Элективный курс "Правописание и культура"
Оценка 4.7

Элективный курс "Правописание и культура"

Оценка 4.7
Образовательные программы +1
docx
русский язык
10 кл
30.04.2018
Элективный курс "Правописание и культура"
Программа элективного курса "Правописание и культура" - (34 часа) рассчитана на учащихся 10 класса и направлена на подготовку к выпускным экзаменам. Данный курс помогает осознать учащимся, что общение – это серьезный вид речевой деятельности. Что в речевой деятельности (когда говорим или пишем) мы всегда выбираем из ряда возможных то оптимальное языковое средство, которое и позволяет точно и ясно передать мысль.
Элективный курс Правописание и культура речи.docx
Пояснительная записка Программа курса (34 часа) рассчитана на учащихся 10 класса и направлена на подготовку к выпускным экзаменам. Данный курс помогает осознать учащимся, что общение – это серьезный вид речевой  деятельности. Что в речевой деятельности (когда говорим или пишем) мы всегда выбираем из ряда возможных то оптимальное языковое средство, которое и позволяет точно и ясно  передать мысль. Что понимание речи – это тоже активная работа, требующая мобилизации  многочисленных знаний и сведений, и лишь благодаря этому некий набор звуков  превращается в осмысленное высказывание. Кроме этого, элективный курс поможет ребенку понять, что, общаясь, он должен  соблюдать многие условности и обычаи, принятые его народом, и будет побуждать ребенка проявить в речи свое творчество, свою индивидуальность. Цель курса – научить осознавать роль языка в процессе создания и восприятия речевых  образований. Задачи курса:  Научить осознавать то, что обеспечивает полноценное общение  Научить задумываться над ролью отдельных языковых средств, которые помогают  передать и уловить тончайшие оттенки смысла.  Обобщить изученный материал (правила орфоэпии, орфографии, пунктуации). Формы обучения: урок­беседа, урок­семинар, урок­лекция, интегрированный урок,  дидактическая игра, урок­консультация, урок­конференция, урок­диалог, урок с  применением игровых методов, урок­зачёт, урок­конкурс, урок развития речи, урок­ исследование, повторительно­обобщающий урок. Методы и приёмы обучения: а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной  деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и  демонстрации при устном изложении изучаемого материала; б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником; в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового  материала: работа с учебником, лабораторные работы; г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия; д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное  наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный,  уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних  работ, программированный контроль. Содержание учебного материала (34 часа) Речевой этикет Общие правила и законы речевого общения, формы вежливости, роль жестов и мимики.  Этот материал формирует представление об исторической изменчивости речевого этикета, о стилистическом разнообразии средств общения, об их уместности в разных сферах  общения и в разных возрастных и социальных группах. Школьники узнают о разнообразных формах речевого этикета, закрепившихся в языках разных народов мира. Устная речь Роль литературного произношения в передаче смысла, историческое становление норм  произношения, вариативность, зависимость значений слов и форм ударения. В данном  разделе показывается, что искажения в произношении и ударении, так же, как и  употребление диалектных форм, могут привести к искажению смысла и непониманию.  Анализ орфоэпических норм сопровождается выявлением связанных с ними  орфографических трудностей, тем самым смысл, произношение и написание предстают во  взаимной зависимости. Учащиеся смогут выяснить, как с помощью интонации придать  высказыванию различные смысловые оттенки смысла, познакомятся с ролью пауз,  логического ударения, мелодики в смысловой, грамматической и эмоциональной  организации речи. Письменная речь Реализуется идея комплексного подхода к смыслу, написанию и произношению. Здесь  рассматриваются черты, присущие именно письменной речи, большое внимание уделено  систематизации и обобщению орфографических и пунктуационных знаний и  соответствующих им навыков. Дается представление о разделах орфографии и пунктуации, раскрываются принципы написания и систематизируются знаки препинания по  выполняемой им функции. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:  функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли  старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского  национального языка, литературном языке и его признаках;  системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;  понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм  русского литературного языка;  компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого  общения;  основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и  письменным текстам различных жанров в учебно­научной, обиходно­бытовой, социально­ культурной и деловой сферах общения; уметь:             передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с  изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном,  ­ в устной и письменной формах; владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объёме,  достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор; проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов,  допускающих неоднозначную интерпретацию; разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения  языковой нормы; проводить лингвистический анализ учебно­научных, деловых, публицистических,  разговорных и художественных текстов; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового  оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на  вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нём положения; участвовать в диспуте, дискуссии; иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о  языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с  другими языками; использовать разные виды чтения (ознакомительно­изучающее, ознакомительно­ реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно­научных  текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе  представленных в электронном виде на различных информационных носителях;      владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного  текста; создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания  различных типов и жанров в социально­культурной, учебно­научной (на материале  изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать  собственный текст; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,  грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка; применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы  современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в  том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни:  для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности  народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;  углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области  филологических наук и получения высшего филологического образования;  совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к  речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;  увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения  круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к  самооценке через наблюдение за собственной речью;  развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных  областях человеческой деятельности;  удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;  самообразования и активного участия в производственной, культурной и  общественной жизни государства. Методы контроля – это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков  учащихся, результатов обучения на уроке. Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям: 1. Учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова,  предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в  связи с производимым разбором или по заданию учителя. 2. Учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, своё отношение к  действительности в устной и письменной форме. 3. Учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами  произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования  предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его  изобразительно­выразительными возможностями, нормами орфографии и  пунктуации. Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат  соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа  изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты. Учебно­тематический план к рабочей программе элективного курса по русскому  языку «Правописание и культура речи» для 10 класса на 2015­2016 учебный год Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час. 1. Речевой этикет 2. Устная речь 3. Письменная речь Резерв учителя 4 6 22 2 КАЛЕНДАРНО­ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Дата проведения Тема урока, лабораторной ( №, тема), практической ( №, тема), контрольной работы ( №, тема) и т.д. Количество часов Домашнее задание план факт 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Нужны ли правила речевого поведения? Умеем ли пользоваться формулами  вежливости? Как обратиться к собеседнику? О чем расскажут мимика и жесты? Нужны ли орфоэпические правила? Знаем ли мы правила литературного  произношения? В чем особенности словесного ударения в русском языке? Помогает ли интонация выражать  смысл речи? Логическое ударение. Пауза. Мелодика  речи. Интонация, пунктуация и орфография. Для чего нужны орфографические  правила? Принципы русской  орфографии. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Написание Ь после шипящих на конце  слова. Союзы и производные предлоги  как опознавательный признак  пунктограммы. О – Ё после шипящих. Деепричастный оборот. Написание не с  любыми словами. НЕ с определенными  частями речи. Написание И ­ Ы после  Ц. Причастный оборот. Н – НН в полных  прилагательных и причастиях.  Отрицательные местоимения и наречия. Различение не и ни в предложении.  Обособленные определения и  приложения. Корни с чередованием. Правописание приставок. Вводные слова, словосочетания,  предложения. Орфограммы на стыке  приставки и корня. Выделение вводных предложений  скобками и тире. Конструкции с союзом И. Междометия. Слова­предложения ДА,  НЕТ. Обращение. Правописание суффиксов. Прямая речь. Гласные н – нн в  суффиксах причастий. Обобщающие  слова при однородных членах  предложения. 1 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Тире в простом и сложном  предложении. Правописание окончаний. Написание через дефис приставок по­,  в­(во­) в приставочно­суффиксальных  сочетаниях по­ ­ ­ому(­ему), ии; в­(во­ ­  ­ых, ­их. Слитное и дефисное написание корня пол­. Двоеточие в сложном предложении.  Правописание сложных слов. Дефисное написание –то, ­либо,  ­нибудь, кое­ в неопределенных  местоимениях и наречиях. Отличие созвучных форм слов.  Раздельное написание наречных  сочетаний, образованных от  существительных. Конструкции с союзом как (точно,  будто, словно). Правописание производных предлогов. Причастие и отглагольное  прилагательное. Глаголы с приставкой недо­. Глаголы с  отрицанием не и приставкой до­. Наречие на –о, ­е. Точка с запятой. Итоговое занятие. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33­ 34 Резерв 2                        Учитель _____________________ Л.А.Томцева ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1. Научно­популярный журнал для старшеклассников «Русский язык  и литература для школьников»­ №1,2008г.,  №3 2010г., №3 2011; 2. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в  школе.­ М.,1990. 3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного  языка.­ М.,1981. 5. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского  языка.­ М.,1990. 7. Львова С.И. Язык в речевом общении ­ М.,  1992. 8. Никерова А.И. Предупреждение  пунктуационных ошибок учащихся.­ М.,  1985. 9. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по  русскому языку.­ Москва: Вербум ­ М, 2003. 10. Точка, точка, запятая… Саморепетитор по русской пунктуации.  Под ред. А. М. Ломова.­ Воронеж, 1993. 11. Ушаков Н.Н. Внеклассная работа по русскому языку.­ М.,1985.

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"

Элективный курс "Правописание и культура"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018