Урок русского языка в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
10 кл
26.04.2018
Урок русского языка в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения" позволяет повторить знания учащихся о типе речи - рассуждении на примере текстов В.А.Сухомлинского: притче о Юноше и Старце и тексте "Чувствовать человека". разговор на уроке идет о милосердии, добром отношении к пожилым людям.Урок русского языка в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения" с использованием текстов В.А.Сухомлинского.
подготовка к написанию сочинения-рассуждения.doc
Тема урока: подготовка к написанию сочинениярассуждения.
Цель: создание условий для
совершенствования знаний о рассуждении,
развития речи и творчества, логического и образного мышления,
нравственного воспитания.
Задачи: напомнить особенности рассуждения;
формировать умение работать с текстами;
учить составлять рассуждениеразмышление;
учить видеть в тексте главное;
обогащать словарный запас детей;
воспитывать в детях чувство сострадания, соучастия, милосердия, человечности.
Оформление: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, портрет
Сухомлинского, запись инструментальной музыки.
Тип урока: урок развития речи и творчества с использованием ИКТ.
Структура урока.
1. Оргмомент.
2.Определение темы урока. Целеполагание. Чтобы определить тему урока, восстановите
схему.
Типы речи
Описание Повествование
…
Слайд 1, 2.
Мы сегодня будем говорить не просто о рассуждении. Тема нашего урока
«Подготовка к написанию сочинения – рассуждения. Работа с текстом» Запишите
ее.
Слайд 3.
Какие задачи мы поставим перед собой?
Над какой задачей мы будем работать в первую очередь?
2. Давайте вспомним, что мы знаем о рассуждении.
На какие разновидности делится рассуждение?
Что из себя представляет рассуждение – размышление?
Какая форма характерна для текста данного типа?
К какому стилю относится рассуждениеразмышление?
От чего зависит стиль рассужденияразмышления?
3. «Домино». У вас на столах разрезанные тексты.
3. Однажды Юноша повстречал на своём пути Старца и, оттолкнув его, прошёл мимо.
Старец посмотрел вслед Юноше и взмахнул рукой. Юноша в одно мгновение
превратился в глубокого старика. Ему вдруг стало трудно дышать, ослабели руки и
ноги, глаза потеряли зоркость, уши перестали слышать многие звуки окружающего
мира.
1.– Что со мной? – всполошился ЮношаСтарик. – Почему мне так плохо, где моя
молодость? 4. – Она прошла, – ответил Старец, – а ты и не заметил, потому что прошёл мимо
главного в жизни.
2.– А что главное в жизни? – спросил ЮношаСтарик.
– Подумай и, может быть, ты ещё успеешь это понять, – ответил Старец и скрылся.
5. После того как Старец скрылся, ЮношаСтарик обрёл свой прежний облик, и,
опустившись на землю, задумался…
Расположите части по возрастанию порядкового номера. Можно ли то, что
получилось, назвать текстом? Почему? Расположите части так, чтобы получился
текст. 3 1 4 2 5
Прочитайте текст и ответьте на вопросы
Вопросы:
Почему Юноша не уступил дорогу Старцу?
Не слишком ли жестоко обошёлся Старец с Юношей?
Как вы думаете, есть ли разница между словами «Старец» и «Старик»?
В какие моменты жизни человек чаще всего чтото осознаёт, понимает?
Так что же самое главное в жизни? – запись версий на доске.
4.
Работа с текстом.
Попробуем ответить на последний вопрос, работая с текстом. Слово о
Сухомлинском. Василий Александрович Сухомлинский – великий педагог 20 века,
отдавший свою жизнь воспитанию детей.
Слайд 4
В. Сухомлинский
ЧУВСТВОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА...
(Из статьи "Нравственная сущность человека. Постижение человечности")
(1)Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его
глазах сложный духовный мир радость, горе, беду, несчастье.(2) Думай и чувствуй, как
твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. (3)Не причиняй
своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых
переживаний другим людям. (4)Умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у
которого горе. (5)Помни, что такое же горе может постигнуть и тебя. (6)Не будь
равнодушным. (7)Равнодушие это душевная слепота.
(8)Существует в этике понятие хамство. (9) Это один из пороков человека,
невежественного в нравственном отношении. (10)Хам не понимает и не чувствует
душевного состояния человека; он способен сыпать соль на сердечные раны; громко
стучать грязными сапогами там, где нужно затаить дыхание; ломиться в дверь, когда
надо тихонько и незаметно отойти на цыпочках от этой двери; смеяться, когда всем
грустно. (11)Умей воспитать себя так, чтобы ты не только сам не был дремучим
невеждой, но и ненавидел невежество, хамство…
(12) Мы часто говорим друг другу: желаю всего доброго, желаю вам добра и счастья.
Это не просто выражение вежливости. (13)В этих словах мы выражаем свою человеческую
сущность. (14)Умение чувствовать, умение видеть подоброму окружающих тебя
людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней
духовной работы. (15)Искреннее, чистосердечное желание добра неотделимо от
самовоспитания. (16)Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем был вчера;
чувствование добрых побуждений приносит ему
самому счастье. (17)Добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей
души другим людям. (18)Истинная доброта выражается в желании видеть лучшим человека, с которым ты соприкасаешься. (19)Если в твоей душе зашевелилось чувство
радости в связи с тем, что твой товарищ хуже тебя, значит, тебе надо еще много, очень
много учить, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие
да, потому что зависть дитя слабости, страха, безволия, а эти черты при сложении
дают малодушие.
(20)Опасайся равнодушия это один из самых опасных пороков.(21) Быть
равнодушным значит, по существу, потерять способность к чувствованию рядом с
собой человека. (22)Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием,
сочувствием, состраданием и в то же время высокой принципиальностью и
требовательностью, нетерпимостью и непримиримостью к злу, умением отличать
безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу…
Чтение текста вслух.
Что общего этот текст имеет с предыдушим?
Какое предложение помогает нам охарактеризовать поступок юноши? (хамство 8)
К какому типу речи относится данный текст?
Определите тему текста в заглавии, что значит чувствовать человека.
В каком предложении заключена основная мысль? 1
Какой прием изобразительности используется в 14 предложениях? (однородные члены)
В каком предложении с 12 по 15 используются эпитеты? (15)
Укажите предложение, в котором используются авторские знаки препинания, назовите их. (
10)
В каком предложении вместо слова равнодушие употреблен сравнительный оборот? (7)
5. Словарная работа.
А как вы понимаете слово «равнодушие»?
Равнодушие – выражение безразличия, безучастности.
6. Работа с понятийным конструктором
Какие качества нужно развивать в себе, чтобы не быть равнодушными?
Слайд 5.
Выберите из предложенных вам понятий те, которые вы считаете нужными и
прикрепите их на доске:
бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм,
щедрость, одиночество, прощение, желание, осторожность,
корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие,
требовательность, непримиримость к злу.
Узелки на память
Слайд 6
7. Словарная работа.
Каким словом мы можем объединить эти качества?
Милосердие.
Как вы понимаете это слово?
Слайд 7.
Милосердие – готовность помочь комунибудь или простить когонибудь из
сострадания, человеколюбия.
Мы с вами подобрали составляющие милосердия.
8. Является ли проблема, которую обсуждали на уроке, актуальной?
Старый человек, больной, обиженный…
Какой месячник сейчас идет?
(месячник пожилого человека)
Кому она посвящена? Нуждаются ли они в милосердии? 9. Прослушайте музыкальную пьесу П.И.Чайковского. Созвучна ли она нашему
разговору?
Слайд 8.
Это «Осенняя песенка». Какие мотивы мы слышим в ней?
10. Вернемся к вашим версиям. Правильно ли вы определили суть нашего разговора?
11. Д\З
Темы для работы:
Согреть своим теплом. Что это значит?
Равнодушие или милосердие?
Что же с нами происходит?
Не забывайте об особенностях данного типа речи.
Слайд 9
Какую тему вы бы выбрали?
О чем будете размышлять?
Какие вопросы поставите? Во время работы не забывайте обращаться к
записям в тетради. Разрешите вам напомнить особенности рассуждения.
12. Это ваше домашнее задание. Запишите.
13. Итог урока.
Слова В.Мономаха.
А куда ни пойдете,
Где ни остановитесь в пути,
Везде напоите и накормите
Всякого просящего…
…Вы же поступая хорошо,
Не ленитесь на все доброе.
Не пройдите мимо человека,
Не приветствуя его,
А скажите всякому при встрече
Доброе слово.
Слайд 10
Я хотела бы к этим словам добавить слова В.Сухомлинского:
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть
в его глазах радость, беду, несчастье, горе.
Пусть эти слова будут вашим жизненным девизом. Сделайте доброе дело, помогите
тому, кто нуждается в помощи, и вы будете сильнее. Дающий человек, дарящий,
помогающий всегда сильнее жестокого, равнодушного. Мне очень хочется, чтобы вы
были сильными.
14. Рефлексия
Урок русского языка в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"
Урок русского языка в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"
Урок русского языка в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"
Урок русского языка в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.