Элективный курс по русскому языку "К пятёрке шаг за шагом (8 класс)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 07.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Элективный курс по русскому языку «К пятёрке шаг за шагом» предназначен для обучающихся 8 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися на уроках русского языка, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку обучающихся к сдаче ОГЭ и к олимпиадам по русскому языку. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ.
Иконка файла материала К пятёрке шаг за шагом Келарева Е.В..docx
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "К пятёрке шаг за шагом"   8 класс составила учитель русского языка и литературы МБОУ "СШ №4 им. Дважды Героя Советского Союза А. О. Шабалина" Келарева Е.В.  Элективный курс по русскому  языку «К пятёрке шаг за шагом» предназначен для обучающихся 8 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в  неделю) Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися на уроках русского языка, закрепляет практические умения  и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку обучающихся  к  сдаче ОГЭ и к олимпиадам по русскому языку.     Программа курса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего и  среднего (полного) образования по русскому языку (2004 г.) и Программы по русскому языку для 5­9 классов к предметной линии учебников  Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других [Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.  Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5­9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А.  Ладыженская, Н.М. Шанский и др. – 12­е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.].  Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к олимпиадам по русскому языку  и к  ОГЭ,  что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5­9 классах основной школы: освоение необходимых  знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами  русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых­ русистах; умение пользоваться различными  лингвистическими словарями.  Задачи изучения данного курса:    повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка; систематизировать и обобщить полученные знания; совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки, обеспечивающие эффективную  подготовку к олимпиадам по русскому языку и упешное прохождение итоговой аттестации.  На каждом занятии предусматривается теоретическая  часть ( повторение правил, объяснение трудных случаев правописания, определение  этапов работы с текстом) и практическая часть (выполнение различных тестовых заданий и видов грамматического разбора; анализ текстов  различных стилей и типов; анализ готовых образцов сочинений; создание таблиц, схем, алгоритмов; написание и редактирование сочинений­ рассуждений; самостоятельная работа с учебной и справочной литературой).Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций: языковой и лингвистической  (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.    . Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  В соответствии с требованиями государственного стандарта  у обучающихся в  процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные,  информационные, организационные.     Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы. Методы и приемы:       лекция; беседа; объяснение учителя; исследование; наблюдение; сопоставление и анализ. Виды деятельности учащихся:    сжатие исходного текста редактирование текста составление текста по образцу      составление обрамлений к рассказу восстановление частей текста составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему анализ текста художественного и публицистического стилей работа с научной и публицистической литературой составление схем, таблиц, алгоритмов Ожидаемые результаты:       в результате изучения курса учащиеся овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на  проблему, поставленную в данном тексте получат новые знания из области лингвистики и литературоведения научатся работать над сжатием исходного текста смогут проводить различные виды анализа текста владеть формами обработки информации исходного текста создавать и редактировать собственное высказывание на основе прочитанного текста  Содержание программы 1. Язык и речь (4 ч.)Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и  письменная. Монолог. Диалог. Полилог. 2. Единицы языка (6 ч.) Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка.  Слова­предложения и их роль в тексте. 3. Текст и его строение (11 ч.) Текст. Тема текста. Микротема и абзац.  Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи  предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь. 4. Стили и типы речи (11 ч.) Разговорный, Официально­деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.  Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического  характера. Сочинение­рецензия по тексту публицистического стиля.  Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление  текста по образцу. Сочинение­рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение. Изобразительно­выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение­повествование. Сочинение­описание. Сочинение­рассуждение. 5. Анализ текста (2 ч.) Виды анализа прозаического текста. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Аннотирование. Редактирование. Учебно­тематический план № Наименование разделов  Количество Проверочные Р.Р. 1. Язык и речь часов 4 работы 12. 3. 4. 5. Единицы языка Текст и его строение Стили и типы речи Анализ текста    Итого:  6 11 11 2 34 1 2 1 4 1 3 2 7 Календарно ­ тематическое планированиеТема урока Кол­ во  часов Элементы содержания Требования к уровню Вид контроля а к о р у     № 1 2 3 Язык   и   речь,   или   почему   мы   умеем говорить? Русский язык среди других языков мира. Выразительные   возможности   русского языка Речь устная и письменная 4 Монолог. Диалог. Полилог 5- Слово как универсальная единица языка.  подготовки обучающихся (результата) Знать, что такое речь. Уметь давать  характеристику русскому языку (семья, группа,  происхождение) Уметь   приводить примеры из  художественной  литературы о значении,  красоте и богатстве  русского языка как языка родной страны и  культуры Знать отличие устного  общения от письменного Опорный  конспект Индивидуальны  задания Знать правила построения диалога и монолога в  устной и письменной  речи, уметь составлять  диалог, монолог, полилог Р.р. Творческая  работа по  составлению  монолога или  диалога Кален дарные  сроки Факти чески е  сроки 1  учебная неделя 2  учебная неделя 3  учебная неделя 4  учебная неделя Раздел 1.  Язык и речь (4 ч.) Понятие языка и речи.  Возникновение речи.  Способность человека  говорить. Произношение.  Звуки и буквы в потоке речи Место русского языка среди  других языков мира. История  и происхождение. Писатели и  поэты о выразительности,  красоте и богатстве русского  языка Возникновение письменной  речи. Виды общения и виды  письма. Эпистолярный жанр в  русской литературе и  современном обществе Монолог. Диалог. Полилог.  Структура. Роль в тексте 1 1 1 1 4 Раздел 2.  Единицы языка (6 ч.) Слово. Прямое и переносное  Знать, что такое эпитет, Тест по теме:  5 ­ 8Учебно­методическое обеспечение Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2015 году государственной итоговой аттестации по русскому языку Баронова М.М. Русский язык: Рабочая тетрадь: Тематические задания уровней А, В, С для подготовки к ОГЭ, 9 класс. – М.: Астрель, 2014 Беднарская Л.Д. Обучение сочинению­рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку: Русский язык в школе, 2009, №9, 10. Бисеров А.Ю., Соколова Н.В. Русский язык: ЕГЭ­2010: реальные задания. – М., 2010 Добротина И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению: Русский язык в школе,  2009, №3. Зарубина О.В. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему: Русский язык в школе, 2009, №9. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ОГЭ 9  класс. М.: Экзамен, 2015 г. Крайник О.М. Анализ текста как этап подготовки к сочинению­рассуждению: Русский язык в школе, 2009, №10. Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классах: основные проблемы и пути их решения: Русский язык в  школе, 2009, №3. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебное пособие. – М., 2005. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация ­ 2014: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные  варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических  измерений. М.: АСТ, Астрель, 2014 г. Материалы сайта ФИПИ  http://www.fipi.ru/ http://www.school.edu.ru/ ­Российский образовательный портал http://schools.techno.ru/ ­ образовательный сервер «Школы в Интернет» http://www.1september.ru/ru/ ­ газета «Первое сентября» http://www.mediaterra.ru/ruslang/ ­ теория и практика русской орфографии и пунктуации Навигатор. Грамота.ру http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=&all=x