Программа элективного курса "Правописание и культура" - (34 часа) рассчитана на учащихся 10 класса и направлена на подготовку к выпускным экзаменам. Данный курс помогает осознать учащимся, что общение – это серьезный вид речевой деятельности. Что в речевой деятельности (когда говорим или пишем) мы всегда выбираем из ряда возможных то оптимальное языковое средство, которое и позволяет точно и ясно передать мысль.
Элективный курс Правописание и культура речи.docx
Пояснительная записка
Программа курса (34 часа) рассчитана на учащихся 10 класса и направлена на подготовку к
выпускным экзаменам.
Данный курс помогает осознать учащимся, что общение – это серьезный вид речевой
деятельности. Что в речевой деятельности (когда говорим или пишем) мы всегда выбираем
из ряда возможных то оптимальное языковое средство, которое и позволяет точно и ясно
передать мысль. Что понимание речи – это тоже активная работа, требующая мобилизации
многочисленных знаний и сведений, и лишь благодаря этому некий набор звуков
превращается в осмысленное высказывание.
Кроме этого, элективный курс поможет ребенку понять, что, общаясь, он должен
соблюдать многие условности и обычаи, принятые его народом, и будет побуждать ребенка
проявить в речи свое творчество, свою индивидуальность.
Цель курса – научить осознавать роль языка в процессе создания и восприятия речевых
образований.
Задачи курса:
Научить осознавать то, что обеспечивает полноценное общение
Научить задумываться над ролью отдельных языковых средств, которые помогают
передать и уловить тончайшие оттенки смысла.
Обобщить изученный материал (правила орфоэпии, орфографии, пунктуации).
Формы обучения: урокбеседа, уроксеминар, уроклекция, интегрированный урок,
дидактическая игра, урокконсультация, урокконференция, урокдиалог, урок с
применением игровых методов, урокзачёт, урокконкурс, урок развития речи, урок
исследование, повторительнообобщающий урок.
Методы и приёмы обучения:
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной
деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и
демонстрации при устном изложении изучаемого материала;
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового
материала: работа с учебником, лабораторные работы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений
и навыков: упражнения, лабораторные занятия; д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное
наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный,
уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних
работ, программированный контроль. Содержание учебного материала
(34 часа)
Речевой этикет
Общие правила и законы речевого общения, формы вежливости, роль жестов и мимики.
Этот материал формирует представление об исторической изменчивости речевого этикета,
о стилистическом разнообразии средств общения, об их уместности в разных сферах
общения и в разных возрастных и социальных группах. Школьники узнают о разнообразных
формах речевого этикета, закрепившихся в языках разных народов мира.
Устная речь
Роль литературного произношения в передаче смысла, историческое становление норм
произношения, вариативность, зависимость значений слов и форм ударения. В данном
разделе показывается, что искажения в произношении и ударении, так же, как и
употребление диалектных форм, могут привести к искажению смысла и непониманию.
Анализ орфоэпических норм сопровождается выявлением связанных с ними
орфографических трудностей, тем самым смысл, произношение и написание предстают во
взаимной зависимости. Учащиеся смогут выяснить, как с помощью интонации придать
высказыванию различные смысловые оттенки смысла, познакомятся с ролью пауз,
логического ударения, мелодики в смысловой, грамматической и эмоциональной
организации речи.
Письменная речь
Реализуется идея комплексного подхода к смыслу, написанию и произношению. Здесь
рассматриваются черты, присущие именно письменной речи, большое внимание уделено
систематизации и обобщению орфографических и пунктуационных знаний и
соответствующих им навыков. Дается представление о разделах орфографии и пунктуации,
раскрываются принципы написания и систематизируются знаки препинания по
выполняемой им функции.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли
старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского
национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм
русского литературного языка; компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого
общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и
письменным текстам различных жанров в учебнонаучной, обиходнобытовой, социально
культурной и деловой сферах общения;
уметь:
передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с
изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих
идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном,
в устной и письменной формах;
владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объёме,
достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в
устной и письменной формах;
производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, речеведческий разбор;
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов,
допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения
языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебнонаучных, деловых, публицистических,
разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на
вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нём положения;
участвовать в диспуте, дискуссии;
иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о
языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с
другими языками;
использовать разные виды чтения (ознакомительноизучающее, ознакомительно
реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного
текста;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в социальнокультурной, учебнонаучной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать
собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в
собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области
филологических наук и получения высшего филологического образования;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к
речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения
круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к
самооценке через наблюдение за собственной речью;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных
областях человеческой деятельности;
удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и
общественной жизни государства.
Методы контроля – это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков
учащихся, результатов обучения на уроке.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям: 1. Учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова,
предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в
связи с производимым разбором или по заданию учителя.
2. Учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, своё отношение к
действительности в устной и письменной форме.
3. Учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами
произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования
предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его
изобразительновыразительными возможностями, нормами орфографии и
пунктуации.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат
соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа
изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Учебнотематический план к рабочей программе элективного курса по русскому
языку «Правописание и культура речи» для 10 класса на 20152016 учебный год
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.
1. Речевой этикет
2. Устная речь
3. Письменная речь
Резерв учителя
4
6
22
2
КАЛЕНДАРНОПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №
п/п
Дата
проведения
Тема урока, лабораторной ( №, тема),
практической ( №, тема),
контрольной работы ( №, тема) и т.д.
Количество
часов
Домашнее
задание
план факт
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Нужны ли правила речевого поведения?
Умеем ли пользоваться формулами
вежливости?
Как обратиться к собеседнику?
О чем расскажут мимика и жесты?
Нужны ли орфоэпические правила?
Знаем ли мы правила литературного
произношения?
В чем особенности словесного ударения
в русском языке?
Помогает ли интонация выражать
смысл речи?
Логическое ударение. Пауза. Мелодика
речи.
Интонация, пунктуация и орфография.
Для чего нужны орфографические
правила? Принципы русской
орфографии.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Написание Ь после шипящих на конце
слова. Союзы и производные предлоги
как опознавательный признак
пунктограммы. О – Ё после шипящих.
Деепричастный оборот. Написание не с
любыми словами. НЕ с определенными
частями речи. Написание И Ы после
Ц.
Причастный оборот. Н – НН в полных
прилагательных и причастиях.
Отрицательные местоимения и наречия.
Различение не и ни в предложении.
Обособленные определения и
приложения. Корни с чередованием.
Правописание приставок.
Вводные слова, словосочетания,
предложения. Орфограммы на стыке
приставки и корня.
Выделение вводных предложений
скобками и тире.
Конструкции с союзом И. Междометия.
Словапредложения ДА,
НЕТ. Обращение.
Правописание суффиксов.
Прямая речь. Гласные н – нн в
суффиксах причастий. Обобщающие
слова при однородных членах
предложения.
1 22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Тире в простом и сложном
предложении. Правописание окончаний.
Написание через дефис приставок по,
в(во) в приставочносуффиксальных
сочетаниях по ому(ему), ии; в(во
ых, их. Слитное и дефисное написание
корня пол.
Двоеточие в сложном предложении.
Правописание сложных слов.
Дефисное написание –то, либо,
нибудь, кое в неопределенных
местоимениях и наречиях.
Отличие созвучных форм слов.
Раздельное написание наречных
сочетаний, образованных от
существительных.
Конструкции с союзом как (точно,
будто, словно).
Правописание производных предлогов.
Причастие и отглагольное
прилагательное.
Глаголы с приставкой недо. Глаголы с
отрицанием не и приставкой до.
Наречие на –о, е. Точка с запятой.
Итоговое занятие.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 33
34
Резерв
2
Учитель _____________________ Л.А.Томцева ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Научнопопулярный журнал для старшеклассников «Русский язык
и литература для школьников» №1,2008г., №3 2010г., №3 2011;
2. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в
школе. М.,1990.
3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного
языка. М.,1981.
5. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского
языка. М.,1990.
7. Львова С.И. Язык в речевом общении М.,
1992.
8. Никерова А.И. Предупреждение
пунктуационных ошибок учащихся. М.,
1985.
9. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по
русскому языку. Москва: Вербум М, 2003.
10. Точка, точка, запятая… Саморепетитор по русской пунктуации.
Под ред. А. М. Ломова. Воронеж, 1993.
11. Ушаков Н.Н. Внеклассная работа по русскому языку. М.,1985.
Элективный курс "Правописание и культура"
Элективный курс "Правописание и культура"
Элективный курс "Правописание и культура"
Элективный курс "Правописание и культура"
Элективный курс "Правописание и культура"
Элективный курс "Правописание и культура"
Элективный курс "Правописание и культура"
Элективный курс "Правописание и культура"
Элективный курс "Правописание и культура"
Элективный курс "Правописание и культура"
Элективный курс "Правописание и культура"
Элективный курс "Правописание и культура"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.