Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
«Земля – живая планета»
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Программное содержание: уточнить знания детей о Солнечной системе, дать представления об уникальности Земли - на ней есть жизнь, растения, животные, человек, потому что на планете есть вода, воздух, тепло - эти условия нужны всем живым существам. Закрепить у детей представления о диких животных, познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Материалы:. Шапочки изображающие животных: слон, белый медведь, волк, белка, черепаха, верблюд, пингвин. технические средства обучения: (компьютер, проектор, мультфильм «География для самых маленьких», музыкальная физ. минутка «У жирафа пятна, пятна…», слайды с изображением природных зон).
Технология: игровой заинтересовывающий момент, беседа, диалог с детьми, динамическая пауза.
Форма проведения: групповая.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций , беседы , чтение художественной литературы.
Ход НОД: Раздается звон колокольчика.
- Ребята, колокольчик вас всех зовет. Подойдите ко мне. Я загадаю загадки , а вы попробуйте их отгадать.
Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет. Не фонарь, ярко светит, и не пекарь, а печет.
(солнце)
По небу гуляет моляр без кистей.
Краской коричневой красит людей.
(солнце)
В дверь, в окно стучать не будет, А войдет и всех разбудит.
(солнце)
- Молодцы, а сейчас постарайтесь ответить на мои вопросы.
- О чем эти загадки? Как вы догадались, что это Солнце?
- Скажите, что такое Солнце? Это звезда, огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света.
- (Воспитатель показывает слайд ( карту Солнечной системы.).
- Что это такое?
- Что расположено вокруг Солнца? (Вращающиеся планеты - твердые холодные шары.)
- Какие планеты вы знаете?
- Какая из планет получает больше всего солнечного тепла? (Которая ближе к Солнцу - Меркурий.)
- Правильно, чем ближе планета к Солнцу, тем больше тепла попадает на эту планету.
- Как вы думаете, где жарче: на Меркурии, на Венере или на Земле? Почему?
- На какой планете мы с вами живем?
- На какой из планет Солнечной системы есть жизнь?
- Почему на Земле есть жизнь? (Там есть воздух, вода и тепло.)
- Правильно, только на Земле есть условия для жизни растений, животных и человека.
(Воспитатель показывает детям глобус.) - Что это такое?
- Что такое глобус? ( Модель Земли.)
- Посмотрите на глобус и скажите, чем занята большая часть Земли?
(Водой.)
- Ответьте, почему суша на глобусе изображена разными цветами: здесь видна и желтая, и зеленая, и коричневая окраска. (На Земле есть равнины, пустыни, леса, горы, пески.)
- Наша Земля очень красива! Об этом рассказывали космонавты, которые видели ее из космоса в иллюминаторы космических кораблей. Такой сверкающий голубой шар!
- Голубой наша планета кажется из-за воздуха, который ее окружает. Белоснежные полюса Земли (показываю) сверкают в отражении солнечного снега! Из космоса видны и высокие горы, и зеленые пространства лесов - например, наши сибирские леса, и желтого - песчаные пустыни. Наша Земля разноцветна и красива!
Все могут жить на планете Земля, так как здесь есть подходящие условия: не так жарко и не так холодно, есть воздух - можно дышать, есть пресная вода - можно пить, есть, чем питаться. Знаете ли вы, кто обитает в морях и океанах?
(Киты, акулы, дельфины, разные рыбы.) (слайд)
- Какие животные живут в лесах России? (Лиса, волк, медведь,...) - Кто живет в тропических лесах? (Обезьяны, слоны, тигры.,.)
- А кто живет на Северном полюсе? (Белые медведи, тюлени, моржи,)
- А кто обитает на Южном полюсе? (Пингвины.)
- Да, наша Земля такая разная и красивая, потому что она - живая: на ней живут растения, животные, люди.
(Раздается стук в дверь, входит марсианин.)
МАРСИАНИН: Ребята, у нас на планете очень холодно, и я хотел бы переселиться на вашу планету. Помогите, мне выбрать, где бы я мог жить. - Ребята, давайте поможем марсианину, расскажем о нашей планете Земля и покажем животных, которых можно увидеть в разных местах нашей планеты. Вы согласны? А для этого нам надо отправиться в исследовательское путешествие.
Дети , изображающие животных располагаются по широкому кругу (на планете): на противоположных местах (полюсах) -белый медведь и пингвин, в середине (океане) - морские обитатели, напротив друг друга по краям круга - жители тайги и тропических лесов, пустыни. Все места - экологические ниши Земли - обозначены разными цветами (белым, зеленым, желтым).
- Начнем наше путешествие. Сначала мы с вами поплывем на пароходе.
Усаживайтесь поудобнее, отправляемся в плавание.
- Вот мы и прибыли на Северный полюс - в Арктику.
( слайд)
Здесь живут белые медведи. Одевайтесь потеплее и давайте сойдем с парохода. Ребята, а вот и белый медведь, давайте послушаем, что он нам скажет.
(РАССКАЗ БЕЛОГО МЕДВЕДЯ.)
- Спасибо, тебе белый медведь. Теперь мы знаем о том, как ты живешь. Но нам пора, ребята занимайте свои места на пароходе.
Отправляемся дальше.
- На Земле много водного пространства (морей и океанов ) - там обитают разные животные - киты, акулы, разные рыбы. Человек не живет под водой, но он опускается в морские глубины для исследований. (слайд)
- Вот плывет кит. Давайте его послушаем.
(РАССКАЗ КИТА.)
- Спасибо и тебе кит, но нам пора в дорогу. До свидания. Дальше мы с вами отправимся на самолете. Расправили крылья и полетели. - Сейчас мы приземляемся в лесу. (слайд)
- Здесь нас ждут лесные обитатели. А вот и волк.
( РАССКАЗ ВОЛКА.)
- А вот там дальше живет белка, она прыгает с ветку на ветку. Послушаем, что она скажет.
( РАССКАЗ БЕЛКИ.)
- Спасибо за интересные рассказы. Но нам пора отправляться в путь. Полетим дальше. Занимайте свои места. Вот мы пролетаем над пустыней.
( слайд)
- В пустынях очень жарко, засушливо, жить там трудно - растений мало, все они колючие, из животных там приспособились жить верблюды, черепахи, ящерицы. Приготовьтесь к посадке. Снимите теплые вещи, так как здесь очень жарко. Вот там, вдалеке, я вижу верблюда и черепаху. Давайте послушаем их рассказ.
( РАССКАЗ ВЕРБЛЮДА.)
- Вот ползет черепаха. Давайте послушаем и ее.
( РАССКАЗ ЧЕРЕПАХИ.)
- Спасибо и вам, обитатели пустыни. Но мы спешим. Пора отправляться дальше. А дальше мы с вами отправимся на поезде в тропические леса. Давайте остановимся там, где живут слоны и обезьяны. (слайд)
- А вот и они. Давайте их послушаем.
( РАССКАЗ СЛОНА.)
- А сейчас мы с вами снова пересядем на пароход. А это - Антарктида.(слайд)
На некоторое время приезжают сюда ученые для исследовательской работы, для изучения погоды и природы. Давайте сделаем посадку в Антарктиде, но не забудьте, что здесь холодно и скорее надевайте теплые вещи. Вот и пингвин. Давайте послушаем что он нам расскажет.
( РАССКАЗ ПИНГВИНА.)
- Спасибо за рассказ, милый пингвин, но нам пора.
- Ребята ,мы с вами побывали во всех уголках нашей необъятной планеты: и в пустыне, и в лесу, на Северном и Южном полюсах, в тропическом лесу, в океане. Мы узнали, что животные есть в разных местах суши, но только там, где есть пресная (питьевая) вода. Такой природы разнообразной, нет ни на какой другой планете Солнечной системы, потому что нигде нет таких условий.
-А теперь нам пора возвращаться обратно. Пока мы плывем, ты - Марсианин, подумай, куда ты хотел переселиться.
- Вот мы и вернулись в детский сад. Так где же ты хочешь поселиться?
МАРСИАНИН: Я видел много разных мест на вашей планете. Я бы хотел жить в лесу, там много растительности и разных животных. Там мне будет жить лучше всего.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что, вам понравилось больше всего?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.