=
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Альметьевская школа-интернат для детей с ограниченными
возможностями здоровья»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Первые шаги в экономику»
для 9 общеобразовательного класса
Количество часов:
- 1 час в неделю;
- 16 часов (I полугодие)
Разработчик: Шарипова Марина Георгиевна,
учитель истории и обществознания
Альметьевск 2019 год
Пояснительная записка.
Актуальность: Переход к рыночной экономике требует формирования нового поколения экономически грамотных людей.
Данный элективный курс «Первые шаги в экономику» поможет учащимся почувствовать себя в мире экономики более уверенно, познакомит с тем, как этот мир устроен и позволит понять, почему события в нём развиваются так, а не иначе. Учащиеся совершат путешествие по миру экономики и узнают, как сегодня работают многие экономические «устройства»: деньги, торговля, банки, фирмы и многое другое. Учащиеся смогут разобраться в том, по каким законам развивается экономика, какие причины определяют поведение людей и коммерческих организаций в различных ситуациях, какие последствия для страны и её граждан может иметь экономическая политика правительства и научиться самому вести себя в мире экономики наиболее рационально. Дорога в мир экономических знаний будет не всегда простой, но интересной, потому, что разговор мы поведём о том, что волнует людей всегда и везде: Где лучше работать? Как зарабатывать больше? Как с наибольшей выгодой использовать деньги? Почему одни люди живут богаче, а другие – беднее? Как обеспечить своё будущее и будущее своих детей.
Мир экономики покажется учащим интересным, а некоторые, возможно, захотят побольше узнать о нём и в будущем даже стать экономистами. Но и для тех, кто выберет другую сферу приложения своих сил, полученные знания будут очень полезными.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; анализ явлений и событий, происходящих в современном мире; решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Цель курса:
освоение системы знаний, опирающихся на основы экономической науки об экономическом поведении людей, для подготовки к изучению социально-экономических и гуманитарных дисциплин в старшей школе;
ознакомление со способами познавательной, практической деятельности в условиях рыночной экономики, необходимыми для участия в экономической жизни общества и государства;
овладение умением применять полученные знания для решения типичных познавательных и практических экономических задач и осваивать социальные роли потребителя, работника, собственника
развитие социального кругозора личности в подростковом возрасте, интереса к изучению дисциплин социально-экономического цикла, способности к личному самоопределению и самореализации.
Задачи курса:
Ознакомление обучающихся с экономической сферой как базовой подсистемой общества
Выявление специфики профессий и специальностей социально-экономической направленности на современном рынке труда, а также требования, предъявляемые обществом к ним
Предоставление обучающемуся возможности стать субъектом экономических отношений в ходе моделирующих упражнений и деловых игр, имитирующих реальные явления и процессы в экономике
Создание условий для формирования у обучающихся компетентностного подхода к работе с информацией по направлениям:
Определение недостаточности информации для совершения действия/принятия решения (определения пробелов информации)
ыявление разнообразных способов получения информации, представленных различными носителями
Выработки понимания необходимости критического осмысления полученной информации
Обработки и интерпретация информации
Совершенствование коммуникативных компетенций (устная коммуникация, коммуникативное взаимодействие в микрогруппах и парах, межгрупповое взаимодействие)
Выработка первоначальных навыков решения экономических задач и применения их на практике
Срок реализации: 1 полугодие
Количество часов: 16 часа.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать/понимать:
основные обществоведческие термины,связанные с экономикой;
алгоритм выполнения заданий различного уровня сложности.
Учащиеся должны уметь:
характеризовать с научных позиций основные социально-экономические объекты;
анализировать актуальную информацию о социально-экономических объектах, выявляя их общие черты и различия;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социально-экономических объектов;
раскрывать на примерах теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни в экономических взаимодействиях;
формулировать на основе приобретённых экономических знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Система оценивания
Отметки за спецкурс не выставляются, предполагается качественная устная оценка. Оценить действия учащихся можно при помощи слов или жестов. Оценивание должно быть полезным, оно должно обеспечивать информацией всех заинтересованных лиц, включая учеников, преподавателей, родителей. Поэтому наряду с традиционным устным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, будут использованы методы социологического исследования: интервьюирование, анкетирование, самооценка, наблюдение за поведением учащихся в реальной и учебной ситуации.
Формы контроля
Формы контроля преподавателя во время изучения курса:
устный опрос;
тестирование (обучающее и диагностическое)
тестирование по технологии My Test (обучающее);
творческое задание;
проблемное задание;
решение практических задач (в том числе повышенного и высокого уровня сложности).
Возможность организации тестирования по технологии My Test обеспечивает оперативный контроль и коррекцию знаний: тестирование в режиме он-лайн позволяет мгновенно получить результат, увидеть проблемы, разобрать типичные ошибки, обсудить наиболее трудные вопросы.
Содержание программы элективного курса.
№ |
Раздел, тема |
Теория |
Практика |
1 |
Что такое Экономика? Вводный контроль. |
.Понятие экономика 1.совокупность отношений в области производства, распределения, обмена и потребления материальных благ; организация деятельности людей, направленной на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности, как понятие хозяйство и проявляется как действие;2.наука, изучающая, как, какими способами, с помощью каких средств люди производят нужные им блага. проявления хозяйственной деятельности - хозяйство (хозяйственная деятельность) конкретного субъекта (государства, фирмы, семьи) Экономика - это сложные и простые действия совершаемые людьми в сфере: .производства – создание товаров, осуществление работ, услуг .распределения – обмен результатами производства на деньги или другую продукцию потребление продуктов труда – конечное использование результатов труда. процесса познания средствами экономической науки область знаний об особенностях поведения людей в процессе производства и потребления материальных благ, о способах распределения и потребления ограниченных ресурсов. |
Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу , практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Приемы работы с различными документами. Памятка для работы с источниками. Способы работы с источниками. Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА |
2 |
Экономические отношения |
Производство - это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека. Распределение – это процесс определения доли, пропорции, в которой каждый хозяйствующий объект, принимающий участие в производстве продукта, присваивает часть результата производства. Обмен – процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому, форма опосредованной (рыночной) связи производителей и потребителей. Потребление – процесс использования результатов труда для удовлетворения личных и производственных потребностей. Ограниченность ресурсов под которой понимают недостаточность производственных ресурсов, необходимых для создания экономических благ. Ресурсы производства – это совокупность природных (материальных) и социальных сил, применяемых в производстве. Потребности общества безграничны, а ресурсы ограничены. Потребности – все, что нужно человеку для удовлетворения духовных и материальных интересов человека для нормальной жизнедеятельности. Любое общество стремится найти пути оптимально го использования ограниченных ресурсов, и вынуждено выбирать варианты их распределения. Спрос и предложение. Спрос – это платежеспособная потребность в товарах и услугах, которые готовы и могут быть куплены потребителями по рыночной цене. Предложение – это количество товаров и услуг, которые готовы произвести и продать производители по определенной рыночной цене. Рыночный механизм исключает контроль за ценами, поэтому спрос и предложение на конкурентном рынке приходят в равновесие и устанавливается рыночная цена товара. Равновесие возникает, когда количество товаров, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству товаров, которое продавцы хотят продать. В результате образуется равновесная цена – то есть цена соглашения, когда объем предложения соответствует объему спроса. |
Экономические отношения (задание на обращение к социальным реалиям) Экономические отношения
|
3 |
Спрос и предложение |
Спрос и предложение (задание на обращение к социальным реалиям) Спрос и предложение
|
|
4 |
Главные вопросы экономики |
Что (какой товар или услугу производить, решает производитель изучая потребительский спрос) Как (какое производство, технология, сырье, рабочая сила, решает производитель) И для ко го производить (изучение потребностей рынка сбыта продукции и услуг, поиск потребителя) Факторы производства – это реально вовлеченные в процесс производства и используемые в определенной комбинации ресурсы; это экономические ресурсы, непосредственно задействованные в конкретном технологическом процессе. три основных фактора производства: 1.труд, та часть трудоспособного населения, которая непосредственно занята в производственном процессе на том или ином предприятии, их доход – зарплата. 2.капитал, совокупность материальных и финансовых ресурсов предприятия, представленная в двух формах – натурально вещественной (здания, сооружения, станочный парк, оборудование и т.д.) и стоимостной (деньги на счетах, ценные бумаги)); 3.земля, включает в себя все используемые в производстве естественные ресурсы , а также собственно землю как объект хозяйствования и объект собственности. Доход получаемый от использования земли называется рентой. в широком смысле означает все используемые в производственном процессе природные ресурсы; в узком - объект хозяйствования (пахотная земля) или объект собственности). В качестве самостоятельных факторов современного производства выделяют информацию и предпринимательские способности способность человека организовать производство, оптимально скомбинировав факторы производства и определив стратегию производственной деятельности в условиях рыночной конкуренции, добиться необходимого результата в виде прибыли. категория «факторы производства» используется применительно к экономике фирмы |
практикум: Главные вопросы в экономике (задание на обращение к социальным реалиям), главные задачи экономики (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений
|
5 |
Экономические системы
|
кономическая система - это система общественного производства, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления. различаются способами решения основных вопросов экономики. Различают экономические системы традиционную, характерна для экономически слаборазвитых стран. То,какие товары и услуги и для кого производить, определяют традиции и опыт поколений. Экономическая роль индивида определяется сословной и родственной принадлежностью. Технический прогресс зачастую вступает в противоречия с традициями и угрожает стабильности существующего строя. командную (плановую, централизованную), Все решения по экономическим проблемам принимает государство. Ресурсы, в основном, составляют собственность государства. Централизованное планирование охватывает все уровни - от домашнего хозяйства до государственного. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов (ценностей и планов) рыночную Характеризуется частной собственностью на ресурсы и использование механизма рынка для координации хозяйственного поведения и управления экономикой . Что производить решается платежным спросом. Как производить – решается производителем, стремящимся получить больший доход. Для кого производить – решается в пользу потребителей с небольшим доходом. смешанную Характерна для современной рыночной экономики наиболее развитых стран. В данной системе главным способом связи производства и потребления является механизм ценовых сигналов, посылаемых рынком, то есть сферой обмена. Однако заметны роль и влияние государства и регулирования экономических процессов, поддержании стабильности системы, снижении инфляции и безработицы, решения социальных вопросов. |
практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Экономические системы (задание на обращение к социальным реалиям) Экономические системы
|
6 |
Рыночная экономика |
Рыночная экономика (задание на обращение к социальным реалиям) Рыночная экономика
|
|
7 |
Собственность. Типы собственности |
Собственность – это общественная форма присвоения материальных и духовных благ; это принадлежность каких-либо ценностей определенным лицам. Существуют два типа собственности – общая(общественная) и частная. В юридическом плане существуют три правомочия собственности Владение (иметь у себя) пользование (извлекать пользу) распоряжение (менять судьбу имущества и менять владельца) предпринимательская деятельность. Предпринимательством называется инициативная самостоятельная деятельность людей, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени или под юридическую ответственность фирмы, предприятия. Виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, посредническая Бизнес может быть организован 1) в индивидуальной форме 2)в коллективной формах: полное и коммандитное товарищество, кооператив, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, муниципальное и государственное унитарное предприятие и т.д. Предприятия это специализированный технико – производственный комплекс, предназначенный для производства полезных обществу благ и услуг. Фирма – многоотраслевой технико-производственный комплекс, с соответствующей внутренней структурой управления и масштабами деятельности. Организационно-правовые формы: Частные предприятия Хозяйственные товарищества Хозяйственные общества Промышленные кооперативы Государственные и муниципальные унитарные предприятия |
Собственность. Типы собственности (задание на обращение к социальным реалиям) Собственность.Типы собственности. |
8 |
Рынок. Цена. Конкуренция. |
Рынок это особый способ организации общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и самостоятельном принятии решений об объемах, ценах продаж, это механизм согласования интересов производителей и потребителей на основе взаимодействия спроса, цены и предложения. Рыночное хозяйство – это функционирующее единство потоков товаров, денег и цен, а также конкуренция. Товар – это продукт труда предназначенный для обмена на основе купли – продажи. Обмен товаров в рыночной экономике опосредован движению денег. Деньги – это товар особого свойства, выполняющий роль особого эквивалента. Цена – это денежное выражение экономической ценности благ, определяемой затратами на их производство и полезностью. Полезность означает способность благ и услуг удовлетворять потребности человека. Конкуренция – это отношение сосуществования участников экономических процессов, принимающих форму соперничества, состязательности, борьбы за наилучшие условия размещения ресурсов и получение максимальной выгоды. |
Рынок. Цена. Конкуренция. (задание на обращение к социальным реалиям)
|
9 |
Экономика фирмы |
Издержки производства – это совокупность затрат, связанных с производством благ и оказанием услуг, они складываются при использовании ограниченных ресурсов. прибыль фирмы – это разница между общей выручкой и совокупными издержками; она является чистой прибылью которая отражает результат наиболее благоприятного применения ресурсов в избранной сфере в условиях сложившегося рынка и конкуренции. |
Экономические фирмы (задание на обращение к социальным реалиям)
|
10 |
Налоги и налоговая политика |
Понятие налоги - обязательные платежи частных лиц и фирм в пользу государства Функции налогов: Фискальная - наполнение доходной части государственного бюджета Распределительная – перераспределение собранного в бюджете дохода в пользу какой либо группы населения Регулирующая – изменение условий налогообложения для решения наиболее важных для экономики страны задач Стимулирующая – развитие НТП, инвестиции в базовые отрасли экономики. Налоговая льгота – это полное или частичное освобождение налогоплательщика от налогообложения в соответствии с действующим законодательством. Виды налогов прямые – это налоги, которыми облагаются доходы юридических (предприятия, фирмы) и физических лиц, а также имущество налогоплательщиков. косвенные – налоги на товары или услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу. (акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, фискальный монопольный налог) Налоговая политика - это система мероприятий, проводимых государством в области налогообложения. |
Налоги и налоговая политика. (задание на обращение к социальным реалиям)
|
11 |
Деньги и их функция |
Деньги - это товар особого свойства, играющий роль всеобщего эквивалента Функции: Мера стоимости Средства обращения и платежа Средство накопления Инфляция это обесценивание бумажной денежной единицы, возникающее в результате переполнения денежного обращения избыточной денежной массой, вследствие которой происходит рост цен. Снижается стоимость денег, то есть покупательная способность, когда на одну денежную единицу можно купить меньшее количество товаров и услуг чем прежде, ее сущности, причин, видов и социальных последствий, антиинфляционной политики. |
Деньги и их функции (задание на обращение к социальным реалиям)
|
12 |
Бюджет семьи |
Прожиточный минимум - это стоимость минимально необходимого человеку набора благ (потребительской корзины), потребного для поддержания жизнедеятельности; Важная характеристика трудовых отношений это соответствие трудовых усилий работника и вознаграждения за труд, которое должен получать рабочий , чтобы содержать свою семью и самого себя. Бюджет семьи состоит из доходов (номинальные и реальные доходы: зарплата, пенсия, стипендия, социальные пособия и др.) и расходов семьи (которые можно разделить на планируемые – оплата коммунальных платежей, телефон, еда и текущие). |
Бюджет семьи (задание на обращение к социальным реалиям)
|
13 |
Занятость и безработица. Виды безработицы. |
Занятость – это наличие рабочих мест для экономически активного населения. Под безработицей понимают превышение предложения рабочей силы над спросом на нее, излишек рабочей силы. виды безработицы: Фрикционная безработица - безработица, вызванная постоянными и необходимыми изменениями в размещении ресурсов общества между сферами производства товаров и услуг. Это тот случай, когда наниматели не имеют сведений о наличии нужных работников, либо работники не знают о наличии свободных рабочих мест. В ситуации фрикционной безработицы работники довольно долго подыскивают рабочее место, в наибольшей степени соответствующее их запросам. Структурная безработица вызывается изменениями в структуре национальной экономики: отмирают, уходят в прошлое целые отрасли и профессии. Циклическая безработица возникает в результате спадов производства, происходящих регулярно (циклически). Спад производства влечет снижение спроса на все его факторы, в том числе и на труд. Сезонная безработица – соответствует временной деятельности в отдельных сферах производства. Скрытая безработица – связана с неполной или частичной занятостью. |
Занятость и безработица. Виды безработицы. (задание на обращение к социальным реалиям)
|
14 |
Государственный бюджет |
Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. В бюджете страны воплощаются доходы и расходы государства, что определило наличие двух его составных частей. Дефицит государственного бюджета – это превышение расходной части над доходной. Профицит госбюджета – это превышение доходной части бюджета над расходной. |
Государственный бюджет (задание на обращение к социальным реалиям)
|
15 |
Экономическая культура |
Экономическая культура проявляется в отношении к использованию природных ресурсов. Интенсивный тип развития производства – означает прирост результатов производства за счет качественного совершенствования используемых средств. Экстенсивный тип развития производства – это прирост результатов производства за счет прироста уже использованных средств производства. Рациональное использование ресурсов на основе применения материалов и энергосберегающих технологий улучшает не только результаты, но и облик самого предприятия. |
Экономическая культура (задание на обращение к социальным реалиям)
|
16 |
Контрольное тестирование |
Итоговое тестирование по курсу |
Итоговый контроль, цель: выявление общего уровня знаний по курсу . |
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Дата проведения |
Количество часов |
||
план |
факт |
||||
1 |
Введение. Что такое Экономика? |
|
|
1 |
|
2 |
Экономические отношения |
|
|
1 |
|
3 |
Спрос и предложение |
|
|
1 |
|
4 |
Главные вопросы экономики |
|
|
1 |
|
5 |
Экономические системы |
|
|
1 |
|
6 |
Рыночная экономика |
|
|
1 |
|
7 |
Собственность. Типы собственности |
|
|
1 |
|
8 |
Рынок. Цена. Конкуренция. |
|
|
1 |
|
9 |
Экономика фирмы |
|
|
1 |
|
10 |
Налоги и налоговая политика |
|
|
1 |
|
11 |
Деньги и их функция |
|
|
1 |
|
12 |
Бюджет семьи |
|
|
1 |
|
13 |
Занятость и безработица. Виды безработицы. |
|
|
1 |
|
14 |
Государственный бюджет |
|
|
1 |
|
15 |
Экономическая культура |
|
|
1 |
|
16 |
Контрольное тестирование |
|
|
1 |
|
|
ИТОГО: |
|
|
16 |
|
Учебно-методическое обеспечение курса
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2010
2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2015
3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 клссовМ., 2014г.
4.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2014.
5. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000
6. Интернет-ресурсы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.
1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2000
2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001
3. Андреева Г.М. Социальная психология . М.,1994г.
4. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 2002
5. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки.Л., 2003
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004
7. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., перераб. М., 2004
8. Здоавомыслов А.Г. Социология конфликтов. М., 2004
9. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 2004
10. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004
11. Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005
12. Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004
13. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников. М., 2003
14. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2004
Список источников.
http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»
http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса «Введение в обществознание» 8-9 кл
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.