Элективный курс "От системы к тексту"
Оценка 4.8

Элективный курс "От системы к тексту"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
русский язык
9 кл
19.02.2018
Элективный курс "От системы к тексту"
Предлагаемая программа элективного курса составлена в соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования и направлена на углубленное изучение предмета. Она составлена с использованием программы элективного курса по подготовке к ОГЭ по русскому языку, авторы: С. А. Войтас, Н. Г. Акопова, «Говорим и пишем правильно», взятой из сборника программ элективных курсов: Русский язык. Литература. 9-11 классы. / [составление, предисловие, под общей редакцией С. А. Войтас]. – М.: Айрис-пресс, 2007. -160 с. – (Профильное обучение).
Электив От системы к тексту.doc

Пояснительная записка

Предлагаемая  программа  элективного  курса   составлена  в соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования и направлена на углубленное изучение  предмета. Она  составлена  с  использованием  программы  элективного  курса по подготовке к ОГЭ  по русскому языку, авторы: С. А. Войтас, Н. Г. Акопова,  «Говорим и пишем правильно», взятой  из  сборника  программ  элективных  курсов:  Русский язык.  Литература. 9-11  классы. / [составление, предисловие, под общей редакцией С. А. Войтас]. – М.: Айрис-пресс, 2007. -160 с. – (Профильное обучение). 

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназ­начен для учащихся 8 и 9  классов и рассчитан на 68 часов, но в данной рабочей программе  количество часов по курсу сокращено в 2 раза, так как он предназначен для учащихся 8 класса.  Курс  обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование ус­тойчивых навыков владения языком и совершенствование ре­чевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттеста­ции, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современ­ного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

 

Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лин­гвистического кругозора учащихся.

 

Задачи:

•   овладение основными нормами русского литературного языка;

•   создание прочной, надежной базы орфографических навыков;

•   совершенствование общеучебных умений: обобщать, срав­нивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

•   обучение анализу текста, его интерпретации;

•   формирование языковой и лингвистической компетенций;

•   формирование умения создавать собственный текст, аргу­ментировать собственное мнение, использовать в речи раз­нообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

•   развитие ассоциативного мышления учащихся.

 

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение труд­ных случаев правописания, определение этапов создания тек­ста).

2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и ком­муникативную компетентности; закрепить знания орфографи­ческих и пунктуационных правил, приобрести устойчивые на­выки).

Использование системы упражнений предусматривает раз­личные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поис­ка информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), реше­ние тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.

 

Ожидаемые результаты

Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с разви­тием общества в целом (в идеале — в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языко­вые ситуации); практические умения и навыки по самостоя­тельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых на­учных исследований в области предполагаемой профессиональ­ной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор бу­дущей профессии.

 

 

Содержание курса

 

Тема  1. Фонетика.  Орфоэпия (1 ч)

Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль зву­ка в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безу­дарные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми со­гласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпи­ческие нормы русского языка. Орфоэпические и другие слова­ри, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.

 

Тема 2.  Лексика (2 ч)

Особенности лексического состава слов. Основные вырази­тельные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, перенос­ное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.

 

Тема 3. Словообразование (1 ч)

Морфемный анализ слов. Способы словообразования в рус­ском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

 

Тема 4.  Морфология (2 ч)

Система частей речи в русском языке. Грамматическое зна­чение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Спо­собы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложе­нии. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных ча­стей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.

 

Тема 5. Орфография (6 ч)

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания при­ставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Пра­вописание падежных и родовых окончаний. Правописание суф­фиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; -К-/-СК-; -Н-/-НН- в словах раз­личных частей речи. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правопи­сания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

 

Тема  6.  Синтаксис и пунктуация Словосочетание.  Простое  предложение (7 ч)

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное упот­ребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односостав­ные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неод­нородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обо­собленные члены предложения в текстах разных стилей и ти­пов речи. Уточняющие члены предложений.

 

Тема 7. Прямая речь. Диалог.  Цитата (1 ч)

Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и кос­венная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Спо­собы оформления диалога. Различные способы цитирования.

 

Тема 8.  Сложное предложение  (4 ч)

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художе­ственном тексте. Сложносочиненные предложения. Использо­вание сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художе­ственном тексте. Сложные синтаксические конструкции и зна­ки препинания в них.

 

Тема 9. Текст и его особенности (7 ч)

Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности тек­стов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование.

 

Оценка знаний, умений, навыков

 

Основными формами организации учебной деятельности являются семинары, практические занятия, тренинги, зачеты.

Возможны различные формы контроля.

При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведени­ем итоговой работы в конце курса. Возможна и рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается опре­деленная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинго­вая оценка способствует усилению мотивации учащихся и раз­витию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.

 

 

Литература

 

1.      Антонова Е. С, Воителева Т. М. Русский язык и куль­тура речи. М., 2005.

2.      Архарова Д. И., Долинина Т. А., Чудинов А. П. Анализ тек­ста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С).

3.      Баранов М. Т., Костяева Т. А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.

4.      Кабанова Н. М. Русский язык: Интенсивный курс подго­товки к Единому государственному экзамену. М., 2005.

5.      Коновалова Л. Ф. Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену: Теория. Упражне­ния. Тесты.

6.      Розенталъ Д. Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. М., 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата

план

Дата

факт

Тема занятия

Кол-во час.

Виды деятельности

Содержание урока

1

 

 

Фонетика. Трудности фонетического анализа слов. Особеннос­ти словесного ударения в рус­ском языке.

Орфоэпия. Орфоэпические нор­мы русского языка

1

Повторение основных фо­нетических правил. Ис­пользование транскрип­ции слов. Фонетический анализ слов

Знакомство с современны­ми орфоэпическими пра­вилами. Работа с орфоэпи­ческим словарем. Сравни­тельный анализ звукового и буквенного состава слов

Смыслоразличительная роль зву­ка в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные и согласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безу­дарные. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных, сочетаний согласных, с непроизносимыми со­гласными. Трудности фонетического анализа слов.

Орфоэпи­ческие нормы русского языка. Варианты произношения.

2

 

 

Лексика и фразеология. Осо­бенности лексического состава слов

1

Повторение основных по­нятий лексики. Работа со словарями синонимов, ан­тонимов.

Особенности лексического состава слов. Лексическое значение слова: прямое, перенос­ное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.

3

 

 

Основные выразительные сред­ства лексики и фразеологии. Тропы. Трудности лексического ана­лиза текста

1

Лексический ана­лиз текстов. Использова­ние средств художествен­ной выразительности

Основные вырази­тельные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов).

4

 

 

Словообразование. Морфем­ный анализ слов. Способы сло­вообразования. Слова с суф­фиксами оценки в художест­венной речи

1

 

 

Сопоставительный анализ слов. Морфемный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со слово­образовательным слова­рем

 

 

Способы словообразования в рус­ском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи.

5

 

 

Морфология. Система само­стоятельных частей речи в рус­ском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

1

Определение роли частей речи в тексте.

Система частей речи в русском языке. Грамматическое зна­чение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Спо­собы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложе­нии.

6

 

 

Служебные части речи. Орфо­эпические нормы. Правиль­ное употребление служебных частей речи

1

Различение самостоятель­ных и служебных частей речи.

Упот­ребление самостоятель­ных и служебных частей речи в разговорной и ху­дожественной речи

Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных ча­стей речи.

7

 

 

Орфография. Система правил правописания. Правописание приставок. Труд­ности правописания приставок

1

Повторение основных ор­фографических   правил. Словарные диктанты, раз­личные виды разбора слов. Работа с тестами по орфо­графии.

Орфография в системе лингвистики. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Трудные случаи правописания при­ставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную.

8

 

 

Виды орфограмм в корне слова

1

Повторение основных ор­фографических   правил по данной теме.  Работа с тестами по орфо­графии.

Виды орфограмм в корне слова.

9

 

 

Правописание падежных и ро­довых окончаний. Трудные слу­чаи правописания окончаний

1

Работа с тестами по орфо­графии.

Исправление иска­женного текста

Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Пра­вописание падежных и родовых окончаний.

10

 

 

Трудные случаи правописания суффиксов

1

Повторение основных ор­фографических   правил по данной теме.  Работа с тестами по орфо­графии.

 

Правописание суф­фиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; -К-/-СК-; -Н-/-НН- в словах раз­личных частей речи.

11

 

 

Правописание служебных ча­стей речи. Трудные случаи пра­вописания НЕ и НИ

1

Повторение основных ор­фографических   правил по данной теме.  Работа с тестами по орфо­графии.

Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правопи­сания НЕ и НИ.

12

 

 

Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов

1

Повторение основных ор­фографических   правил по данной теме.  Работа с тестами по орфо­графии.

Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

13

 

 

Контрольный тест по пройденным разделам

1

 

 

14

 

 

Синтаксис и пунктуация. Сло­восочетание. Особенности свя­зи слов в словосочетаниях. Пра­вильное употребление слово­сочетаний

1

Разбор словосочетаний. Составление словосочета­ний различных видов. Ра­бота с текстом, выявление из него словосочетаний с различными видами связи

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное упот­ребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них.

15

 

 

Простое предложение. Пред­ложение как речевое выска­зывание. Односоставные и дву­составные предложения. Ин­версия в текстах разных стилей

1

Синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Использо­вание инверсии в текстах разных стилей. Работа с тренировочными тестами

Предложение как речевое высказывание. Односостав­ные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей.

16

 

 

Простое осложненное пред­ложение. Однородные и неод­нородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения

1

Повторение теории. Выполнение тестов.

Редактиро­вание предложений, в ко­торых нарушены синтакси­ческие нормы.

Простое осложненное предложение. Однородные и неод­нородные определения. ЗП при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложениях.

17

 

 

Тире в простом предложении

1

Повторение теории. Выполнение тестов.

Тире между подлежащим и сказуемым. 

18

 

 

Вводные слова и предло-жения

1

Повторение теории. Выполнение тестов.

Вводные слова и предложения. ЗП при вводных словах и предложениях. Слова, которые являются всегда вводными. Слова, которые никогда не являются вводными.

19-20

 

 

Обособленные члены предло­жения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предл.

2

Повторение теории. Выполнение тестов.

Конструи­рование предложений с обособленными членами предложения.

Обособленные члены предложения. Обо­собленные члены предложения в текстах разных стилей и ти­пов речи.

Уточняющие члены предложений.

21

 

 

Контрольный тест по теме «Простое осложненное предложение»

1

 

 

22

 

 

Прямая речь. Диалог. Цитата

1

Составление предложений с прямой речью, преобра­зование их в предложения с косвенной речью. Тре­нинг по оформлению цитат

Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и кос­венная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Спо­собы оформления диалога. Различные способы цитирования.

23

 

 

Сложное предложение. БСП. Знаки препинания в БСП. Использова­ние БСП в художественном тек­сте

1

Синтаксический разбор и моделирование БСП. Использо­вание в художественных текстах БСП. Работа с тестами. Пунктуационный диктант.

Знаки препинания в БСП.  Использование БСП в художе­ственном тексте.

24

 

 

ССП. Знаки препинания в ССП. Ис­пользование ССП в художе­ственном тексте

1

Синтаксический разбор и моделирование ССП. Использо­вание в художественных текстах ССП. Работа с тестами.

ССП. Использо­вание ССП в художественном тексте.

25

 

 

СПП. Знаки препинания в СПП. Использование СПП в худо­жественном тексте

1

Синтаксический разбор и моделирование СПП. Использо­вание СПП в художественных текстах, нахождение их в готовых текстах. Работа с тестами.

Знаки препинания в СПП. Использование СПП в художе­ственном тексте. СПП с несколькими придаточными, типы подчинений придаточных.

26

 

 

Сложные синтаксические кон­струкции и знаки препинания в них

1

Синтаксический разбор и моделирование сложных синтаксических конструкций. Использо­вание их в художественных текстах. Работа с тестами.

Сложные синтаксические конструкции и зна­ки препинания в них.

27

 

 

Контрольный тест по теме «Сложное предложение»

1

 

 

28

 

 

Текстоведение.

Стили речи и их особенности. Типы речи и отличительные особенности

1

Анализ текстов, выявление их стилевых особеннос­тей.

Стили и типы речи. Стилевые особенности тек­стов.

29-30

 

 

Текст и его анализ. Способы свя­зи предложений в тексте Выразительные средства языка

2

 

Анализ текстов.Устные и письменные высказывания о теме  и проблеме текста.

Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений.

Текст и его анализ.

31

32

33

 

 

 

Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабо­чих материалов.

Контрольное сочинение-рассуждение по части С1

4

 

 

 

Этапы создания текста. Автор­ская позиция в тексте. Ар­гументация собственного мнения с использованием литературного и жизненного материала. Работа над сочинением

Создание текста и его редактирование.

 

 


Пояснительная записка Предлагаемая программа элективного курса составлена в соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования и направлена на углубленное изучение предмета

Пояснительная записка Предлагаемая программа элективного курса составлена в соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования и направлена на углубленное изучение предмета

Ожидаемые результаты Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с разви­тием общества в целом (в идеале — в виде…

Ожидаемые результаты Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с разви­тием общества в целом (в идеале — в виде…

Тема 5. Орфография (6 ч) Орфография в системе лингвистики

Тема 5. Орфография (6 ч) Орфография в системе лингвистики

Возможна и рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается опре­деленная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками

Возможна и рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается опре­деленная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками

Дата план Дата факт

Дата план Дата факт

Способы словообразования в рус­ском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую

Способы словообразования в рус­ском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую

Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов1Повторение основных ор­фографических правил по данной теме

Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов1Повторение основных ор­фографических правил по данной теме

Уточняющие члены предл. 2

Уточняющие члены предл. 2

Текстоведение. Стили речи и их особенности

Текстоведение. Стили речи и их особенности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018