Электрический ток. Источники электрического тока
Оценка 4.9

Электрический ток. Источники электрического тока

Оценка 4.9
docx
29.04.2020
Электрический ток. Источники электрического тока
Конспект урока.docx

                                                                                       Методическая разработка занятия

Конспект урока по физике 8 класс (ФГОС)

МБОУ «Седанкинская СОШ»

учитель математики высшей категории

Немчинова Т.А.

Предмет, класс

Физика, 8 класс

УМК

Пёрышкин А.В. «Физика. 8»: учебник  для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2018

Программа

Программа. 7-9 Физика.  А.В. Перышкин, Н.В. Филонович. М. Просвещение 2014

Тема урока

Электрический ток. Источники электрического тока

Тип урока

Урок изучения нового материала  с использованием ЭОР НП при ведущей роли учителя

Оборудование

Компьютер, проектный экран, мультимедийный проектор, металлическая трубка, эбонитовая палочка, электрофорная машина, термоэлемент, спиртовка, гальванометр, фотоэлемент, лампа, гальванический элемент, батарея гальванических элементов, аккумулятор. На столах   лимон,  картофель ,медные провода, гвозди. Карточки с заданиями

Технология

личностно–ориентированного обучения, индивидуальная и развивающего обучения

Методы, формы

проблемный, репродуктивный, эвристический Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая

Цель урока

формирование представления об электрическом токе и  условиях его существования в цепи, и об источниках тока

 

 

Планируемые образовательные результаты

 

Предметные

Знание:

·       выяснить физическую природу электрического тока;

·       осознать смысл понятия электрический ток, условия возникновения электрического тока;

·       выяснить роль источника тока в электрической цепи, направление тока в цепи;

·       уметь объяснять принцип работы  различных источников тока.

Метапредметные

Регулятивные:

·         умение обнаруживать и формулировать учебную проблему;

·         умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

·         умение составлять план выполнения работы;

·         умение  адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

·         умение развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля.

Коммуникативные:  

·         умение  использовать в общении правила вежливости;

·         умение вступать в контакт и работать в коллективе; выслушать чужую точку зрения и обосновать свою;

·         умение формулировать высказывание, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;

·         согласовывать позиции и находить общее решение, обсуждать информацию;

·         умение выражать свои мысли и идеи.

Познавательные:

·         осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий;

·         осуществление  анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·       осуществлять самостоятельный поиск информации по изучаемой теме с использованием учебных текстов, компьютерных баз данных ресурсов сети Интернет.

Личностные:

·         формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;

·         формирование умений управлять своей учебной деятельностью;

·         формирование интереса к физике при анализе физических явлений;

·         формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти и   творческого мышления

 

Структура и ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

        Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I

Организационный

момент

 

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к занятию, создает эмоциональный настрой на работу, организовывает внимание и дает пояснение по работе.

 

Приветствуют учителя, и выполняют самооценку готовности к занятию, настраиваются на предстоящую работу

 

II

 

 

 

 

Актуализация знаний и умений

 

 

 

Актуализация опорных знаний и способов действий

 

Проводит фронтальный опрос по вопросам модуля

Отвечают на заданные вопросы

 

 

III

Мотивация учебной деятельности обучающихся

Формулировка цели и задач урока

Создает условия для формулировки целей урока, обеспечивает мотивацию учения.

 Задает вопросы: «Как вы думаете, какая тема нашего урока? А что бы вы хотели сегодня узнать об электрическом токе?»

Знакомит с темой и целью урока.

Задает вопрос о значимости электрического тока.

 

Предлагает сформулировать тему урока.

Предлагает сформулировать цель урока.

Обобщает и корректирует ответы обучающихся по постановке цели урока

Слушают учителя. Вспоминают, отвечают на вопросы.

 

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока и записывают в тетрадь.

Формулируют цель урока

 

IV

Изучение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемой темы

Излагает новый материал.

1.Демонстрация опыта №1.

Электроскопы соединены проводником

2.Формулировка понятия электрического тока

3. Выяснения условий длительного существования электрического тока.

4. .Демонстрация опытов с источниками эл.тока .

№2.Электрофорная машина(слайд №9)

генератор(слайд №10)

№ 3. Термоэлемент

№4. Фотоэффект

Эксперимент 1.Рассказывает про гальванический элемент

Следят за экспериментом, делают вывод. Пытаются самостоятельно сформулировать определение и записать его в тетрадь. Рисуют схему. Следят за экспериментами, делают выводы и записывают их в тетрадь.

Записывают в тетрадь.

Выполняют эксперимент. Делают выводы

V

Динамическая пауза. Снеговик

 

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

 

Выполняют упражнения

VI

Первичная проверка понимания

Формирование навыков и умений

Рассказ про аккумуляторы ЭОР

Организовывает контроль

 

Работают с учебником.

Отвечают на вопросы.

 

Первичное закрепление

Тест

Раздает карточки с заданием

Выполняют тест

 

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

 

Корректирует ошибки

Взаимопроверка. Выставление оценок

 

VII

Рефлексия (подведение итогов урока)

 

Организовать рефлексию учащихся по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими учениками в классе

 

Подводить к итогам занятия, предлагает осуществить самооценку достижений

Высказывают свои мнения.

Участвуют в беседе по обсуждению достижений

VIII

Информация о домашнем задании

Обеспечить осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке

 

Информирует о домашнем задании.

 Раздает инструкцию по выполнению

Записывают в дневники и тетради домашнее задание

 

 

 

Ход урока

I.                       Организационный момент

II.   Актуализация знаний и умений

Фронтальный опрос

Учитель: Но прежде всего давайте вспомним ранее изученный материал и ответим на следующие вопросы.

1.      Что такое электризация тел?  (Электризация – разделение электрических зарядов в результате тесного контакта двух или более тел.)

2.      Как можно наэлектризовать тело?

3.      Назовите два рода зарядов. Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды?

4.      Что такое проводники и непроводники электричества?

5.      Какие металлы проводят электричество?

6.      Под действием чего движутся свободные электроны в металлах?

7.      Какие заряженные частицы вы знаете?

 

III. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Учитель: Сегодня мы начинаем изучение важнейшей для современного человека темы: «Электрический ток. Источники электрического тока». Слово «электричество», «электрический ток» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни.

      Представьте себе на минуту, что отключили электричество в наших домах. Что было бы? Каковы последствия этого события?

Ученики: Если отключат электричество, то погаснет свет, не сможем посмотреть телевизор, не будут работать компьютеры, холодильники, все электроприборы, останемся без воды и тепла, так как насосы, качающие воду, работают на электричестве, не смогли бы подзарядить сотовые телефоны.

Учитель: Делаем вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое. Какая цель  сегодняшнего урока?

Ученики:  выяснить, что такое электрический ток и какие условия необходимы для его существования, и источники тока.

  Рисунок2.png   

IV.             Первичное усвоение новых знаний

1.      Электрический ток

Демонстрация№1

 Два электрометра, соединенных металлическим проводником. Если поднести к одному электрометру заряженную стеклянную палочку, то стрелка второго электрометра отклонится. Что происходит при этом?
Учащиеся отвечают (вокруг заряженной палочки возникает электрическое поле, под действием которого свободные электроны перемещаются сначала к одному электрометру, а затем через проводник к другому.)
В нашем опыте электроны двигаются в одну сторону, т.е. направлено (упорядочено). В этом случае можно сказать, что по металлическому проводнику протекает электрический ток.
Кроме металлических проводников мы будем изучать и другие проводники, например, проводящие ток жидкости. В них кроме электронов есть и другие заряженные частицы – ионы. Они тоже могут перемещаться.

Сформулируем вместе, что же такое электрический ток?
1.
электроны и ионы – это…? (Ученики: заряженные частицы).
2. что с ними происходит? (Ученики: они движутся).
3. как они движутся? (Ученики: упорядочено, т.е. направлено
).
4.под действием чего движутся заряженные частицы? (Ученики: под действием электрического поля).
СЛАЙД (запишите)

электрический ток -  это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц, под действием электрического поля.


2.Условие существования тока в цепи.

В нашем опыте в металлическом проводнике электрический ток возникает, но он быстро прекращается. Почему же он является кратковременным? По мере перемещения зарядов с палочки на электрометр и далее по трубке, электрическое поле вокруг палочки уменьшается, а вокруг левого электрометра растет. При равенстве зарядов их электрические поля компенсируют друг друга и движение электронов прекращается.

Значит, для того, чтобы ток в цепи существовал долго что необходимо:

 

1.Наличие свободных электронов

2.Наличие внешнего электрического поля для проводника

Источник тока.

 

Изобразим все в виде схемы. (Учитель рисует на доске, ученики в тетрадях схему)

 

 

                                        Условия существования тока

 

 


                                      

                                     

Свободные заряженные           Электрическое поле                    Замкнутая электрическая

             частицы                                                                        цепь

 

 


                                                          Источник тока

                                                                                                       

   3.Источники тока

Источники тока – это устройства, создающие и поддерживающие длительное время  электрическое поле. Существуют различные источники тока, но в любом из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Разделенные заряженные частицы накапливаются на полюсах источника тока. Один полюс заряжен положительно, второй – отрицательно. Если полюсы источника соединить проводником, то в нем под действием электрического поля возникает электрический ток, т.е. свободные заряженные частицы придут в нем в движение.

4.Виды источников тока.     

Произвожу демонстрацию опытов по рис. 44-46 учебника. В ходе выполнения опытов задаю вопрос. Какой вид энергии превращается в электрическую в данном опыте? После обсуждения каждого опыта заполняем соответствующую строку таблицы 1.

 Демонстрирую опыт

 

 

 

 №2Дейтвие электрофорной машины.

Вывод: Разделение зарядов происходит за счет механической энергии. При вращении дисков происходит трение щеток о диск, что приводит к разделению зарядов. В результате один электрод машины заряжается положительно, а другой отрицательно. Если приблизить электроды машины, то возникает кратковременный ток в виде электрического разряда в воздухе.

      Для того, чтобы ток протекал постоянно, необходимо непрерывно вращать ручку электрофорной машины. Конечно, таким образом создавать электрический ток длительное время невозможно. На электростанциях электрический ток вырабатывают с помощью генераторов. Этот ток используется в промышленности, на транспорте, в осветительной сети.  

 Демонстрирую опыт №3. Действие термоэлемента.

 Вывод: Если две проволоки, изготовленные из разных металлов, спаять, затем нагреть место спая, то по цепи потечет электрический ток. Разделение зарядов происходит за счет изменения внутренней энергии веществ.

 Демонстрирую опыт №4. Действие фотоэлементаи источника света.

 Вывод: Если такие вещества, как кремний, селен, оксид меди осветить, то в цепи возникает электрический ток. Это явление называется фотоэффектом. Световая энергия превращается в электрическую.

   Чтобы перейти к следующему источнику тока расскажу немного об истории их создания.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

    

      Эксперимент 1

У вас на столах имеются лимон и картофель. Сейчас попробуйте получить из них источники тока используя ваши вольтметры. Понаблюдайте за отклонением стрелочки.

Какой вывод, какая энергия превратилась в электрическую.

Источники тока у которых разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов называют гальваническими. В них химическая энергия преобразуется в электрическую.

Обратимся к истории.

В 1799 году итальянский физик Алессандро Вольта, опираясь на результаты исследований Луиджи Гальвани, изготовил электрическую батарею, названную вольтовым столбом. Батарея Вольта была составлена из чередующихся медных и цинковых кружков, которые были сложены столбиком и переложены кусочками сукна, смоченного в растворе серной кислоты

Рассказ про г.э. ЭОР

 

V.                 Первичная проверка понимания.

 

Откройте учебники на с. 97. На рис 47 рассмотрите устройство сухого гальванического элемента и в тексте найдите ответы на вопросы.

       

Вопросы:

1.      Что такое батарея гальванических элементов?

(Несколько гальванических элементов, соединенных вместе, образуют батарею гальванических элементов).

2.      Срок действия гальванических элементов?  (Все гальванические элементы и батареи гальванических элементов имеют определенный срок действия. После  этого мы их просто выбрасываем).

3.      Существуют ли химические источники тока многоразового действия? (Да. Это  аккумуляторы,  от латинского слова аккумуляторе - накоплять).

4.      Что представляет простейший аккумулятор? (Простейший аккумулятор – это две свинцовые пластины, помещенные в раствор серной кислоты. Чтобы аккумулятор  был источником тока, надо зарядить от какого – то другого источника постоянного тока. При прохождении тока между пластинами и кислотой происходит химическая  реакция.  При  этом один электрод становится положительно заряженным,  а второй - отрицательно заряженным).

5.      Какие виды аккумуляторов бывают? (Аккумуляторы  бывают двух видов:

1.      Кислотные (свинцовые) - свинцовая пластина в растворе серной кислоты:

2.      Щелочные (железно - никелевые) – одна пластина из спрессованного железного порошка, вторая – из пероксида никеля. Помещены в раствор щелочи.)

А с какими  источниками  тока вам приходилось чаще всего сталкиваться в повседневной жизни?

Ученики: Аккумуляторы.

·         Рассказ про аккумуляторы ЭОР

Действительно, очень часто мы используем именно аккумуляторы. Сотовые телефоны необходимо периодически подзаряжать. Для этого мы используем зарядное устройство или так называемый сетевой адаптер, который преобразует переменный ток напряжением 220 В из осветительной сети в постоянный ток напряжением 3 В.Чаще всего там используется литиево – ионный аккумулятор или батарея, в которой применяется раствор солей лития в органическом растворителе. Ну а теперь мы полностью завершаем заполнение таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза. Снеговик.

Таблица 1

Виды источников

Преобразование энергии

Название источников тока

1.

Механические

Механическая энергия в электрическую.

Электрофорная машина, генератор.

2.

Тепловые

Внутренняя энергия в электрическую.

Термоэлемент.

3.

Световые

Световая энергия в электрическую.

Фотоэлемент, солнечная батарея.

4.

Химические

Химическая энергия в электрическую.

Гальванический элемент, аккумулятор, батареи.

 

 

 

 

     

 

 

VI.             Первичное закрепление. Тест.

Электрический ток. Источники электрического тока.

Вариант № 1.

1.      Как называются приборы, создающие электрическое поле?

А. Элемент питания

Б. Источники тока

В. Электромеханический генератор

Г.  Источник энергии

2.      Какие превращения энергии происходят в термоэлементе?

А. Механическая энергия преобразуется в электрическую энергию

Б. Внутренняя энергия преобразуется в электрическую энергию

В. Энергия света  преобразуется в электрическую энергию.

 

Г. Химическая энергия преобразуется в электрическую энергию.

3.      В каких источниках тока используется химическая энергия.

А. http://school.ort.spb.ru/library/physics/8class/tema_2/lesson_1/term_para_s.jpg

Б.32_2.jpg

0708160024m.jpg

Г. Картинка 8 из 92549

В.

4.      В чем отличие аккумуляторов от других гальванических  источников тока?

А. Химический источник тока многоразового действия

Б. Необходимо предварительно зарядить

В. Используются для накопления энергии и автономного питания различных потребителей.

Г. Состоит из нескольких гальванических элементов, которые называются батареей.

5.      Электрическим током называется?

А. Направленное движение атомов

Б. Направленное движение электронов по проводам.

В. Направленное движение заряженных частиц.

Г. Направленное движение нейтральных частиц.

 

Электрический ток. Источники электрического тока.

Вариант № 2

1.      Какими заряженными  частицами может создаваться электрический ток?

А. Ионами

Б. Электронами

В. Протонами

Г. Нейтронами

2.      Какие превращения энергии происходит в электрофорной машине?

А. Механическая энергия преобразуется в электрическую энергию

Б. Внутренняя энергия преобразуется в электрическую энергию

В. Энергия света  преобразуется в электрическую энергию.

 

Г. Химическая энергия преобразуется в электрическую энергию.

3.      В каких источниках используется световая энергия?

А.http://school.ort.spb.ru/library/physics/8class/tema_2/lesson_1/term_para_s.jpg

Б. 32_2.jpg

В.0708160024m.jpg

Г. Картинка 8 из 92549

4.      Какие источники тока используются на электростанциях для промышленного получения тока?

А. Электрофорная машина

 

Б. Термоэлемент (термопара)

 

В. Фотоэлемент

 

Г. Электромеханический генератор

 

5.      Для создания и поддержания электрического тока необходимо?

А. Источник тока и металлический проводник.

Б. Электрофорная машина и эбонитовая палочка.

В. Свободные заряженные частицы и электрическое поле.

Г. Аккумулятор и розетка

 

 

VII.          Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Взаимопроверка. Выставление оценок.

 

VIII.       Рефлексия.

 Подводит итог:

-Что было на уроке важным?

-Что было новым?

-Что было интересным?

У вас на столах лежат кружочки.

Нарисуйте на листочках,  какой заряд вы получили от сегодняшнего урока.

 

 

             Если всё понятно и понравилось, то рисуете положительный заряд

Если вам ничего непонятно, то рисуете отрицательный заряд.

 Если вам понравился урок, но не всё понятно, рисуете два знака заряда.

 

IX.             Информация о домашнем задании.

·         Параграф 32. Вопросы 1-7.

·         Домашний проект «Сделай батарейку»

Инструкция выдается каждому ученику.

Инструкция:

1.Возьмите 5 желтых монет по 10 копеек и 5 белых монет по 5 копеек. (Они примерно одинаковые по величине, а сделаны из разных сплавов).

2.Расположите их столбом друг на друга поочередно, а между ними положите кусочки газетной бумаги, смоченной в крепком растворе поваренной соли.

3.Возьмите столб мокрыми пальцами за концы, и вы почувствуете слабый электрический удар

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка занятия

Методическая разработка занятия

Коммуникативные: · умение использовать в общении правила вежливости; · умение вступать в контакт и работать в коллективе; выслушать чужую точку зрения и обосновать свою; ·…

Коммуникативные: · умение использовать в общении правила вежливости; · умение вступать в контакт и работать в коллективе; выслушать чужую точку зрения и обосновать свою; ·…

III Мотивация учебной деятельности обучающихся

III Мотивация учебной деятельности обучающихся

Первичное закрепление Тест

Первичное закрепление Тест

Какие металлы проводят электричество? 2

Какие металлы проводят электричество? 2

Кроме металлических проводников мы будем изучать и другие проводники, например, проводящие ток жидкости

Кроме металлических проводников мы будем изучать и другие проводники, например, проводящие ток жидкости

Источники тока – это устройства, создающие и поддерживающие длительное время электрическое поле

Источники тока – это устройства, создающие и поддерживающие длительное время электрическое поле

Чтобы перейти к следующему источнику тока расскажу немного об истории их создания

Чтобы перейти к следующему источнику тока расскажу немного об истории их создания

Эксперимент 1 У вас на столах имеются лимон и картофель

Эксперимент 1 У вас на столах имеются лимон и картофель

Что представляет простейший аккумулятор? (Простейший аккумулятор – это две свинцовые пластины, помещенные в раствор серной кислоты

Что представляет простейший аккумулятор? (Простейший аккумулятор – это две свинцовые пластины, помещенные в раствор серной кислоты

Виды источников Преобразование энергии

Виды источников Преобразование энергии

В. Энергия света преобразуется в электрическую энергию

В. Энергия света преобразуется в электрическую энергию

В. Энергия света преобразуется в электрическую энергию

В. Энергия света преобразуется в электрическую энергию

Параграф 32. Вопросы 1-7. ·

Параграф 32. Вопросы 1-7. ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2020