Пояснительная записка
Предлагаемая программа элективного курса составлена в соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования и направлена на углубленное изучение предмета. Она составлена с использованием программы элективного курса по подготовке к ОГЭ по русскому языку, авторы: С. А. Войтас, Н. Г. Акопова, «Говорим и пишем правильно», взятой из сборника программ элективных курсов: Русский язык. Литература. 9-11 классы. / [составление, предисловие, под общей редакцией С. А. Войтас]. – М.: Айрис-пресс, 2007. -160 с. – (Профильное обучение).
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 8 и 9 классов и рассчитан на 68 часов, но в данной рабочей программе количество часов по курсу сокращено в 2 раза, так как он предназначен для учащихся 8 класса. Курс обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи:
• овладение основными нормами русского литературного языка;
• создание прочной, надежной базы орфографических навыков;
• совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
• обучение анализу текста, его интерпретации;
• формирование языковой и лингвистической компетенций;
• формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
• развитие ассоциативного мышления учащихся.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.
Ожидаемые результаты
Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале — в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.
Содержание курса
Тема 1. Фонетика. Орфоэпия (1 ч)
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Тема 2. Лексика (2 ч)
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.
Тема 3. Словообразование (1 ч)
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
Тема 4. Морфология (2 ч)
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Тема 5. Орфография (6 ч)
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; -К-/-СК-; -Н-/-НН- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Тема 6. Синтаксис и пунктуация Словосочетание. Простое предложение (7 ч)
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.
Тема 7. Прямая речь. Диалог. Цитата (1 ч)
Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.
Тема 8. Сложное предложение (4 ч)
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Тема 9. Текст и его особенности (7 ч)
Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование.
Оценка знаний, умений, навыков
Основными формами организации учебной деятельности являются семинары, практические занятия, тренинги, зачеты.
Возможны различные формы контроля.
При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением итоговой работы в конце курса. Возможна и рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.
Литература
1. Антонова Е. С, Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. М., 2005.
2. Архарова Д. И., Долинина Т. А., Чудинов А. П. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С).
3. Баранов М. Т., Костяева Т. А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.
4. Кабанова Н. М. Русский язык: Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. М., 2005.
5. Коновалова Л. Ф. Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену: Теория. Упражнения. Тесты.
6. Розенталъ Д. Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. М., 1998.
№ |
Дата план |
Дата факт |
Тема занятия |
Кол-во час. |
Виды деятельности |
Содержание урока |
1 |
|
|
Фонетика. Трудности фонетического анализа слов. Особенности словесного ударения в русском языке. Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка |
1 |
Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов. Фонетический анализ слов Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Работа с орфоэпическим словарем. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов |
Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные и согласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных, сочетаний согласных, с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Варианты произношения. |
2 |
|
|
Лексика и фразеология. Особенности лексического состава слов |
1 |
Повторение основных понятий лексики. Работа со словарями синонимов, антонимов. |
Особенности лексического состава слов. Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов. |
3 |
|
|
Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Трудности лексического анализа текста |
1 |
Лексический анализ текстов. Использование средств художественной выразительности |
Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). |
4 |
|
|
Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи |
1
|
Сопоставительный анализ слов. Морфемный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем
|
Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. |
5 |
|
|
Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль |
1 |
Определение роли частей речи в тексте. |
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. |
6 |
|
|
Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи |
1 |
Различение самостоятельных и служебных частей речи. Употребление самостоятельных и служебных частей речи в разговорной и художественной речи |
Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. |
7 |
|
|
Орфография. Система правил правописания. Правописание приставок. Трудности правописания приставок |
1 |
Повторение основных орфографических правил. Словарные диктанты, различные виды разбора слов. Работа с тестами по орфографии. |
Орфография в системе лингвистики. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. |
8 |
|
|
Виды орфограмм в корне слова |
1 |
Повторение основных орфографических правил по данной теме. Работа с тестами по орфографии. |
Виды орфограмм в корне слова. |
9 |
|
|
Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний |
1 |
Работа с тестами по орфографии. Исправление искаженного текста |
Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. |
10 |
|
|
Трудные случаи правописания суффиксов |
1 |
Повторение основных орфографических правил по данной теме. Работа с тестами по орфографии.
|
Правописание суффиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; -К-/-СК-; -Н-/-НН- в словах различных частей речи. |
11 |
|
|
Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ |
1 |
Повторение основных орфографических правил по данной теме. Работа с тестами по орфографии. |
Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. |
12 |
|
|
Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов |
1 |
Повторение основных орфографических правил по данной теме. Работа с тестами по орфографии. |
Слитное, раздельное и дефисное написание слов. |
13 |
|
|
Контрольный тест по пройденным разделам |
1 |
|
|
14 |
|
|
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний |
1 |
Разбор словосочетаний. Составление словосочетаний различных видов. Работа с текстом, выявление из него словосочетаний с различными видами связи |
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. |
15 |
|
|
Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей |
1 |
Синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Использование инверсии в текстах разных стилей. Работа с тренировочными тестами |
Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. |
16 |
|
|
Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения |
1 |
Повторение теории. Выполнение тестов. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. |
Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. ЗП при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложениях. |
17 |
|
|
Тире в простом предложении |
1 |
Повторение теории. Выполнение тестов. |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
18 |
|
|
Вводные слова и предло-жения |
1 |
Повторение теории. Выполнение тестов. |
Вводные слова и предложения. ЗП при вводных словах и предложениях. Слова, которые являются всегда вводными. Слова, которые никогда не являются вводными. |
19-20 |
|
|
Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предл. |
2 |
Повторение теории. Выполнение тестов. Конструирование предложений с обособленными членами предложения. |
Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений. |
21 |
|
|
Контрольный тест по теме «Простое осложненное предложение» |
1 |
|
|
22 |
|
|
Прямая речь. Диалог. Цитата |
1 |
Составление предложений с прямой речью, преобразование их в предложения с косвенной речью. Тренинг по оформлению цитат |
Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования. |
23 |
|
|
Сложное предложение. БСП. Знаки препинания в БСП. Использование БСП в художественном тексте |
1 |
Синтаксический разбор и моделирование БСП. Использование в художественных текстах БСП. Работа с тестами. Пунктуационный диктант. |
Знаки препинания в БСП. Использование БСП в художественном тексте. |
24 |
|
|
ССП. Знаки препинания в ССП. Использование ССП в художественном тексте |
1 |
Синтаксический разбор и моделирование ССП. Использование в художественных текстах ССП. Работа с тестами. |
ССП. Использование ССП в художественном тексте. |
25 |
|
|
СПП. Знаки препинания в СПП. Использование СПП в художественном тексте |
1 |
Синтаксический разбор и моделирование СПП. Использование СПП в художественных текстах, нахождение их в готовых текстах. Работа с тестами. |
Знаки препинания в СПП. Использование СПП в художественном тексте. СПП с несколькими придаточными, типы подчинений придаточных. |
26 |
|
|
Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них |
1 |
Синтаксический разбор и моделирование сложных синтаксических конструкций. Использование их в художественных текстах. Работа с тестами. |
Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. |
27 |
|
|
Контрольный тест по теме «Сложное предложение» |
1 |
|
|
28 |
|
|
Текстоведение. Стили речи и их особенности. Типы речи и отличительные особенности |
1 |
Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей. |
Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. |
29-30 |
|
|
Текст и его анализ. Способы связи предложений в тексте Выразительные средства языка |
2
|
Анализ текстов.Устные и письменные высказывания о теме и проблеме текста. |
Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Текст и его анализ. |
31 32 33
|
|
|
Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Контрольное сочинение-рассуждение по части С1 |
4
|
Этапы создания текста. Авторская позиция в тексте. Аргументация собственного мнения с использованием литературного и жизненного материала. Работа над сочинением |
Создание текста и его редактирование. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.