Элективный курс по финансовой грамотности 10 класс

  • doc
  • 07.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Эл10 ФНГР.doc

 

Элективный курс  рассчитан на 34 часа для работы с учащимися 10 класса. Программа направлена на формирование  финансовой грамотности средствами предмета математики. В рамках этого предмета могут быть заложены навыки планирования личных финансов и бюджета семьи, оптимизации соотношения сбережения и потребления, оценки рисков и принятия продуманных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами.

Цель курса:   развитие познавательной и социальной активности учащегося, усвоение навыков делового общения и управленческой деятельности,

Задача курса:  решать учебные и прикладные задачи финансовой направленности, в которых применяется изучаемый математический аппарат.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 

Изучение элективного курса дает возможность обучающимся 10 класса достичь следующих результатов развития:

 

Личностным результатом изучения курса является формирование следующих умений и качеств:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

7) воля и настойчивость в достижении цели.

 

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

1) представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

5) умение выдвигать гипотезы при решение учебных задач и понимать необходимость их проверки;

6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

Регулятивные УУД:

1) самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УУД;

2) выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

3) составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

4) работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

5) в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;

Познавательные УУД:

1) проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

2) осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;

3) осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

4) анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

5) давать определения понятиям;

Коммуникативные УУД:

1) самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

2) в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

3) учиться критично относится к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

4) понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.

— Оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа, сбережение и увеличение капитала, выручка, прибыль и себестоимость, коэффициент наращения по вкладу;

— оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов

народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и затрат и др.;

— оперировать на базовом уровне понятиями: депозит и кредит, вкладчик, заемщик, проценты по вкладу, спрос и предложение, рыночное равновесие и равновесная цена, торговый дефицит и избыточное предложение;

— оперировать на базовом уровне понятиями: биржевые операции, график изменения курса акций, покупка акций, продажа акций, прибыль, убыток;

— решать задачи на банковские кредиты и депозиты с использованием показательной и логарифмической функций;

— решать задачи на определение минимального срока кредита, удовлетворяющего определенным условиям;

— решать задачи на простые и сложные проценты (изменение цен, начисление зарплаты, налогов, премий, распределение бюджета семьи, банковские вклады и кредиты

                    

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ: фронтальная, индивидуальная

 

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 

Тема 1. Финансовый план (12 часа)

 Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов.

 

Тема 2. Депозит (13 часов)

Задачи на проценты. Виды депозитов и банка.

 

Тема 3. Кредит (9 часа)

Банковская система. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Виды и принципы кредитования. Ипотечное кредитование. Кредитное бюро. Что такое кредитная история заемщика? Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

Ур

Наименование разделов и тем

Часов

1

Вводное занятие

1

2

Личный финансовый план

1

3

Основные понятия

1

4

Формулы.

1

5

Решение задач

7

6

Итоговое занятие

1

7

Депозит

1

8

Основные понятия

1

9

Формулы

1

10

Решение задач

10

11

Кредит

1

12

Основные понятия

1

13

Формулы

1

14

Решение задач

5

15

Итоговое занятие

1

ИТОГО:  

34

 

Методические рекомендации к сборнику математических задач

«Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 3 для 10–11 классов /

Составители: Н.В. Новожилова, Н.П. Моторо, М.М. Шалашова –Москва, 2019. – 120 с.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Ур

Наименование разделов и тем

Часов

1

Вводное занятие

1

2

Способы решения линейных, квадратных неравенств. Метод интервалов.

1

3

Способы решения систем уравнений и неравенств.

2

4

Решение задач на «проценты», на «концентрацию», на «смеси и сплавы».

3

5

Задачи на «движение», на «работу».

2

6

Решение комбинаторных задач.

1

7

Решение экономических задач

1

8

Решение экономических задач

1

9

Основные тригонометрические формулы и их применение.

2

10

Преобразование выражений с помощью формул тригонометрии.

2

11

Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений.

4

12

Степенная функция, ее свойства и график.

2

13

Преобразование степенных и иррациональных выражений.

2

14

Решение иррациональных уравнений.

2

15

Действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.

2

16

Планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей).

2

17

Простейшие стереометрические задачи на нахождение площадей поверхностей многогранников.

4

ИТОГО:  

34

 

Литература:

1.Сайты интернета;

2. Математика : алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс : методическое пособие / Е. В. Буцко, А. Г. Мерз-

ляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2020. —

113 с. : ил. — (Российский учебник).ISBN 978-5-360-09281-0