Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников.
Оценка 4.6

Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников.

Оценка 4.6
doc
06.10.2021
Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников.
1 (52).doc

Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников.

 

Цель:

   Теоретически и экспериментально изучить параллельное и последовательное соединения проводников в электрической цепи.

Задачи:

образовательные:

•          экспериментально определить соотношение между величинами силы тока (напряжения) на отдельных участках цепи при параллельном и последовательном соединениях проводников;

•          экспериментально определить общее сопротивление цепи при последовательном и параллельном соединении проводников;

•          продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром).

воспитательные:

•          продолжить воспитание отношение к физике как к экспериментальной науке;

•          продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).

развивающие:

•          продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;

•          продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.

Оборудование:

•          (на одну группу)

•          источник питания (4В);

•          амперметры лабораторные (4 шт.);

•          вольтметры лабораторные (4 шт.);

•          ключ;

•          лампочки от карманного фонарика (2 шт.);

•          резисторы, сопротивлением 1 Ом (2 шт.);

•          резистор, сопротивлением 1 Ом (1 шт.);

•          провода соединительные;

•          проектор.

Литература:

1.         Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский.  Физика: учебник для 10-го класса.

2.         Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика (базовый уровень) – М.: Мнемозина, 2012.

3.         Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. – М.: Илекса, 2005.

Ход урока:

1. Организационная часть

2. Изучение нового материала

2 слайд

   От источника тока энергия может быть передана по проводам к устройствам, потребляющим энергию: электрической лампе, радиоприемнику и др. Для этого составляют электрические цепи различной сложности.

   Электрическая цепь обычно состоит из источника тока, устройств, потребляющих электрическую энергию, соединительных проводов и выключателей для замыкания цепи. Часто в электрическую цепь включают приборы, контролирующие силу тока и напряжение на различных участках цепи, - амперметры и вольтметры.

   К наиболее простым и часто встречающимся соединениям проводников относятся последовательное и параллельное соединения.

  Итак, на прошлых занятиях мы с вами познакомились с такими электрическими величинами, как сила тока, напряжение, сопротивление; познакомились с приборами для измерения силы тока и напряжения; экспериментально установили закон Ома для участка цепи, а также научились собирать простейшую электрическую цепь.

   Простейшая электрическая цепь у нас состояла из источника тока, ключа и лампочки. В этой цепи мы использовали лишь один потребитель электрической энергии – электрическую лампочку. Но на практике такие электрические цепи встречаются редко. В основном электрические цепи состоят из большого числа потребителей электрической энергии, причём по–разному соединённых между собой.

   Мы с вами уже встречались с разными способами соединения проводников в электрической цепи, но сегодня на уроке мы изучим эти соединения более подробно.

3 слайд

После этого обращаю внимание учащихся на доску, на которой изображены две электрические схемы.

Схема 1

Схема 1

 

Схема 2

Схема 2

 

Вместе с учащимися выделяем сходства и различия данных электрических цепей. При этом особое внимание заостряю на том, что проводники, включенные в указанные схемы, соединены по–разному. Здесь же с учащимися выясняем каким образом соединяются проводники в указанных электрических схемах, после чего сообщаю как называются данные способы соединения проводников в электрической цепи.

В результате беседы приходим к следующим выводам:

Вывод 1: в схеме 1 три проводника (три резистора) соединены в цепь друг за другом. Такое соединение проводников в электрической цепи называется последовательным.

Вывод 2: в схеме 2 в электрическую цепь включены две лампочки. Одним концом лампочки соединены в точке А, другим в точке Б. Такое соединение проводников в электрической цепи называется параллельным.

4 – 7 слайды

Последовательное соединение проводников.

     При последовательном соединении цепь не имеет разветвлений. Все проводники

включают в цепь поочерёдно друг за другом. Выход из строя одного проводника

размыкает цепь, и все остальные проводники перестают работать.

 

 

 

 

 

 

 


Параллельное соединение проводников.

    Параллельным называют такое соединение проводников, при котором начала

всех проводников, подключены к одной точке (узлу), а концы всех проводников

подключены к другой точке (узлу).

 

 

 

 

 

 

 

 


   Далее предлагаю учащимся сегодня на уроке самим экспериментально изучить последовательное и параллельное соединения проводников в электрической цепи.

   Далее вместе с учащимися формулируем задачи, решение которых планируем осуществить при проведении исследования, а также намечаем порядок выполнения работы.

Соединение

Измерить

Вычислить

Uобщ

(В)

U1

(В)

U2

(В)

Iобщ

(А)

I1

(А)

I2

(А)

Rобщ

(Ом)

R1

(Ом)

R2
(Ом)

параллельное

последовательное

Последовательное соединение

 

Параллельное соединение

 

 

 

 

 

 

 

Задачи:

1        Для каждого участка цепи, выбранного способа соединения проводников (схема 1 или схема 2), экспериментально определить значения силы тока и напряжения.

2        Определить общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников (задание для групп, проводящих исследование последовательного способа соединения проводников в электрической цепи).

3        На основании полученных в ходе исследования результатов сделать соответствующие выводы.

Порядок выполнения работы

4        Выбираем способ соединения проводников в электрической цепи, к изучению которого собираемся приступить.

5        Решаем, каким образом можно определить, например, силу тока на различных участках цепи. Рисуем соответствующую схему электрической цепи.

6        Показываем схему учителю.

7        Определяем, какие приборы нам нужны и в каком количестве. Берём необходимые приборы на демонстрационном столе.

8        Собираем электрическую цепь и показываем её учителю.

9        Замыкаем электрическую цепь. Показания приборов записываем в тетрадь. Делаем соответствующие выводы.

10    Аналогичным способом определяем другие электрические величины для исследуемого способа соединения проводников в электрической цепи.

Примерный ход выполнения работы учащимися

Последовательное соединение проводников

    Аналогичным образом представляются и другие результаты, полученные в ходе выполнения работы. (Это позволяет учащимся судить о достоверности сформулированных их группой выводов, так как другие группы учащихся, изучавшие тот же способ соединения проводников в электрической цепи, получили те же результаты, что видно из записей на доске, сделанных представителями от каждой группы).

Решение задач №1

   Две лампы сопротивлением 200 Ом и 240 Ом соединены последовательно и включены в сеть 220 В. Найти силу тока в цепи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Решение задач №2

   Определите показания амперметра (А общ) и напряжение на концах

каждого проводника, если R1 =14 Ом, R2 = 5 Ом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Решение задач №3

Какие сопротивления можно получить, имея три резистора по 6 кОм?

 

14 слайд

 

Подведение итогов

Беседуя с учащимися, подводим итог тому, что нового узнали сегодня на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


15 слайд

Домашнее задание:

§105,    №796, 798, 799 Рымкевич А.П. 

 

 

 

 

 


Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников

Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников

Ома для участка цепи, а также научились собирать простейшую электрическую цепь

Ома для участка цепи, а также научились собирать простейшую электрическую цепь

Параллельное соединение проводников

Параллельное соединение проводников

Задачи: 1 Для каждого участка цепи, выбранного способа соединения проводников (схема 1 или схема 2), экспериментально определить значения силы тока и напряжения

Задачи: 1 Для каждого участка цепи, выбранного способа соединения проводников (схема 1 или схема 2), экспериментально определить значения силы тока и напряжения

Решение задач №2 Определите показания амперметра (А общ) и напряжение на концах каждого проводника, если

Решение задач №2 Определите показания амперметра (А общ) и напряжение на концах каждого проводника, если
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2021