элективный курс по математике 8 класс: ПРОЦЕНТНЫЕ РАСЧЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

  • doc
  • 05.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала элективный курс математика 8 класс.doc

 

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

«АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

 

 

Согласована методическим советом

Протокол  от  29 августа 2016 г. №1

«Утверждаю»

Руководитель ОУ

__________/ О.Н. Малюкина/

Приказ № 272 от  29.08.2016 г. 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ

«ПРОЦЕНТНЫЕ РАСЧЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ»

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

8Б КЛАССА

Срок реализации программы 2016-2017 г.

 

 

 

Автор рабочей программы:

Морозова  Ирина Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Александровск-Сахалинский,

2016

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса «Процентные расчеты на каждый день» для 8 класса составлена на основе сборника элективных курсов. Вып. 1 / авт. – сост. В. Н. Студенеская, Л. С. Сагателова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с. с учетом требований следующих нормативных документов: с учетом требований следующих нормативных документов:

1.      Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.      Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных к использованию в образовательном процессе ООО.

3.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесение изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312».

4.      Учебный план МБОУ  СОШ № 6.

Данный элективный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты».  Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представлении о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс сейчас весьма актуален, ибо понятие «кредит» (будь то ипотека или автокредит) прочно вошло в жизнь современного человека. Люди берут банковские кредиты и, как правило, не могут правильно рассчитать процентные выплаты. Понимание процентов и умение производить процентные расчёты, в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.

Данный курс «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Цели курса:

·         сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;

·         способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем;

·         создать возможность для учащихся реализовать свой интерес к математике.

Задачи курса:

·         сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;

·         обучить решению основных задач на проценты с применением  формул простого процентного роста и  сложного процентного роста;

·         привить учащимся основы экономической грамотности;

·         помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале (решаются задачи с историческими и литературными сюжетами) на решение новых и интересных задач.

На занятиях предусмотрено использование мультимедиапроектора, а также компьютер в режиме некоторых функций инженерного калькулятора при решении задач, где это целесообразно. Применение компьютера в режиме инженерного калькулятора снимает непринципиальные технические трудности, позволяет разобрать больше задач.

 

В результате изучения курса обучающиеся должны:
— понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;
— уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % — 1/2; 20 % — 1/5; 25%—1/4ит.д.);
— знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
— производить прикидку и оценку результатов вычислений;

— при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.


В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности обучающихся. Для обучающихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятии могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса несомненно появится прогресс в подготовке обучающихся

 

 

Учебно-тематический план

 

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекция

Практика

Семинар

1

Проценты. Основные задачи на проценты

2

0,5

0,5

1

 

2

Сложные проценты

2

 

2

 

 

3

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

3

 

2

1

 

4

Задачи на сплавы, смеси, растворы

2

0,5

0,5

1

 

5

Задачи на проценты, встречающиеся на ГИА

3

 

3

 

 

6

Задачи с литературными сюжетами

1

 

1

 

 

7

Деловая игра «Проценты в современной жизни»

1

 

1

 

 

8

Решение задач по всему курсу

2

 

2

 

 

9

Заключительное занятие.

1

 

 

 

1

 

ИТОГО

17

 

 

 

 

 

Содержание программы

Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (2 часа). Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.

Метод обучения: лекция, беседа, объяснение. Форма  контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Тема 2. Сложные проценты. (2 часа)

Рассматриваются задачи более сложные, чем  в курсе 6 и  7 классов. Форма занятий: практическая работа. Форма контроля: самостоятельная работа.

 

Тема 3.  Процентные вычисления в жизненных ситуациях. (3 часа).
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений. Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.


Тема 4. Задачи на сплавы, смеси, растворы. (2 часа).
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. Форма занятий: комбинированные занятия.

Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.

Тема 5. Задачи на проценты, встречающиеся на ГИА (3 часа)

Решение данных задач позволит выпускнику подготовиться к ГИА. Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

 

Тема 6.  Задачи с литературными сюжетами. (1 час)

Различные истории, связанные с процентными вычислениями, встречаются в ряде художественных произведений, в исторических документах и преданиях.

Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: самостоятельная работа

 

Тема 7. Деловая игра «Проценты в современной жизни» (1 час) Игра позволит ориентировать обучающихся на прикладное применение математических знаний в профессиональной деятельности, в неформальной обстановке произвести диагностику качества знаний учащихся по данной теме, создать условия, в которых обучающиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые качества: умение «презентовать» себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, выносливость, смелость.

Форма занятий: урок-деловая игра
Форма контроля: самостоятельная работа.

 Тема 8.  Решение разнообразных задач по всему курсу. (1 час).
Форма занятий: практическая работа.
Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: самостоятельная работа.


Заключительное занятие. (1 час).
Итоговая проверочная работа.

 

Календарно-тематическое  планирование

Наименование тем курса

Всего часов

1

Определение процента.

1

 

2

Основные типы задач на проценты.

1

 

3

Нахождение процента от числа.

1

 

4

Нахождение числа по проценту.

1

 

5

Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др.

1

 

6

Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов.

1

 

7

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

1

 

8

Выполнение тренировочных упражнений на вычисление процентов в жизненных ситуациях.

1

 

9

Задачи на сплавы.

1

 

10

Задачи на смеси.

1

 

11

Задачи на растворы.

1

 

12

Выполнение тренировочных упражнений на сплавы, смеси, растворы.

1

 

13

Решение задач по всему курсу. Расчет процентов по кредитам.

1

 

14

Решение задач по всему курсу. Расчет налогов.

1

 

15

Решение задач по всему курсу. Расчет уценки и надбавки на товар.

1

 

16

Решение задач по всему курсу с применение формулы сложных процентов.

1

 

17

Заключительное занятие.

1

 

 


Скачано с www.znanio.ru