нет нужды,
Там большой расход воды.
Рассказ 6 ученика об использовании лампочек
Используйте энергосберегающие лампочки! При повседневном использовании
ламп накаливания необходимо завозить в 2 раза меньше дизельного топлива.
Расход электроэнергии можно сократить за счёт периодического протирания
лампочек: хорошо протёртая лампочка светит 10 – 15% ярче грязной
пыльной.
Без необходимости не пользуйтесь верхним светом. Настольная лампа с
успехом заменит многоламповую люстру под потолком.
Выходя из комнаты, гасите свет:
Лампа сутки горит –
100 кг угля спалит. Если светит зря она,
Где же экономия сырья?
Рассказ 7 ученика об использовании телевизоров, компьютеров
Телевизоры,компьютеры…
Знаете ли вы, что телевизоры и другие приборы потребляют энергию, даже
если они выключены с помощью дистанционного управления. Для полного
отключения по ночам используйте кнопку выключения, чтобы сберечь
энергию и снизить опасность пожара.
Рассказ 8 ученика об утеплении квартир
Мы мёрзнем в домах, не обременяя себя простыми мерами утепления окон,
дверей
балкона.
Даже низкое зимнее Солнце способно нагреть комнату через окно –
раздвигайте
дни.
в подвал.
Закрывайте
На ночь
тепло.
Вы правильно расставили мебель? Отставили от батареи, чтобы тепло
свободно
квартиру?
Совсем не обязательно превращать свой дом в тропические джунгли. Но пары
хлорофитумов или несколько пучков петрушки не помешают. Даже, наоборот,
они сделают воздух в помещении чище и здоровее, защитят нас от
электромагнитных излучений электроприборов, станут «зелёной аптекой».
III. Рефлексия. Интерактивная командная игравикторина.
IV.Подведение итогов
двери в подъезд,
в
на
закрывайте
занавески,
чтобы удержать
занавески
солнечные
чердак,
проходило
и
в
вашу
Какие главные выводы вы сделали побывав на этом уроке?
1) Экономим электричество, бережём тепло, экономим воду, не
разбрасываем мусор – не засоряем окружающую среду.
2) Энергию надо беречь не только дома, но и в школе.
3) Используя меньше не возобновляемых источников энергии, мы
заботимся о следующих поколениях людей, оберегаем нашу планету от
экологической катастрофы.
Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет. Спасибо за урок!
Электронные ресурсы:
1. ttp://knas28.ucoz.ru/dokument_microsoft_office_word.doc
2. Ссылка на проекты по популяризации энергосбережения (Лучшие
практики,): http://www.enesexpo.com/99luchshijproektpopropagande
energosberegayushchegoobrazazhizniiorganizatsiienergoeffektivnogo
proizvodstva/luchshijproektpopopulyarizatsiienergosberegayushchegoobraza
zhiznisredidetejdoshkolnogoishkolnogovozrastarealizovannyjvuchebnom
zavedenii.html
3. Комплексные программы: http://www.enesexpo.com/79luchshijproektpo
propagandeenergosberegayushchegoobrazazhizniiorganizatsii
energoeffektivnogoproizvodstva.html
4. ГИС ЭЭ: http://gisee.ru/kids/cartoons/ https://www.youtube.com/watch?v#ВМЕСТЕЯРЧЕ и #Российскийучебник
5. Обращение: http://learning.enlighteninitiative.org/Videos.aspx
6. Пауль Доусвелл « Неизвестное об известном» учебное пособие для
дополнительного образования.
https://www.stihi.ru/2007/08/26584
https://dik.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/306852
7. Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizmkletki
Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9
Сайт YouTube: https
. youtube
. com /
:// www
Экология и энергосбережение
Экология и энергосбережение
Экология и энергосбережение
Экология и энергосбережение
Экология и энергосбережение
Экология и энергосбережение
Экология и энергосбережение
Экология и энергосбережение
Экология и энергосбережение
Экология и энергосбережение
Экология и энергосбережение
Экология и энергосбережение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.