Элективный курс "Сочинение - это просто"

  • Разработки курсов
  • docx
  • 21.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы рад сочинением.
Иконка файла материала Элективный курс Сочинение - это просто 11 класс.docx
Пояснительная записка С   2014­2015   учебного   года   для   выпускников   проводится   итоговое   сочинение   (изложение)   в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений   в   Порядок   проведения   государственной   итоговой   аттестации   по   образовательным программам  среднего   общего  образования» №923  от  05.08.2014 г.  (зарегистрирован   Минюстом России   15.08.2014  г.,   регистрационный   №33604).   Данное   решение   принято   с  целью   реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013   года   во   исполнение   пунктов   «б»   и   «в»   перечня   поручений   Президента   Российской Федерации   по  итогам   заседания   Совета   при   Президенте   Российской   Федерации   по  культуре   и искусству   от   17.11.2013   г.   №2699.Сочинение   позволит   проверить   широту   кругозора,   умение мыслить   и   доказывать   свою   позицию   с   опорой   на   самостоятельно   выбранные   произведения отечественной и мировой литературы, владение речью. Введение итогового сочинения (изложения) будет содействовать формированию самосознания учащегося, развитию его речевой и читательской культуры.   Как   итоговое   сочинение,   так   и   изложение   являются   допуском   к   государственной итоговой   аттестации   (оценка   школой   в   системе   «зачёт—незачёт»).   В   отличие   от   изложения, итоговое сочинение — это форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза — до 10 баллов к результатам ЕГЭ). Информация о данной форме  аттестации содержится в следующих документах и материалах:  ∙   Приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   «О   внесении   изменений   в Порядок   проведения   государственной   итоговой   аттестации   по   образовательным   программам среднего   общего   образования»   №923   от   05.08.2014   г.   (зарегистрирован   Минюстом   России 15.08.2014 г., регистрационный №33604);  ∙   Информационное   письмо   Минобрнауки   России   «Об   итоговом   сочинении   (изложении)»   от 26.08.2014   г.   №НТ­904/08;   организационный   и   технический   регламенты   проведения   итогового сочинения   (изложения);∙   инструктивные   материалы   по   подготовке   и   проведению   итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях. Программа элективного курса разработана  в соответствии с  Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ  «Об образовании в РФ»;   Федеральным   компонентом   основного   общего   среднего   образования,   утвержденным   приказом Министерства  образования РФ № 1089  от 05.03. 2004 года; Федеральным базисным учебным планом основного общего   образования, утвержденным приказом Министерства  образования РФ №1312  от 09.03.2004 г.; Элективный   курс   «Сочинение   –   это   просто»   в     11­м   классе   предназначен   для   учащихся одиннадцатого   класса,   которым   предстоит   в   декабре   сдавать   экзаменационное   сочинение   по литературе, являющееся одним из условий допуска к сдаче ЕГЭ. Одна из главных целей творческой работы – мотивировать учеников на чтение, пробудить в них интерес к литературе как к предмету.       Сочинение по литературе как форма итоговой аттестации отражает современные подходы к постановке целей литературного образования. Данный вид работы предполагает самостоятельное осмысление изученных произведений и выявляет как языковое (и шире – речевое), так и общее интеллектуальное   развитие   учащихся.   По   словам   Д.Ливанова:   «…самый   главный     результат, который мы ожидаем увидеть…­ это повышение интереса детей к изучению литературы в школе, чтению, их способности формулировать мысль, аргументы». В сочинении на литературную тему ярко проявляется творческий компонент, заключающийся в первую   очередь   в   осознанной   деятельности   по   анализу   литературного   материала.   В   этой деятельности   пишущий сочинение имеет   безусловное   право   на   предъявление   собственной трактовки темы, на личностную позицию по отношению к произведению и его автору и т.д. Однако учебный   компонент,   содержащийся   в   сочинении   наряду   с   творческим,   выдвигает   серьезное требование   к   предъявлению   собственной   интерпретации   литературного   материала.   Обосновать личную позицию автор сочинения может только после выполнения значительной работы на уровнеосведомленности.   Это   предполагает   эрудированность,   начитанность   в   области   художественной литературы,   глубину   освоения   идейно­художественного   своеобразия   содержания   произведений, достаточный уровень владения литературоведческими понятиями.        В целом письменная работа по литературе (сочинение) позволяет выявить и оценить не только уровень   литературной   компетенции,   но   также   определить   уровень   речевых,   коммуникативных умений, степень личностного развития, социальную зрелость. Все это объясняет, почему сочинение по литературе остается одним из сложных учебных заданий, почему многие учащиеся испытывают значительные затруднения при самостоятельной работе над текстом творческой работы.                         Что требуется от обучающихся на итоговом сочинении? умения рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме одного из предложенных тематических направлений; выбрать одну тему; выбрать литературный материал (одно или несколько произведений — количество не важно, важна глубина раскрытия темы), наиболее подходящий для раскрытия темы; сформулировать свою точку зрения; аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по вашему выбору); продумать композицию сочинения; грамотно оформить сочинение.         Работа   школьников   оценивается   по   пяти   критериям:   соответствие   теме;   аргументация   и привлечение литературного материала; композиция; качество письменной речи; грамотность. Два первых критерия из этого списка являются обязательными. Чтобы получить «зачёт» помимо них нужно выполнить ещё как минимум один критерий.    Цель данного  курса:    помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе. Задачи элективного курса: помочь   обучающимся   обобщить   знания   по   литературе,   в   том   числе   и   по   вопросу   написания сочинения на литературную тему;  совершенствовать   и   развивать   умения   конструировать   письменное   высказывание   в   жанре сочинения­рассуждения, сочинения­эссе; формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью; совершенствовать   и   развивать   умения   читать,   понимать   прочитанное   и   анализировать   общее содержание текстов разных функциональных стилей; совершенствовать   и   развивать   умения   передавать   в   письменной   форме   своё,   индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений; формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст. владеть   навыками   речевого   оформления   письменной   работы   с   использованием   средств выразительности.       Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта   среднего   общего   образования   по   литературе,   направлена   на   создание   условий   для реализации   деятельностного   подхода   к   изучению   литературы.   В   соответствии   с   требованиями государственного   стандарта     и   образовательной   программы   у   учащихся   в   процессе   изучения данного   элективного   курса     совершенствуются   и   развиваются   коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные умения и навыки. Программа   базируется   на   учебно­методических   материалах   по   литературе,     русскому   языку   и анализе результатов написания сочинения предыдущего года            Реализация данной программы предусматривает использование системно­ деятельностного подхода,   личностно­ориентированного   обучения,   признающего   ученика   главной   фигурой образовательного процесса          Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при   его   взаимодействии   с   учителем   и   другими   учащимися.   Обучение   строится   на   основе теоретической и практической формы работы с учащимися.           Формы проведения занятий: урок­лекция, урок­практикум, урок исследование. Программа рассчитана на 12 часов.Контроль знаний и умений осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических   работ.   Чтобы   не   увеличивать   нагрузку   обучающихся   11   класса,     преподавание элективного  курса   проводится  без домашних    заданий. Содержание программы элективного курса Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания.  Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.  Теоретико­литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы рад сочинением. Структура   сочинения.  Вступительная   часть   сочинения.   Виды   вступлений   (историческое, историко­литературное,   аналитическое   или   проблемное,   биографическое,   сравнительное, публицистическое, лирическое).  Заключительная часть сочинения. Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения. Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности. Редактирование текста сочинения Система форм контроля уровня достижений обучающихся: промежуточный контроль – сочинение – рассуждение по одной из предложенных тем; итоговый контроль – сочинение – эссе, сочинение – рассуждение. Основные требования к  знаниям, умениям, навыкам обучающихся Обучающиеся должны: ­ понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности  историко­литературного процесса того или иного периода; ­ знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям; ­ уметь  определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературном процессе,   понимать   конкретно­историческое   и   общечеловеческое   значение   художественных произведений; ­   хорошо   знать   тексты   программных   произведений,   их   литературоведческие   и   литературно­ критические оценки; ­   самостоятельно   работать  с   текстом   и   создавать   свой   собственный   текст   в   условиях определенного   отрезка     времени,   выражать   свои   мысли   современным   литературным   языком, выстраивать     текст   по   определённой   модели,   продумывать   план   и   композицию,   отбирать фактический материал в соответствии с данной темой. Предполагаемые результаты:   Ученик научится: ­классифицировать     сочинений   по   проблематике,   тематике   и   жанрам,   определять   своеобразие жанров, зависимость структуры сочинения от его типа; ­ анализировать творческие образцы сочинений различных жанров; ­ создавать сочинения определённой тематики в соответствии с  требованиями; ­   аргументировать,   привлекая   материал   художественных   произведений,   выражать   собственную позицию; ­ осуществлять речевое оформления собственных работ; ­ уместно употреблять средства художественной выразительности; ­редактировать собственные сочинения. Особенности формулировок тем итогового сочинения  Подходы   к   разработке   формулировок   тем   итогового   сочинения   определяются   задачами   его введения: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение   рассуждать   с   опорой   на   литературный   материал   по   избранной   теме.   Таким   образом,назначение   итогового   сочинения   –   прежде   всего,   проверка   речевых   компетенций   и   умения обращаться   к   литературному   материалу,   выбрать   наиболее   соответствующее   проблематике сочинения   произведение   (произведения)   для   раскрытия   темы.   Ниже   перечислены   открытые тематические   направления   для   итогового   сочинения,   в   соответствии   с  которыми   Рособрнадзор разрабатывает   закрытый   перечень   тем   сочинений   2014­2015   учебного   года   и   проводит   их комплектацию по часовым поясам. Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления). Тематические направления   разработаны   Советом   по   вопросам   проведения   итогового   сочинения   в   выпускных классах   под  председательством   Н.Д.Солженицыной,   президента   Русского   общественного   фонда Александра   Солженицына.   Краткий   комментарий   к   тематическим   направлениям   подготовлен специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобрен Советом.   Тематические  направления 1. «Недаром помнит вся Россия…» (200­ летний юбилей М.Ю. Лермонтова) Темы сочинений, сформулированные   на   материале   творчества   М.Ю.   Лермонтова,   нацеливают   на   размышления   о своеобразии   творчества   М.Ю.   Лермонтова,   особенностях   проблематики   его   произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.   2.   Вопросы,   заданные   человечеству   войной  Темы   данного   направления   ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном   выборе   человека   на   войне   (с   опорой   на   произведения   отечественной   и   мировой литературы).  3.  Человек и природа в отечественной  и мировой литературе  Темы,   сформулированные   на основе  указанной   проблематики,  позволяют  поразмышлять  над  эстетическими,  экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.  4. Спор поколений: вместе и врозь  Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных   ценностях,   о   различных   гранях   проблемы   взаимоотношений   между   поколениями: психологической,   социальной,   нравственной   и   т.п.   (с   опорой   на   произведения   отечественной   и мировой литературы).   5.   Чем   люди   живы?  Темы   данного   направления   предполагают   рассуждение   о   ценностных ориентирах человека и человечества, об этико­нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы). Критерии оценивания итогового сочинения организациями.   Критерии   №1   и   №   2   являются   основными.   Для   получения   «зачета»   за   итоговое   сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет»хотя бы по одному из других критериев (№ 3­№ 5). При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются   все   слова,   в   том   числе   и   служебные),   то   за   такую   работу   ставится   «незачет». Максимальное   количество   слов   в   сочинении  не   устанавливается:   в   определении   объема   своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если сочинение   списано   из   какого­либо   источника,   включая   интернет,   то   за   такую   работу   ставится «незачет». Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.   Критерий   №  1   «Соответствие   теме»  Данный   критерий   нацеливает   на   проверку   содержания сочинения.   Участник   должен   рассуждать   на   предложенную   тему,   выбрав   путь   ее   раскрытия (например,   отвечает   на   вопрос,   поставленный   в   теме,   или   размышляет   над   предложенной проблемой,   или   строит   высказывание   на   основе   связанных   с   темой   тезисов   и   т.п.).   «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной   цели   высказывания,   т.е.   коммуникативного   замысла.   Во   всех   остальных   случаях выставляется «зачет».   Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»  Данный критерий нацеливает   на   проверку   умения   использовать   литературный   материал   (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники)  для построения  рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая   для   аргументации   не   менее   одного   произведения   отечественной   или   мировой литературы,   избирая   свой   путь   использования   литературного   материала;   при   этом   он   может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например,   тематика,   проблематика,   сюжет,   характеры   и   т.п.)   до   комплексного   анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет»   ставится   при   том   условии,   что   сочинение   написано   без   привлечения   литературного материала,   или   в   нем   существенно   искажено   содержание   произведения,   или   литературные произведения   лишь   упоминаются   в   работе,   не   становясь   опорой   для   рассуждения.   Во   всех остальных случаях выставляется «зачет».  Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения   логично   выстраивать   рассуждение   на   предложенную   тему.   Участник   должен аргументировать   высказанные   мысли,   стараясь   выдерживать   соотношение   между   тезисом   и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно­ доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».Критерий № 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику   и   различные   грамматические   конструкции,   при   необходимости   уместно   употреблять термины, избегать речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том   числе   речевые   ошибки,   существенно   затрудняет   понимание   смысла   сочинения.   Во   всех остальных случаях выставляется «зачет».   Критерий  №5  «Грамотность»  Данный   критерий   позволяет   оценить   грамотность   выпускника. «Незачет»   ставится,   если   грамматические,   орфографические   и   пунктуационные   ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). Календарно ­тематическое планирование № урок а п/п 1 2. 3. 4. 5. Тема Виды деятельности  обучающихся Кол­во часов Дата Требования   к   сочинению   на литературную   тему.   Критерии оценивания. Конспект лекции,  составление плана и  опорной таблицы  Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.       Конспект лекции,  анализ образца  сочинения Теоретико­литературные понятия и их роль в подготовке к   экзаменам   по   литературе. Основные   литературоведческие понятия   в   формулировках   тем сочинений. Классификация   сочинений   по проблематике,   тематике   и жанрам.   Своеобразие   жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.   Работа с  приложением к  учебнику  литературы «Основные  литературоведчески е понятия» Конспект лекции,  анализ готовых    итоговых сочинений. Выбор   темы   сочинения.   Выбор эпиграфа. Цитирование.   Выбор темы  сочинения. Выбор  1 1 1 1 1Развёрнутый   план   работы   над сочинением.   Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко­литературное, аналитическое   или   проблемное, биографическое,   сравнительное, публицистическое,   лирическое). Заключительная часть сочинения.   Аргументация.   Способы   ввода аргументов в текст сочинения. Выражение собственной   позиции. Использование клише  при написании сочинения.   Речевое оформление. Обоснованное   использование средств выразительности. 6. 7 8 9 10­ 11. Тематические   блоки   сочинений. Аргументация   по   различным тематическим блокам. 12 Итоговое   занятие. изученного.   Контроль эпиграфа.  Цитирование.  Составление  развернутого плана  сочинения Практическая работа : работа над  написанием  черновика сочинения Поиск аргументов,  Способы ввода  аргументов в текст  сочинения  (работа  под руководством  учителя) Заучивание клише,  формулировка  собственной   позиции  в сочинении Работа со словарем  изобразительно­  выразительных   средств, написание  сочинения с учетом  требований к  речевому  оформлению Ознакомление анализ тематических блоков сочинений, работа по аргументации к  различным  тематическим  блокам. Выпускное  сочинение   в  вопросах  и ответах 1 1 1 1 2 1 Учебно­ методическое обеспечение элективного курса .                                     Интернет­ресурсы1.Газета «Русский язык и сайт для учителя «Я иду на урок русского  языка»http://rus.1september.ru  2. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»  http://lit.1september.ru/  3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru  4. Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http//www.philolog/ru/dahl/  5. Икусство слова: авторская методика преподавания русского языка  http://www.gimn13.tl.ru/rus/  6. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)  http://www.mapryal.org  7. Мир слова русского http://www/rusword.org  8. Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка  http://yamal.org/ook  9. Российскоеобщество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское  слово» http://www.ropryal.ru  10. Электронные пособия по русскому языку для школьниковhttp://learning­ russian.gramota.ru  11. Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»http://slovari.gramota/ru  12.Сайт ФИПИ.