Экосистема болота.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – Ознакомить учащихся с растениями и животными болот, их «профессиями» в экосистеме, ролью болот в жизни человека. – Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе. – Приводить примеры организмов разных «профессий». – Называть, из чего состоит экосистема. Оборудование: иллюстрации обитателей болот, гербарий растений болот, сухой сфагнум, весы с разновесками, стакан с водой, коллекция «Торф и продукты его переработки», плакат «Экосистема болота» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Иконка файла материала konsp_okr_3kl_ur14_+.doc
Окружающий мир (3­й класс) Урок 14.  Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  Тема: Экосистема болота. Цели:   –  Ознакомить учащихся с растениями и животными  болот, их «профессиями» в экосистеме, ролью болот в жизни человека.   – Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.  – Приводить примеры организмов разных «профессий».   – Называть, из чего состоит экосистема.  Оборудование: иллюстрации обитателей болот, гербарий растений болот, сухой сфагнум, весы с разновесками, стакан с водой,   коллекция   «Торф   и   продукты   его   переработки»,  плакат   «Экосистема   болота»   из   комплекта   «Наглядные материалы по окружающему миру для 3­го класса». Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка   3 3   –  Ребята,   с   какой   экосистемой   мы   ознакомились   на   прошлом   уроке?   (С экосистемой озера.)   –  А   что   с   ней   происходит   спустя   определённое   время?   (Так   как   в   озере круговорот   замкнут   не   полностью,   экосистема   со   временем   превращается   в Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  © ООО «Баласс», 2013учебной  проблемы. текстов. 2. Представлять  информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. другую.) – Конечно же, экосистема не разрушается полностью, а превращается в другую.  Вот в какую экосистему превратилось озеро, вы узнаете, отгадав загадку: Не море, не земля, Корабли не плавают, А ходить нельзя. (Болото.) – Конечно же, вы догадались, мы сегодня будем говорить о болоте, и не просто о нём, а о том, что …(Болото – это экосистема.) – Какие знания нам сегодня понадобятся на уроке? Прочитайте вопросы на с. 50. –  Расскажите, какой круговорот веществ в экосистеме озера? Что в результате произойдёт   с   озером?   (В   экосистеме   озеро   круговорот   веществ   незамкнут,   и поэтому озеро со временем превращается в болото.)  – Как же озеро превратилось в болото? Задание на с. 50 к рисунку.  Дети представляют свои рассказы.  – Мы знаем, что озёра бывают сточные и бессточные. Как вы думаете, какое из них неизбежно превратится со временем в болото? Почему? (Бессточное озеро со временем   неизбежно   превратится   в   болото,   потому   что   в   нём   накапливаются вещества, не используемые организмами озера и принесённые водами рек.)   –  Чтобы доказать, что болото – экосистема, что необходимо сделать? С чего начнём? – Давайте составим план урока. Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети. План (примерный) 3 – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? © ООО «Баласс», 2013. Совместное  ΙΙ открытие знаний.  4 5 4 2 3 Работа в группах. Работа в учебнике. 1. – Отгадайте загадку:  Росло­повыросло, Из кустов повылезло, На кончике закрутилось, Красным девицам полюбилось. (Морошка) Подсказка на рис. на с. 50.  Рассказывают о производителях. – Какие ещё растения можно встретить на болоте? Поделитесь своими знаниями. (Заслушивание сообщений о растениях болот.) Все эти организмы выполняют роль … ? Какие особенности вы заметили у этих растений? (Все растения болот невысокие, мелкие.) 2. – Отгадайте загадки, и вы узнаете, кто обитает на болоте, расскажите, что вы знаете об этих организмах? По поднебесью верёвка протянулась. (Журавль) В болоте плачет, А из болота не идёт. (Кулик) Голосок тонок, Нос долог, Кто его убьёт, Тот свою кровь прольёт. (Комар) Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар) Самого чуть видно, а голос слышно. (Комар) © ООО «Баласс», 2013 Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем  мотивацию к и обучению целенаправленнойпознавательной деятельности. Что на земле не зверь, не птица, Собой тонка, а голосом  звонка,  Орды от неё стонут и   знатные дрожат,  Кто её убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар) Выпучив глаза, сидит, По­французски говорит, По­блошьи прыгает, По­человечьи плавает. (Лягушка) В воде родилась, а в ней мало бывает. (Лягушка) Сидит Матрёна намокрёна, Не говорит – ещё терпима, А как речь начнёт, Всё досада возьмёт. (Лягушка) Рассказывают о потребителях. – Что вы знаете об этих организмах из книг? Поделитесь своими знаниями.  – Какую роль в экосистеме они выполняют? Зачитываются сообщения. – Мы сейчас познакомимся с самым интересным обитателем болота. Без него и болото не болото. Встречайте!  Показать гербарный образец мха­сфагнума, не называя.  Мягок, а не пух, Зелен, а не трава. Кто это? (Мох) 2. Практическая работа. © ООО «Баласс», 2013–  Давайте посмотрим, чем он так знаменит? Опыт: взвесить сухой мох, затем немного подержать в воде, отжать и опять взвесить. Что, оказывается, умеет этот мох? (Сфагнум может впитывать и удерживать воду.) – Но и это не все его достоинства. Вот послушайте, как о нём говорят поэты. (Раздать на столы распечатку стихотворения.) Мох Меж клюквы и морошки Среди лесных болот На кочке мох без ножки Куда ни глянь – растёт. Он снизу – беловатый, повыше – зеленей, Коль нужно будет ваты,  Нарви его скорей. На кустиках поляны, Подсушен в летний зной, Он партизанам раны Лечил в глуши лесной. В. Рождественский. Выделяют  ключевые  слова,  которые характеризуют  это  растение.  (Слова поместить на доске.) – Что вы отметите необычного в этом организме? Расскажите об этом организме, используя ключевые слова. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? © ООО «Баласс», 2013ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. 2 1  1. Работа в учебнике. Работа в рабочей тетради. – Прочитайте текст на с. 52 «Как образуется торф?» и выполните задание на с. 26 в рабочей тетради. Выполняют самостоятельную работу по тексту в рабочей тетради. 2. Работа в рабочей тетради. – Задания из рабочей тетради на выбор. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.  VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. Чтение   текста   темы   13,   опережающее   задание   по   подготовке   сообщений   об обитателях луга. – Если разрушителей мало, то что будет происходить в экосистеме? – Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? © ООО «Баласс», 2013 Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. ТОУУ– Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? На материале текста учебника «Как образуется торф» на с. 52 третьеклассники выполняют самостоятельную работу по формированию читательских умений, а именно: 1)   умения   вычитывать   из   текста   фактуальную   информацию,   подтекстовую   (неявную,   скрытую   «между   строк»)   и концептуальную (главный смысл, авторский замысел); 2) умения ориентироваться в структуре текста; 3) умения объяснять и оценивать прочитанное; 4) умения определять тематическую принадлежность текста; 5) умения составлять небольшой собственный текст на основе творческого пересказа. Задания   по   формированию   перечисленных   умений   предложены   в   рабочей   тетради   к   учебнику   «Окружающий   мир (Обитатели Земли)» (авторы Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.), М.: Баласс, 2008.  Организация и проведение работы: 1. Учащиеся читают текст в учебнике на с. 52 самостоятельно про себя. 2. Письменно выполняют задания 1–10. Порядок выполнения заданий произвольный. Детям нужно объяснить, что лучше выполнять задания последовательно, но в случае затруднения нужно двигаться дальше и вернуться к пропущенному заданию ещё раз. На результат влияет то, сколько заданий выполнено, и качество их выполнения.  План проверочной работы №  задания Группа заданий Уровень  сложности Форма Баллы 1 Учимся понимать текст и находить  необходимый с выбором  1 © ООО «Баласс», 20132 3 4 5 6 7 8 9 факты Учимся понимать текст, сравнивать  информацию и делать выводы повышенный Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы повышенный Учимся понимать текст и находить  факты необходимый Учимся понимать текст и находить  факты необходимый Учимся понимать главную мысль  текста Учимся понимать главную мысль  текста Учимся понимать главную мысль  текста Учимся понимать главную мысль  текста ответа с выбором  ответа с выбором  ответа с выбором  ответа с кратким  ответом с выбором  ответа с выбором  ответа повышенный повышенный максимальный с развёрнутым  повышенный ответом с выбором  ответа 10 Учимся понимать главную мысль  повышенный с развёрнутым  © ООО «Баласс», 2013 1 1 1 1 1 1 2 1 2текста ответом За полностью выполненные задания № 8 и 10 ученик получает 2 балла, за частично выполненные задания – по 1 баллу.  Порядок оценивания Выполнение   работы  в  целом  показывает,   какой  уровень   подготовки   достигнут  учащимися  –  недостаточный,  низкий, средний или высокий. Если в результате выполнения всей работы ученик набрал менее 5 баллов – это недостаточный уровень (отметка 2), если 5–6 баллов – низкий уровень (отметка 3), если 7–8 баллов – средний уровень (отметка 4), 9–12 баллов – высокий уровень (отметка 5). Ответы. 1. – 3 (1 балл)  2. – 4 (1 балл)  3. – 4 (1 балл)  4. – 3 (1 балл). 5. Из остатков сфагнума (1 балл).  6. – 1 (1 балл).  7. – 1 (1 балл).  8. Произвольный ответ, оценивается аргументированность суждений (2 балла).  9. – 3 (1 балл). 10. Произвольный ответ, оценивается аргументированность суждений (2 балла).  Приведём один из возможных вариантов урока. © ООО «Баласс», 2013© ООО «Баласс», 2013