Пояснительная записка
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране, может быть только порядком, основанном на праве. Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека.
Курс «Я-гражданин РФ» рассчитан на 35 часов изучения в 9 классах.
Цели: воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми
Задачи:
- систематизировать знания учащихся в сфере права;
- способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства;
- дать учащимся представление о том, что Конституция является основным ориентиром по политико-правовым проблемам в российском обществе;
- донести до учащихся, что ныне действующая Конституция полностью согласуется с международными нормами в области прав человека;
- углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
- представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
- обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.
Основные методы работы:
- эвристическая беседа;
- лекция;
- дискуссия;
- сюжетно-ролевая игра;
- «мозговой штурм» и др.
Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы.
Измерителем обученности учащихся могут быть:
- проблемные задания, обобщающие вопросы;
- эссе;
- тесты и др.
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Я-гражданин РФ»
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
Лекции |
Семинар |
Форма контроля |
1. |
История появления Конституции. Конституции зарубежных стран |
1ч. |
0,5 ч. |
0,5ч. |
План-конспект |
2. |
Конституционные права и свободы |
6ч. |
3 ч. |
3 ч. |
Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исследовательская работа |
2.1. |
Личные и политические права |
2 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
|
2.2. |
Социально-экономические права |
2 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
|
2.3. |
Культурные права. Обязанности Граждан РФ. |
2 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
|
3. |
Федеративное устройство |
4 ч. |
2 ч. |
2 ч. |
Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исследовательская работа |
3.1. |
Субъекты Федерации |
2 ч. |
1 ч. |
1ч. |
|
3.2. |
Разделение властей и условия их взаимодействия. |
2 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
|
4. |
Избирательная система РФ |
4 ч. |
2 ч. |
2 ч. |
Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исследовательская работа |
4.1. |
Избирательная система. Принципы избирательного права. |
2ч. |
1ч. |
1 ч. |
|
4.2. |
Виды избирательных систем |
1 ч. |
0,5 ч. |
0,5 ч. |
|
4.3. |
Избирательный процесс |
1 ч. |
0,5 ч. |
0,5 ч. |
|
5. |
Президент РФ |
6 ч. |
3 ч. |
3 ч. |
Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исследовательская работа |
5.1. |
Порядок выборов и вступление в должность |
2 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
|
5.2. |
Правовой статус Президента |
2 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
|
5.3. |
Полномочия Президента |
2ч. |
1ч. |
1 ч. |
|
6. |
Федеральное собрание |
4 ч. |
2 ч. |
2 ч. |
Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исследовательская работа |
6.1. |
Совет Федерации |
2 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
|
6.2. |
Государственная Дума |
2 ч. |
1 ч. |
1 ч |
|
7. |
Правительство РФ |
4 ч. |
2 ч. |
2 ч. |
Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исследовательская работа |
8. |
Судебная власть в РФ |
4 ч. |
2 ч. |
2 ч. |
Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исследовательская работа |
9. |
Местное самоуправление. |
1 ч. |
|
1 ч. |
«Круглый стол» |
10. |
Итоговое занятие |
1 ч. |
|
|
|
Содержание программы элективного курса ( 35 ч.)
1. История появления Конституции. Конституции зарубежных стран (1 ч.)
Понятие и юридические свойства конституции. Сущность конституции. Истоки конституционализма. Первые попытки введения конституции. Советские конституции. Основные черты Конституции РФ.
2. Конституционные права и свободы (6 ч.)
Понятие и классификация конституционных прав и свобод. Юридические свойства прав и свобод. Личные и политические права. Социально-экономические права. Культурные права. Обязанности Граждан РФ.
3. Федеративное устройство (4 ч.)
Разновидности субъектов. Конституционно-правовой статус субъектов РФ. Принципы разделения властей.
4. Избирательная система РФ (4 ч.)
Избирательная система. Принципы избирательного права. Виды избирательных систем. Избирательный процесс.
5. Президент РФ (6 ч.)
Становление института Президента РФ. Порядок выборов и вступление в должность. Правовой статус Президента. Полномочия Президента. Правовые акты Президента. Основания досрочного прекращения полномочий.
6. Федеральное собрание (4 ч.)
Федеральное собрание и его место в системе органов государства. Состав и порядок формирования Совета Федерации. Полномочия Совета Федерации. Компетенция Государственной Думы. Законодательный процесс.
7. Правительство РФ (4 ч.)
Правительство РФ – исполнительный орган государственной власти. Состав и порядок формирования Правительства РФ. Полномочия Правительства РФ. Организация деятельности Правительства РФ.
8. Судебная власть в РФ (4 ч.)
Конституционные принципы осуществления судебной власти. Конституционный суд. Верховный суд. Высший арбитражный суд.
9. Местное самоуправление (1 ч.)
Понятие о местном самоуправлении. Функции местного самоуправления. Органы местного самоуправления. Основы деятельности.
10. Итоговое занятие (1ч. )
Литература
1. Алиасберг Н.И. Права человека в свободной стране: учебное пособие по правоведению для 8-9 классов. – СПб.: Специальная литература, 1998.-480 с.
2. Варывдин В.А. Учебно-методический комплекс. Основы права.- М.:1999
3. Ищенко В.М. Изучаем Конституцию РФ.- Чебоксары, 2007.- 108 с.
4. Конституция Российской Федерации.- М., 2007
5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.- М., 2009.
6. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Изд-во Санкт-Петербург, 2000, 512 с.
7.Методические рекомендации для предпрофильной правовой подготовки
учащихся 9-х классов / Е.А.Певцова, проф. Кафедры исторического
и социально- экономического образования АПКиПРО РФ, 2006
8. Программы по курсу права для образовательных учреждений 5-11 классы.
М., Новый учебник, 2008.
9.Сборник нормативных документов. Обществознание. М.,Дрофа,2008
10. Методика преподавания права в школе. С.А.Морозова. М., Новый учебник,
2008. Соколов, Я. В., Прутченков, А. С. Граждановедение. 9 класс. -М.: НВЦ «Гражданин», 2001.
11. Никитин, А. Ф. Право и политика. - М.: Просвещение, 2001.
12.Никитин, А. Ф., Суворова, Н Г., Тюляева, Т. И. Право и политика: методическое пособие. -М: Просвещение, 2001.
13. Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: Учеб. пособие для 8-9 кл.
РФПР. 2010г
14. Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний» 8-9 кл., ООО
«Кирилл и Мефодий».
Требования к уровню подготовки обучающихся:
1. В результате обучения ученик должен знать и понимать:
- функции власти, признаки суверенитета, основные формы государственного устройства, основные виды государственной власти, принципы организации демократической государственной власти, признаки правового государства, виды власти
- устройство государственной власти в РФ, функции и порядок формирования органов законодательной, исполнительной, судебной власти в РФ, их основные функции, полномочия Президента РФ;
- основные права и обязанности граждан РФ;
- государственную символику Российской Федерации.
- знания и представления о нормах современного российского законодательства;
- знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
- коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
2. Уметь:
- приводить примеры, участвовать в обсуждении вопросов, предложенных учителем, аргументировать свою точку зрения, работать в группах;
- объяснять: значение участия граждан в политической жизни страны, связь прав и обязанностей граждан, отношение к государственным символам страны, необходимость
одинаково уважительного отношения к представителям всех наций и народностей.
3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получения и оценки политической информации;
- участия в политической жизни страны, общественных организациях;
- оценки собственной деятельности в качестве гражданина РФ.
Учебно-тематическое планирование элективного курса
«Я-гражданин РФ»
№ |
Наименование темы |
Количество часов |
1. |
История появления Конституции. Конституции зарубежных стран |
1ч. |
2. |
Конституционные права и свободы |
6ч. |
2.1. |
Личные и политические права |
2 ч. |
2.2. |
Социально-экономические права |
2 ч. |
2.3. |
Культурные права. Обязанности Граждан РФ. |
2 ч. |
3. |
Федеративное устройство |
4 ч. |
3.1. |
Субъекты Федерации |
2 ч. |
3.2. |
Разделение властей и условия их взаимодействия. |
2 ч. |
4. |
Избирательная система РФ |
4 ч. |
4.1. |
Избирательная система. Принципы избирательного права. |
2ч. |
4.2. |
Виды избирательных систем |
1 ч. |
4.3. |
Избирательный процесс |
1 ч. |
5. |
Президент РФ |
6 ч. |
5.1. |
Порядок выборов и вступление в должность |
2 ч. |
5.2. |
Правовой статус Президента |
2 ч. |
5.3. |
Полномочия Президента |
2ч. |
6. |
Федеральное собрание |
4 ч. |
6.1. |
Совет Федерации |
2 ч. |
6.2. |
Государственная Дума |
2 ч. |
7. |
Правительство РФ |
4 ч. |
8. |
Судебная власть в РФ |
4 ч. |
9. |
Местное самоуправление. |
1 ч. |
10. |
Итоговое занятие |
1 ч. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.