Элективный курс по математике для 11 класса

  • docx
  • 12.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала платный курс математика 11 класс.docx

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 88»

 

Принято

на педагогическом совете

Протокол № 1 от

«28» августа 2020г.

 

 

 

Согласовано

Заместитель директора по УВР МОАУ «СОШ № 88»

 

_____  /Ларионова О.А.

ФИО

«   » августа 2020г.

 

Утверждаю

Директор  МОАУ «СОШ № 88»

 

____________/.Васильченко Н.А./

 

Приказ № ___ от

«  » августа 2020г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

 

 

 

«Прикладная математика», 11 класс

____________________________________________________

предмет, класс

 

 

 

 

11 класс - всего часов 50, количество часов в неделю 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Оренбург, 2020 год

Пояснительная записка

 

Образовательная программа социально-педагогической направленности, предмет изучения – математика. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у обучающегося умений управлять процессами мышления, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления.

                 Данная математическая программа предназначена для реализации в системе дополнительного образования. Данная программа предполагает систему творческого развития. Данная программа является синтезом известных математических тем, дополняющих и расширяющих общую интеллектуальную и математическую культуру учащихся старшего звена.

        Данная программа отличается от урочной и факультативной систем изучения математики тем, что:

1.      учащиеся добровольно выбирают занятия математикой;

2.      познавательный процесс становится непрерывным и не ограничен рамками урока;

3.      созданы условия для системного развития творческих способностей детей в математике.

Задачи изучения данного курса:

           • Содействовать формированию у школьников научного воображения и интереса к изучению математики, развитию у обучающихся интуиции, формально – логического и алгоритмического мышления, понимания сущности применяемых математических моделей, формированию познавательной активности.

• Создать условия для развития личности и формирования ключевых компетенций обучающихся.           

     Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и  сложившейся  методикой  обучения,  рассчитаны  на  так  называемого  «среднего»  ученика.  Однако  уже  с  первых  классов  начинается  расслоение  коллектива  учащихся  на  тех,  кто  легко  и  с  интересом  усваивают  программный  материал  по  математике;  на   тех,  кто  добивается  при  изучении  материала  лишь  удовлетворительных  результатов, и  тех,  кому  успешное  изучение  математики  дается  с  большим  трудом. Это  приводит  к  необходимости  индивидуализации  обучения  математике  в  системе  урочных  и  внеклассных  занятий.  В  то  же  время,  с  помощью  продуманной  системы  внеурочных  занятий,  можно  значительно  повысить  интерес  школьников  к  математике.   Разнообразные  формы  внеурочных  занятий  открывают  большие  возможности  в  этом  направлении.

Структура программы.

Программа состоит из двенадцати разделов. В каждом из них представлены разнообразные математические задачи, которые дополняют основной материал программы математики основной школы. Данная программа рассчитана на 2 час в неделю в 11 классе.

Формы работы: лекции, практикумы; практические занятия.

Содержание программы

Раздел 1. Прикладная математика (10 часов)

Теория: Связь математики с другими предметами, изучаемыми в школе. Связь математики и предметов, рассматривающих одни и те же понятия, такие как функция, вектор, сила, симметрия, скорость, перемещение, проценты, масштаб, проектирование, фигуры на плоскости и в пространстве и другие. Связь математики и экономики, биохимии, геодезии, сейсмологии, метеорологии, астрономии.

Практика: Решение задач с физическим, химическим, экономическими другим содержанием. Решение упражнений как предметных, так и прикладных для показа практической значимости вводимых математических формул, понятий.

Раздел 2. Профессия и математика (10 часов)

Теория: Применение математических знаний в различной профессиональной деятельности человека. Комплексный подход в использовании математических закономерностей в современном производстве и его структурных частях: технике, технологии, экономике, организации труда и т.д.

Практика: Решение прикладных задач с профессиональной направленностью, в которых математические методы успешно применяются при планировании и организации производства, определении условий экономного использования сырья, рабочих ресурсов, для определения доходов и убытков предприятий и др. Подготовка и защита проекта «Профессии моих родителей»

Раздел 3. Домашняя математика (5 часов)

Теория: Роль математики в быту. Геометрия и окружающие человека домашние предметы. Применение математических формул и преобразований в домашней практике для вычисления необходимых отношений и величин, связанных с домашним строительством, кулинарией, рукоделием, домашней экономикой.

Практика: Решение прикладных задач, в которых человеку нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных измерений и дающие возможность вычислить искомую величину.

Раздел 4. Жизненные задачи (5 часов)

Теория: Обобщение теоретических знаний. Виды задач практического характера.

Практика: Математическая обработка результатов, решение практических задач. Подготовка проектов по теме «Математика – это интересно!».

Раздел 5. Метод математических моделей (2 часа)

Теория: Математическое моделирование в экономике. Практика: Составление графических, аналитических и др. математических моделей по условию задачи, работа с моделями, выводы по результатам и запись ответ

Раздел 6. Производство, рентабельность и производительность труда (2  часа)

Теория: Изучение проблем экономической теории, рентабельности и производительности труда.

Практика: Решение задач на нахождение рентабельности, себестоимости, выручки и производительности труда.

Раздел 7. Функции в экономике (5 часов)

Теория: Понятие функции в экономике (функции спроса, функции предложения, производственные функции, функция издержек, функции выручки и прибыли, функции, связанные с банковскими операциями, функции потребления и сбережения, функции полезности); линейная, квадратичная и дробно – линейная функции в экономике; функции спроса и предложения; откуда берутся функции в экономике.

Практика: По условию задачи составлять функции в экономике.

Раздел 8. Системы уравнений и рыночное равновесие (3 часа)

Теория: Рыночное равновесие и кривые спроса и предложения

Практика: Решение примеров нахождения рыночного равновесия при решении систем уравнений.

Раздел 9. Проценты и банковские расчеты (2 часа)

Теория: Что такое банк? Простые проценты и арифметическая прогрессия, годовая процентная ставка, формула простых процентов, коэффициент наращения простых процентов, начисление простых процентов на часть года.

Практика: Решение задач на расчет простых процентов с помощью формул арифметической прогрессии, годовой процентной ставки, на применение формулы простых процентов, коэффициент наращивания простых процентов, начисление простых процентов за часть года.

Раздел 10.Сложные проценты и годовые ставки банков (2 часов)

Теория: Ежегодное начисление сложных процентов, капитализация процентов, формула сложных процентов; многократное начисление процентов в течение одного года, число е; многократное начисление процентов в течение нескольких лет; начисление процентов при нецелом промежутке времени; изменяющиеся процентные ставки; выбор банком годовой процентной ставки; некоторые литературные и исторические сюжеты.

Практика: Решение задач на сложные проценты и годовые ставки банков.

Раздел 11.Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей (2 часа)

Теория: Понятие о дисконтировании; современная стоимость потока платежей; бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии; задача о «проедании» вклада.

Практика: решение задач на дисконтирование; расчет бессрочной ренты; задачи о «проедании» вклада.

Раздел 12. Расчеты заемщика с банком (2 часа)

Теория: Банки и деловая активность предприятий; равномерные выплаты заемщика банку; консолидированные платежи.

Практика: Решение задач на расчет равномерных выплат заемщика, консолидированных платежей

 

 

Ожидаемые результаты.

По окончании обучения учащиеся должны:

• знать нестандартные методы решения различных математических задач;

• знать логические приемы, применяемые при решении задач;

• знать историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков;

• уметь рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• уметь систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• уметь применять нестандартные методы при решении программных задач;

• уметь применять изученные методы к решению олимпиадных задач.         

Календарно- тематическое планирование

Тема

Дата

1

Математика в физических явлениях

 

2

Применение математики в технике

 

3

Применение математики в технологических процессах производства

 

4

Знакомство учащихся с технической литературой, справочниками

 

5

Решение практических задач на понятие вектора, силы, перемещения и других

 

6

Решение практических задач, составленных учащимися

 

7

Математическая обработка химических процессов

 

8

Математическая обработка биологических процессов

 

9

Исторические процессы с математической точки зрения

 

10

Природные процессы с математической точки зрения

 

11

Математика в политехническом образовании

 

12

Решение практических задач, составленных учащимися

 

13

Математика в легкой промышленности

 

14

Математика и сфера обслуживания

 

15

Экономика – успех производства

 

16

Доходы и убытки предприятий

 

17

Подготовка проектов «Профессия моих родителей», связь с математикой

 

18

Защита проектов

 

19

Математика и искусство

 

20

Симметрия в живописи

 

21

Расчеты для ремонта дома

 

22

Практические задачи на взвешивание и объемы

 

23

Домашняя экономика

 

24

Сделай сам

 

25

Расчеты на земельном участке

 

26

Решение тестовых задач на движение

 

27

Решение тестовых задач на проценты

 

28

Решение тестовых задач на табличные данные

 

29

Решение тестовых задач на сплавы

 

30

Решение тестовых задач на растворы

 

31

Понятие о математических моделях

 

32

Составление графических, аналитических и др. математических моделей по условию задачи

 

33

Проблемы экономической теории

 

34

Рентабельность

 

35

О понятии функции

 

36

Линейная, квадратичная функции в экономике

 

37

Дробная функция в экономике

 

38

Функции спроса и предложения

 

39

Откуда берутся функции в экономике

 

40

Рыночное равновесие

 

41

Решение задач на рыночное равновесие

 

42

Решение уравнений на рыночное равновесие

 

43

Что такое банк? Простые проценты

 

44

Годовая процентная ставка, формула простых процентов

 

45

Ежегодное начисление сложных процентов.

 

46

Многократное начисление процентов в течение одного года и течение нескольких лет

 

47

Современная стоимость потока платежей

 

48

бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии

 

49

Банки и деловая активность предприятий

 

50

Итоговое занятие