Экспериментальная площадка
«Развитие художественного, образного мышления детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства и художественного труда»
Учитель-экспериментатор: Дунаева Наталья Борисовна, учитель начальных классов, 1 квалификационная категория.
Новизна данной программы заключается в том, что занятия и игры соответствуют тематическому планированию школы, и рассматривает художественное – эстетическое развитие детей, которое является приоритетным направлением деятельности школы.Экспериментальная площадка
«Развитие художественного, образного мышления детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства и художественного труда»
Учитель-экспериментатор: Дунаева Наталья Борисовна, учитель начальных классов, 1 квалификационная категория.
Первый год - разработка и апробирование программы для 1 класса, составление тематического планирования.
(Программа в 1 классе предусматривает обучение детей приемам работы акварелью, карандашом и фломастером, воском.)
Второй год – разработка и апробирование программы на базе 2 класса.
программы для 2 класса, составление тематического планирования.
(Программа по ИЗО и художественному труду предусматривает обучение детей приемам работы с гуашью, цветными карандашами, акварелью, бумагой.)
Третий год – разработка и апробирование программы для 3 класса, составление тематического планирования.
(В 3 классе совершенствуются имеющиеся навыки, идет обучение новым приемам и техникам работы с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками. Используется сочетания разных техник, интеграция уроков ИЗО и труда.)
Четвертый год – разработка и апробирование программы для 4 класса, составление тематического планирования.
Тематический план работы кружка
«Веселый карандаш»
№ Тема Задание Оборудование и материалы Образец работы
1-2 Мы в лесу Изобразить окружающий детей лес, обращаться к натуре Репродукции, натура, детские работы, акварель, гуашь
3-4 Кляксы Из капли жидкой гуаши с помощью соломинки раздуть кляксу и превратить ее в растение, живое существо
Детские работы, разведенная водой гуашь, соломинки
5-6 Листья Составление букета из отпечатков листьев Гуашь, разнообразные листья деревьев и растений
7-8 Добрый и злой герой После прослушивания сказки, которую прервали когда должен был появиться новый герой, ребенку дается контур зверя, и он должен превратить его в доброго или злого Заготовки с контуром героя сказки, детские работы, гуашь, акварель
9-10 Волшебные рисунки Рисуют контур рисунка воском и с помощью красок «проявляют его» Воск, акварель
11-12 Будущее Изобразить мир будущего Музыка, любой материал
13-14 Рисование на камушках Превратить найденные заранее камни в животных, людей, фантастических существ Камни, гуашь, клей, лак
15-16 Монотипия со стекла Отпечатывается со стекла оттиск и, дорисовывая, делается из него пейзаж Детские работы, музыка стекло, гуашь
17-18 Открытки для жителей волшебной страны В волшебной стране необычные праздники, нужно придумать открытки ко дню хохотушек, сладкоежек, фантазеров, модниц, чистюль Детские работы, любой материал
19-20 Животные
(по - сырому) Знакомство с акварельной техникой рисования по-сырому. Фотографии и репродукции животных, акварель, стекло
21-22 Монотипия На бумагу нанести пятна краски и согнуть лист, развернуть и дорисовать из получившихся отпечатков живых существ, людей Детские работы, гуашь
23-24 Коллаж из старых журналов (коллективная работа) Создать пейзаж из вырезок журналов Музыка, репродукции пейзажей, старые журналы, открытки
25-26 Передача эмоционального состояния в пейзаже Показать цветом радость, грусть, гнев, спокойствие Репродукции, акварель, гуашь
27-28 Организация выставки детского творчества Оформить работы и украсить ими помещение класса Бумага, скотч, ножницы
Цель, задачи и принципы программы
Тема: развитие художественного, образного мышления детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
Цель программы: формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей школьного возраста.
Задачи:
• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
• Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей.
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Пояснительная записка
Детское творчество – это чудесная и загадочная страна. Помогая ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, мы делаем жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Есть дети, которые имеют природные данные. И главная задача учителя разглядеть таких детей и создать необходимые условия для дальнейшего развития творческих способностей ребенка.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей школьного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.
Новизна данной программы заключается в том, что занятия и игры соответствуют тематическому планированию школы, и рассматривает художественное – эстетическое развитие детей, которое является приоритетным направлением деятельности школы.
Актуальность
В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Именно поэтому в программу моего кружка по изодеятельности я включила метод, способствующие успешной адаптации детей школьного возраста в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для школьников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок.
Формы работы
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности «Веселый художник». Общее количество занятий в год – 60. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребёнок, родители, педагоги.
Формы занятий:
-беседы;
-практические занятия;
-создание проектов;
-групповые занятия;
-коллективная работа;
-экскурсии
Этапы реализации программы
Реализация данной программы условно подразделяется на 3 этапа:
-подготовительно-организационный (сентябрь-октябрь);
-основной: теоретический и практический (октябрь-май);
-заключительный: выставка (апрель-май).
Информационная карта
1. Полное название программы Кружок по ИЗО «Веселый карандаш»
2. Разработчик программы Дунаева Наталья Борисовна учитель начальных классов
3. Руководитель программы Свиридова Любовь Анатольевна директор МОУ СОШ № 139
4. Территория, представившая программу г. Нижний Новгород Московский район
5. Название проводящей организации МОУ СОШ № 139
6. Место проведения г. Нижний Новгород ул. Героя Давыдова, д. 13 т. 270-68-12
7. Форма проведения Кружок по изобразительному искусству
8. Цель программы Формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей школьного возраста
9. Сроки проведения 4 года
10. Общее количество детей 19 человек
11. Официальный язык программы Русский
12. Условия участия в программе Добровольное
Концептуальные основы
Структура программы состоит из 10 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 7-10 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.
Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных принципов: - принцип научности - путь обучения должен вести школьников к достоверным знаниям, основываться на научных данных;
- принцип наглядности - постоянное обращения к самим вещам и явлениям как источнику познания;
- принцип сознательности и активности учащихся и принцип связи теории с практикой – то, что усваивают дети, должно быть подкреплено зрительным восприятием;
- принцип прочности усвоения знаний - использовать свои знания дети могут только в том случае, если они твердо и основательно овладели ими;
- принцип систематичности и последовательности - развитие умений ребенка от наипростейших навыков к более сложным приемам работы;
- принцип доступности - посильность обучения.
Использование этих принципов создает условия для:
1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможности свободного самоопределения и самореализации, как ребенка, так и учителя.
4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.
Содержание деятельности
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
• Театральная студия - рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок, рисование пригласительных билетов.
• Развитие речи - использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, к стихотворениям, развитие монологической речи при описании репродукции картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
• «Ознакомление с окружающим» - программа по ознакомлению школьников с историко-культурным наследием. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин местных художников, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим миром.
Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
2. Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.
Список используемой литературы
1. Александрова А. Г., Капустина Н. В. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1–4 классах по программе Б. М. Неменского / – Волгоград: Учитель, 2006. М.А.
2. Бантова Г.В., Бельтюкова,С.И. Волкова и др. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2008г.
3. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2003.
4. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4кл.: пособие для учителя - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004
5. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок. -М.: Просвещение, 1995.
6. Ростовцев Н. П. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. -М.: Агар, 1998
7. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003.
8. Неменский Б. М., Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2003.
9. Рылова Л. Б. Изобразительное искусство в школе. - Ижевск, 1992
10. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
11. Еременко Н.И. Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
12. Кульневич С.В. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
Весёлый карандаш.doc
Экспериментальная площадка «Веселый карандаш»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.