Элективный курс по русскому языку (в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ) «Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками» ,10 класс
Оценка 4.9

Элективный курс по русскому языку (в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ) «Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками» ,10 класс

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
русский язык
10 кл
19.04.2018
Элективный курс по русскому языку  (в рамках подготовки учащихся к  ЕГЭ) «Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками» ,10 класс
Данный элективный курс на основе повторения блоками знаний о языке и речи ориентирован на использование учебно-методического комплекса – авторской программы по русскому языку под ред. Г.А.Богдановой,Е.М.Виноградовой. Учебник «Русский язык.10 класс» для общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни) авторов: Г.А.Богдановой,Е.М.Виноградовой.- входит в федеральный перечень учебников на 2017/2018 учебный год,ФГОС.
Элективный курс по русскому языку 10 класс.doc

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Ростовской области

«Шахтинский генерала Я.П.Бакланова казачий кадетский корпус»

 

 

                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

ГБОУ РО «Шахтинский генерала Я.П.Бакланова

казачий кадетский корпус»

________________________

В.А.Бобыльченко                                                                                                 

 

Приказ от «     »_____________ 20___ г.  № ___                                     

 

 

РАБОЧАЯ       ПРОГРАММА

                                                по    русскому языку

 

Элективный курс

«Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками»

 

 

        Уровень общего образования

                       среднее общее образование, 10 «А», «Б» классы

 

        Количество часов 34 часа в год, 1 час в неделю

 

        Учитель           Бураева Наталья Николаевна

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016-2017

 

 

 

 

 

 Поурочное планирование к элективному курсу по русскому языку

(в рамках подготовки учащихся к  ЕГЭ)

«Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками»

10 класс

                                                           Iполугодие (16 час)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

 

Урок 1.(02.09) Язык и его функции в разных актах речи: основная — коммуникативная; частные: функция обозначения объектов действительности; экспрессив­ная функция (выражение мыслей и чувств говоряще­го, пишущего); функция воздействия на адресата речи; поэтическая функция.

Функции русского языка в современном мире: на­циональный язык русского народа; средство обще­ния народов России (функция государственного язы­ка РФ); один из пяти международных языков общения.

Русский язык в школе и его роль в изучении всех учебных дисциплин.

 

ЯЗЫК И ПИСЬМО (8 ч)

 

Урок 2.(06.09) Две формы существования русского язы­ка: устная и письменная; сферы их применения. Уст­ное и письменное словесное творчество — художест­венное, научное, публицистическое, официально-де­ловое.

Урок 3.(13.09) Разные способы хранения информа­ции — вербальные и невербальные. Универсаль­ность общения и хранения информации с помощью языка: слова, фразеологизмы, пословицы и пого­ворки.

Урок 4.(20.09) Письменная речь: функционально-смыс­ловые типы текстов; их назначение в художествен­ном тексте. Официально-деловая, научная литерату­ра, публицистика.

Урок 5.( 27.09)Русское письмо и егэ эволюция: церковно­славянское письмо до XV в.; церковно-славянское письмо (религиозная литература) и скоропись (граж­данское письмо) до начала XVIII в.; реформа письма, проведенная Петром I (1710 год), и появление граж­данского шрифта; реформа 1918 года.

Урок 6.(04.10) Письмо и орфография; разделы русской орфографии: изображение звуков буквами; употреб­ление больших букв; слитные, раздельные и дефисные написания; перенос слов; сокращение слов.

Урок 7.(11.10) Единица русской орфографии — орфо­грамма. Типы орфограмм в слове: буквенные (глас­ные, согласные, ъ и ъ, большие буквы) и небуквенные между морфемами и слогами (дефисы, пробелы, кон­такты (слитность), черточки при переносе).

Место буквенных и небуквенных орфограмм в сло­ве. Опознавательные признаки орфограмм.

Урок 8.(18.10) Русская пунктуация и ее назначение. Основная единица пунктуации — смысловой отрезок коммуникативной единицы (предложения и текста), несущий дополнительную информацию. Членение письменного текста с помощью знаков препинания.

Урок 9.(25.10) Семинарско-практическое занятие по те­ме «Язык и письмо».

 

Вопросы для сообщения и обсуждения:

функции русского языка в мире; русский язык в школе;

устная и письменная формы существования рус­ского языка и сферы их применения;

русское письмо и его эволюция;

орфография и ее основная единица;

пунктуация и ее основная единица.

 

Практические задания:

1) нахождение орфограмм в словах и определение их места в слове;

2)  нахождение смысловых отрезков в предложе­нии, несущих дополнительную информацию;

3)  запись текста под диктовку и самостоятельное его членение на абзацы.

 

ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА И РЕЧИ (8 ч)

 

Урок 10. Единицы языка: основные — звук, слово, предложение; единицы уровней языка: фонетиче­ского: звук, слог; лексического: слово, фразеологизм; словообразовательного: морфема; морфологического: словоформа; синтаксического: словосочетание, предложение.

Функции единиц языка и уровней языка.

Взаимосвязи единиц языка друг с другом в слове и & предложении.

Урок 11. Разделы науки о русском языке и единицы, изучаемые в них: фонетика, лексика, фразеология, словообразование, морфология, синтаксис.

Видные ученые, внесшие заметный вклад в изучение русского языка: М. В. Ломоносов, А. X. Востоков и др. (см. программу).

Урок 12. Семинарско-практическое занятие на тему «Единицы языка».

 

Вопросы для сообщения и обсуждения:

единицы языка и единицы уровней языка;

функции единиц языка и уровней языка;

взаимосвязи единиц языка в слове и в предложе­нии;

разделы науки о русском языке;

вклад М. В. Ломоносова и других ученых в изуче­ние русского языка в целом и его разделов.

 

Практические задания:

1) составление таблицы « Разделы науки о русском языке и единицы, изучаемые в них»;

2) связь звуков друг с другом в слове, слов в пред­ложении и т. д.;

3) анализ текста с точки зрения взаимосвязи в нем единиц языка друг с другом.

 

Урок 13. Текст и его единицы: предложение, абзац. Средства связи частей текста. Абзац и его строе­ние. Роль первого предложения в абзаце. Прием де­ления текста на абзацы.

Урок 14. Функционирование единиц языка в предложении и тексте, их текстообразующие функции. Выбор языковых средств в тексте в зависимости от его адресата, намерений пишущего (говорящего), стиля текста.

Урок 15. Функции знаков препинания в предло­жении и тексте.

Урок 16. Связь русской орфографии со всеми сто­ронами языка. Условия выбора орфограмм в слове: фонетико-графические, семантические, морфемные, морфологические, синтаксические. Орфографичес­кое правило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II полугодие (18 час)

 

Урок 17. Семинарско-практическое занятие на те­му «Текст и его письменное оформление».

 

Вопросы для сообщения и обсуждения:

текст как произведение речи;

абзац и его структура;

условия выбора единиц языка в тексте;

знаки препинания в предложении и тексте.

Практические задания:

1) анализ текста с точки зрения его строения и вы­бора лексических и синтаксических средств;

2)  условия выбора орфограмм в словах продикто­ванного текста.

 

 

ЗВУКИ ЯЗЫКА И БУКВЫ (9 ч)

 

Урок 18. Звуки языка и их функции: создание звуковой оболочки слова; различения слов (путем на­бора звуков, их количества, места в слове). Группы звуков русского языка: гласные (ударные, безудар­ные), согласные (звонкие и глухие, твердые и мяг­кие).

Раздел науки о языке, изучающий звуки. Раздел науки о языке, изучающий буквы.

Урок 19. Функционирование звуков языка в текс­те: звукопись, анафора, аллитерация. Текстообразующая роль слов с определенным набором гласных, согласных.

Урок 20. Сильная и слабые позиции гласных в слове (под ударением и без ударения, положение по­сле шипящих и ц). Ударение, ударный слог; первый предударный, второй предударный слоги; заударные слоги.

Сильные позиции согласных (перед гласными и согласными л, м, н, р); слабые позиции согласных (в стечении согласных, кроме л, м, н, р).

Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические) и отражаемые на письме (историчес­кие, или морфонологические).

Урок 21. Орфоэпия. Литературные нормы произ­ношения гласных и согласных в словах. Нормы по­становки ударения в словах. Орфоэпический сло­варь.

Урок 22. Семинарско-практическое занятие на те­му «Звуки русского языка».

 

Вопросы для сообщения и обсуждения:

функции звуков русского языка; функционирование звуков языка в тексте; сильные и слабые позиции звуков в слове; чередования звуков в словах.

 

Практические задания:

1) определение в текстах приемов, основанных на использовании особенностей звуков;

2)  распределение слов в группы в соответствии с позицией звуков в корнях слов;

3)  запись текста под диктовку и нахождение «то­чек» применения орфографических правил (нахож­дение орфограмм).

 

Урок 23. Звуки и буквы. Функции букв.

Буквы своих звуков и буквы не своих звуков (сов­падение и несовпадение звуков и букв на письме).

Фонетика и графика; графика и орфография.

Урок 24. Принципы русской орфографии в раз­ных разделах орфографии.

Орфографические словари: справочный и поясни­тельный.

Урок 25. Гласные и согласные в приставках (кро­ме пре- и при- и на -з/-с) и в корнях слов в слабых и сильных позициях; виды орфограмм в этих морфе­мах.

Урок 26. Семинарско-практическое занятие на те­му «Графика и орфография русского языка».

 

Вопросы для сообщения и, обсуждения:

взаимоотношение звуков русского языка и букв русского алфавита;

разделы науки о языке: фонетика, графика и ор­фография;

принципы русской орфографии (с учетом разделов русской орфографии);

орфографические словари русского языка.

 

Практические задания:

1)  обоснование выбора орфограмм — проверяемых гласных и согласных в приставках и корнях слов;

2)  составление и заполнение таблицы «Проверяе­мые гласные и согласные в приставках и корнях слов »;

3) запись текста под диктовку и обоснование выбо­ра орфограмм в словах, указанных учителем.

 

 

СЛОВО В РАЗНЫХ УРОВНЯХ ЯЗЫКА (8 ч)

 

Урок 27. Слово — одна из основных единиц язы­ка; функции слова: наименование реалий и грамма­тических значений.

Виды лексических значений слов. Группы слов (по значению, по происхождению, по употреблению).

Толковые словари русского языка.

Урок 28. Слово в фонетике, в словообразовании, в лексике, в морфологии, в синтаксисе.

Урок 29. Слово и орфография. Орфограммы — гласные буквы после шипящих и ц в корнях и в суф­фиксах слов.

Урок 30. Семинарско-практическое занятие на те­му «Слово в разных уровнях языка».

 

Вопросы для сообщения и обсуждения:

функции слова;

группы слов (по разным признакам);

слово в предложении;

слово в тексте;

толковые словари русского языка.

 

Практические задания:

1)   определение  лексического  значения   слова  в контексте;

2)  определение группы,  в которую входят слова (указанные в тексте);

3) определение функции слова в предложении.

 

Урок 31. Слово и стиль. Эмоционально окрашен­ные слова и стилистически окрашенные слова. Вы­бор слов в тексте в зависимости от его стиля.

Урок 32. Слово в тексте. Текстообразующая роль слов, относящихся к разным группам. Зависимость выбора слов в тексте от характера лексического зна­чения слова.

Урок 33. Пунктуация и текст. Знаки препинания в тексте.

Урок 34. Семинарско-практическое занятие на те­му «Слово в тексте».

 

Вопросы для сообщения и обсуждения:

стилистическая характеристика слова; текстообразующая роль слов с разным лексичес­ким значением и относящихся к разным группам.

 

Практические задания:

1) определение стилистических свойств слов в тек­сте;

2) выяснение текстообразующей роли слова в текс­тах разных функционально-смысловых типов;

3) запись текста под диктовку и расстановка в нем знаков препинания.

 

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО (1 ч)

 

Урок 35. Урок строится в зависимости от уровня подготовки учащихся.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Поурочное планирование к элективному курсу по русскому языку (в рамках подготовки учащихся к

Поурочное планирование к элективному курсу по русскому языку (в рамках подготовки учащихся к

Практические задания: 1) нахождение орфограмм в словах и определение их места в слове; 2) нахождение смысловых отрезков в предложе­нии, несущих дополнительную информацию; 3) запись текста…

Практические задания: 1) нахождение орфограмм в словах и определение их места в слове; 2) нахождение смысловых отрезков в предложе­нии, несущих дополнительную информацию; 3) запись текста…

II полугодие (18 час) Урок 17

II полугодие (18 час) Урок 17

Вопросы для сообщения и, обсуждения: взаимоотношение звуков русского языка и букв русского алфавита; разделы науки о языке: фонетика, графика и ор­фография; принципы русской орфографии (с…

Вопросы для сообщения и, обсуждения: взаимоотношение звуков русского языка и букв русского алфавита; разделы науки о языке: фонетика, графика и ор­фография; принципы русской орфографии (с…

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО (1 ч)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2018