Тема урока:
Особенности водоёмов своей местности.
Экскурсия к водоёмам своей местности.
Учитель МБОУ гимназии № 88
г.Краснодара
Савченко Н.Н.
ТЕМА УРОКА:
Особенности водоёмов своей местности.
Экскурсия к водоёмам своей местности.
ТИП УРОКА:
Комбинированный.
ВИД УРОКА:
Урок- экскурсия, урок- дискуссия.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Фотовыставка, выставка рисунков, работы детей.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Образовательные:
- ознакомление детей с историей реки Карасун; обогащение опыта бережного отношения учащихся к природе как среде обитания.
2. Воспитательные:
- формировать экологическую культуру, эмоциональную отзывчивость;
- помочь детям осознать свою роль в сохранении водоёмов родного города.
3. Развивающие:
- развитие у детей гуманно-ценностного отношения к природе;
- формирование экономического мировоззрения.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационная часть.
2. Основная часть:
1) Вступительное слово учителя.
2) Экскурсия на местный водоём.
3) Беседа по впечатлениям.
4) Конкурс рисунка «Карасуны сейчас и в будущем».
5) Фотовыставка.
3. Итог урока.
1. Организационная часть.
2. Основная часть.
1) Вступительное слово учителя.
- Ребята, вы познакомились с водоёмами Краснодарского края. Это Черное и Азовское моря, которые омывают южные и северо-западные границы нашего края, и реки, которые протекают по его территории. А какой водоём находится вблизи нашей школы?
Дети: - Недалеко от нас расположены Карасуны.
- Прежде чем мы пойдем на экскурсию на озеро Карасун, который вы видели с детства, послушайте историю его происхождения.
Река Карасун раньше протекала в пределах равнинного рельефа Азово-Кубанской низменности и была, возможно, единственным правым притоком Кубани в её среднем течении.
В настоящее время о реке напоминает лишь цепь озер, берущих своё начало на северо-восточной окраине поселка Пашковский и тянущихся по территории Краснодара. Они являются настоящим подарком природы.
В 1803 году предпринимались работы по соединению Кубани с рекой Карасун с целью пополнения её вод, но были приостановлены в связи с зимним временем и затем не возобновились. Из речки брали воду для бытовых нужд, для сукновальни, стирали бельё. Карасун служил естественным водосбором ливневых вод. Ранее люди использовали реку как баню, поили и купали лошадей, быков. Ловилась в Карасуне и рыба, конечно, мелкая. Много пользы людям приносила даже маленькая речка в центре города.
Однако, у Карасуна наряду с полезными свойствами было одно вредное. Вода, наливаясь из Старой Кубани в половодье, в сухой сезон часто застаивалась, покрывалась толстым слоем тины, и для питья была уже не пригодна. Вдоль берегов в изобилии рос камыш. Из-за малой текучести развивались застойные зоны.
В 1867 году через Карасун проложили две дамбы, действовала паромная переправа, которая соединяла город с Дубинкой.
В 1890 году через реку проложили восемь дамб. Качество воды в реке после этого ухудшилось. Карасунские озёра превратились в грязные сточные ямы.
В настоящее время река Карасун – это 15 удаленных друг от друга на разные расстояния застойных озёр, которые было бы вернее назвать прудами. Два Покровских, рядом со стадионом «Кубань», три озера Калининской балки между улицами Селезнева и Ставропольской, и десять Пашковских озёр. Длина озёр от 150 до 800 метров, максимальная глубина 3,5 метра.
Возрождение Карасунских озёр началось в 2004 году. Оно подразумевает комплексное решение проблемы. Во-первых, очистить озёра, во-вторых, открыть дамбы между ними или положить трубы, в-третьих, закачать в них воду из дренажной системы Краснодарского водохранилища.
2) Экскурсия на озеро Карасун.
3) Беседа по впечатлениям.
- Ребята, что вы можете сказать об увиденном?
Дети: - Во время экскурсии мы увидели на берегу Карасуна много бытового мусора: здесь и бутылки, и старые колеса от автомобилей, и спиленные ветки деревьев. Всё это совсем не радует глаз. Также стоит неприятный запах. Большая часть Карасуна заросла камышом.
- Каким вы видите его в будущем?
Дети: - Очень бы хотелось, чтобы продолжались очистительные работы и наши Карасуны стали бы местом отдыха жителей нашего микрорайона. Чтобы рыбаки ловили не опасную для здоровья мелкую рыбёшку, а крупных карасей, окуней, щук. Чтобы ветви ивы отражались в чистой, прозрачной воде.
- Ребята, как вы думаете, что мы можем сделать для того, чтобы озеро было чистым и красивым?
Дети: - Чтобы Карасуны были такими, о которых мы мечтаем, нужно людям научиться беречь свой дом, свою улицу, свой край, а значит – свою Родину. Жители, живущие на берегу озера Карасун, не должны засорять его бытовым мусором. Надо любить и беречь природу, которая украшает наш край.
4) Конкурс рисунка «Карасуны сейчас и в будущем».
5) Фотовыставка.
3. Итог урока.
- Сегодня вы узнали много нового и интересного об озере Карасун, которое расположено вблизи нашей школы.
- В чем особенности данного водоёма?
( Ответы детей).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.