Элективный курс «Психология общения» для обучающихся МБОУ СОШ №107
Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
психологическая работа +1
5 кл—7 кл
06.07.2017
Программа элективного курса «Психология общения» построена на основе программы «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)» Локалова Н.П. и программы развития проектного мышления младших подростков «Учимся решать проблемы» Битянова М.Р., Беглова Т.В. Целью стало формирование у обучающихся положительного отношения к обучению в школе посредством снятия эмоционального напряжения, чувства тревожности, развития коммуникативных навыков и повышения самооценки, формирование положительной коммуникативной деятельности, саморегуляции, постижение богатства своего внутреннего мира, своих индивидуальных особенностей, мира собственных чувств и эмоций.
Элективный курс «Психология общения» для обучающихся МБОУ СОШ №107.doc
Элективный курс «Психология общения» для обучающихся МБОУ СОШ
№107
Курс посвящён вопросам, которые помогут обучающимся разобраться в себе. На
занятиях изучаются проблемы, которые возникают во взаимоотношениях с друзьями,
членами семьи, а также эмоции, настроение, переживания, страхи и чувство вины.
Приоритетным направлением образования в условиях модернизации является
развитие личности, знающей психологию общения и готовой к продуктивному
взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, а также
готовой нести личную ответственность за принятое решение. В нашем обществе ценится
успех, но уже как свершившийся факт — редко кто задумывается над тем, как именно
достигается этот успех. Исследования многих отечественных и зарубежных психологов
показывают, что социальнопсихологическая компетентность – ключевой фактор личного
успеха. Социальнопсихологическая компетентность предполагает следующее:
знание и понимание себя, своих сильных и слабых сторон, наличие уровня развития
своих личных качеств;
знание и понимание других людей, индивидуальных различий, особенности подхода
к разным людям;
знание и умение управления своим эмоциональным состоянием;
умение совершенствовать свои личностные и деловые качества;
знание, понимание и разрешение жизненных ситуаций;
понимание, осмысление и возможность изменения своего жизненного пути.
Социальнопсихологическая компетентность у обучающихся формируется на
усвоении знаний элективного курса «Психология общения». Напряженность социальной
жизни, усложнение межличностных отношений, коренные социальные перемены,
происходящие в обществе, психологическая эмансипация личности – все это вызывает
необходимость проведения систематических занятий, научно обоснованных, разработанных
с учетом возрастных особенностей школьников, помогающих изучить наряду с
многообразием мира самого себя как личность. Особенно остро эта проблема стоит в
подростковом возрасте. Именно в это время совершается одно из важнейших открытий –
открытие самого себя, поиск своего места в мире. Изменение в анатомофизиологическом,
интеллектуальном и нравственном развитии, изменение условий жизни и деятельности
школьника подросткового возраста приводит к перестройке психики, ломке старых,
сложившихся форм взаимоотношений с людьми. Иногда это происходит болезненно,
неравномерно, сопровождается конфликтами. По мнению К.Д.Ушинского, подростки
подобны животному и человеческому организму, с заложенными в них силами жизни,
творчества, противоречий во взаимодействии с внешним миром и с самим собой.
Обращенность к собственному духовному миру,
собственной жизни,
взаимоотношения с окружающими людьми – главное назначение курса «Психология
общения». Познав себя, анализируя те или иные проявления жизни подросток может
понять, что собственная судьба, будущее человека зависят от его умения реально
оценивать свои возможности. Это и достигается на занятиях курса.
В существующих ныне образовательных программах мало разработаны вопросы о
снятии избыточного напряжения со школьника, об обучении его методам противодействия
стрессу, в том числе и информационному, не говоря уже о выработке навыков активного
слушанья, самопрезентации и саморегуляции, так необходимых для достижения успеха.
Все провозглашаемые обществом нравственные ценности – гуманизм, демократизм,
сотрудничество, толерантность – основаны на психологических законах общения и
взаимодействия людей. Отсутствие психологической грамотности в нашем обществе
тормозит полноценную реализацию этих принципов в жизни. Подростковый возраст – это тот уникальный период, в который наиболее
эффективно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим
впоследствии к успешной самореализации,
наиболее полному раскрытию
интеллектуального и творческого потенциала личности.
Программа элективного курса «Психология общения» сочетает элементы
традиционного урока с игровыми и тренинговыми фрагментами. Предлагаемые занятия
способствуют развитию мышления и познавательной активности, творческих и
коммуникативных способностей учащихся, повышают мотивацию достижения успеха, дети
получают навыки групповой работы. Весь процесс обучения строится так, чтобы ребёнок
почувствовал учение – это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением.
Целенаправленное развитие системы процессов анализа и синтеза позволит устранить
значительное число трудностей в обучении и существенно повысить в связи с этим
качество процесса усвоения знаний. Обучение школьников различным когнитивным
умениям на основе всестороннего развития системы аналитико синтетических процессов
позволяет не только развивать интеллектуальный потенциал учащихся, но и заложить
основу логикоаналитического отношения к действительности как составляющую общей
направленности деятельности и поведения человека, т.е. его мировоззрения.
самоорганизации и самосовершенствования,
Практическая направленность занятий выражается в реализации идеи подготовки
ребенка к жизни, взаимоотношениям и взаимодействию с окружающими людьми,
самопознания,
стремления к
общечеловеческим идеалам и ценностям, здоровому образу жизни. Происходит обогащение
личного опыта ребенка (чувственного, практического) и создание «зон ближайшего
развития», в соответствии со способностями и интересами. Познавательные, творческие,
веселые, увлекательные занятия помогают ребенку создать образ «Я», который включает в
себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности
личности, принятие и осмысление ценностей, правил взаимодействия с окружающим
миром. На занятиях не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно.
Ученики на этих уроках избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать
ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует,
все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного
обсуждения дети приходят к правильному решению. У них постепенно формируется
отношение к этим урокам как средству развития своей личности. Главным вопросом для
учеников становится вопрос «Чему я научусь (научился) сегодня на уроке?», а не «Какую
отметку я получу (получил)?».
Для решения задач курса выбраны следующие приемы и формы работы:
устный и анкетный опрос;
обращение к личному опыту;
тестирование, ситуационно ролевые, деловые, развивающие игры;
рефлексия результатов, анонимное обращение обучающихся к собственным
трудностям;
контроль уровня достижений в виде творческих заданий;
индивидуальная работа в тетрадях;
работа в парах, группами.
В занятия включены упражнения, тренинги предлагаемые следующими авторами:
Н.И. Маленкова “Человековедение”, Д.В.Рязанова “Тренинг с подростками”, “Игры:
обучение, тренинг, досуг” под ред. В.В. Петрусинского, А.Микляева “Я – подросток”,
А.С.Прутченков “Трудное восхождение к себе”, Н.В.Самоукина “Практический психолог в
школе”, “Руководство практического психолога” под ред. И.В.Дубровиной, Е.В.Шубина
“Равновесие души”.
Используются следующие упражнения на самопознание и самодиагностику: Я не такой как все и все мы разные;
Мои качества, что я умею и не умею;
Я – реальный; идеальный; глазами других;
Мои недостатки и достоинства;
Какой я человек?;
Каков я на самом деле?;
Каким меня видят окружающие;
Я – вселенная;
Я в будущем;
Дерево моей жизни.
Игрытренинги: Мои проблемы, Мои идеалы, Свое пространство, Откровенно
говоря, Эмоциональная атмосфера, Путь к гармонии и успеху, Деловой тренинг.
Игрытесты, тесты: Я предпочту, Твои увлечения, Самооценка, Ты хочешь быть
солнцем, Какой я в общении, Саморегуляция, Активизация резервных возможностей.
Данный элективный курс рассматривает вопросы, относящиеся к самопознанию,
самосовершенствованию. Учащиеся получают возможность обучиться широкому ряду
личностных и социальных навыков и приложению этих навыков к конкретным ситуациям.
Изучая методики и стратегии, учащиеся смогут применить эти умения в жизни. Темы,
рассматриваемые в рамках данного курса, сочетаются таким образом, что полученные
учащимися теоретические знания дополняются элементами психологического тренинга,
ролевыми играми, анализом ситуаций, получением обратной связи.
Элективный курс «Психология общения» для обучающихся МБОУ СОШ №107
Элективный курс «Психология общения» для обучающихся МБОУ СОШ №107
Элективный курс «Психология общения» для обучающихся МБОУ СОШ №107
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.