РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЭКОЛОГИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа 2008 года опубликована в сборнике Департамента образования Вологодской области ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования»
«Региональный компонент содержания основного общего образования: образовательные стандарты и программы учебных предметов» 2008 г.
Авторы - составители программы «Экология Вологодской области» Болотова Н.Л, Бахтенко Е. Ю., Соколов В.В., Шабунов А.А.
17 часов (по 0,5 часа в неделю)
Предмет «Экология Вологодской области» не имеет аналогов в федеральных стандартах, поскольку основывается на формировании представлений о своеобразии региона. По содержанию он органично связан с такими информационными областями как «Природа края» и «Краеведение», так как специфика экологических закономерностей определяется особенностями территории и преломляется через проблемы вза-имоде^ствия общества и природы в регионе. Часть знаний о природе области дается в «Географии Вологодской области», но там акцент делается на особенности природных условий, ресурсов, территориальной организации хозяйства.
Концепция курса основывается на классической трактовке экологии как науки, изучающей взаимоотношения живого со средой. Поэтому даются основы классической экологии, социальной экологии и природопользования при анализе региональных материалов.
К общим методологическим основам учебного предмета «Экология Вологодской области» относятся:
1. Краеведческий подход. Приоритетное использование краеведческих материалов для иллюстрации изучаемых общих экологических закономерностей способствует освоению прикладных аспектов экологии, выработке умения использовать теоретические знания для осмысления практических региональных проблем и формирования экологической ответственности.
2. Мировоззренческая направленность курса, что соответствует задаче создания представления о единой естественно-научной картине мира и методически связано с усилением межпредметных связей.
3. Синтетический характер курса, который основан на использовании фактологического материала других предметов и его обобщении в рамках изучаемых экологических закономерностей.
4. Интегральный принцип преподавания знания экологических закономерностей с ориентацией на включение их в методологический аппарат других предметов.
Цель курса: формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействий живого и среды на конкретных примерах своего региона.
Задачи курса:
• освоение определенного объема понятийного аппарата экологии и фактологического материала;
• изучение специфики и общих аспектов взаимодействий со средой биосистем разного иерархического уровня;
• формирование представлений об общих принципах и законах окружающего мира;
• развитие умений анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать развитие природных систем в условиях антропогенного пресса в своем регионе, а также умение выбирать конструктивные решения экологических проблем.
Ведущая воспитательная идея - это формирование на основе знаний о структуре и функционировании природных систем биоцентрической позиции мировоззрения нового поколения, согласно которому человек рассматривается как один из миллионов видов, входящих в состав биосферы.
Реализация курса направлена на расширение практического приложения знаний об окружающем мире к решению региональных проблем. Ведущим девизом выработки активной жизненной позиции является девиз: «мысли глобально - действуй локально». Основой для формирования знаний и экологического сознания является причинное объяснение механизмов явлений. При этом основными объектами изучения причинно-следственных связей живого со средой служат биологические системы уровня особи, популяции и сообщества.
Учебный предмет «Экология Вологодской области» предназначен для 7 класса -17 часов. Программа курса включает базовый и углубленный уровни предъявления материала; Темы, по которым будут сформировываться углубленные знания, определяются самостоятельно учителем, исходя из конкретных условий школы.
Формы организации учебной деятельности учащихся
Программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников и воспитания у них экологической культуры. При изучении курса предусматривается проведение как традиционных уроков, так и проектная деятельность, экскурсии, практические работы. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентностей учащихся.
В программе предложен перечень демонстраций, практических работ, экскурсий. Представленные практические работы направлены на оценку экологического состояния окружающей среды. Учитель может выбрать из предложенных практических работ любые или проводить их все.
При проведении занятий предполагается демонстрация слайдов, учебных видеофильмов, компьютерных презентаций, что будет способствовать визуализации предоставляемой информации и успешному усвоению учебного материала.
Программа направлена на широкое общение с природой родного края, для этого предложены экскурсии, проводимые по выбору учителя с учетом специфики природного окружения. Цель экскурсий заключается в изучении не только природных комплексов, территорий и объектов, но и предприятий для изучения характера влияния производственной деятельности на окружающую среду и мероприятий по защите природы. При изучении курса рекомендуются экскурсии для ознакомления с такими региональными объектами как:
- природные комплексы;
- природоохранные объекты;
- охраняемые природные территории, особо охраняемые природные объекты;
- предприятия, оказывающие значительное влияние на окружающую среду;
- объекты системы мониторинга.
Необходимым является организация самостоятельной работы учащихся при подготовке докладов, рефератов по основным темам курса. Организация самостоятельной работы предусматривает индивидуальную и групповую формы работы учащихся, творческий поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать, закреплять знания и делать выводы. Отчеты по самостоятельной работе могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, круглых столов, дидактических игр и др.
На базе учебного материала предполагается также проектная деятельность учащихся по наиболее интересным и актуальным проблемам. Работа над проектом позволяет проявить интеллектуальные способности учащихся, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями. В ходе поиска по проблеме учащиеся синтезируют знания, интегрируют информацию различных дисциплин, ищут эффективные пути решения задач проекта. Важным является также совместная деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне проявляются компетентности личности.
Особенно важным современным критерием является практическая ориентированность обучения. Это форма, связанная с социальной практикой, для которой существуют разнообразные возможности вовлечения учащихся в деятельность. Например, физические (акции по уборке мусора), законодательные (правила, регулирующие поведение), финансовые (материальная поддержка «зеленых»), коммуникативные (информация, тренинг), технические (контроль за использованием воды, энергии).
Необходимо посильное привлечение учащихся к решению экологических проблем своей местности. При этом они получают возможность познакомиться и оценить вклад в реальное решение. Реальная деятельность позволяет ученикам научиться грамотно анализировать ситуацию и усвоить такие понятия, как заинтересованные стороны в разрешении конкретной экологической проблемы, их потребности, ответственность. Также выявляются понятия материального и нематериального значения окружающей среды для заинтересованных сторон в каком-либо «экологическом конфликте», понятие недостатка ресурсов, их ограниченности. Помимо социоэкологического аспекта, участие учащихся в решении местных экологических проблем дает возможность наполнить реальным содержанием такие понятия классической экологии как экосистема, энергия, баланс, циклы, экологическая структура, биологическое разнообразие и др.
Деятельность, связанная с «экологией школы» или с состоянием окружающей среды вокруг нее, также является хорошим примером привлечения учащихся к изучению этой проблемы и ее решению.
Другой формой получения экологических знаний является практика технологий исследований. Это технологии естественно-научного цикла, например замеры качества почвы, воды, воздуха. К технологиям гуманитарного цикла можно отнести опросники, интервью, анализ текста и др.
Необходимой формой обучения является практика технологий презентации: на бумаге, устно для группы, аудиовизуальной форме, в виде плана, рекомендаций.
Важна практика, связанная с индивидуальными методами анализа региональной экологической проблемы. Необходимо предлагать такие виды деятельности, которые требуют от учащихся умения выражать свое мнение, принимать решения и обдумывать их последствия.
Опорные знания и умения
Программа «Экология Вологодской области», рассчитанная на обучение в 7 классе, должна опираться на предыдущий опыт выработки осознанного отношения к природе. Это представления, полученные детьми в начальной школе, о сезонных явлениях, разнообразии живого, практической деятельности человека в природе. Понимание зависимости жизни на Земле от всей окружающей природы - от Космоса, Солнца, от самого населения планеты, от самого человека и от самого себя. Этот этап больше связан с выработкой эмоционального аспекта в плане бережного отношения к природе.
Исходным этапом обучения в средней школе в 5-6 классе является получение экологических знаний через предметы естественного цикла. Особенное значение имеет формирование биологических представлений при изучении ботаники в 6 классе, когда закладываются опорные знания о взаимоотношении организмов и среды, организации сообществ.
Учебные темы курса |
Кол-во часов |
Введение |
1 |
1. Экологические особенности лесов |
3 |
2. Экологические особенности водно-болотных угодий |
4 |
3. Экологические особенности открытых пространств |
3 |
4. Экологические особенности населенных пунктов |
3 |
5. Здоровье и природопользование |
2 |
Заключение |
1 |
Итого |
17 |
Требования к уровню подготовки
Планируемые общие и специальные компетентности учащихся
В результате изучения предмета учащиеся научатся следующему: называть:
• широко распространенные виды;
• редкие виды;
• биотопы;
• сообщества;
• экологические факторы.
Приводить примеры:
- природных и искусственных сообществ;
- приспособленности растений и животных к среде обитания;
- наиболее распространенных видов растений и животных своего региона;
- направлений хозяйственной деятельности, вызывающих изменения природной среды. Характеризовать: среды обитания организмов;
- экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные); природные сообщества;
- приспособленность организмов к совместной жизни в сообществах;
- особенности природной среды, влияющие на здоровье людей;
- источники заболеваний, находящиеся в природной среде; профилактические мероприятия, защищающие от заболеваний.
Обосновывать:
- взаимосвязь организма и среды;
- влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности (влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы);
- взаимосвязь здоровья людей с качеством природной среды;
- роль заповедников, заказников, национальных парков в сохранении биологического разнообразия (меры сохранения биоразнообразия).
Распознавать:
- наиболее распространенные виды растений и животных своего региона; редкие виды флоры и фауны; природные и искусственные сообщества.
Сравнивать:
- природные и искусственные сообщества; степень воздействия на природную среду отраслей промышленности и отдельных предприятий в зависимости от природоохранных мер.
Применять знания:
• о видах, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
• для проведения наблюдений и простейших исследований по определению состояния окружающей среды региона;
• для характеристики (на элементарном уровне) влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду;
• для прогнозирования возможных экологических последствий (ситуаций);
• по профилактике природно-очаговых заболеваний. Делать выводы:
• о необходимости охраны окружающей среды;
• о тенденциях изменения биоценозов и путях их охраны.
Наблюдать:
• сезонные изменения в жизни растений и животных;
• за состоянием окружающей среды. Соблюдать правила:
• бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
• поведения в природе;
• сохранения здоровья человека, формирования его взаимоотношений со средой.
Список рекомендуемой литературы
1. Авдошенко Н. Д. Геологическая история и геологическое строение Вологодской области: Учебное пособие / Н. Д. Авдошенко,
А. И. Труфанов. - Вологда: ВГПИ, 1989. - 72 с.
2. Авдошенко Н. Д. Полезные ископаемые Вологодской области и их хозяйственное использование / Н. Д. Авдошенко. — Вологда, 1976. - 40 с.
3. Агроклиматические ресурсы Вологодской области. - Л.: Гидро-метеоиздат, 1972. - 186 с.
4. Антипов Н. П. Особо охраняемые озера Вологодской области / Н. П. Антипов, Г. А. Воробьев // Охраняемые территории. - Вологда, 1985. - С. 60-58.
5. Антонова В. И. Лекарственные растения Череповецкого района // Череповец: Краеведческий альманах. — Вып. 3. - Вологда: Ле-гия, 2002. - С. 278-287.
6. Антонова В. И. Мониторинг и оценка функциональных типов некоторых растений Красной Книги Вологодской области / В. И. Антонова, А. В. Паланов // Проблемы экологии на пути к устойчивому развитию регионов. - Вологда, 2001. - С. 28-31.
7. Антонова В. И. О редких и малоизвестных видах флоры Вологодской области / В. И. Антонова, А. В. Паланов, Т. А. Суслова // Вологодское краеведение, его научные и воспитательные задачи. - Вологда, 1989. - С. 59-61.
8. Антонова В. И. О целебных и редких травах Белозерья / В. И. Антонова, Т. А. Суслова // Белозерье: Краеведческий альманах. - Вып. II. - Вологда: Легия, 1998. - С. 308-323.
9. Антропогенное влияние на крупные озера Северо-Запада СССР. - Л.: Наука, 1981. - С. 64-76.
10. Атлас Вологодской области. - М.: ГУГК, 1965. - 38 с.
11. Белоусова Л. С. Редкие растения СССР: Справочник / Л. С. Белоусова, Л. В. Денисова, С. В. Никитин. - М.: Лесная промышленность, 1979. - 216 с.
12. Биологические ресурсы водоемов Вологодской области, их охрана и рациональное использование. - Вологда, 1978.
13. Бобровский Р. В. Орловская корабельная роща / Р. В. Бобровский, Г. А. Воробьев // Великий Устюг: Краеведческий альманах. — Вып. 1. - Вологда: Русь, 1995. - С. 320-328.
14. Богачев Я. Т. Птицы Череповецкого края / Я. Т. Богачев. -Череповец: Типография издательства газеты «Коммунист», 1927. - 51 с.
15. Болотова Н. Л. Прионежье — водный край / Н. Л. Болотова // Вытегра: Краеведческий альманах. - Вып. 1. — Вологда: Русь, 1997. -С. 306-324.
Тематическое планирование по курсу
«Экология Вологодской области»
7 класс, 17 часов (по 0,5 часа в неделю)
Учебные темы курса |
Кол-во часов |
Темы уроков |
Введение |
1 |
1) Специфика природных условий и распространения организмов по территории Вологодской области |
1. Экологические особенности лесов |
3 |
1) Лесные экосистемы Вологодской области. 2) Лес как объект хозяйственной деятельности. 3) Охрана лесов и перспективы рационального природопользования |
2. Экологические особенности водно-болотных угодий |
4 |
1) Водные экосистемы Вологодской области. 2) Болота как уникальные экосистемы. 3) Водные экосистемы как объекты хозяйственной деятельности. 4) Рациональное использование и охрана водных ресурсов |
3. Экологические особенности открытых пространств |
3 |
1) Экосистемы лугов на территории Вологодской области. 2) Сельскохозяйственная экология. 3) Рациональное использование и охрана лугов |
4. Экологические особенности населенных пунктов |
3 |
1) Населенный пункт как специфическая экосистема. 2) Особенности экосистем урбанизированных территорий. 3) Состояние окружающей среды в населенных пунктах |
5. Здоровье и природопользование |
2 |
1) Природная среда и здоровье человека. 2) Влияние изменения окружающей среды на здоровье человека |
Заключение |
1 |
1) Экологическое состояние окружающей среды Вологодской области |
Итого |
17 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.