ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
«АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
Согласована методическим советом Протокол от 29 августа 2016 г. №1 |
«Утверждаю» Руководитель ОУ __________/ О.Н. Малюкина/ Приказ № 272 от 29.08.2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ
«ПРОЦЕНТНЫЕ РАСЧЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ»
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
8Б КЛАССА
Срок реализации программы 2016-2017 г.
Автор рабочей программы:
Морозова Ирина Викторовна
г. Александровск-Сахалинский,
2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Процентные расчеты на каждый день» для 8 класса составлена на основе сборника элективных курсов. Вып. 1 / авт. – сост. В. Н. Студенеская, Л. С. Сагателова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с. с учетом требований следующих нормативных документов: с учетом требований следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных к использованию в образовательном процессе ООО.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесение изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312».
4. Учебный план МБОУ СОШ № 6.
Данный элективный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты». Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представлении о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс сейчас весьма актуален, ибо понятие «кредит» (будь то ипотека или автокредит) прочно вошло в жизнь современного человека. Люди берут банковские кредиты и, как правило, не могут правильно рассчитать процентные выплаты. Понимание процентов и умение производить процентные расчёты, в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Данный курс «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Цели курса:
· сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
· способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем;
· создать возможность для учащихся реализовать свой интерес к математике.
Задачи курса:
· сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
· обучить решению основных задач на проценты с применением формул простого процентного роста и сложного процентного роста;
· привить учащимся основы экономической грамотности;
· помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале (решаются задачи с историческими и литературными сюжетами) на решение новых и интересных задач.
На занятиях предусмотрено использование мультимедиапроектора, а также компьютер в режиме некоторых функций инженерного калькулятора при решении задач, где это целесообразно. Применение компьютера в режиме инженерного калькулятора снимает непринципиальные технические трудности, позволяет разобрать больше задач.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
— понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа
выражения доли величины;
— уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых
специальных случаях: 50 % — 1/2; 20 % — 1/5; 25%—1/4ит.д.);
— знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи
на проценты, применять формулу сложных процентов;
— производить прикидку и оценку результатов вычислений;
— при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес,
является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств
личности обучающихся. Для обучающихся, которые пока не проявляют заметной
склонности к математике, эти занятии могут стать толчком в развитии интереса к
предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится
цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном
рассмотрении вопросов курса несомненно появится прогресс в подготовке обучающихся
Учебно-тематический план
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
Лекция |
Практика |
Семинар |
||||
1 |
Проценты. Основные задачи на проценты |
2 |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
2 |
Сложные проценты |
2 |
|
2 |
|
|
3 |
Процентные вычисления в жизненных ситуациях. |
3 |
|
2 |
1 |
|
4 |
Задачи на сплавы, смеси, растворы |
2 |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
5 |
Задачи на проценты, встречающиеся на ГИА |
3 |
|
3 |
|
|
6 |
Задачи с литературными сюжетами |
1 |
|
1 |
|
|
7 |
Деловая игра «Проценты в современной жизни» |
1 |
|
1 |
|
|
8 |
Решение задач по всему курсу |
2 |
|
2 |
|
|
9 |
Заключительное занятие. |
1 |
|
|
|
1 |
|
ИТОГО |
17 |
|
|
|
|
Содержание программы
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (2 часа). Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Тема 2. Сложные проценты. (2 часа)
Рассматриваются задачи более сложные, чем в курсе 6 и 7 классов. Форма занятий: практическая работа. Форма контроля: самостоятельная работа.
Тема 3. Процентные вычисления в
жизненных ситуациях. (3 часа).
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий
экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный
дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с
банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный
прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений. Форма
занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение
тренировочных задач.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 4. Задачи на сплавы, смеси, растворы. (2
часа).
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора.
Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных
знаний при решении задач на проценты. Форма занятий: комбинированные
занятия.
Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение
практических заданий.
Тема 5. Задачи на проценты, встречающиеся на ГИА (3 часа)
Решение данных задач позволит выпускнику подготовиться к ГИА. Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 6. Задачи с литературными сюжетами. (1 час)
Различные истории, связанные с процентными вычислениями, встречаются в ряде художественных произведений, в исторических документах и преданиях.
Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: самостоятельная работа
Тема 7. Деловая игра «Проценты в современной жизни» (1 час) Игра позволит ориентировать обучающихся на прикладное применение математических знаний в профессиональной деятельности, в неформальной обстановке произвести диагностику качества знаний учащихся по данной теме, создать условия, в которых обучающиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые качества: умение «презентовать» себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, выносливость, смелость.
Форма занятий: урок-деловая игра
Форма контроля: самостоятельная работа.
Тема 8. Решение разнообразных задач по всему курсу. (1
час).
Форма занятий: практическая работа.
Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: самостоятельная работа.
Заключительное занятие. (1 час).
Итоговая проверочная работа.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование тем курса |
Всего часов |
|
1 |
Определение процента. |
1 |
|
2 |
Основные типы задач на проценты. |
1 |
|
3 |
Нахождение процента от числа. |
1 |
|
4 |
Нахождение числа по проценту. |
1 |
|
5 |
Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. |
1 |
|
6 |
Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. |
1 |
|
7 |
Процентные вычисления в жизненных ситуациях. |
1 |
|
8 |
Выполнение тренировочных упражнений на вычисление процентов в жизненных ситуациях. |
1 |
|
9 |
Задачи на сплавы. |
1 |
|
10 |
Задачи на смеси. |
1 |
|
11 |
Задачи на растворы. |
1 |
|
12 |
Выполнение тренировочных упражнений на сплавы, смеси, растворы. |
1 |
|
13 |
Решение задач по всему курсу. Расчет процентов по кредитам. |
1 |
|
14 |
Решение задач по всему курсу. Расчет налогов. |
1 |
|
15 |
Решение задач по всему курсу. Расчет уценки и надбавки на товар. |
1 |
|
16 |
Решение задач по всему курсу с применение формулы сложных процентов. |
1 |
|
17 |
Заключительное занятие. |
1 |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.