Экология Вологодской области 7 класс
Оценка 4.7

Экология Вологодской области 7 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
экология +1
Взрослым
05.01.2017
Экология Вологодской области 7 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОЛОГИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа 2008 года опубликована в сборнике Департамента образования Вологодской области ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования» «Региональный компонент содержания основного общего образования: образовательные стандарты и программы учебных предметов» 2008 г. Авторы - составители программы «Экология Вологодской области»Болотова Н.Л, Бахтенко Е. Ю., Соколов В.В., Шабунов А.А. 17 часов (по 0,5 часа в неделю)
экол ВО 7 кл.docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЭКОЛОГИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа 2008 года опубликована в сборнике Департамента образования Вологодской области ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования»

«Региональный компонент содержания основного общего образования: образовательные стандарты и программы учебных предметов» 2008 г.

Авторы - составители программы «Экология Вологодской области» Болотова Н.Л, Бахтенко Е. Ю., Соколов В.В., Шабунов А.А.

17 часов (по 0,5 часа в неделю)

 

Предмет «Экология Вологодской области» не имеет анало­гов в федеральных стандартах, поскольку основывается на формировании представлений о своеобразии региона. По со­держанию он органично связан с такими информационными областями как «Природа края» и «Краеведение», так как спе­цифика экологических закономерностей определяется осо­бенностями территории и преломляется через проблемы вза-имоде^ствия общества и природы в регионе. Часть знаний о природе области дается в «Географии Вологодской области», но там акцент делается на особенности природных условий, ре­сурсов, территориальной организации хозяйства.

Концепция курса основывается на классической трак­товке экологии как науки, изучающей взаимоотношения живого со средой. Поэтому даются основы классической экологии, социальной экологии и природопользования при анализе региональных материалов.

К общим методологическим основам учебного предме­та «Экология Вологодской области» относятся:

1.  Краеведческий подход. Приоритетное использование краеведческих материалов для иллюстрации изучаемых общих экологических закономерностей способствует ос­воению прикладных аспектов экологии, выработке уме­ния использовать теоретические знания для осмысле­ния практических региональных проблем и формирова­ния экологической ответственности.

2.  Мировоззренческая направленность курса, что соответ­ствует задаче создания представления о единой есте­ственно-научной картине мира и методически связано с усилением межпредметных связей.

3.  Синтетический характер курса, который основан на ис­пользовании фактологического материала других пред­метов и его обобщении в рамках изучаемых экологиче­ских закономерностей.

4. Интегральный принцип преподавания знания экологи­ческих закономерностей с ориентацией на включение их в методологический аппарат других предметов.

Цель курса: формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окру­жающей природе и знания общих закономерностей взаимо­действий живого и среды на конкретных примерах своего региона.

Задачи курса:

•   освоение определенного объема понятийного аппарата экологии и фактологического материала;

•   изучение специфики и общих аспектов взаимодействий со средой биосистем разного иерархического уровня;

•   формирование представлений об общих принципах и за­конах окружающего мира;

•   развитие умений анализировать разнообразные экологи­ческие ситуации, прогнозировать развитие природных систем в условиях антропогенного пресса в своем реги­оне, а также умение выбирать конструктивные решения экологических проблем.

Ведущая воспитательная идея - это формирование на основе знаний о структуре и функционировании природ­ных систем биоцентрической позиции мировоззрения ново­го поколения, согласно которому человек рассматривается как один из миллионов видов, входящих в состав биосферы.

Реализация курса направлена на расширение практи­ческого приложения знаний об окружающем мире к реше­нию региональных проблем. Ведущим девизом выработки активной жизненной позиции является девиз: «мысли гло­бально - действуй локально». Основой для формирования знаний и экологического сознания является причинное объяснение механизмов явлений. При этом основными объектами изучения причинно-следственных связей живого со средой служат биологические системы уровня особи, по­пуляции и сообщества.

Учебный предмет «Экология Вологодской области» предназначен для 7 класса -17 часов. Про­грамма курса включает базовый и углубленный уровни предъявления материала; Темы, по которым будут  сформировываться углубленные знания, определяются самостоятельно учителем, исходя из конкретных условий школы.

Формы организации учебной деятельности учащихся

Программа максимально направлена на развитие эколо­гического образования школьников и воспитания у них экологической культуры. При изучении курса предусмат­ривается проведение как традиционных уроков, так и про­ектная деятельность, экскурсии, практические работы. Сме­на форм учебной деятельности может стать одним из фак­торов развития компетентностей учащихся.

В программе предложен перечень демонстраций, прак­тических работ, экскурсий. Представленные практические работы направлены на оценку экологического состояния ок­ружающей среды. Учитель может выбрать из предложен­ных практических работ любые или проводить их все.

При проведении занятий предполагается демонстрация слайдов, учебных видеофильмов, компьютерных презентаций, что будет способствовать визуализации предоставляемой ин­формации и успешному усвоению учебного материала.

Программа направлена на широкое общение с природой родного края, для этого предложены экскурсии, проводимые по выбору учителя с учетом специфики природного окру­жения. Цель экскурсий заключается в изучении не только природных комплексов, территорий и объектов, но и пред­приятий для изучения характера влияния производствен­ной деятельности на окружающую среду и мероприятий по защите природы. При изучении курса рекомендуются экс­курсии для ознакомления с такими региональными объек­тами как:

-   природные комплексы;

-   природоохранные объекты;

-   охраняемые природные территории, особо охраняемые природные объекты;

-   предприятия, оказывающие значительное влияние на окружающую среду;

-   объекты системы мониторинга.

Необходимым является организация самостоятельной работы учащихся при подготовке докладов, рефератов по основным темам курса. Организация самостоятельной ра­боты предусматривает индивидуальную и групповую формы работы учащихся, творческий поиск информации из допол­нительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать, закреплять знания и делать выводы. Отчеты по самостоятель­ной работе могут проводиться в форме выступлений уча­щихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дис­куссий, круглых столов, дидактических игр и др.

На базе учебного материала предполагается также про­ектная деятельность учащихся по наиболее интересным и актуальным проблемам. Работа над проектом позволяет проявить интеллектуальные способности учащихся, проде­монстрировать уровень владения знаниями и умениями. В ходе поиска по проблеме учащиеся синтезируют знания, интегрируют информацию различных дисциплин, ищут эф­фективные пути решения задач проекта. Важным является также совместная деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне проявляются компетент­ности личности.

Особенно важным современным критерием является практическая ориентированность обучения. Это форма, свя­занная с социальной практикой, для которой существуют разнообразные возможности вовлечения учащихся в дея­тельность. Например, физические (акции по уборке мусора), законодательные (правила, регулирующие поведение), фи­нансовые (материальная поддержка «зеленых»), коммуника­тивные (информация, тренинг), технические (контроль за использованием воды, энергии).

Необходимо посильное привлечение учащихся к решению экологических проблем своей местности. При этом они полу­чают возможность познакомиться и оценить вклад в реальное решение. Реальная деятельность позволяет ученикам на­учиться грамотно анализировать ситуацию и усвоить такие понятия, как заинтересованные стороны в разрешении конк­ретной экологической проблемы, их потребности, ответствен­ность. Также выявляются понятия материального и нематериального значения окружающей среды для заинтересованных сторон в каком-либо «экологическом конфликте», понятие недостатка ресурсов, их ограниченности. Помимо социоэкологического аспекта, участие учащихся в решении местных экологических проблем дает возможность наполнить реаль­ным содержанием такие понятия классической экологии как экосистема, энергия, баланс, циклы, экологическая струк­тура, биологическое разнообразие и др.

Деятельность, связанная с «экологией школы» или с со­стоянием окружающей среды вокруг нее, также является хорошим примером привлечения учащихся к изучению этой проблемы и ее решению.

Другой формой получения экологических знаний явля­ется практика технологий исследований. Это технологии естественно-научного цикла, например замеры качества по­чвы, воды, воздуха. К технологиям гуманитарного цикла можно отнести опросники, интервью, анализ текста и др.

Необходимой формой обучения является практика тех­нологий презентации: на бумаге, устно для группы, аудио­визуальной форме, в виде плана, рекомендаций.

Важна практика, связанная с индивидуальными метода­ми анализа региональной экологической проблемы. Необхо­димо предлагать такие виды деятельности, которые требуют от учащихся умения выражать свое мнение, принимать ре­шения и обдумывать их последствия.

Опорные знания и умения

Программа «Экология Вологодской области», рассчитан­ная на обучение в 7 классе, должна опираться на предыду­щий опыт выработки осознанного отношения к природе. Это представления, полученные детьми в начальной школе, о сезонных явлениях, разнообразии живого, практической деятельности человека в природе. Понимание зависимости жизни на Земле от всей окружающей природы - от Космо­са, Солнца, от самого населения планеты, от самого человека и от самого себя. Этот этап больше связан с выработкой эмо­ционального аспекта в плане бережного отношения к при­роде.

Исходным этапом обучения в средней школе в 5-6 клас­се является получение экологических знаний через предметы естественного цикла. Особенное значение имеет формирова­ние биологических представлений при изучении ботаники в 6 классе, когда закладываются опорные знания о взаимоотно­шении организмов и среды, организации сообществ.

 

Учебные темы курса

Кол-во часов

Введение

1

1. Экологические особенности ле­сов

3

2. Экологические особенности водно-болотных угодий

4

3. Экологические особенности от­крытых прост­ранств

3

4. Экологические особенности на­селенных пунк­тов

3

5. Здоровье и при­родопользова­ние

2

Заключение

1

Итого

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки

Планируемые общие и специальные компетентности учащихся

В результате изучения предмета учащиеся научатся следующему: называть:

•   широко распространенные виды;

•   редкие виды;

•   биотопы;

•   сообщества;

•   экологические факторы.

Приводить примеры:

-   природных и искусственных сообществ;

- приспособленности растений и животных к среде обита­ния;

- наиболее распространенных видов растений и животных своего региона;

- направлений хозяйственной деятельности, вызывающих изменения природной среды. Характеризовать: среды обитания организмов;

- экологические факторы (абиотические, биотические, ан­тропогенные); природные сообщества;

- приспособленность организмов к совместной жизни в сообществах;

- особенности природной среды, влияющие на здоровье людей;

- источники заболеваний, находящиеся в природной среде; профилактические мероприятия, защищающие от забо­леваний.

Обосновывать:

- взаимосвязь организма и среды;

- влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, послед­ствия этой деятельности (влияние антропогенного фак­тора на виды, экосистемы);

- взаимосвязь здоровья людей с качеством природной среды;

- роль заповедников, заказников, национальных парков в сохранении биологического разнообразия (меры сохра­нения биоразнообразия).

Распознавать:

- наиболее распространенные виды растений и животных своего региона; редкие виды флоры и фауны; природные и искусственные сообщества.

Сравнивать:

- природные и искусственные сообщества; степень воздействия на природную среду отраслей про­мышленности и отдельных предприятий в зависимости от природоохранных мер.

Применять знания:

•   о видах, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

•   для проведения наблюдений и простейших исследова­ний по определению состояния окружающей среды ре­гиона;

•   для характеристики (на элементарном уровне) влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду;

•   для прогнозирования возможных экологических послед­ствий (ситуаций);

•   по профилактике природно-очаговых заболеваний. Делать выводы:

•   о необходимости охраны окружающей среды;

•   о тенденциях изменения биоценозов и путях их охра­ны.

Наблюдать:

•   сезонные изменения в жизни растений и животных;

•   за состоянием окружающей среды. Соблюдать правила:

•   бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

•   поведения в природе;

•   сохранения здоровья человека, формирования его взаи­моотношений со средой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список рекомендуемой литературы

1.  Авдошенко Н. Д. Геологическая история и геологическое  строение Вологодской области: Учебное пособие / Н. Д. Авдошенко,

А. И. Труфанов. - Вологда: ВГПИ, 1989. - 72 с.

2.  Авдошенко Н. Д. Полезные ископаемые Вологодской области и их хозяйственное использование / Н. Д. Авдошенко. — Вологда, 1976. - 40 с.

3.  Агроклиматические ресурсы Вологодской области. - Л.: Гидро-метеоиздат, 1972. - 186 с.

4.  Антипов Н. П. Особо охраняемые озера Вологодской облас­ти / Н. П. Антипов, Г. А. Воробьев // Охраняемые территории. - Во­логда, 1985. - С. 60-58.

5.  Антонова В. И. Лекарственные растения Череповецкого райо­на // Череповец: Краеведческий альманах. — Вып. 3. - Вологда: Ле-гия, 2002. - С. 278-287.

6.  Антонова В. И. Мониторинг и оценка функциональных типов некоторых растений Красной Книги Вологодской области / В. И. Анто­нова, А. В. Паланов // Проблемы экологии на пути к устойчивому раз­витию регионов. - Вологда, 2001. - С. 28-31.

7.  Антонова В. И. О редких и малоизвестных видах флоры Воло­годской области / В. И. Антонова, А. В. Паланов, Т. А. Суслова // Во­логодское краеведение, его научные и воспитательные задачи. - Волог­да, 1989. - С. 59-61.

8.  Антонова В. И. О целебных и редких травах Белозерья / В. И. Антонова, Т. А. Суслова // Белозерье: Краеведческий альма­нах. - Вып. II. - Вологда: Легия, 1998. - С. 308-323.

9.  Антропогенное влияние на крупные озера Северо-Запада СССР. - Л.: Наука, 1981. - С. 64-76.

10. Атлас Вологодской области. - М.: ГУГК, 1965. - 38 с.

11.  Белоусова Л. С. Редкие растения СССР: Справочник / Л. С. Белоусова, Л. В. Денисова, С. В. Никитин. - М.: Лесная промыш­ленность, 1979. - 216 с.

12.  Биологические ресурсы водоемов Вологодской области, их ох­рана и рациональное использование. - Вологда, 1978.

13.  Бобровский Р. В. Орловская корабельная роща / Р. В. Боб­ровский, Г. А. Воробьев // Великий Устюг: Краеведческий альманах. — Вып. 1. - Вологда: Русь, 1995. - С. 320-328.

14.  Богачев Я. Т. Птицы Череповецкого края / Я. Т. Богачев. -Череповец: Типография издательства газеты «Коммунист», 1927. - 51 с.

15.  Болотова Н. Л. Прионежье — водный край / Н. Л. Болотова // Вытегра: Краеведческий альманах. - Вып. 1. — Вологда: Русь, 1997. -С. 306-324.

 

 

Тематическое планирование по курсу

«Экология Вологодской области»

7 класс, 17 часов (по 0,5 часа в неделю)

Учебные темы курса

Кол-во часов

Темы уроков

Введение

1

1)  Специфика природных условий и рас­пространения организмов по террито­рии Вологодской области

1. Экологические особенности ле­сов

3

1)  Лесные экосистемы Вологодской обла­сти. 2) Лес  как  объект  хозяйственной  дея­тельности. 3) Охрана лесов и перспективы рацио­нального природопользования

2. Экологические особенности водно-болотных угодий

4

1)  Водные экосистемы Вологодской обла­сти. 2)  Болота как уникальные экосистемы.

3)  Водные экосистемы как объекты хо­зяйственной деятельности. 4)  Рациональное использование и охрана водных ресурсов

3. Экологические особенности от­крытых прост­ранств

3

1)  Экосистемы лугов на территории Воло­годской области.

2)  Сельскохозяйственная экология.

3)  Рациональное использование и охрана лугов

4. Экологические особенности на­селенных пунк­тов

3

1)  Населенный пункт как специфическая экосистема.

2)  Особенности экосистем урбанизирован­ных территорий.

3)  Состояние окружающей среды в насе­ленных пунктах

5. Здоровье и при­родопользова­ние

2

1)  Природная среда и здоровье человека.

2) Влияние изменения окружающей сре­ды на здоровье человека

Заключение

1

1)  Экологическое состояние окружающей среды Вологодской области

Итого

17

 

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОЛОГИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОЛОГИЯ

Синтетический характер курса, который основан на ис­пользовании фактологического материала других пред­метов и его обобщении в рамках изучаемых экологиче­ских закономерностей

Синтетический характер курса, который основан на ис­пользовании фактологического материала других пред­метов и его обобщении в рамках изучаемых экологиче­ских закономерностей

Сме­на форм учебной деятельности может стать одним из фак­торов развития компетентностей учащихся

Сме­на форм учебной деятельности может стать одним из фак­торов развития компетентностей учащихся

Важным является также совместная деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне проявляются компетент­ности личности

Важным является также совместная деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне проявляются компетент­ности личности

Программа «Экология Вологодской области», рассчитан­ная на обучение в 7 классе, должна опираться на предыду­щий опыт выработки осознанного отношения к природе

Программа «Экология Вологодской области», рассчитан­ная на обучение в 7 классе, должна опираться на предыду­щий опыт выработки осознанного отношения к природе

Требования к уровню подготовки

Требования к уровню подготовки

Применять знания: • о видах, природных сообществах для обоснования мер их охраны; • для проведения наблюдений и простейших исследова­ний по определению состояния окружающей среды ре­гиона;…

Применять знания: • о видах, природных сообществах для обоснования мер их охраны; • для проведения наблюдений и простейших исследова­ний по определению состояния окружающей среды ре­гиона;…

Список рекомендуемой литературы 1

Список рекомендуемой литературы 1

Тематическое планирование по курсу «Экология

Тематическое планирование по курсу «Экология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017