Элективный курс по русскому языку "К пятёрке шаг за шагом (8 класс)
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
8 кл
07.01.2018
Элективный курс по русскому языку «К пятёрке шаг за шагом» предназначен для обучающихся 8 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися на уроках русского языка, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку обучающихся к сдаче ОГЭ и к олимпиадам по русскому языку.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ.
К пятёрке шаг за шагом Келарева Е.В..docx
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "К пятёрке шаг за шагом"
8 класс
составила учитель русского языка и литературы МБОУ "СШ №4 им. Дважды Героя Советского Союза А. О. Шабалина" Келарева Е.В.
Элективный курс по русскому языку «К пятёрке шаг за шагом» предназначен для обучающихся 8 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в
неделю)
Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися на уроках русского языка, закрепляет практические умения
и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку обучающихся к сдаче ОГЭ и к олимпиадам по русскому языку.
Программа курса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего и
среднего (полного) образования по русскому языку (2004 г.) и Программы по русскому языку для 59 классов к предметной линии учебников
Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других [Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.
Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 59 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А.
Ладыженская, Н.М. Шанский и др. – 12е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.].
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к олимпиадам по русскому языку и к ОГЭ,
что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 59 классах основной школы: освоение необходимых
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами
русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и
оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых русистах; умение пользоваться различными
лингвистическими словарями.
Задачи изучения данного курса:
повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка; систематизировать и обобщить полученные знания;
совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки, обеспечивающие эффективную
подготовку к олимпиадам по русскому языку и упешное прохождение итоговой аттестации.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть ( повторение правил, объяснение трудных случаев правописания, определение
этапов работы с текстом) и практическая часть (выполнение различных тестовых заданий и видов грамматического разбора; анализ текстов
различных стилей и типов; анализ готовых образцов сочинений; создание таблиц, схем, алгоритмов; написание и редактирование сочинений
рассуждений; самостоятельная работа с учебной и справочной литературой). Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций: языковой и лингвистической
(языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую
русский язык выполняет в системе школьного образования. В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в
процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные,
информационные, организационные. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ.
Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы:
лекция;
беседа;
объяснение учителя;
исследование;
наблюдение;
сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся:
сжатие исходного текста
редактирование текста
составление текста по образцу
составление обрамлений к рассказу
восстановление частей текста
составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему
анализ текста художественного и публицистического стилей
работа с научной и публицистической литературой
составление схем, таблиц, алгоритмов
Ожидаемые результаты:
в результате изучения курса учащиеся овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на
проблему, поставленную в данном тексте
получат новые знания из области лингвистики и литературоведения
научатся работать над сжатием исходного текста
смогут проводить различные виды анализа текста
владеть формами обработки информации исходного текста
создавать и редактировать собственное высказывание на основе прочитанного текста
Содержание программы
1. Язык и речь (4 ч.) Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и
письменная. Монолог. Диалог. Полилог.
2. Единицы языка (6 ч.)
Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка.
Словапредложения и их роль в тексте.
3. Текст и его строение (11 ч.)
Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи
предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
4. Стили и типы речи (11 ч.)
Разговорный, Официальноделовой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического
характера. Сочинениерецензия по тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление
текста по образцу. Сочинениерассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Изобразительновыразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинениеповествование. Сочинениеописание. Сочинениерассуждение.
5. Анализ текста (2 ч.)
Виды анализа прозаического текста. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Аннотирование. Редактирование.
Учебнотематический план
№
Наименование разделов
Количество
Проверочные
Р.Р.
1.
Язык и речь
часов
4
работы
1 2.
3.
4.
5.
Единицы языка
Текст и его строение
Стили и типы речи
Анализ текста
Итого:
6
11
11
2
34
1
2
1
4
1
3
2
7
Календарно тематическое планирование Тема урока
Кол
во
часов
Элементы содержания
Требования к уровню
Вид контроля
а
к
о
р
у
№
1
2
3
Язык и речь, или почему мы умеем
говорить?
Русский язык среди других языков мира.
Выразительные возможности русского
языка
Речь устная и письменная
4 Монолог. Диалог. Полилог
5-
Слово как универсальная единица языка.
подготовки обучающихся
(результата)
Знать, что такое речь.
Уметь давать
характеристику русскому
языку (семья, группа,
происхождение) Уметь
приводить примеры из
художественной
литературы о значении,
красоте и богатстве
русского языка как языка
родной страны и
культуры
Знать отличие устного
общения от письменного
Опорный
конспект
Индивидуальны
задания
Знать правила построения
диалога и монолога в
устной и письменной
речи, уметь составлять
диалог, монолог, полилог
Р.р. Творческая
работа по
составлению
монолога или
диалога
Кален
дарные
сроки
Факти
чески
е
сроки
1
учебная
неделя
2
учебная
неделя
3
учебная
неделя
4
учебная
неделя
Раздел 1. Язык и речь (4 ч.)
Понятие языка и речи.
Возникновение речи.
Способность человека
говорить. Произношение.
Звуки и буквы в потоке речи
Место русского языка среди
других языков мира. История
и происхождение. Писатели и
поэты о выразительности,
красоте и богатстве русского
языка
Возникновение письменной
речи. Виды общения и виды
письма. Эпистолярный жанр в
русской литературе и
современном обществе
Монолог. Диалог. Полилог.
Структура. Роль в тексте
1
1
1
1
4
Раздел 2. Единицы языка (6 ч.)
Слово. Прямое и переносное
Знать, что такое эпитет,
Тест по теме:
5 8 Учебнометодическое обеспечение
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2015 году государственной итоговой аттестации по русскому языку
Баронова М.М. Русский язык: Рабочая тетрадь: Тематические задания уровней А, В, С для подготовки к ОГЭ, 9 класс. – М.: Астрель, 2014
Беднарская Л.Д. Обучение сочинениюрассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку: Русский язык в школе, 2009, №9, 10.
Бисеров А.Ю., Соколова Н.В. Русский язык: ЕГЭ2010: реальные задания. – М., 2010
Добротина И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению: Русский язык в школе,
2009, №3.
Зарубина О.В. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему: Русский язык в школе, 2009, №9.
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ОГЭ 9
класс. М.: Экзамен, 2015 г.
Крайник О.М. Анализ текста как этап подготовки к сочинениюрассуждению: Русский язык в школе, 2009, №10.
Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классах: основные проблемы и пути их решения: Русский язык в
школе, 2009, №3.
Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебное пособие. – М., 2005.
Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация 2014: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные
варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических
измерений. М.: АСТ, Астрель, 2014 г.
Материалы сайта ФИПИ http://www.fipi.ru/
http://www.school.edu.ru/ Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ газета «Первое сентября»
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ теория и практика русской орфографии и пунктуации
Навигатор. Грамота.ру http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=&all=x
Элективный курс по русскому языку "К пятёрке шаг за шагом (8 класс)
Элективный курс по русскому языку "К пятёрке шаг за шагом (8 класс)
Элективный курс по русскому языку "К пятёрке шаг за шагом (8 класс)
Элективный курс по русскому языку "К пятёрке шаг за шагом (8 класс)
Элективный курс по русскому языку "К пятёрке шаг за шагом (8 класс)
Элективный курс по русскому языку "К пятёрке шаг за шагом (8 класс)
Элективный курс по русскому языку "К пятёрке шаг за шагом (8 класс)
Элективный курс по русскому языку "К пятёрке шаг за шагом (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.