Пояснительная записка
Рабочая программа курса составлена на основе обучающей системы подготовки к ЕГЭ Дмитрия Гущина.
Программа данного элективного курса ориентирована на рассмотрение отдельных вопросов математики, которые входят в содержание единого государственного экзамена. Курс дополняет и развивает школьный курс математики, а также является информационной поддержкой дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворение образовательных потребностей старших школьников, их аналитических и систематических способностей. Основная идея данного элективного курса заключена в расширении и углублении знаний обучающихся по некоторым разделам математики, в обеспечении прочного и сознательного овладения обучающимися системой математических знаний и умений, необходимых при сдаче выпускного экзамена, а для некоторых школьников – необходимых для продолжения образования.
Изучение курса предполагает обеспечение положительной мотивации обучающихся на повторение ранее изученного материала, выделение узловых вопросов курса, предназначенных для повторения, использование схем, моделей, опорных конспектов, справочников, компьютерных тестов, самостоятельное составление тестов аналогичных заданиям ЕГЭ.
Старшие школьники уже включаются в новый тип деятельности — учебно-профессиональный. Учебная деятельность для обучающихся 10 класса является средством реализации жизненных планов, поэтому она направлена на структурную организацию и систематизацию индивидуального опыта путем его расширения и пополнения. В этом возрасте учебная информация может быть осмыслена самостоятельно и ученики способны самостоятельно выбирать формы получения информации. Одной из возможных форм является данный элективный курс.
Цель данного курса: создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний.
Задачи курса:
• Расширение и углубление школьного курса математики.
• Актуализация, систематизация и обобщение знаний обучающихся по математике.
• Формирование у обучающихся понимания роли математических знаний как инструмента, позволяющего выбрать лучший вариант действий из многих возможных.
• Развитие интереса обучающихся к изучению математики.
• Расширение научного кругозора обучающихся.
• Обучение старшеклассников решению учебных и жизненных проблем, способами анализа информации, получаемой в разных формах.
• Формирование понятия о математических методах при решении сложных математических задач.
• Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
• Психологическая подготовка к ЕГЭ.
Согласно учебному плану общеобразовательного учреждения на изучение элективного курса в 10 классе отводится 68 часов.
Курс состоит из двух модулей: «Алгебра» и «Геометрия». Темы распределены в соответствии с прохождением материала школьного курса математики 10 класса.
Выбор тем обусловлен следующими причинами:
1. Необходимостью более глубокого изучения указанных тем в соответствии с требованиями ЕГЭ.
2. Логическим соответствием данных тем программе по алгебре и геометрии 10 класса, что позволяет значительно расширить и углубить знания обучающихся.
3. Пожеланиями обучающихся.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Ожидаемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
1. Повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
2. Овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
3. Познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
4. Повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
5. Познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Контроль ожидаемых результатов
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: контрольные и самостоятельные работы, тестирование.
Курс заканчивается итоговой контрольной работой.
В рамках данного элективного курса предполагается безоотметочная система оценивания.
Методы и формы обучения
В связи с учетом особенностей обучающихся в процессе обучения используются следующие формы уроков:
• лекция
• практикум
• занятие-обсуждение
• консультация
• обучение через опыт и сотрудничество;
• интерактивность (тренинги, вне занятий - метод проектов);
• личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности)
Содержание элективного курса
Финансовая математика
Банки. Вклады. Кредиты.
Задачи с параметром
Уравнения с параметром. Неравенства с параметром.
Системы уравнений с параметром. Системы неравенств с параметром.
Планиметрические задачи
Многоугольники и их свойства. Окружности и треугольники. Окружности и четырехугольники. Окружности и системы окружностей. Задачи на доказательство и вычисление.
Числа и их свойства
Числа и их свойства. Числовые наборы на карточках и досках. Последовательности и прогрессии. Задачи с экономическим содержанием.
Сюжетные задачи.
Неравенства
Рациональные неравенства. Иррациональные неравенства. Неравенства с модулем. Смешанные неравенства.
Уравнения
Логарифмические и показательные уравнения. Тригонометрические уравнения. Уравнения смешанного типа.
Стереометрические задачи
Угол между скрещивающимися прямыми. Угол между прямой и плоскостью.
Угол между плоскостями. Расстояние от точки до прямой и до плоскости.
Расстояние между прямыми и плоскостями.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование раздела темы |
Количество часов |
Контрольные работы |
Самостоятельные работы |
Тесты |
1 |
Финансовая математика |
4 |
|
1 |
1 |
2 |
Задачи с параметром |
13 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Планиметрические задачи |
11 |
1 |
1 |
|
4 |
Числа и их свойства |
11 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Неравенства |
8 |
|
1 |
1 |
6 |
Уравнения |
7 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Стереометрические задачи |
11 |
1 |
1 |
|
8 |
Итоговое повторение |
3 |
1 |
|
|
Итого: |
68 |
6 |
7 |
5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
|
По плану |
Фактически |
|||
Глава 1.. Финансовая математика (4 часа) |
||||
1 |
Банки |
1 |
1.09 |
|
2 |
Вклады |
1 |
7.09 |
|
3 |
Кредиты |
1 |
8.09 |
|
4 |
Кредиты |
1 |
14.09 |
|
Глава 2. Задачи с параметром (13 часов) |
||||
5 |
Уравнения с параметром |
1 |
15.09 |
|
6 |
Уравнения с параметром |
1 |
21.09 |
|
7 |
Уравнения с параметром |
1 |
22.09 |
|
8 |
Неравенства с параметром |
1 |
28.09 |
|
9 |
Неравенства с параметром |
1 |
29.09 |
|
10 |
Неравенства с параметром |
1 |
5.10 |
|
11 |
Системы уравнений с параметром |
1 |
6.10 |
|
12 |
Системы уравнений с параметром |
1 |
12.10 |
|
13 |
Системы уравнений с параметром |
1 |
13.10 |
|
14 |
Системы неравенств с параметром |
1 |
19.10 |
|
15 |
Системы неравенств с параметром |
1 |
20.10 |
|
16 |
Системы неравенств с параметром |
1 |
26.10 |
|
17 |
Контрольная работа №1 |
1 |
27.10 |
|
Глава 3. Планиметрические задачи (11 часов) |
||||
18 |
Многоугольники и их свойства |
1 |
9.11 |
|
19 |
Многоугольники и их свойства |
1 |
10.11 |
|
20 |
Окружности и треугольники |
1 |
16.11 |
|
21 |
Окружности и треугольники |
1 |
17.11 |
|
22 |
Окружности и четырехугольники |
1 |
23.11 |
|
23 |
Окружности и четырехугольники |
1 |
24.11 |
|
24 |
Окружности и системы окружностей |
1 |
30.11 |
|
25 |
Окружности и системы окружностей |
1 |
1.12 |
|
26 |
Задачи на доказательство и вычисление |
1 |
7.12 |
|
27 |
Задачи на доказательство и вычисление |
1 |
8.12 |
|
28 |
Контрольная работа №2 |
1 |
14.12 |
|
Глава 4. Числа и их свойства (11 часов) |
||||
29 |
Числа и их свойства |
1 |
15.12 |
|
30 |
Числа и их свойства |
1 |
21.12 |
|
31 |
Числовые наборы на карточках и досках |
1 |
22.12 |
|
32 |
Числовые наборы на карточках и досках |
1 |
28.12 |
|
33 |
Последовательности и прогрессии |
1 |
29.12 |
|
34 |
Последовательности и прогрессии |
1 |
11.01 |
|
35 |
Задачи с экономическим содержанием |
1 |
12.01 |
|
36 |
Задачи с экономическим содержанием |
1 |
18.01 |
|
37 |
Сюжетные задачи |
1 |
19.01 |
|
38 |
Сюжетные задачи |
1 |
25.01 |
|
39 |
Контрольная работа №3 |
1 |
26.01 |
|
Глава 5. Неравенства (8 часов) |
||||
40 |
Рациональные неравенства |
1 |
1.02 |
|
41 |
Рациональные неравенства |
1 |
2.02 |
|
42 |
Иррациональные неравенства |
1 |
8.02 |
|
43 |
Иррациональные неравенства |
1 |
9.02 |
|
44 |
Неравенства с модулем |
1 |
15.02 |
|
45 |
Неравенства с модулем |
1 |
16.02 |
|
46 |
Смешанные неравенства |
1 |
22.02 |
|
47 |
Смешанные неравенства |
1 |
1.03 |
|
Глава 6. Уравнения (7 часов) |
||||
48 |
Логарифмические и показательные уравнения |
1 |
2.03 |
|
49 |
Логарифмические и показательные уравнения |
1 |
9.03 |
|
50 |
Тригонометрические уравнения |
1 |
15.03 |
|
51 |
Тригонометрические уравнения |
1 |
16.03 |
|
52 |
Уравнения смешанного типа |
1 |
29.03 |
|
53 |
Уравнения смешанного типа |
1 |
30.03 |
|
54 |
Контрольная работа №4
|
1 |
5.04 |
|
Глава 7. Стереометрические задачи ( 11 часов) |
||||
55 |
Угол между скрещивающимися прямыми |
1 |
6.04 |
|
56 |
Угол между скрещивающимися прямыми |
1 |
12.04 |
|
57 |
Угол между прямой и плоскостью |
1 |
13.04 |
|
58 |
Угол между прямой и плоскостью |
1 |
19.04 |
|
59 |
Угол между плоскостями |
1 |
20.04 |
|
60 |
Угол между плоскостями |
1 |
26.04 |
|
61 |
Расстояние от точки до прямой и до плоскости |
1 |
27.04 |
|
62 |
Расстояние от точки до прямой и до плоскости |
1 |
3.05 |
|
63 |
Расстояние между прямыми и плоскостями |
1 |
4.05 |
|
64 |
Расстояние между |
1 |
10.05 |
|
65 |
Контрольная работа №5 |
1 |
11.05 |
|
Глава 8. Итоговое повторение (3 часа) |
||||
66 |
Итоговое повторение |
1 |
17.05 |
|
67 |
Итоговое повторение |
1 |
18.05 |
|
68 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
24.05 |
|
Учебно-методическое обеспечение
для учителя
1. ЕГЭ. Математика. Профильный уровень. Самостоятельная подготовка
2. к ЕГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 351, (1) с. (Серия «ЕГЭ. Полный курс»)
3. ЕГЭ 2017. Математика. Профильный уровень. Демоверсия, спецификация, кодификатор.
4. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2016. Профильный уровень/Д.А. Мальцев, А.А. Мальцев, Л.И. Мальцева – Ростов н/Дону: Издатель Мальцев Д.А.; М.: Народное образование,2016. – 188, (1) с.
5. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2016. Профильный уровень. 40 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова - Ростов-на-Дону: Издательство «Легион», 2015 . – 352 с.
6. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2016 году. Профильный уровень. Методические указания / И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин. – М.: МЦНМО, 2016. – 204 с.
Интернет ресурсы
1. http://ege.sdamgia
2. http://mathege.ru
3. http://uztest.ru/exam
4. http://egeru.ru
Учебно-методическое обеспечение
для учащихся
1. ЕГЭ – 2016 : Математика: 30 вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену: профильный уровень / под ред. И.В. Ященко. – Москва: АСТ: Астрель, 2016. – 135, (1) с. – (Государственная аттестация).
2. ЕГЭ 2017. Математика. Профильный уровень. Типовые тестовые задания/ И.В. Ященко, М.А. Волчкевич, И.Р.Высоцкий, Р.К. Гордин, П.В.Семенов, О.Н. Косухин, Д.А. Федоровых, А.И. Суздальцев, А.Р. Рязановский, И.Н. Сергеев, В.А. Смирнов, А.В. Хачятурян, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль; под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 55, (1) с.
3. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2016. Профильный уровень/Д.А. Мальцев, А.А. Мальцев, Л.И. Мальцева – Ростов н/Дону: Издатель Мальцев Д.А.; М.: Народное образование,2016. – 188, (1) с.
4. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2016. Профильный уровень. 40 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова - Ростов-на-Дону: Издательство «Легион», 2015 . – 352 с.
Интернет ресурсы
1. http://ege.sdamgia
2. http://mathege.ru
3. http://uztest.ru/exam
4. http://egeru.ru
Приложение
Контрольная работа №1
Финансовая математика. Планиметрия
1. В одной стране в обращении находилось 1 000 000 долларов, 20% из которых были фальшивыми. Некая криминальная структура стала ввозить в страну по 100000 долларов в месяц, 10% из которых были фальшивыми. В это же время другая структура стала вывозить из страны 50 000 долларов ежемесячно, из которых 30% оказались фальшивыми. Через сколько месяцев содержание фальшивых долларов в стране составит 5%?
2. Найдите все значения a, при каждом из которых уравнение имеет единственный корень.
3. Найдите все значения параметра a, при каждом из которых неравенство
имеет единственное целое решение.
4. Найдите все значения a, при каждом из которых система уравнений
имеет ровно два различных решения.
5. Найдите все значения a, при каждом из которых система
имеет единственное решение.
Контрольная работа №2
Планиметрические задачи
1. Прямая, проведённая через середину N стороны AB квадрата ABCD, пересекает прямые CD и AD в точках M и T соответственно и образует с прямой AB угол, тангенс которого равен 4. Найдите площадь треугольника BMT, если сторона квадрата ABCD равна 8.
2. Расстояние между параллельными прямыми равно 4. На одной из них лежит точка C, а на другой — точки A и B, причем треугольник ABC — равнобедренный и его боковая сторона равна 5. Найдите радиус окружности, вписанной в треугольник ABC.
3. Окружность S радиуса 24 вписана в равнобедренную трапецию с основаниями 36 и 64. Найдите радиус окружности, которая касается основания, боковой стороны и окружности S.
4. Окружности радиусов 2 и 3 с центрами O1 и O2 соответственно касаются в точке A. Прямая, проходящая через точку A, вторично пересекает меньшую окружность в точке B, а большую — в точке C. Найдите площадь треугольника BCO2, если ∠ABO1 = 30°.
5. В треугольнике АВС проведена биссектриса АМ. Прямая, проходящая через вершину В перпендикулярно АМ, пересекает сторону АС в точке N. АВ = 6; ВС = 5; АС = 9.
а) докажите, что биссектриса угла С делит отрезок МN пополам;
б) пусть Р — точка пересечения биссектрис треугольника АВС. Найдите отношение АР : РN.
Контрольная работа №3
Числа и их свойства
1. Наибольшее целое число, не превосходящее число x, равно
Найдите все такие значения x.
2. На доске написано число 2015 и еще несколько (не менее двух) натуральных чисел, не превосходящих 5000. Все написанные на доске числа различны. Сумма любых двух из написанных чисел делится на какое-нибудь из остальных.
а) Может ли на доске быть написано ровно 1009 чисел?
б) Может ли на доске быть написано ровно пять чисел?
в) Какое наименьшее количество чисел может быть написано на доске?
3. Возрастающая конечная арифметическая прогрессия состоит из различных целых неотрицательных чисел. Математик вычислил разность между квадратом суммы всех членов прогрессии и суммой их квадратов. Затем математик добавил к этой прогрессии следующий её член и снова вычислил такую же разность.
а) Приведите пример такой прогрессии, если во второй раз разность оказалась на 48 больше, чем в первый раз.
б) Во второй раз разность оказалась на 1440 больше, чем в первый раз. Могла ли прогрессия сначала состоять из 12 членов?
в) Во второй раз разность оказалась на 1440 больше, чем в первый раз. Какое наибольшее количество членов могло быть в прогрессии сначала?
4. В игре «Дротики» есть 20 наружных секторов, пронумерованных от 1 до 20 и два центральных сектора. При попадании в наружный сектор игрок получает количество очков, совпадающее с номером сектора, а за попадание в центральные сектора он получает 25 или 50 очков соответственно. В каждом из наружных секторов есть области удвоения и утроения, которые, соответственно, удваивают или утраивают номинал сектора. Так, например, попадание в сектор 10 (не в зоны удвоения и утроения) дает 10 очков, в зону удвоения сектора ― 20 очков, в зону утроения ― 30 очков.
а) Может ли игрок тремя бросками набрать ровно 167 очков?
б) Может ли игрок шестью бросками набрать ровно 356 очков?
в) С помощью какого наименьшего количества бросков, игрок может набрать ровно 1001 очко?
Контрольная работа №4
Уравнения и неравенства
1. Решите неравенство:
2. Решить неравенство:
3. Решите неравенство:
4. Решите уравнение
Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
5. а) Решите уравнение:
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку .
Контрольная работа №5
Стереометрические задачи
1. Длина ребра правильного тетраэдра ABCD равна 1. Найдите угол между прямыми DM и CL, где M — середина ребра BC, L — середина ребра AB.
2. В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1, у которого AA1 = 4, A1D1 = 6, C1D1 = 6, найдите тангенс угла между плоскостью ADD1 и прямой EF, проходящей через середины ребер AB и B1C1.
3. В правильной четырехугольной пирамиде PABCD, все ребра которой равны 6, точка K ― середина бокового ребра AP.
а) Постройте сечение пирамиды плоскостью, проходящей через точку K и параллельной плоскости BCP.
б) Найдите угол между плоскостью сечения и плоскостью основания пирамиды.
4. В кубе ABCDA1B1C1D1 все ребра равны 1. Найдите расстояние от точки C до прямой BD1.
5. Расстояние между боковыми ребрами AA1 и BB1 прямой треугольной призмы ABCA1B1C1 равно 5, а расстояние между боковыми ребрами AA1 и CC1 равно 8. Найдите расстояние от прямой AA1 до плоскости BC1C, если известно, что двугранный угол призмы при ребре AA1 равен 60°.
Итоговая контрольная работа
1. а) Решите уравнение
б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащего отрезку
2. В правильной четырёхугольной призме SABCD сторона AB основания равна , а высота SH пирамиды равна 3. Точки M и N — середины рёбер CD и AB, соответственно, а NT — высота пирамиды NSCD с вершиной N и основанием SCD.
а) Докажите, что точка T является серединой SM.
б) Найдите расстояние между NT и SC.
3. Решите неравенство:
4. В остроугольном треугольнике KMN проведены высоты KB и NA.
а) Докажите, что угол ABK равен углу ANK.
б) Найдите радиус окружности, описанной около треугольника ABM, если известно, что и ∠KMN = 45°.
5. Жанна взяла в банке в кредит 1,2 млн рублей на срок 24 месяца. По договору Жанна должна возвращать банку часть денег в конце каждого месяца. Каждый месяц общая сумма долга возрастает на 2 %, а затем уменьшается на сумму, уплаченную Жанной банку в конце месяца. Суммы, выплачиваемые Жанной, подбираются так, чтобы сумма долга уменьшалась равномерно, то есть на одну и ту же величину каждый месяц. Какую сумму Жанна вернёт банку в течение первого года кредитования?
6. Найдите все значения a, для каждого из которых существует хотя бы одна пара чисел x и y, удовлетворяющих неравенству
7. Из первых 22 натуральных чисел 1, 2, ..., 22 выбрали 2k различных чисел. Выбранные числа разбили на пары и посчитали суммы чисел в каждой паре. Оказалось, что все полученные суммы различны и не превосходят 27.
а) Может ли получиться так, что сумма всех 2k выбранных чисел равняется 170 и в каждой паре одно из чисел ровно в три раза больше другого?
б) Может ли число k быть равным 11?
в) Найдите наибольшее возможное значение числа k.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.