Элективный курс рассчитан на 34 часа для работы с учащимися 10 класса. Программа направлена на формирование финансовой грамотности средствами предмета математики. В рамках этого предмета могут быть заложены навыки планирования личных финансов и бюджета семьи, оптимизации соотношения сбережения и потребления, оценки рисков и принятия продуманных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами.
Цель курса: развитие познавательной и социальной активности учащегося, усвоение навыков делового общения и управленческой деятельности,
Задача курса: решать учебные и прикладные задачи финансовой направленности, в которых применяется изучаемый математический аппарат.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Изучение элективного курса дает возможность обучающимся 10 класса достичь следующих результатов развития:
Личностным результатом изучения курса является формирование следующих умений и качеств:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
7) воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
1) представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решение учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Регулятивные УУД:
1) самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УУД;
2) выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
3) составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
4) работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
5) в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
Познавательные УУД:
1) проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
2) осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
3) осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
4) анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
5) давать определения понятиям;
Коммуникативные УУД:
1) самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
2) в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
3) учиться критично относится к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
4) понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
— Оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа, сбережение и увеличение капитала, выручка, прибыль и себестоимость, коэффициент наращения по вкладу;
— оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов
народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и затрат и др.;
— оперировать на базовом уровне понятиями: депозит и кредит, вкладчик, заемщик, проценты по вкладу, спрос и предложение, рыночное равновесие и равновесная цена, торговый дефицит и избыточное предложение;
— оперировать на базовом уровне понятиями: биржевые операции, график изменения курса акций, покупка акций, продажа акций, прибыль, убыток;
— решать задачи на банковские кредиты и депозиты с использованием показательной и логарифмической функций;
— решать задачи на определение минимального срока кредита, удовлетворяющего определенным условиям;
— решать задачи на простые и сложные проценты (изменение цен, начисление зарплаты, налогов, премий, распределение бюджета семьи, банковские вклады и кредиты…
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ: фронтальная, индивидуальная
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Тема 1. Финансовый план (12 часа)
Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов.
Тема 2. Депозит (13 часов)
Задачи на проценты. Виды депозитов и банка.
Тема 3. Кредит (9 часа)
Банковская система. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Виды и принципы кредитования. Ипотечное кредитование. Кредитное бюро. Что такое кредитная история заемщика? Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Ур |
Наименование разделов и тем |
Часов |
1 |
Вводное занятие |
1 |
2 |
Личный финансовый план |
1 |
3 |
Основные понятия |
1 |
4 |
Формулы. |
1 |
5 |
Решение задач |
7 |
6 |
Итоговое занятие |
1 |
7 |
Депозит |
1 |
8 |
Основные понятия |
1 |
9 |
Формулы |
1 |
10 |
Решение задач |
10 |
11 |
Кредит |
1 |
12 |
Основные понятия |
1 |
13 |
Формулы |
1 |
14 |
Решение задач |
5 |
15 |
Итоговое занятие |
1 |
ИТОГО: |
34 |
Методические рекомендации к сборнику математических задач
«Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 3 для 10–11 классов /
Составители:
Н.В. Новожилова, Н.П. Моторо, М.М. Шалашова –Москва, 2019. – 120 с.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Ур |
Наименование разделов и тем |
Часов |
1 |
Вводное занятие |
1 |
2 |
Способы решения линейных, квадратных неравенств. Метод интервалов. |
1 |
3 |
Способы решения систем уравнений и неравенств. |
2 |
4 |
Решение задач на «проценты», на «концентрацию», на «смеси и сплавы». |
3 |
5 |
Задачи на «движение», на «работу». |
2 |
6 |
Решение комбинаторных задач. |
1 |
7 |
Решение экономических задач |
1 |
8 |
Решение экономических задач |
1 |
9 |
Основные тригонометрические формулы и их применение. |
2 |
10 |
Преобразование выражений с помощью формул тригонометрии. |
2 |
11 |
Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений. |
4 |
12 |
Степенная функция, ее свойства и график. |
2 |
13 |
Преобразование степенных и иррациональных выражений. |
2 |
14 |
Решение иррациональных уравнений. |
2 |
15 |
Действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. |
2 |
16 |
Планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей). |
2 |
17 |
Простейшие стереометрические задачи на нахождение площадей поверхностей многогранников. |
4 |
ИТОГО: |
34 |
Литература:
1.Сайты интернета;
2. Математика : алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс : методическое пособие / Е. В. Буцко, А. Г. Мерз-
ляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2020. —
113 с. : ил. — (Российский учебник).ISBN 978-5-360-09281-0
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.