Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента. Психологический эксперимент - это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приемов изучения психических функций - экспериментально-психологических методик.«Экспериментально-психологические методики для обследования детей и подростков (Складывание пирамидки)».
Методическая разработка
«Экспериментальнопсихологические методики для обследования
детей и подростков (Складывание пирамидки)»
Подготовила: воспитатель ГБСУСО МО КрасноДубравского
детского домаинтерната «Журавушка»
Фиклеева Е.С.
2016 г.
Складывание пирамидки
Складывание пирамидки применяется для выявления состояния наглядно
действенного мышления.
Для проведения эксперимента необходимо иметь несколько пирамидок, состоящих
из 4, 6, 8 колец и колпачка.
Ребенку показывают пирамидку (количество колец зависит от возраста) и
предлагают ее разобрать, сопровождая инструкцию соответствующим жестом. Если
ребенок не приступает к работе, экспериментатор сам разбирает пирамидку и просит
ребенка собрать ее. Если ребенок, начав действовать, собирает пирамидку в беспорядке,
его не останавливают до конца работы, затем говорят "Неправильно" и работа начинается
заново. Экспериментатор обращает внимание ребенка на самое большое кольцо и
предлагает ему надеть это кольцо на стержень. Если ребенок не продолжает работу сам, ее
выполняет экспериментатор, надевая следующее, меньшее по размеру, кольцо и действует
так до тех пор, пока не будет сложена вся пирамидка.
Затем экспериментатор еще раз предлагает ребенку самому разобрать и сложить
пирамидку, уже не вмешиваясь в ход работы.
В протоколе отмечаются состав пирамидки, объяснения и действия
экспериментатора, действия ребенка, его словесные высказывания; сразу ли принимает
ребенок задание, его первые действия, когда он начинает складывать пирамидку с учетом
размеров колец. Отмечается способ работы ребенка (надевает кольца не в соответствии с
их величиной, не сам исправляет ошибку; сопоставляет кольца по величине, еще не надевая
на стержень, прикладывая их друг к другу; зрительно соотносит их, надевая все кольца
сразу правильно).На основе анализа протокола делается вывод, обучается ли ребенок способу
действия. Ребенок с сохранным интеллектом это задание, как правило, выполняет сразу
правильно. Хаотичные манипуляции с кольцами, выполнение задания методом проб и
ошибок при повторном самостоятельном складывании пирамидки чаще всего
свидетельствуют о снижении интеллекта.