Для того чтобы ознакомиться с многообразием живых организмов, недостаточно их рассматривать на иллюстрациях. Необходимо увидеть их живыми: растения в ботаническом саду, животных в зоопарке. Или, если ботанического сада и зоопарка нет, хотя бы в виде гербария, чучел, влажных препаратов.
Это можно сделать, совершив экскурсию в местный краеведческий музей, который есть в каждом городе. В задачи этой экскурсии входит рассмотреть внешний вид изученных на уроках организмов, ознакомиться с местными представителями изученных групп растений и животных.
Перед проведением экскурсии нужно сходить в музей и посмотреть разнообразие экспозиции. После этого следует обсудить и повторить с ребятами названия и особенности живых организмов, с которыми они встретятся в музее.
После проведения экскурсии можно провести беседу, попросив ребят ответить на вопросы: какие из растений и животных вам больше всего понравились? какие показались наиболее интересными?
Урок 30.
Глава IV. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ
Тема: Экскурсия в краеведческий музей
Для того чтобы ознакомиться с многообразием живых организмов,
недостаточно их рассматривать на иллюстрациях. Необходимо увидеть их
живыми: растения в ботаническом саду, животных в зоопарке. Или, если
ботанического сада и зоопарка нет, хотя бы в виде гербария, чучел, влажных
препаратов.
Это можно сделать, совершив экскурсию в местный краеведческий музей,
который есть в каждом городе. В задачи этой экскурсии входит рассмотреть
внешний вид изученных на уроках организмов, ознакомиться с местными
представителями изученных групп растений и животных.
Перед проведением экскурсии нужно сходить в музей и посмотреть
разнообразие экспозиции. После этого следует обсудить и повторить с ребятами
названия и особенности живых организмов, с которыми они встретятся в музее.
После проведения экскурсии можно провести беседу, попросив ребят ответить
на вопросы: какие из растений и животных вам больше всего понравились? какие
показались наиболее интересными?
Урок 31.
Глава IV. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ
Тема: Экскурсия в природу
Один из уроков имеет смысл посвятить экскурсии в природу (на озеро, луг, в
лес). Эта экскурсия будет в какомто смысле заключительной ко всей первой
части учебника, однако проводить её надо обязательно весной. Ещё лучше
организовать серию экскурсий, каждая из которых будет иметь своё назначение:
экскурсия на водоём (озеро или реку), луг, лес, если на это есть время.
При этом целесообразно, заранее выбрав маршрут, подготовить ребят к
экскурсии и напомнить материал изученных тем. Перед началом экскурсии
учитель должен в беседе с учащимися вспомнить материал 1го и 2го класса,
посвящённый правилам безопасного отдыха летом на даче, в лагере или в
поездке со своими родителями.
Ребята вместе с учителем описывают погоду в этот день по плану, принятому
во 2м классе.
Лучше всего показать ребятам реальную природную экосистему и всех её
обитателей на примере леса. Учителю необходимо рассказать на конкретных
примерах о взаимосвязях и взаимопомощи между всеми живыми организмами и
показать растения леса (деревья, кустарники и травы), основных его обитателей
(легче всего показать насекомых и птиц). Важно провести следующие
наблюдения:1. Изучение строения почвы на обнажении (перегной, остатки мёртвых
растений, горные породы).
2. Определить, какие деревья (хвойные или лиственные, каких видов)
образуют древесный ярус; какие кустарники и травянистые растения растут в
лесу; есть ли подрост?
3. Определить возраст деревьев на основе изучения числа колец у пня.
4. Рассмотреть части растения (на примере травянистого).
5. Рассмотреть цветки, показать ветро и насекомоопыляемые растения.
6. Найти и показать мхи, папоротники, хвощи.
7. Найти и показать грибы в лесу. Раскопать и показать грибницу.
8. Показать насекомых в лесу, черты их строения.
9. Послушать птиц в лесу.
10. Показать следы жизнедеятельности животных (порои кабана, погрызенные
белкой шишки, отверстия в стволе, оставленные короедами, и тому подобное).
Важно обратить внимание школьников на специфику природной экосистемы,
которая заключается в её высокой устойчивости, обусловленной замкнутым
круговоротом. В природе мы не находим мусор, любые отходы тут же
потребляются другими организмами. В городе человек, напротив, постоянно
вынужден заниматься переработкой отходов, создавать новые свалки. Показать
эту разницу природной и искусственной экосистем – важнейшая задача темы.
Аналогичные наблюдения можно провести на озере, на лугу.
В заключение экскурсии можно обсудить, что ребята видели, и ещё раз
повторить пройденный материал.