Лекция 3. Экранные средства обучения и воспитания
Существуют два типа классификаций характеристик технических средств обучения:
- по характеру предъявления (экранные, звуковые и экранно-звуковые средства и аппаратура);
- по функциональному назначению (комбинированные средства - компьютеры, мультимедийная аппаратура, аудиторные технические комплексы и группа вспомогательных ТСО.
Проекция (от лат. projectio - выбрасываю вперед) - оптическое изображение объекта увеличенного размера на рассеивающей поверхности, служащей экраном.
Неподвижное (статическое) изображение на экране можно получить двумя способами проекции: диапроекцией и эпипроекцией. Подвижное изображение - это кинопроекция немого кино и неозвученных анимационных фильмов.
Различают проекции диаскопическую и эпископическую, плоскую, стереоскопическую и голографическую, статическую и динамическую.
При диаскопической проекции изображение на экране создается световыми лучами, проходящими сквозь прозрачный носитель информации.
При эпископической проекции изображение на экране создается световыми лучами, отражаемыми и рассеиваемыми непрозрачными источниками информации.
Плоская проекция обеспечивает получение двухмерного изображения соответствующего объекта.
Стереоскопическая (от греч. stereos - объемный, пространственный) проекция обеспечивает получение изображения, создающего иллюзию объемности объекта, пространственное наблюдаемой картины.
Носителями информации для стереоскопической проекции служат плоские цветные или черно-белые стереопары - совокупность двух изображений одного и того же объекта (как правило, на прозрачной основе), полученных с двух ракурсов.
Голографическая (от греч. holos - весь, полный и grapho - пишу) проекция обеспечивает получение объемного изображения объекта.
Для голографической проекции носителями информации служат голограммы - зафиксированные излучения, рассеиваемые объектом, на плоской (как правило, прозрачной) основе.
К числу статических экранных средств обучения и воспитания относятся диапозитивы, диафильмы, транспаранты, эпиобъекты. В настоящее время в некоторых пособиях их называют видеограммами,определяя их как визуальный образ, предназначенный для представления учебной информации посредством проекции.
Диапозитивы (слайды) (от греч. dia - через и лат. positivus - положительный) - фотографическое позитивное изображение на прозрачной основе (стекло, пленка), рассматриваемое на просвет или проецируемое на экран, предназначенное для учебных и воспитательных целей. Могут быть черно-белые и цветные, озвученные и неозвученные.
По характеру изображений диапозитивы бывают штриховые и полутоновые. На штриховых диапозитивах изображение выполняют линиями, штрихами, точками и сплошной заливкой. Так выполняют схемы, чертежи, штриховые рисунки, таблицы, текст. Полутоновые диапозитивы - это фотографии, рисунки, выполненные карандашом с растушевкой, тушью, пастелью с плавным переходом от затемненных участков к свету. Они имеют постепенные переходы от теней к свету с обилием промежуточных полутонов.
Диапозитивы могут быть выполнены на стеклянной или пленочной основе. Достоинство стекла - отсутствие коробления нагреваемого во время демонстрирования диапозитива. Недостатки - хрупкость, плохая транспортабельность и большая масса.
Диапозитивы подразделяются на крупноформатные, рассматриваемые невооруженным глазом на просвет, и малоформатные для показа с помощью проекционных аппаратов. Крупноформатные диапозитивы используют для оформления классных комнат и рекреаций образовательных учреждений в виде витражей, подсвечиваемых стендов. Их наклеивают на защитное стекло, реже - окантовывают между стеклами.
Работа в классе с диапозитивами во многом подобна работе с учебной настенной картиной. Но в отличие от последней диапозитив имеет свои преимущества: спроецированный на экран, он образует большую световую картину, позволяющую ученикам, сидящим в конце класса, детально рассмотреть изображение. Диапозитив можно задержать на экране столько времени, сколько необходимо учителю.
Диапозитивный фильм, или сокращенно диафильм (от англ, film -пленка), - это серия черно-белых или цветных диапозитивов, объединенных в единое произведение и отпечатанных на кинопленке в определенной последовательности. Только при просмотре кадров диафильма в той последовательности, как это задумано автором, можно получить необходимый учебный, воспитательный и эмоциональный эффект. На ленте обычно монтируют от 25 до 45 кадров. Диафильмы бывают с размером кадра 18 х 24 мм или 24 х 36 мм. Диафильмы также бывают озвученные и не озвученные. Диафильм можно считать переходным наглядным средством обучения от статической световой картины к кинофильму. Только в диафильме кадр несет большую смысловую нагрузку, нередко отражая то, что по смыслу в динамических кинокадрах равноценно эпизоду или небольшой сцене. Как и в кинофильме, в диафильме часто одни кадры раскрывают замысел, тему произведения, другие служат монтажными (связующими) звеньями, помогающими глубже раскрыть содержание основных кадров, например, путем укрупнения существенных для понимания содержания деталей предыдущего кадра.
При изготовлении диафильмов используют различные приемы монтажа, внутрикадрового построения изображения, композиции кадра:
· обеспечивает выделение сущности, наиболее важного, главного в объекте или явлении;
· несет определенную идею, мысль, причем раскрывает ее в движении;
· служит инструментом формирования мысли ученика.
· раскрывает идею и содержание.
Применяются в диафильмах и целиком текстовые кадры без изображения, или титры. Прибегают к ним, когда содержание не поддается иллюстрированию. Обычно они совпадают с паузами при переходе от одной сюжетной линии к другой, развивающейся параллельно. К сожалению, прекрасное дидактическое средство обучения и воспитания, каким является диафильм, активно вытесняется современными ТСО с другими носителями информации. Между тем диафильмы до сих пор являются самым распространенным ТСО, которым наиболее широко и охотно пользуются учителя на всех ступенях школьного обучения и воспитатели дошкольных учреждений.
Транспаранты (кодопособия) - изображения на фолиях - прозрачной термоустойчивой пленке, выполняемые полиграфическим и фотографическим способами или напечатанные на принтере, ксероксе. Размеры кадров транспарантов широко варьируются. Максимальные размеры кадров ограничиваются площадью стола графопроекто-ра-142x103 мм, 250x250 мм.
Применяют транспаранты, состоящие из одного кадра или серии 2-6 накладывающихся один на другой кадров (многослойные) или смонтированные на непрерывной прозрачной ленте шириной 260 мм и длиной до 30 м. Серии бывают трех видов: одни предназначены для демонстрации способом наложения, другие - способом снятия, третьи - способом кашетирования (каширования), смещения. Серия накладывающихся транспарантов позволяет создать на экране как целостный образ из составляющих его частей или воспроизвести процесс и представить изучаемое явление в развитии, так и выделить эти составляющие части путем последовательного снятия транспарантов. Кашетирование - способ, при котором на транспаранте, содержащем сложный рисунок или схему, закрывают большинство деталей любым непрозрачным материалом (шторками), а затем, постепенно снимая прикрытия, усложняют рисунок, выводя на экран новые элементы.
Кодопособие может быть выполнено в виде прозрачной модели из пленки или тонкого оргстекла различных расцветок (рис. 1, 2). Модель устанавливают на предметный столик графопроектора и ее отображение появляется на экране.
Рис.1. Числобус Рис.2 Ребус
Эпиобъекты - изображения (тексты, фотографии, рисунки, репродукции и т.п.) на непрозрачной основе или плоские натуральные объекты, выполненные в формате приемного окна эпископа, проецируемые на экран в отраженном свете. Могут быть как черно-белыми, так и цветными. Чем светлее и контрастнее проецируемый объект, тем качественнее изображение на экране. Существенный недостаток эпипроекции - малая освещенность изображения на экране. Поэтому повышаются требования к затемнению помещений, использовать эпипроекцию возможно только для небольшой аудитории.
Эпипроекция передает цвет плоских непрозрачных объектов. Сравнительно небольшие размеры объекта эпипроекции (140 х 140 мм) следует учитывать при изготовлении пособий, подлежащих проецированию на экран, например карт, схем, чертежей или просто схематических рисунков, эскизов и т.п. (рис. 3).
Эпипроекция широко используется на занятиях в детском саду и на уроках в школе, где ее применяют обычно в комбинации с показом диапозитивов. Эпипроекция привлекает простотой получения большого цветного изображения.
Рис. 3. Пример заготовки для эпипроекции из студенческих работ
Flash-технологии представляют собой технологии интерактивной веб-анимации. Они впервые были разработаны компанией Macromedia и объединили в себе множество технологических решений в области мультимедийного представления информации. В Flash-технологиях обеспечивается особый способ передачи информации, который заключается во взаимодействии различных информационных блоков (графических, видео и текстовых) посредством гиперссылок.
Данный вид информационных технологий активно применяется в учебном процессе по различным дисциплинам: для визуализации химических, физических, биологических и других процессов; для наглядного представления теоретического материала посредством презентаций; для разбора практических примеров (кейсов) на основе фильмов. Flash-технологии позволяют преподавателю применять инновационные виды деятельности при проведении теоретических и практических занятий, а также на их основе внедрять активные формы обучения. Можно выделить следующие преимущества внедренияFlash-технологий в образовательный процесс с позиции преподавателя:
качественный рост эффективности обучения;
развитие ключевых навыков студентов (способность к самообучению и саморазвитию, применение теоретических знаний в профессиональной деятельности);
совершенствование навыков работы с современными ИТ-технологиями.
Стоит отметить, что применение Flash-технологий несёт определённые выгоды не только для преподавателей, но и для студентов:
из пассивных слушателей, машинально записывающих текст лекции, студенты превращаются в активных участников образовательного процесса (за счёт того, что задействуются все каналы восприятия информации);
повышается заинтересованность в изучаемой дисциплине, растёт мотивация к обучению;
растёт степень освоенности материала, что оптимизирует ресурсы студента при подготовке к сессии.
Значимой особенностью Flash–технологий является их универсальность применения при обучении студентов с различными особенностями восприятия: некоторые студенты хорошо воспринимают информацию на слух (аудиалы), другие - посредством просмотра видеофильмов либо чтения текста (визуалы).
Взяв за основу Flash-технологии, преподаватель может самостоятельно разрабатывать или использовать уже готовые педагогические программные средства (ППС): электронные учебники, программы-тренажеры, средства контроля (тестовые оболочки), демонстрационные (графические иллюстрации, фильмы, презентации, обучающие модули).
Разберем подробнее каждый вид ППС.
Электронный учебник - учебное электронное издание, которое используется в качестве основного источника литературы по соответствующей образовательной дисциплине, полностью соответствует требованиями ФГОС.
Программы-тренажеры представляют собой программы или системы для закрепления и выработки навыков определенного вида деятельности.
Контролирующие ППС представляют собой систему тестов по отдельном теме или по всей дисциплине. Они позволяют осуществлять постоянный и быстрый мониторинг уровня и качества знаний студентов.
Демонстрационные ППС на основе Flash-технологий представляют собой рисованную анимацию, направленную на передачу определенной информации по конкретной теме для увеличения наглядности информации, которую получают студенты.
Рассмотрим основные этапы использования ППС на основе Flash-технологий в образовательном процессе на примере презентаций.
Решение технических вопросов: выбор способа использования презентаций на занятии (индивидуальная работа студентов за компьютерами либо показ слайдов для всей аудитории с помощью проектора).
Методический этап: составление плана занятия, определение учебных целей и задач применения Flash-технологий.
Непосредственно создание презентации и демонстрация её студентам.
Анализ деятельности учащихся, оценка эффективности использование Flash-технологий, оценка уровня знаний студентов.
Преимущества применения презентация в образовательном процессе:
активизации восприятия студентов за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;
сохранение контакта с аудиторией и отсутствие необходимости делать записи на доске;
возможность воспроизведения на экране большого объёма информации.
Создание презентаций и других ППС на базе Flash-технологий возможно на основе Adobe Flash (ранее Macromedia Flash) - мультимедийной платформы компании Adobe Systems для создания веб-приложений и мультимедийных презентаций.
Помимо презентаций Adobe Flash активно применяется для создания тестовых модулей. Такие интерактивные тесты всегда пользуются успехом у студентов и преподавателей. Это связано с тем, что база тестовых заданий обширна и может легко обновляться. Кроме того, есть возможность применения серии одинаковых испытаний к большому количеству студентов. И одно из главных преимуществ для преподавателя состоит в возможности автоматической обработки и анализа полученных результатов.
Стоит отметить, что применение Flash-технологий в образовательном процессе не должно носить развлекательный характер. Их целесообразно использовать в следующих случаях:
при изучении новой темы (возможность в наглядной форме представить слушателям сложные теоретические концепции, формулы, схемы и т.д.);
при рассмотрении кейсов (представление практических примеров, решение которых предполагает усвоение теоретического материала);
при итоговом контроле знаний (выполнение тестовых заданий, решении задач).
Flash-технологии стали одним из ключевых компонентов современного образования. Их применение позволяет повысить качество образовательного процесса за счёт:
- лучшего восприятия теоретического материала, путём подключения всех каналов восприятия у студентов;
- наглядности представления лекций и практических занятий;
- стимулирования развития самостоятельности студентов;
- возможности проведения самоконтроля обучающимися.
Сегодня в общеобразовательной школе одной из наиболее распространённых форм донесения учебного материала можно назвать мультимедийные презентации.
Учебные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ (например, Microsoft PowerPoint, Apple Keynote) и веб-сервисов (Prezi, Google Презентации и др.).
Большинство презентаций, используемых учителями на уроках, направлены на иллюстрацию слов педагога при объяснении нового материала. К сожалению, во многих из этих презентаций нет слайдов с вопросами, заданиями, почему-то учителя часто забывают о промежуточных и итоговых выводах, редко встречаются сравнения различных точек зрения. Это странно, потому что вся классическая «допрезентационная» педагогическая литература содержит рекомендации по проведению уроков, а смена деятельности учащихся на занятиях априори считается необходимой. Важно помнить, что основной целью презентации является представление информации в удобной для восприятия форме. Для достижения этой цели используются следующие элементы презентации: текст, изображение, звук, видео, анимация, интерактивность.
Использование мультимедийных презентаций в процессе обучения меняет характер традиционного учебного занятия, делает его более живым и интересным. Применение мультимедиа на занятиях способствует расширению общего кругозора обучаемых, обогащает их знания.
Следует отметить, что мультимедийная презентация – это не только ещё один источник информации. Использование презентации способствует развитию различных сторон психической деятельности обучаемых, и прежде всего, внимания и памяти. Для понимания содержания презентации обучаемым необходимо приложить определённые усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой и зрительный каналы, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления материала. Однако неправильно подготовленная презентация может негативно сказаться на достижении целей урока.
Отметим, что существует несколько подходов к классификации презентаций.
Презентации можно классифицировать по назначению.
Учебные презентации. Применяются преимущественно в сфере образования: во время изложения нового материала, для контроля знаний учащихся, при самостоятельном освоении учебного материала обучающимися и в других учебных ситуациях.
Научно-исследовательские. Часто такие презентации можно увидеть во время выступлений исследователей. Цель таких презентаций – заявить о своих научных достижениях.
Портфолио. Обычно это авторские презентации, содержащие перечень достижений автора. На слайдах таких презентаций обычно представлены различные грамоты, свидетельства о публикации и проч.
Исходя из способа изложения учебного материала выделяют 2 вида презентаций:
1) Линейные презентации. Это самый распространённый вид презентаций – они сопровождают лектора, методиста, исследователя. Технически такие презентации выглядят очень просто – слайды последовательно сменяют друг друга: от титульного до последнего. Удобство таких презентаций очевидно – легко выстроить логику повествования и донести материал до учащихся.
Основным недостатком таких презентаций является заданность, невозможность изменить последовательность подачи материала.
2) Нелинейные или интерактивные презентации. Материал таких презентаций предназначен для самостоятельного освоения учеником. Интерактивная подача делает такое изучение наглядным и интересным.
Как правило, нелинейная презентация готовится для изучения конкретной темы и технически выглядит так: после титульного слайда идёт оглавление, элементы которого являются гиперссылками на определённые подразделы темы; в такой презентации обычно присутствуют задания для самостоятельного выполнения (обычно используются тесты), а правильные или неправильные ответы сопровождаются обратной связью.
Рассмотрим ещё одну классификацию – по типу формата, в котором сохраняется и демонстрируется презентация.
Презентации, выполненные и сохранённые в формате программы MicrosoftPowerPoint. Такие презентации могут содержать все элементы мультимедийной презентации.
Презентации, сохранённые в формате PDF. Могут быть сохранены из программы PowerPoint для демонстрации на компьютере без установленного офисного пакета. В этом формате эффекты анимации не воспроизводятся. Часто этот формат используется для защиты информации презентации от копирования.
Презентации, выполненные в формате Flash. Создание таких презентаций является наиболее сложным процессом, но зато результат – красочная презентация, которая может быть выполнена с использованием сложных анимационных эффектов. Может быть как линейной, так и нелинейной.
Существуют и другие, более дробные, классификации презентаций. Важно помнить, что выбранный вид презентации должен помогать достижению поставленной цели урока.
Для того, чтобы презентация была максимально эффективной, при её создании необходимо пройти несколько важных этапов.
1 этап. Формулировка цели презентации
Для того, чтобы добиться от показа презентации максимальной пользы, цель должна быть реалистичной и выражена одним предложением. Обычно цель учебной презентации совпадает с целью урока.
2 этап. Сбор и систематизация материала
На этом этапе очень важно не переусердствовать – материала, конечно, должно быть достаточно для выступления, но помните, что на слайдах должна быть представлена только самая важная информация.
Рекомендуется при подборе материала сразу формулировать те слова или фразы, которые будут вынесены на слайды. Это легко реализовать в виде таблицы, где в левом столбце будет информация, которая будет донесена до зрителей в устной форме, а в правом – материалы для слайдов (тексты, иллюстрации, схемы и проч.).
3 этап. Разработка концепции презентации
На этом этапе решается, какой вид презентации будет использован (можно взять за основу классификации, рассмотренные ранее). Например, Вы решаете, что презентация будет учебной линейной и выполнена в программе Microsoft PowerPoint – в этом случае имеющийся материал необходимо выстроить таким образом, чтобы была чётко видна логика изложения, а сама презентация направлена на достижение конкретной педагогической цели.
4 этап. Создание дизайна презентации
При создании первых презентаций можно ограничится выбором готовых шаблонов, позже необходимо придумать свой стиль для презентаций. На этом этапе необходимо решить, какие цвета будут преобладать в презентации, какими будут переходы между слайдами и т.п.
Обычно визуально выделяют: титульный, основной/контентный, слайд-разделитель (используется для визуального отделения блоков презентации) и заключительный слайды.
5 этап. Наполнение презентации
Необходимо перенести на слайды материалы из второго столбца таблицы (см. 2 этап). Помните, что помимо основного материала, у слайдов должны быть заголовки. Если планируется использование дополнительных графических материалов (например, иконок – стрелок, звёздочек и проч.), то на этом этапе необходимо добавить их на слайды.
6 этап. Оптимизация текстов и графики
Важно решить, какие из текстовых материалов можно заменить иллюстрациями или схемами. Если текст необходимо оставить, то нужно придерживаться следующих правил:
большие абзацы текста попробовать сократить или разбить на несколько слайдов;
не использовать выравнивание по центру для больших блоков текста (читать такой материал очень трудно);
перечисления лучше представить в виде списков;
не использовать эффекты анимации к текстам.
Количественные данные можно визуализировать с помощью диаграмм – это добавит наглядности излагаемому материалу.
7 этап. Вёрстка слайдов
Текстам присваиваются единые виды шрифтов и цветов. Заголовки и тексты выравниваются по направляющим или сетке (чтобы при переходе от одного слайда к другому тексты не «прыгали», меняя свои позиции). При необходимости к элементам презентации добавляются эффекты анимации (они должны быть оправданы – например, постепенный показ схемы или этапов).
8 этап. Тестирование презентации
На этом этапе необходимо соотнести текст выступления со слайдами.
Проверка презентации в режиме демонстрации позволит проверить удобство работы со слайдами, эффектами анимации.
Существует два основных варианта демонстрации слайдов презентации: 1) переключать слайды будет докладчик (именно этот вариант чаще всего встречается на учебных занятиях); 2) ответственным за переключение будет ассистент. Во втором случае надо продумать варианты взаимодействия – ключевые фразы или жесты. Иногда для ассистента распечатывается текст выступления, на котором отмечаются места для перехода к следующим слайдам.
Репетиция презентации перед выступлением позволит избежать неточностей и ошибок в логике повествования.
Несмотря на то, что презентацию можно выполнить, минуя некоторые шаги, рекомендуем подходить к подготовке презентаций ответственно. Особенно, если речь идёт об учебных презентациях, которые планируется показывать обучаемым.
Для удобства создания презентации предлагаем выделить структурные элементы – модули презентации – они помогут правильно выстроить логику повествования. Эти модули могут присутствовать в презентации в виде отдельных слайдов или их группы, последовательность их использования определяется учителем, в одной презентации не обязательно должны присутствовать все модули.
Рассмотрим подробно каждый из модулей:
Титульный слайд. Дизайн такого
слайда отличается от остальных слайдов презентации. На нём обычно указываются
название презентации и данные об авторе. Также можно добавить дату
демонстрации. Если планируется использовать на слайде текущую дату, то лучше
добавить возможность автообновления даты, используя вкладку «Вставка» – «Дата и
время».
Не следует загромождать этот слайд другой информацией – это может визуально
перегрузить слайд.
Слайд с оглавлением. Такой модуль часто используется в нелинейных презентациях, помогая самостоятельно переходить к нужному разделу презентации. Технически такие переходы реализуются с помощью гиперссылок.
Организационный модуль. Слайд с информацией о том, что необходимо выключить мобильные устройства, соблюдать тишину, достать тетради, открыть учебники на конкретной странице и т.д. Часто используются информационные изображения.
План. Слайд, который обычно начинается со слов «Изучив эту тему, Вы узнаете…». Рекомендуем обязательно использовать этот слайд, так как он даёт чёткое представление о том, какую пользу получит человек от работы с этой презентацией.
Вопрос-ответ. Работа с таким слайдом осуществляется следующим образом: 1) сначала на экране показывается вопрос (крупно в центре экрана), 2) аудитории задаётся вопрос, 3) после получения ответа от аудитории, на экране показывается правильный ответ (по щелчку мыши, можно использовать эффект анимации для привлечения дополнительного внимания).
Повествование. Слайд, наполненный текстовой и графической информацией. Обязательно содержит заголовок и основной текст. Позволяет раскрыть конкретный аспект излагаемой темы. Если информации много, то лучше разделить её на несколько слайдов (для удобства восприятия в заголовке допускается использование слова «Продолжение»).
Термин. Этот модуль может использоваться для акцентирования внимания на ключевом термине изучаемой темы. На слайде можно сначала показать термин, спросить у аудитории, как она его понимает, после этого показать определение термина на экране. На слайде больше не должно быть другой отвлекающей текстовой и графической информации.
Сравнение. Слайд или группа слайдов, которая подходит для демонстрации сравниваемых предметов, явлений, точек зрения. Рекомендуется показ сначала одного элемента сравнения, а затем другого. Важно подчеркнуть различия, которые, например, можно визуализировать с помощью таблицы или схемы. Хорошо работает для показа изображений в динамике по принципу «до» и «после».
Задание. Этот модуль позволяет провести проверку знаний учащихся. Может содержать: текст, изображение, карту, ребус, кроссворд и др. Также на таком слайде может демонстрироваться проблемное задание.
Тест. а) Может использоваться во время демонстрации линейнойпрезентации – в этом случае вопрос и варианты ответов показаны на слайде. При нажатии на клавишу выделяется правильный ответ. Важно учитывать: 1 слайд = 1 вопрос. б) Более эффективно использование этого модуля в мультимедийной нелинейной презентации, которой управляет учащийся. Технически работа выстраивается следующим образом: 1) на экране показан вопрос и варианты ответов; 2) при нажатии на неправильные варианты ответов (реализуются с помощью гиперссылок) учащийся переходит на слайд с информацией о том, что он ответил неверно и предложением прочитать дополнительный материал или попробовать ответить снова; 3) после нажатия на правильный вариант ответа, учащийся оказывается на слайде, где указано, что он ответил верно. На этом слайде присутствуют гиперссылка для перехода к следующему вопросу.
Схематично структура такой презентации может выглядеть следующим образом:
Справка. Справочный слайд необходим для получения дополнительной уточняющей информации по изучаемой теме. Может быть скрытым (в этом случае переход к слайду осуществляется посредством нажатия на гиперссылку) или располагаться после итогового слайда. Последний вариант удобен при выступлении с линейной презентацией: доклад окончен, впереди вопросы, ответами на которые может служить информация из дополнительных слайдов.
Промежуточный вывод. Используется при демонстрации продолжительной по времени презентации (20 минут и более), в ходе которой рассматривается несколько вопросов. Промежуточные выводы позволят обобщить данные и «привести» обучаемых к итоговому выводу.
Разделитель. Слайд-разделитель необходим для разграничения важных информационных блоков одной презентации. На таком слайде может быть показана иллюстрация и текст сообщающий о том, как много уже сделано и что впереди ещё очень много интересного материала. Разделителями могут быть так называемые «физкультминутки», а на таких слайдах размещены аудио или видео материалы для проведения гимнастических упражнений.
Итоговый вывод. На этом слайде суммируются промежуточные выводы по теме из которых формулируется единый вывод по всей теме.
Список источников. Слайд с указанием источников, используемых в презентации. При возможности необходимо указать гиперссылки на эти материалы.
Домашнее задание. Важный модуль учебной презентации. При изучении объёмной темы можно использовать несколько модулей с домашними заданиями по ходу изложения материала + слайды дублируются перед итоговым.
Контактная информация. Этот слайд может быть объединён с итоговым и может содержать следующую информацию: ФИО докладчика полностью, должность, адрес электронной почты, ссылки на профили в социальных сетях.
Итоговый слайд. Есть несколько вариантов содержания этого слайда: а) фраза «Спасибо за внимание»; б) точная копия титульного слайда (в этом случае аудитории будет напомнено, кто выступал и о чём рассказывал); в) контактная информация; г) домашнее задание; в) вопросы для самоконтроля. Визуально этот слайд должен, как и титульный, отличаться от других слайдов презентации.
Как показывает опыт, использование структурных модулей позволяет сделать презентации более содержательными, а учебный материал – доступным.
В целом, знание видов презентаций и поэтапная подготовка учебных материалов помогают как начинающему, так и опытному педагогу выстроить процесс обучения наиболее эффективно, сам учебный материал сделать наглядным и интересным, а процесс обучения ярким и динамичным.
Вопросы и задания
1. Подготовьте шаблон презентации для урока (предметная область, тема и класс по выбору студента).
2. Проанализируйте состав и техническое состояние дидактических средств статической проекции в одном из кабинетов. Сделайте выводы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.