"Экономический рост и развитие" (11 класс, обществознание)
Оценка 4.9

"Экономический рост и развитие" (11 класс, обществознание)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание
11 кл
30.01.2017
"Экономический рост и развитие" (11 класс, обществознание)
Публикация является частью публикации:
экономический рост и развитие.docx
Урок экономики в 11 классе по тема: «Экономический рост и развитие» Эта   тема   посвящена   изучению   макроэкономических   проблем.   Она   позволяет   продолжить рассмотрение   основных   положений   экономической   науки,   в   частности   раскрыть   значение экономического роста как важнейшего критерия и условия прогресса экономики и общества в целом. Изучение материала осуществляется на основе имеющихся у учащихся знаний о производстве как об основе экономики, о факторах производства и разделении труда, об экономике как о подсистеме общества и о ее тесной взаимосвязи с другими сферами общественной жизни. Цель:  раскрыть сущность и соотношение понятий «экономический рост» и «экономическое развитие»; охарактеризовать способы использования различных факторов производства для достижения   экономического   роста;   сформировать   умение   различать   проявления экстенсивного и интенсивного путей развития экономики; объяснить причины циклического развития экономики и влияние циклов на экономическую жизнь общества. План: 1.  Понятие «экономический рост». 2. Факторы экономического роста. 3. Экстенсивный и интенсивный рост. 4. Экономическое развитие. Учебный материал рассчитан на два урока: пункты 1­2 плана, изучаются на первом уроке, пункты 3 и 4— на втором. Форма   занятия:   комбинированный   урок,   включающий   изложение   нового   материала   с элементами беседы, постановкой и обсуждением проблемных вопросов, а также анализ прак­ тических ситуаций, выполнение учебно­познавательных и практических заданий. Основные   экономические  понятия   и   термины:  валовой   внутренний   продукт;   уровень благосостояния;   экономический   рост;   экстенсивный   и   интенсивный   экономический   рост; экономическое развитие. Ключевые положения темы •  Основным показателем уровня развития экономики является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП измеряет рыночную стоимость товаров и услуг, учитывает конечную продукцию, произведенную внутри страны. •  Номинальный ВВП выражен в текущих ценах, реальный ВВП выражен в неизменных ценах, он отражает фактическое изменение ВВП. • Уровень благосостояния граждан определяется величиной ВВП на душу населения. •     Экономика   страны   развивается   неравномерно:   после   ускорения   роста   наступает   спад деловой активности.  Во время кризиса фирмы закрываются,  ВВП снижается,  безработица растет. Во время «бума» открываются новые фирмы, но цены растут. •     Возможны  внешние  причины   (мировые   открытия,   войны,   соглашения   о   торговле)   и внутренние  причины   (деятельность   правительства,   изменение   объемов   инвестиций   и потребления) циклов. • Экономический рост — это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютном значении,   так   и   в   расчете   на   душу   населения.   Рост   может   быть   результатом   увеличения количества   и/или   качества   ресурсов   (экстенсивные   или   интенсивные   факторы).   Научно­ технический прогресс обеспечивает интенсивный экономический рост. Понятие   «экономический   рост»   означает   увеличение   совокупности   объема   производства товаров и услуг в   экономике на протяжении достаточно длительных периодов времени. Этот процесс  следует отличать от краткосрочных колебаний выпуска под влиянием     различных факторов,   отражающихся   на   изменении совокупного спроса. Под   совокупным   объемом   производства   или   выпуска   (дохода)   обычно   подразумеваются годовые объемы ВНП или ВВП. Причем данные показатели берутся в реальном выражении. Увеличение за счет более высоких цен нельзя рассматривать как экономический рост. Основная   цель  экономического  роста  — поднять жизненный  уровень  населения. Поэтому важно не просто анализировать изменение реального ВВП, но учитывать одновременно и рост самого   населения.   Например,   если   объем   выпуска   увеличился   на   4%   в   год,   но   общая 1 численность населения также возросла на 4%, то в  среднем уровень жизни  каждого жителя страны  не изменится. Абсолютный прирост ВВП демонстрирует сам факт наличия или отсутствия экономического роста   в   стране   за   определенный   период.   Темп   прироста   используется   для   того,   чтобы установить,   ускорился,   замедлился   или   остался   на   прежнем   уровне   экономический   рост страны в рассматриваемый период. Эти же показатели используются и в расчете на душу населения, когда берется не просто ВВП, а ВВП, деленный на численность населения. Слишком высокие темпы роста населения могут привести к снижению уровня жизни даже при общем росте производства в стране. Например, в 1980—1992 гг. ВВП на душу населения в Нигерии падал на 0,4% в год, в Мексике — на 0,2%. В то же время объем производства в целом, а не на душу населения, также измеренный с помощью ВВП, рос в среднем на 2,3% и 1,5% в год соответственно. В эти же годы общий уровень ВВП снизился лишь в нескольких странах мира (не считая бывших социалистических), тогда как доход на душу населения упал более чем в 50 странах, в первую очередь в наименее развитых. В растущих экономиках темпы прироста   дохода   на   душу   населения   были   очень   разными:   в   Японии   —   3,6%,   в   США   и Франции   —   1,7%,   в   Южной   Корее   —   8,5%,   в   Китае   —   7,6%.   Какими   же   факторами определяется траектория  роста   ВВП   в  той  или  иной  стране? Факторы, влияющие на экономический рост, делят укрупнено на две группы в соответствии с типами роста, которые они обеспечивают: 1)   факторы экстенсивного роста: труд, капитал, земля, природные ресурсы; 2)     факторы интенсивного роста: технологический прогресс, экономия на масштабах, рост образовательного и профессионального уровня работников, повышение мобильности и улуч­ шение распределения ресурсов, совершенствование управления производством  и  т. д. Экстенсивный   рост   достигается   за   счет   привлечения   дополнительных   ресурсов: использования дополнительных земельных площадей, увеличения числа рабочих, оснащения производства большим количеством машин, оборудования (хотя если это приведет к росту капиталовооруженности   труда   и   увеличению   его   производительности,   то   можно   будет отнести этот  фактор   к  интенсивному). Интенсивный   рост   связан   с   качественным   изменением   факторов   производства, совершенствованием технологий. В этом случае рост осуществляется не за счет увеличения объемов затрат ресурсов, а за счет роста   их   отдачи.   Обычно   бывает   сложно   точно   выделить   вклад   каждого   фактора   в   эко­ номический рост, поэтому говорят о преимущественно интенсивном или экстенсивном типе роста в зависимости от преобладания тех или иных факторов. В чистом виде экстенсивный или интенсивный рост в современных условиях встретить трудно. Статистика последних трех десятилетий свидетельствует, что в развитых индустриальных странах   вклад   интенсивных   и   экстенсивных   факторов   примерно   одинаков   с   некоторым преимуществом   интенсивных,   тогда   как   в   остальных   странах   экономический   рост осуществлялся за счет накопления физического капитала  и  других  экстенсивных  факторов. 1.   Более   успешному   овладению   понятием   «экономический   рост»   помогут   постановка   и обсуждение следующих вопросов: 1)  Чем реальный валовой внутренний продукт (ВВП) отличается от номинального? 2) Как можно измерить экономический рост? 3)  Могут ли развивающиеся страны обогнать по уровню ВВП развитые страны? 4)   Как   страны   используют   результаты   экономического   роста   в   интересах   человеческого развития? При обсуждении первого вопроса уточняем значение понятий «реальный ВВП» (его объем выражен в неизменных ценах на произведенные продукты) и «номинальный ВВП» (его объем измеряется в текущих ценах). При обсуждении вопросов 2 и 3 необходимо обратить внимание учащихся на то, что при рас­ чете   темпов   роста   ВВП   надо   различать   его   абсолютную   величину   и   величину   на   душу населения. 2 По результатам беседы учитель помогает учащимся сделать необходимые выводы. Так, для того чтобы ВВП служил объективным показателем экономического роста, необходимо со­ блюдать два условия его использования: экономический   рост   надо   оценивать   на   основе   изменения   реального,   а   не   номинального объема ВВП; экономический рост лучше оценивать на основе изменения не общей, а удельной величины ВВП на душу населения. Следующее положение, требующее внимания, — влияние темпов экономического роста на уровень и качество жизни населения, каждого человека. Это важное положение, так как в конечном счете целью экономического роста является улучшение именно этих показателей. Учитель   акцентирует   внимание   на   том,   что   многие   аспекты   человеческого   благополучия (например, состояние здоровья, уровень образования, занятость населения, экология и др.) не учитываются показателями ВВП и ВНП. Для   оценки   и   сравнения   достижений   разных   стран   в   области   как   экономического,   так   и общественного развития эксперты ООН используют специальный индекс человеческого разви­ тия (ИЧР). Этот показатель отражает достижения общества в таких аспектах благополучия населения, как образование, здоровье и долголетие, материальный уровень жизни. Необходимо подчеркнуть, что ранги стран по ИЧР и по величине ВВП на душу населения различаются   между   собой.   Это   свидетельствует   о   том,   что   в   разных   странах   результаты экономического   роста   преобразуются   в   рост   благосостояния   населения   с   неодинаковым успехом. (Данное положение целесообразно проиллюстрировать статистическими данными, используя медиапродукт «Уроки обществознания в школе»). Отрицательная разность говорит о том, что ВВП на душу населения в этих странах выше, чем достигнутый ими уровень человеческого развития. Положительная разность свидетельствует об   относительно   успешном   использовании   результатов   экономического   роста   в   интересах человеческого развития. Можно   предложить   учащимся,   опираясь   на   данные   таблицы,   сравнить   разные   страны   по рассмотренным показателям, оценить место России в этом списке. Контрольный тест 1.  Верны ли следующие суждения о ВВП? А. Для сравнения уровня благосостояния граждан разных стран следует применять показатель ВВП на душу населения. Б. Для сравнения уровней экономического развития данной страны в разные периоды времени следует применять реальный ВВП. 1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны  Ответ: 4. 2.  ВВП отражает: 1) уровень благосостояния граждан 2) увеличение свободного времени населения 3) улучшение качества продуктов 4)  рыночную стоимость товаров и услуг  Ответ: 4. 3.  Верны ли следующие суждения об экономическом цикле? А. Во время спада деловой активности безработица снижается. Б. Циклические колебания деловой активности предсказуемы. 1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4) оба суждения неверны  Ответ: 4. 3 4.  Верны ли следующие суждения о благосостоянии? А. Чем выше темпы роста населения, тем выше уровень благосостояния при прочих равных условиях. Б.  Чем   выше   темп   экономического   роста,   тем  выше   уровень  благосостояния   при  прочих равных условиях. 1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны  Ответ: 2. 5.   Интенсивным фактором экономического роста является: 1)  увеличение количества рабочего времени 2) увеличение численности работников 3)  ввод в действие нового оборудования 4)  рост производительности труда  Ответ: 3. 6. В период спада деловой активности:  1) безработица высокая 2)  инфляция высокая 3)  ресурсы используются наиболее эффективно 4)  ресурсы используются наименее эффективно Ответ: 1. 2­3. Следующий этап — анализ факторов и путей достижения экономического роста. Учащиеся   актуализируют   известные   им   из   курса   основной   школы   знания   о   факторах производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) и их роли в обеспече­ нии экономического роста. Полезно расширить представления учащихся о факторах экономического роста и способах их рационального   использования.   Например,   современные   зарубежные   ученые­экономисты считают главными факторами экономического роста население (его способность эффективно трудиться), инвестиции, развитие обмена. Поиск  равновесия  между  различными  факторами  экономического   роста стал  частью  про­ думанной политики, проводимой на государственном уровне. Он оказывает серьезное влияние на решение крупных проблем экономического планирования и развития. Важно подчеркнуть, что стремление к экономическому росту в последнее время встречает возражения двух видов. Во­первых, ввиду предполагаемого исчерпания природных ресурсов ставится вопрос о самой возможности дальнейшего движения по пути усиленного экономического роста. Во­вторых,   высказывается   мысль   о   том,   что   концепция   экономического   роста,   учитывая связанные с ним загрязнение окружающей среды и ухудшение условий жизни, несовместима более с идеей прогресса. Можно предложить учащимся выразить свое отношение к этой проблеме, аргументировать поддержку или опровержение взглядов сторонников различных точек зрения. Учителю важно, выслушав мнения старшеклассников, подвести их к выводу о необходимости поисков формулы экономического роста, при котором более экономно будут расходоваться природные ресурсы и который будет ориентирован на улучшение качества жизни. 4. При изучении пункта плана «Экономическое развитие» уместно после самостоятельного прочтения учащимися текста учебного пособия привлечь их к обсуждению следующих вопро­ сов: 1)  Что лежит в основе деления стран по уровню экономического развития? 2)  Как слаборазвитым странам разорвать «порочный круг бедности»? 3) Чем цели экономического роста отличаются от целей экономического развития? Объяснение материала лучше начать с введения понятия «экономическое развитие», которое означает переход общества и экономики на новые качественные уровни, к новым типам роста. 4 Экономическое развитие предполагает структурную перестройку экономики в соответствии с потребностями   технологического   и   социального   прогресса.   Экономическое   развитие происходит,   когда   благосостояние   жителей   страны   повышается   в   течение   длительного времени. Уровень развития характеризуется разными экономическими показателями: уровнем ВВП на душу населения, грамотностью населения, состоянием здоровья, продолжительностью жизни и др. Фактически оцениваются все аспекты развития личности: от состояния здоровья до   степени   экономической   и   политической   свободы.   Такая   трактовка   согласуется   с документами ООН последних лет, где акцент делается не столько на экономическом развитии вообще,  сколько   на  «человеческом развитии»  или   «развитии   человеческой   личности».   В последние   годы   широкое   распространение   получил   термин  «устойчивое   общественное развитие».  Достижение   такого   типа   развития   предполагает   решение   трех   групп   задач:   ]) экономических   (рост,   эффективность,   стабильность),   2)   социальных (справедливость — равенство возможностей, социальный мир, демократия, сохранение национальной культуры и др.),   3)   экологических   (сохранение   окружающей   среды,   рациональное   использование ресурсов). Можно   по   ходу   объяснения   материала   предложить   учащимся   вопрос:   в   чем   состоит взаимосвязь трех названных задач устойчивого общественного развития? Хотя   интернационализация   мировой   экономики   сейчас   очень   велика,   разрыв   в   уровнях развития между различными группами стран остается очень большим. Этот разрыв означает не только резкую разницу в уровне душевого дохода, но и различия в структуре экономики, эффективности   использования   ресурсов,   социальной   и   институциональной   организации, инфраструктуре, системах образования, здравоохранения. Беднейшие страны попали в так называемую «ловушку бедности»: у них нет необходимой инфраструктуры и финансовых ресурсов для экономического роста, и они остаются бедными из­за  отсутствия  этого роста. Низкий   душевой   доход   в   бедных  странах   ограничивает  возможность   сбережений   и накопления. В результате сохраняется низкая производительность труда и низкие доходы. Быстрый   рост   населения   поглощает   любое   увеличение   дохода   на   душу   населения   и препятствует выходу из этого «порочного круга бедности». Большая часть населения мира живет именно в бедных странах с низким жизненным уровнем населения. Их называют «развивающимися», раньше встречалось и название «страны третьего мира». Страны   с   высоким   жизненным   уровнем   включаются   в   группу   «развитых   индустриальных стран». Развитые страны имеют совершенно другие проблемы роста и развития: их целью является   не   достижение   максимально   возможных   темпов   экономического   роста,   а обеспечение стабильности и качества роста. Последнее означает эффективное использование и воспроизводство основных ресурсов, защиту и улучшение окружающей среды, социальное развитие,   исследования   и   развитие   технологии   для   создания   необходимой   основы   для дальнейшего роста. В то же время каждая страна пытается не проиграть в международном соревновании,   принимающем   теперь   новые   формы   вследствие   достижений   в   области телекоммуникаций и информационных технологий. Группа стран с переходной экономикой имеет собственные цели в области роста и развития. Одна из главных — создание необходимой правовой и институциональной структуры для функционирования и роста рыночной экономики. Это означает развитие банковской системы, приватизацию, структурную перестройку и т. д. Создание инициатив к инвестированию, к развитию новых технологий позволит заложить основу для экономического роста. Наверное, самой поразительной чертой современного мирового хозяйства является огромный разрыв между средним доходом жителей развитых и развивающихся стран. Так, в 1997 г. ВНП на душу населения в США был 28 740 долл., а в Бангладеш — 270 долл., т. е. в 106 раз меньше. К тому же доход, произведенный в мире, распределяется очень неравномерно. Более 35% беднейшего населения планеты имеет менее 2,5% мирового дохода, тогда как на 16% населения   с   высоким   уровнем   душевого   дохода   приходится   почти   80%   мирового   дохода (данные   за   1997   г.). 5 Любопытно и географическое распределение развитых и развивающихся стран. В Северном полушарии сосредоточены более богатые, развитые страны, тогда как развивающиеся страны с низким уровнем дохода тесно сгруппированы в Азии, Африке, Южной Америке. Большая часть стран с низким доходом сконцентрирована в тропиках. Жаркий влажный климат не способствует высокопроизводительному труду, широко распространены болезни среди людей, животных, а сорняки и насекомые­вредители являются бедствием для сельского хозяйства. Часто   эти   страны   не   располагают   достаточными   природными   ресурсами:   полезными ископаемыми, энергетическими ресурсами, пахотными землями. Внутри  группы развивающихся  стран также существуют  различия. Страны отличаются  по обеспеченности   природными   ресурсами,   плотности   населения.   Некоторые   из   них   имеют богатую историю, культуру, общества других — достаточно примитивны. В   последние   годы   из   группы   развивающихся   стран   выделились   так   называемые   новые индустриальные страны Азии — Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея, которые имеют достаточно высокие среднегодовые темпы роста (их называют иногда азиатскими «тиграми»). Статистика международных экономических организаций обычно выделяет их из группы раз­ вивающихся стран и помещает рядом с развитыми странами как  отдельную   группу. За период с 1965 по 1995 г. в Южной Корее реальный доход на душу населения вырос почти в 10   раз,   а   в   целом   эта   четверка   стран   увеличила   среднедушевой   доход   с   18%   от   уровня развитых индустриальных стран в 1965 г. до 66% в 1995 г. Эти страны начинали, как правило, с   временного   обеспечения   защиты   внутренних   производителей,   т.   е.   проводили   политику протекционизма   (ограничения   доступа   на   внутренний   рынок   зарубежных   конкурентов),   и лишь потом начинали допускать рост импорта, чтобы внутренние производители испытывали давление конкуренции и совершенствовали производство. Их политика была ориентирована также   на   расширение   экспорта   промышленной   продукции.   Характерным   для   этих   стран является необычайно высокая норма сбережений, доходившая до 40% ВВП, что позволяло делать значительные инвестиции в экономику. В группе развивающихся стран есть как быстро растущие страны,   такие,   как   Малайзия, Чили,  Таиланд  (Малайзия за  30 лет с 1965 по 1995 г. в 4 раза увеличила свой ВВП на душу населения, а Таиланд — в 5 раз), так и очень слабые государства, отрыв которых от развитых стран по среднедушевому доходу увеличивается: средний доход африканских стран упал с 14% от уровня развитых стран в 1965 г. до 7% в 1995 г. То же касается и развивающихся стран Западного полушария (кроме экспортеров нефти и Чили), которые в 1965 г. имели среднедушевой доход в 2 раза выше, чем новые индустриальные страны Азии, а к 1995 г. наоборот: доход последних стал более чем в 2 раза выше, чем первых. Снижение душевого дохода в странах Тропической Африки, Латинской Америки характеризует  не  развитие,   а регресс. Просматриваются как бы два пути экономического роста в группе развивающихся стран: в странах Восточной и Южной Азии более быстрыми темпами увеличивается уровень дохода на душу   населения,   а   во   второй   группе   —   Тропическая   Африка   и   Латинская   Америка   — снижается душевой уровень дохода. Среди причин экономического упадка последней группы стран можно назвать то, что многие из   них   экспортируют   первичные   товары   —   металлы,   продукты   растениеводства,   цены   на которые в последние годы снижаются. Кроме того, эти страны сильно отягощены долгами. Многие из них, для того чтобы выплачивать проценты по долгам, вынуждены были брать новые займы, а иногда и просто отказывались платить. Ученые   уже   давно   спорят   о   том,   догонят   ли   когда­нибудь   развивающиеся   страны промышленно развитые страны. Видимо, однозначно ответить на этот вопрос сложно. При темпах   роста,  которые   имела   в   последние   годы   четверка   азиатских   «тигров»,   это   можно сделать достаточно быстро, как в свое  время это удалось  Японии.  Но для слабых стран Африки и Южной Америки такая перспектива не просматривается. Любопытно,   как   в   истории   мировой   экономики   лидеры   сменяли   друг   друга.   По   оценке голландского   ученого   Ангуса   Мэддисона,   в   1700   г.   наиболее   высокий   уровень   душевого дохода   был   в   Нидерландах,   в   1800   г.   —   в   Великобритании,   в   1990   г.   —   в   США.   Если 6 современные тенденции сохранятся, то в 2000 г. самый высокий уровень душевого дохода будет в  Японии. Подводя итоги обсуждения проблемы создания условий для выхода развивающихся стран из «порочного   круга   бедности»,   учителю   целесообразно   заострить   внимание   учащихся   на следующих выводах: •   низкий уровень валовых внутренних сбережений населения препятствует росту валовых внутренних инвестиций; •   дополнительное   инвестирование   способствует   росту   эффективности   экономики   и   повы­ шению доходов населения; •   необходимыми факторами стимулирования частных сбережений и инвестиций являются политическая и экономическая стабильность в стране, надежная банковская система и бла­ гоприятная налоговая политика правительства; •     важнейшая   проблема   экономического   развития   России   —   создание   благоприятного инвестиционного климата, что будет способствовать превращению внутренних сбережений во внутренние инвестиции. При подведении итогов изучения темы рекомендуем учителю сделать некоторые обобщения с использованием фактов из современной российской действительности. Макроэкономическое   регулирование   —   одна   из   сложнейших   задач,   которую   приходится решать человечеству. Особенно трудно задача управления экономическим ростом решается в тех странах, где рыночный механизм только формируется. К таким странам относится и Россия, которая пытается самостоятельно, методом проб и ошибок искать наиболее подходящий для ее экономики состав «лекарства от кризисов» и пути экономического роста. В 2000 г. Россия по абсолютной величине годового ВНП занимала примерно 22­е место в мире. В таблице ООН по ранжированию стран с учетом величины ВНП на душу населения она находится на 120­м месте. По прогнозу экспертов Мирового банка к 2030 г. Россию обгонят такие   страны,   как   Китай,   Бразилия,   Индия,   Мексика,   Южная   Корея,   в   которых   темпы экономического роста выше. Что же необходимо сделать, чтобы перспективы экономического роста в России стали более благоприятными? Как   считают   ученые­экономисты   и   практики,   условиями   улучшения   экономического   по­ ложения являются политическое согласие нации относительно курса экономических преоб­ разований, стабильное руководство в стране, обеспечение дальнейшего ускоренного форми­ рования рыночных механизмов. Это позволит добиться устойчивого роста ВВП не менее чем на 15% в год и поможет России вернуться в число лидеров мировой экономики. Вопросы (с примерами ответов) по теме 1.  Что включается в состав ВВП? Ответ: валовой внутренний продукт — это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год. ВВП отражает   рост   материального   производства   в   стране.   В   состав   ВВП   не   включаются финансовые потоки, промежуточные товары и услуги, доходы прошлых лет. Примеры ошибочных  суждений:  нерыночные отношения — подарок  внучке  от бабушки; пособие по безработице; оплата труда домохозяйки; покупка «пиратского» издания, участка земли,   подержанного   автомобиля,   государственных   краткосрочных   облигаций;   рыночная стоимость   продуктов,   произведенных   каждой   отраслью   народного   хозяйства;   доход   от продажи акций компании «Лукойл». 2.  Что происходит в экономике страны во время спада деловой активности? Ответ: предприниматели сокращают закупки сырья и материалов, увольняют рабочих, сокра­ щают   объем   производства.   Некоторые   предприятия   закрываются,   безработица   возрастает. При этом уровень цен может как снижаться, так и возрастать (ситуация стагфляции). Примеры   ошибочных   суждений:  во   время   спада   безработица   снижается;   ресурсы используются наиболее эффективно; безработица растет, а инфляция снижается. 3.  Всегда ли рост ВВП свидетельствует об экономическом росте в стране? 7 Ответ: экономический рост — это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолют­ ном значении, так и в расчете на душу населения. Примеры ошибочных суждений: экономический рост — любое увеличение реального ВВП; многолетнее   увеличение   номинального   ВВП;   он   не   связан   с   изменением   численности населения. 8

"Экономический рост и развитие" (11 класс, обществознание)

"Экономический рост и развитие" (11 класс, обществознание)

"Экономический рост и развитие" (11 класс, обществознание)

"Экономический рост и развитие" (11 класс, обществознание)

"Экономический рост и развитие" (11 класс, обществознание)

"Экономический рост и развитие" (11 класс, обществознание)

"Экономический рост и развитие" (11 класс, обществознание)

"Экономический рост и развитие" (11 класс, обществознание)

"Экономический рост и развитие" (11 класс, обществознание)

"Экономический рост и развитие" (11 класс, обществознание)

"Экономический рост и развитие" (11 класс, обществознание)

"Экономический рост и развитие" (11 класс, обществознание)

"Экономический рост и развитие" (11 класс, обществознание)

"Экономический рост и развитие" (11 класс, обществознание)

"Экономический рост и развитие" (11 класс, обществознание)

"Экономический рост и развитие" (11 класс, обществознание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017