Элективный курс "Художественный анализ текста"
Оценка 4.7

Элективный курс "Художественный анализ текста"

Оценка 4.7
docx
18.12.2019
Элективный курс "Художественный анализ текста"
Художественный анализ текста.docx

1.Лист согласования рабочей программы заместителем директора по УВР

 

Рабочую программу вносит педагогический работник (ФИО, дата, подпись)

Результат рассмотрения

Дата,   ФИО, подпись заместителя директора

 Рабочая программа (ФКГСОО)

по элективному курсу «Художественный анализ текста»,

11б класс, среднее общее образование.

Учитель: Кухаренко Валерия Валерьевна. «____»____2019 ____________

 

«___»________________2019г.

___________Н.Н. Олейникова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Лист согласования рабочей программы научно-методическим советом

 

Рабочую программу вносит педагогический работник (ФИО, дата, подпись)

Результат рассмотрения

Дата, ФИО, подпись руководителя НМС

Рабочая программа (ФКГСОО)

по элективному курсу «Художественный анализ текста»,

11б класс, среднее общее образование.

Учитель: Кухаренко Валерия Валерьевна. «____»____2019 ____________

 

«___»______________2019г.

_____________И.Б. Фатун.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

                   Нормативные документы и методические рекомендации, на основе которых составлена рабочая программа:

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»(с изменениями от 31 января 2012 года N 69);

- Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Положение «О рабочих программах учебных предметов, курсов (ФКГСОО)  муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицея № 33»;

-   Образовательная программа среднего общего образования МОБУ лицея  № 33 на 2019-2020 учебный год;

- Приказ Министерства просвещения РФ «О внесении изменений в федеральный перечень учебников» от 08.05.2019 №233;

-  Учебный план МОБУ лицея №33 на 2019-2020 учебный год.

                  Программа разработана на основе программы элективных курсов по литературе для 10-11 классов автора-составителя

Г.М. Вялковой (Волгоград: Учитель, 2011) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

                  Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на профильном уровне, что соответствует образовательной программе МОБУ лицея № 33. Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

                    Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование  и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

                   Личностные действия позволяют сделать обучение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

                                     Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

                   Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

        Курс «Художественный анализ текста» направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости  для раскрытия темы и идеи художественного произведения. Занятия по спецкурсу проводятся параллельно урокам литературы.

       Программа курса «Художественный анализ текста» предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках русского языка и литературы (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе.

       Программа знакомит со всеми видами анализа художественного текста: ритмико-интонационным, лингвостилистическим, лексико-семантическим, хронотопическим. Завершает курс всесторонний итоговый анализ текста, включающий в себя  приобретённые учащимися знания и умения.

            Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность: в программе представлены понятия и категории теории художественной речи, научных методов филологического анализа художественного текста и методики его комментирования, а также самореализация школьников в деятельностной сфере на практических занятиях.

                   Цели и задачи данной программы в области формирования системы знаний, умений:

- ознакомить учащихся с величайшими памятниками культуры, литературы, расширить представление учащихся о жанрах литературы, показать своеобразие и самобытность произведений литературы;

- способствовать духовному становлению личности;

- формированию нравственных позиций, эстетического вкуса;

- совершенному владению речью;

- осмыслению литературы как особой формы культурной традиции.

                    Задачи:

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

 

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки художественных произведений;

- совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи;

- развитие потенциальных творческих способностей школьников.

 

Раздел I «Планируемые результаты освоения учебного курса»

        Курс направлен на образовательное развитие учащихся:

- углубление знаний об основных литературных направлениях, родах, жанрах;

- общие сведения по теории стихосложения;

- умение владеть различными видами речевой деятельности,

- создание творческих текстов различных жанров;

- развитие представления об эстетической ценности языковых средств выразительности.

                   Программа «Художественный анализ текста» направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

-анализ художественного произведения в контексте сюжетно-композиционного единства;

-умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

-умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;

-умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее: интерпретировать в контексте художественной культуры и традиции;

-умение выполнять исследовательские работы по художественному анализу текста, умение выполнять письменные творческие работы различных жанров.

                   Метапредметные:

-способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,

-способность к построению индивидуальной образовательной траектории,

-владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

                   Предметные:

-освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области,

-виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,

-формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

 

Раздел II «Содержание учебного курса»

Анализ художественных текстов с актуализацией проблемы взаимосвязи формы и содержания.( 6 часов)

Структура художественного текста. Форма и содержание. Тема и микротема текста. Сюжет и композиция художественного произведения.

Авторская позиция и способы ее выражения.

Интерпретация художественного произведения.(5 часов)

Конфликт в поэтике произведения. Литературный герой (персонаж, характер, тип). Функции пейзажа в произведении. Портрет в художественном произведении. Детальный анализ текста. Роль символов в художественном произведении.

Изобразительно-выразительные средства – «ключи» к пониманию текста.(8 часов)

Фонетические средства выразительности (аллитерация, ассонанс). Лексические средства выразительности (тропы). Синтаксические средства выразительности. Стилистические средства выразительности. Общее понятие о системах стихосложения. Звуковые средства художественной изобразительности.

Пути анализа художественного текста.(16 часов)

Ритмико-интонационный анализ текста. Явление звукописи в художественной литературе. Фонетический анализ художественного текста.

Анализ текста с точки зрения его стилистических особенностей. Хронотопическое чтение, трансформации героев и ситуаций, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, построение сообщений с альтернативными смыслами, соотнесение смыслов ряда произведений писателя.

 

                                                                               Раздел III «Тематическое планирование»

 

Название раздела

Количество часов, отводимое на освоение раздела

Название темы

Количество часов, отводимое на освоение  темы

Примерные сроки освоения темы

 

(с__ по __ )

Формы текущего контроля успеваемости по теме, примерные сроки  контроля

 

Введение. «Анализ художественного текста как способ изучения литературного произведения»

 

6

Анализ художественного текста как способ изучения литературного произведения.

1

6.09

 

 

Структура художественного текста. Форма и содержание

1

13.09

 

 

Тема и микротема текста.

1

20.09

 

 

Сюжет и композиция художественного произведения

1

27.09

 

 

Авторская позиция и способы ее выражения

1

4.10

 

 

Мастерская по подготовке восприятия художественного текста

1

11.10

 

 

Интерпретация художественного произведения

5

Конфликт в поэтике произведения

1

18.10

 

 

Литературный герой (персонаж, характер, тип)

1

25.10

 

 

Функции пейзажа в произведении

1

1.11

 

 

Портрет в художественном произведении

1

8.11

 

 

Художественная деталь. Символ

1

15.11

 

 

Изобразительно-выразительные средства – «ключи» к пониманию текста

8

Фонетические средства выразительности (аллитерация, ассонанс)

1

23.11

 

 

Лексические средства выразительности (тропы)

1

29.11

 

 

Синтаксические средства выразительности

1

6.12

 

 

Стилистические средства выразительности

1

13.12

 

 

Общее понятие о системах стихосложения

1

20.12

 

 

Звуковые средства художественной изобразительности

1

27.12

 

 

Рифма. Ритм  и интонация в прозе.

1

10.01

 

 

Практическая работа «Художественный анализ лирического текста».

1

17.01

 

 

Пути анализа художественного текста

 

 

16

Ритмико-интонационный анализ текста

1

24.01

 

 

Явление звукописи в художественной литературе.

1

31.01

 

 

Фонетический анализ художественного текста.

1

7.02

 

 

Лексико-семантический анализ текста

1

14.02

 

 

Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления

1

28.02

 

 

Стилистические фигуры.

1

7.03

 

 

Изобразительные возможности слов.

1

14.03

 

 

Лексико-семантический анализ художественного текста.

1

21.03

 

 

Лингвостилистический анализ текста

1

28.03

 

 

Изобразительные возможности словообразовательных средств.

1

11.04

 

 

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

1

18.04

 

 

Пространство и время в художественных произведениях.

1

25.04

 

 

Лингвостилистический анализ художественного текста.

1

2.05

 

 

Хронотопический анализ художественного текста.

1

16.05

 

 

Идейно-образный анализ художественного текста.

1

23.05

 

 

Комплексный анализ текста

1

 

 

 

Итого                                                                                                                                                   33

 

 

 

Элективный курс "Художественный анализ текста"

Элективный курс "Художественный анализ текста"

Элективный курс "Художественный анализ текста"

Элективный курс "Художественный анализ текста"

Элективный курс "Художественный анализ текста"

Элективный курс "Художественный анализ текста"

Элективный курс "Художественный анализ текста"

Элективный курс "Художественный анализ текста"

Элективный курс "Художественный анализ текста"

Элективный курс "Художественный анализ текста"

Элективный курс "Художественный анализ текста"

Элективный курс "Художественный анализ текста"

Элективный курс "Художественный анализ текста"

Элективный курс "Художественный анализ текста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2019