1.Лист согласования рабочей программы заместителем директора по УВР
Рабочую программу вносит педагогический работник (ФИО, дата, подпись) |
Результат рассмотрения |
Дата, ФИО, подпись заместителя директора |
Рабочая программа (ФКГСОО) по элективному курсу «Художественный анализ текста», 11б класс, среднее общее образование. Учитель: Кухаренко Валерия Валерьевна. «____»____2019 ____________ |
|
«___»________________2019г. ___________Н.Н. Олейникова. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Лист согласования рабочей программы научно-методическим советом
Рабочую программу вносит педагогический работник (ФИО, дата, подпись) |
Результат рассмотрения |
Дата, ФИО, подпись руководителя НМС |
Рабочая программа (ФКГСОО) по элективному курсу «Художественный анализ текста», 11б класс, среднее общее образование. Учитель: Кухаренко Валерия Валерьевна. «____»____2019 ____________ |
|
«___»______________2019г. _____________И.Б. Фатун. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
Нормативные документы и методические рекомендации, на основе которых составлена рабочая программа:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»(с изменениями от 31 января 2012 года N 69);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Положение «О рабочих программах учебных предметов, курсов (ФКГСОО) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицея № 33»;
- Образовательная программа среднего общего образования МОБУ лицея № 33 на 2019-2020 учебный год;
- Приказ Министерства просвещения РФ «О внесении изменений в федеральный перечень учебников» от 08.05.2019 №233;
- Учебный план МОБУ лицея №33 на 2019-2020 учебный год.
Программа разработана на основе программы элективных курсов по литературе для 10-11 классов автора-составителя
Г.М. Вялковой (Волгоград: Учитель, 2011) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на профильном уровне, что соответствует образовательной программе МОБУ лицея № 33. Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Личностные действия позволяют сделать обучение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Курс «Художественный анализ текста» направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости для раскрытия темы и идеи художественного произведения. Занятия по спецкурсу проводятся параллельно урокам литературы.
Программа курса «Художественный анализ текста» предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках русского языка и литературы (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе.
Программа знакомит со всеми видами анализа художественного текста: ритмико-интонационным, лингвостилистическим, лексико-семантическим, хронотопическим. Завершает курс всесторонний итоговый анализ текста, включающий в себя приобретённые учащимися знания и умения.
Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность: в программе представлены понятия и категории теории художественной речи, научных методов филологического анализа художественного текста и методики его комментирования, а также самореализация школьников в деятельностной сфере на практических занятиях.
Цели и задачи данной программы в области формирования системы знаний, умений:
- ознакомить учащихся с величайшими памятниками культуры, литературы, расширить представление учащихся о жанрах литературы, показать своеобразие и самобытность произведений литературы;
- способствовать духовному становлению личности;
- формированию нравственных позиций, эстетического вкуса;
- совершенному владению речью;
- осмыслению литературы как особой формы культурной традиции.
Задачи:
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки художественных произведений;
- совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи;
- развитие потенциальных творческих способностей школьников.
Раздел I «Планируемые результаты освоения учебного курса»
Курс направлен на образовательное развитие учащихся:
- углубление знаний об основных литературных направлениях, родах, жанрах;
- общие сведения по теории стихосложения;
- умение владеть различными видами речевой деятельности,
- создание творческих текстов различных жанров;
- развитие представления об эстетической ценности языковых средств выразительности.
Программа «Художественный анализ текста» направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:
-анализ художественного произведения в контексте сюжетно-композиционного единства;
-умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
-умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
-умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее: интерпретировать в контексте художественной культуры и традиции;
-умение выполнять исследовательские работы по художественному анализу текста, умение выполнять письменные творческие работы различных жанров.
Метапредметные:
-способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
-способность к построению индивидуальной образовательной траектории,
-владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Предметные:
-освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области,
-виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
-формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Раздел II «Содержание учебного курса»
Анализ художественных текстов с актуализацией проблемы взаимосвязи формы и содержания.( 6 часов)
Структура художественного текста. Форма и содержание. Тема и микротема текста. Сюжет и композиция художественного произведения.
Авторская позиция и способы ее выражения.
Интерпретация художественного произведения.(5 часов)
Конфликт в поэтике произведения. Литературный герой (персонаж, характер, тип). Функции пейзажа в произведении. Портрет в художественном произведении. Детальный анализ текста. Роль символов в художественном произведении.
Изобразительно-выразительные средства – «ключи» к пониманию текста.(8 часов)
Фонетические средства выразительности (аллитерация, ассонанс). Лексические средства выразительности (тропы). Синтаксические средства выразительности. Стилистические средства выразительности. Общее понятие о системах стихосложения. Звуковые средства художественной изобразительности.
Пути анализа художественного текста.(16 часов)
Ритмико-интонационный анализ текста. Явление звукописи в художественной литературе. Фонетический анализ художественного текста.
Анализ текста с точки зрения его стилистических особенностей. Хронотопическое чтение, трансформации героев и ситуаций, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, построение сообщений с альтернативными смыслами, соотнесение смыслов ряда произведений писателя.
Раздел III «Тематическое планирование»
|
Название раздела |
Количество часов, отводимое на освоение раздела |
Название темы |
Количество часов, отводимое на освоение темы |
Примерные сроки освоения темы
(с__ по __ ) |
Формы текущего контроля успеваемости по теме, примерные сроки контроля |
|
|
Введение. «Анализ художественного текста как способ изучения литературного произведения»
|
6 |
Анализ художественного текста как способ изучения литературного произведения. |
1 |
6.09 |
|
|
|
Структура художественного текста. Форма и содержание |
1 |
13.09 |
|
|||
|
Тема и микротема текста. |
1 |
20.09 |
|
|||
|
Сюжет и композиция художественного произведения |
1 |
27.09 |
|
|||
|
Авторская позиция и способы ее выражения |
1 |
4.10 |
|
|||
|
Мастерская по подготовке восприятия художественного текста |
1 |
11.10 |
|
|||
|
Интерпретация художественного произведения |
5 |
Конфликт в поэтике произведения |
1 |
18.10 |
|
|
|
Литературный герой (персонаж, характер, тип) |
1 |
25.10 |
|
|||
|
Функции пейзажа в произведении |
1 |
1.11 |
|
|||
|
Портрет в художественном произведении |
1 |
8.11 |
|
|||
|
Художественная деталь. Символ |
1 |
15.11 |
|
|||
|
Изобразительно-выразительные средства – «ключи» к пониманию текста |
8 |
Фонетические средства выразительности (аллитерация, ассонанс) |
1 |
23.11 |
|
|
|
Лексические средства выразительности (тропы) |
1 |
29.11 |
|
|||
|
Синтаксические средства выразительности |
1 |
6.12 |
|
|||
|
Стилистические средства выразительности |
1 |
13.12 |
|
|||
|
Общее понятие о системах стихосложения |
1 |
20.12 |
|
|||
|
Звуковые средства художественной изобразительности |
1 |
27.12 |
|
|||
|
Рифма. Ритм и интонация в прозе. |
1 |
10.01 |
|
|||
|
Практическая работа «Художественный анализ лирического текста». |
1 |
17.01 |
|
|||
|
Пути анализа художественного текста
|
16 |
Ритмико-интонационный анализ текста |
1 |
24.01 |
|
|
|
Явление звукописи в художественной литературе. |
1 |
31.01 |
|
|||
|
Фонетический анализ художественного текста. |
1 |
7.02 |
|
|||
|
Лексико-семантический анализ текста |
1 |
14.02 |
|
|||
|
Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления |
1 |
28.02 |
|
|||
|
Стилистические фигуры. |
1 |
7.03 |
|
|||
|
Изобразительные возможности слов. |
1 |
14.03 |
|
|||
|
Лексико-семантический анализ художественного текста. |
1 |
21.03 |
|
|||
|
Лингвостилистический анализ текста |
1 |
28.03 |
|
|||
|
Изобразительные возможности словообразовательных средств. |
1 |
11.04 |
|
|||
|
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. |
1 |
18.04 |
|
|||
|
Пространство и время в художественных произведениях. |
1 |
25.04 |
|
|||
|
Лингвостилистический анализ художественного текста. |
1 |
2.05 |
|
|||
|
Хронотопический анализ художественного текста. |
1 |
16.05 |
|
|||
|
Идейно-образный анализ художественного текста. |
1 |
23.05 |
|
|||
|
Комплексный анализ текста |
1 |
|
|
|||
Итого 33 |
|
||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.