Урок русского языка в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"
Оценка 4.7

Урок русского языка в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
10 кл
26.04.2018
Урок русского языка в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"
Урок русского языка в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения" позволяет повторить знания учащихся о типе речи - рассуждении на примере текстов В.А.Сухомлинского: притче о Юноше и Старце и тексте "Чувствовать человека". разговор на уроке идет о милосердии, добром отношении к пожилым людям.Урок русского языка в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения" с использованием текстов В.А.Сухомлинского.
подготовка к написанию сочинения-рассуждения.doc
Тема урока:  подготовка к написанию сочинения­рассуждения. Цель: создание условий для                ­ совершенствования  знаний о рассуждении,               ­ развития речи и творчества, логического и образного мышления,                ­ нравственного воспитания. Задачи: ­ напомнить особенности  рассуждения;               ­ формировать умение работать с текстами;               ­ учить составлять рассуждение­размышление;               ­ учить видеть в тексте главное;               ­ обогащать словарный запас детей;               ­воспитывать в детях чувство сострадания, соучастия, милосердия, человечности. Оформление: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, портрет                                      Сухомлинского, запись  инструментальной музыки. Тип урока: урок развития речи и творчества с использованием ИКТ. Структура урока. 1. Оргмомент.     2.Определение темы урока. Целеполагание. Чтобы определить тему урока, восстановите  схему.                                     Типы речи Описание                                                          Повествование                                             …                                             Слайд 1, 2. Мы сегодня будем говорить не просто о рассуждении. Тема нашего урока  «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения. Работа с текстом» Запишите  ее.                                                Слайд 3. Какие задачи мы поставим перед собой? Над какой задачей мы будем работать в первую очередь? 2. Давайте вспомним, что мы знаем о рассуждении.            ­ На какие разновидности делится рассуждение?            ­ Что из себя представляет рассуждение – размышление?            ­ Какая форма характерна для текста данного типа?            ­ К какому стилю относится рассуждение­размышление?            ­ От чего зависит стиль рассуждения­размышления?                                                  3. «Домино». У вас на столах разрезанные тексты.  3. Однажды Юноша повстречал на своём пути Старца и, оттолкнув его, прошёл мимо.  Старец посмотрел вслед Юноше и взмахнул рукой. Юноша в одно мгновение  превратился в глубокого старика. Ему вдруг стало трудно дышать, ослабели руки и  ноги, глаза потеряли зоркость, уши перестали слышать многие звуки окружающего  мира. 1.– Что со мной? – всполошился Юноша­Старик. – Почему мне так плохо, где моя  молодость? 4. – Она прошла, – ответил Старец, – а ты и не заметил, потому что прошёл мимо  главного в жизни. 2.– А что главное в жизни? – спросил Юноша­Старик. – Подумай и, может быть, ты ещё успеешь это понять, – ответил Старец и скрылся. 5. После того как Старец скрылся, Юноша­Старик обрёл свой прежний облик, и,  опустившись на землю, задумался… Расположите части по возрастанию порядкового номера. Можно ли то, что  получилось, назвать текстом? Почему? Расположите части так, чтобы получился  текст. 3 1 4 2 5              Прочитайте текст и ответьте на вопросы              Вопросы:  Почему Юноша не уступил дорогу Старцу?  Не слишком ли жестоко обошёлся Старец с Юношей?  Как вы думаете, есть ли разница между словами «Старец» и «Старик»?  В какие моменты жизни человек чаще всего что­то осознаёт, понимает?  Так что же самое главное в жизни? – запись версий на доске. 4.  Работа с текстом. Попробуем ответить на последний вопрос, работая с текстом. Слово о  Сухомлинском. Василий Александрович Сухомлинский – великий педагог 20 века,  отдавший свою жизнь воспитанию детей.                                                  Слайд 4 В. Сухомлинский          ЧУВСТВОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА...       (Из статьи "Нравственная сущность человека. Постижение человечности")     (1)Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его  глазах  сложный духовный мир ­ радость, горе, беду, несчастье.(2) Думай и чувствуй, как   твои поступки могут отразиться  на душевном состоянии другого человека. (3)Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства,  тяжелых  переживаний  другим  людям.  (4)Умей поддержать, помочь, подбодрить человека,  у   которого  горе.  (5)Помни,  что  такое же  горе  может постигнуть  и тебя. (6)Не будь   равнодушным. (7)Равнодушие ­ это душевная слепота. (8)Существует  в  этике  понятие ­  хамство.  (9) Это  один  из  пороков  человека,  невежественного в  нравственном  отношении. (10)Хам не понимает и   не чувствует  душевного состояния человека; он способен сыпать соль на сердечные раны;      громко   стучать  грязными  сапогами  там,  где  нужно затаить  дыхание; ломиться в дверь, когда  надо тихонько и незаметно отойти на цыпочках от этой двери; смеяться, когда  всем  грустно.  (11)Умей  воспитать себя так, чтобы ты не только сам не был дремучим  невеждой, но и ненавидел невежество, хамство…     (12)  Мы  часто  говорим  друг  другу: желаю всего доброго, желаю вам  добра и счастья.  Это не просто выражение вежливости.  (13)В этих словах мы выражаем свою человеческую  сущность.  (14)Умение  чувствовать,   умение   видеть  по­доброму окружающих  тебя   людей ­  не  только показатель  этической культуры,  но  и результат  огромной  внутренней духовной работы.  (15)Искреннее,  чистосердечное желание добра неотделимо от  самовоспитания. (16)Поистине добрый человек  сегодня становится лучше, чем был вчера;  чувствование добрых побуждений приносит ему самому счастье.  (17)Добрые желания живут в  душе того, кто умеет  отдавать силы своей  души другим людям. (18)Истинная доброта выражается в желании видеть лучшим человека,  с  которым  ты соприкасаешься.  (19)Если в  твоей  душе  зашевелилось чувство  радости в  связи с тем,  что твой товарищ хуже  тебя, ­  значит, тебе надо еще много,  очень  много учить,  воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие ­  да,  потому что  зависть  ­  дитя  слабости, страха, безволия, а эти черты при сложении  дают малодушие.   (20)Опасайся  равнодушия  ­  это один  из самых  опасных  пороков.(21) Быть   равнодушным  ­ значит, по существу,  потерять способность к  чувствованию  рядом с  собой  человека. (22)Чтобы  уберечь себя от равнодушия,  надо овладеть  соучастием,   сочувствием, состраданием и в то же время   высокой  принципиальностью  и    требовательностью,  нетерпимостью  и непримиримостью  к злу, умением отличать  безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу… Чтение текста вслух.              Что общего этот текст имеет с предыдушим?  Какое предложение помогает нам охарактеризовать поступок юноши? (хамство ­ 8) К какому типу речи относится данный текст?   Определите тему текста  ­ в заглавии, что значит чувствовать человека. В каком предложении заключена основная мысль?  1 Какой прием изобразительности используется в 1­4 предложениях? (однородные члены) В каком предложении с 12 по 15 используются эпитеты? (15)  Укажите предложение, в котором используются авторские знаки препинания, назовите их. ( 10) В каком предложении вместо  слова равнодушие употреблен сравнительный оборот? (7) 5. Словарная работа. А как вы понимаете слово «равнодушие»? Равнодушие – выражение безразличия, безучастности. 6. Работа с понятийным конструктором   Какие качества нужно развивать в себе, чтобы не быть равнодушными?                                                 Слайд  5. Выберите из предложенных вам понятий те, которые вы считаете нужными и  прикрепите их на доске:                                  бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм,                                   щедрость, одиночество, прощение, желание, осторожность,                                   корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие,                                   требовательность, непримиримость к злу. Узелки на память                                              Слайд 6   7. Словарная работа. ­ Каким словом мы можем объединить эти качества?                                                           Милосердие.             ­ Как вы понимаете это слово?                                                        Слайд 7.                      Милосердие – готовность помочь кому­нибудь или простить кого­нибудь из                                                сострадания, человеколюбия.               Мы с вами подобрали составляющие милосердия. 8. Является ли проблема, которую обсуждали на уроке, актуальной?                    Старый человек, больной, обиженный… Какой месячник  сейчас идет?                                                               (месячник пожилого человека)            Кому она посвящена? Нуждаются ли они в милосердии? 9. Прослушайте   музыкальную   пьесу   П.И.Чайковского.   Созвучна   ли   она   нашему разговору?                                              Слайд  8. Это «Осенняя песенка». Какие мотивы мы слышим в ней? 10.  Вернемся к   вашим версиям. Правильно ли вы определили суть нашего разговора? 11. Д\З   Темы для работы:  Согреть своим теплом. Что это значит?  Равнодушие или милосердие?  Что же с нами происходит? Не забывайте об особенностях данного типа речи.                            Слайд 9 ­ Какую тему вы бы  выбрали? ­ О чем будете размышлять? ­ Какие вопросы поставите? Во время работы не забывайте обращаться к записям в тетради.  Разрешите вам напомнить  особенности рассуждения. 12. Это ваше домашнее задание. Запишите. 13. Итог урока. Слова В.Мономаха.                     А куда ни пойдете,                    Где ни остановитесь в пути,                    Везде напоите и накормите                     Всякого просящего…                    …Вы же поступая хорошо,                   Не ленитесь на все доброе.                   Не пройдите мимо человека,                   Не приветствуя его,                   А скажите всякому при встрече                   Доброе слово.                                       Слайд 10 Я хотела бы к этим словам добавить слова В.Сухомлинского:                  Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть                   в его глазах радость, беду, несчастье, горе. Пусть эти слова будут вашим жизненным девизом. Сделайте доброе дело, помогите тому, кто нуждается в помощи, и вы будете сильнее. Дающий человек, дарящий, помогающий всегда сильнее жестокого, равнодушного. Мне очень хочется, чтобы вы были сильными. 14. Рефлексия

Урок русского языка в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

Урок русского языка в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

Урок русского языка в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

Урок русского языка в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

Урок русского языка в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

Урок русского языка в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

Урок русского языка в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

Урок русского языка в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018