Электромагнитные волны
Оценка 4.8

Электромагнитные волны

Оценка 4.8
docx
25.01.2020
Электромагнитные волны
Электромагнитные волны.docx

Электромагнитные волны

Цели урока

  • ·обучающая: обеспечить усвоение учащимися теории излучения электромагнитных волн, виды излучений и источники излучений
  • развивающая: развитие познавательного интереса учащихся, расширение их кругозора, развитие навыков самостоятельной работы с научно-технической, справочной литературой; развитие коммуникативных навыков; развитие навыков использования информационных технологий на уроках физики.
  • воспитывающая: воспитание самостоятельности и ответственности, воспитание навыков работы в команде

·         Задачи:

·         -изучить структуру спектра электромагнитных излучений;

·         -выяснить особенности каждого диапазона шкалы;

·         -выявить связь между видом электромагнитного излучения и длиной волны, частотой, источником излучения , свойствами и областью применения,

·         - определить сходства и отличия различных видов электромагнитных излучений,

·         -развивать умения учащихся работать с различными источниками информации; анализировать и систематизировать знания; выделять главное в изучаемом материале.

Ход работы

1.Организационный момент

2.Проверка д/з

3.Изучение нового материала

Пе­ре­оце­нить зна­че­ние элек­тро­маг­нит­ных волн в плане их при­ме­не­ния в ра­бо­те со­вре­мен­ной тех­ни­ки прак­ти­че­ски невоз­мож­но.

Об­ла­сти при­ме­не­ния:

·         Ра­дио­пе­ре­да­ча

·         Те­ле­ве­ща­ние

·         Мо­биль­ная связь

·         Wi-fi и Bluetooth

·         Мик­ро­вол­но­вая печь

Этот спи­сок можно было про­дол­жать, од­на­ко в этом нет осо­бой необ­хо­ди­мо­сти, ведь даже ту гамму кра­сок, ко­то­рую мы видим во­круг нас, наши глаза вос­при­ни­ма­ют бла­го­да­ря чув­стви­тель­но­сти к опре­де­лен­но­му диа­па­зо­ну элек­тро­маг­нит­ных волн, ко­то­рые при­ня­то на­зы­вать ви­ди­мым све­том.

Стоит от­ме­тить, что, несмот­ря на все­по­гло­ща­ю­щее ис­поль­зо­ва­ние пе­ре­да­чи элек­тро­маг­нит­ных волн, эта тех­но­ло­гия вошла в жизнь че­ло­ве­че­ства не так давно (по мер­кам клас­си­че­ской науки).

Ген­рих Герц в 1888 году экс­пе­ри­мен­таль­но до­ка­зал на­ли­чие элек­тро­маг­нит­ных волн, хотя до этого оно было пред­ска­за­но тео­ре­ти­че­ски Джейм­сом Макс­вел­лом.

Из тео­рии Макс­вел­ла сле­до­ва­ло, что из­ме­ня­ю­ще­е­ся элек­тро­маг­нит­ное поле долж­но рас­про­стра­нять­ся в про­стран­стве в виде элек­тро­маг­нит­ной волны.

Волны – воз­му­ще­ния, ко­то­рые рас­про­стра­ня­ют­ся в про­стран­стве, уда­ля­ясь от места их воз­ник­но­ве­ния. 

 Основные положения теории Максвелла

Они могут рас­про­стра­нять­ся без на­ли­чия ка­кой-ли­бо среды, т. е. в ва­ку­у­ме

1. В ва­ку­у­ме они рас­про­стра­ня­ют­ся со ско­ро­стью света: с= 300 000 км/с

2. Элек­тро­маг­нит­ная волна яв­ля­ет­ся по­пе­реч­ной

Про­ком­мен­ти­ру­ем

1. Что ка­са­ет­ся рас­про­стра­не­ния в ва­ку­у­ме – это прин­ци­пи­аль­но от­ли­ча­ет элек­тро­маг­нит­ные волны от ме­ха­ни­че­ских. На­при­мер, для рас­про­стра­не­ния зву­ко­вых волн обя­за­тель­но необ­хо­ди­ма ка­кая-ли­бо среда.

Прин­цип рас­про­стра­не­ния зву­ко­вых волн

При рас­про­стра­не­нии звука ме­ха­ни­че­ские ко­ле­ба­ния пе­ре­да­ют­ся от одних ча­стиц к дру­гим. А что же может со­зда­вать ко­ле­ба­ния при от­сут­ствии ка­кой-ли­бо среды?

По­ло­жи­тель­ная по­лу­вол­на со­зда­ет уплот­не­ние ча­стиц среды, а от­ри­ца­тель­ная – раз­ре­же­ние (рис. 1).http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228576/f6834030_e13d_0132_af46_7d7adedc4330.jpg

Рис. 1. Уплот­не­ние и раз­ре­же­ние среды

Элек­тро­маг­нит­ная волна – си­сте­ма по­рож­да­ю­щих друг друга и рас­про­стра­ня­ю­щих­ся в про­стран­стве пе­ре­мен­ных элек­три­че­ско­го и маг­нит­но­го полей.

Си­ло­вые ха­рак­те­ри­сти­ки элек­три­че­ско­го и маг­нит­но­го полей

Маг­нит­ная ин­дук­ция, http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228577/f7f58c40_e13d_0132_af47_7d7adedc4330.png – си­ло­вая ха­рак­те­ри­сти­ка маг­нит­но­го поля. 

[B]= Тл = http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228578/f98962d0_e13d_0132_af48_7d7adedc4330.png

На­пря­жён­ность эл. поля, http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228579/fb0f2be0_e13d_0132_af49_7d7adedc4330.png – си­ло­вая ха­рак­те­ри­сти­ка элек­три­че­ско­го поля.

По­ка­зы­ва­ет так же, как и маг­нит­ная ин­дук­ция, с какой силой поле дей­ству­ет на заряд (при усло­вии, что заряд не по­ко­я­щий­ся).

[Е]= http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228580/fc70b8e0_e13d_0132_af4a_7d7adedc4330.png=http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228581/fde5d6e0_e13d_0132_af4b_7d7adedc4330.png

 

Из­ме­не­ние век­то­ров си­ло­вых ха­рак­те­ри­стик элек­тро­маг­нит­ной волны

Под тем, что в элек­тро­маг­нит­ной волне ме­ня­ют­ся элек­три­че­ское и маг­нит­ное поля, сле­ду­ет по­ни­мать, что из­ме­ня­ет­ся по зна­че­нию и на­прав­ле­ния век­то­ра на­пря­жен­но­сти http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228579/fb0f2be0_e13d_0132_af49_7d7adedc4330.png и ин­дук­ции http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228577/f7f58c40_e13d_0132_af47_7d7adedc4330.png.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228582/ff3db050_e13d_0132_af4c_7d7adedc4330.jpg

Рис. 2. Век­то­ры, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие маг­нит­ную волну

2. Что ка­са­ет­ся по­ло­же­ния о ско­ро­сти рас­про­стра­не­ния элек­тро­маг­нит­ных волн, стоит от­ме­тить, что из­ме­ре­на она была еще за­дол­го до вы­дви­же­ния ги­по­тез Макс­вел­ла. Од­на­ко на то время было из­вест­но, что это толь­ко ско­рость света.

3. По­пе­реч­ная волна – волна, на­прав­ле­ние рас­про­стра­не­ния ко­то­рой пер­пен­ди­ку­ляр­но на­прав­ле­нию ко­ле­ба­ний.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228583/00cc9640_e13e_0132_af4d_7d7adedc4330.png

 Электромагнитная волна

Ис­хо­дя из всех по­ло­же­ний тео­рии Макс­вел­ла, можно уви­деть на ри­сун­ке услов­ное обо­зна­че­ние век­то­ров, за­да­ю­щих любую элек­тро­маг­нит­ную волну.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228584/02642440_e13e_0132_af4e_7d7adedc4330.png Он по­ка­зы­ва­ет на­прав­ле­ние ее рас­про­стра­не­ния в про­стран­стве (рис. 3).

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228585/03cf52a0_e13e_0132_af4f_7d7adedc4330.jpg

Рис. 3. Век­тор ско­ро­сти волны

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что на­прав­ле­ние ко­ле­ба­ний век­то­ров http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228579/fb0f2be0_e13d_0132_af49_7d7adedc4330.png и http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228577/f7f58c40_e13d_0132_af47_7d7adedc4330.png пер­пен­ди­ку­ляр­но, что легко до­ка­зы­ва­ет­ся вза­им­ным рас­по­ло­же­ни­ем линии пе­ре­мен­но­го маг­нит­но­го поля и ли­ни­ей вих­ре­во­го элек­три­че­ско­го поля (рис. 4).

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228586/0555b600_e13e_0132_af50_7d7adedc4330.jpg

Рис. 4. Рас­по­ло­же­ние линий маг­нит­но­го и элек­три­че­ско­го поля

По­смот­рим на изоб­ра­же­ние и убе­дим­ся, что они пер­пен­ди­ку­ляр­ны (рис. 5)

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228587/06ce4c10_e13e_0132_af51_7d7adedc4330.jpg

Рис. 5. Пер­пен­ди­ку­ляр­ность си­ло­вых линий

Пер­пен­ди­ку­ляр­ность век­то­ров ин­дук­ции и на­пря­жен­но­сти к век­то­ру ско­ро­сти по­ка­зы­ва­ет, что элек­тро­маг­нит­ная волна дей­стви­тель­но яв­ля­ет­ся по­пе­реч­ной (рис. 6).

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228588/0851cc10_e13e_0132_af52_7d7adedc4330.jpghttp://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228589/09d52110_e13e_0132_af53_7d7adedc4330.jpg

Рис. 6. По­пе­реч­ная элек­тро­маг­нит­ная волна

Еще раз от­ме­тим, что ко­ле­ба­ния опре­де­ля­ют век­то­ры http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228579/fb0f2be0_e13d_0132_af49_7d7adedc4330.png и http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228577/f7f58c40_e13d_0132_af47_7d7adedc4330.png, а ско­рость волны при этом не из­ме­ня­ет­ся.

Как для ме­ха­ни­че­ских, так и для элек­тро­маг­нит­ных волн имеет смысл такой па­ра­метр, как длина волны.

 Длина волны

Длина волны – это рас­сто­я­ние, ко­то­рое про­хо­дит волна за время, рав­ное пе­ри­о­ду ко­ле­ба­ний (рис. 7).

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228590/0b2d9390_e13e_0132_af54_7d7adedc4330.jpg

Рис. 7. Длина волны

Вы­чис­ле­ние длины волны

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228591/0cbea5e0_e13e_0132_af55_7d7adedc4330.png = сhttp://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228592/0e2a17e0_e13e_0132_af56_7d7adedc4330.png = http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228593/0fb27770_e13e_0132_af57_7d7adedc4330.png        с – ско­рость света в ва­ку­у­ме, с http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228594/112fb610_e13e_0132_af58_7d7adedc4330.png

Т – пе­ри­од ко­ле­ба­ний элек­тро­маг­нит­ной волны

v – ча­сто­та ко­ле­ба­ний элек­тро­маг­нит­ной волны 

Между тем, как Макс­велл вывел свою тео­рию об элек­тро­маг­нит­ных вол­нах и тем, что Герц до­ка­зал это на прак­ти­ке, про­шло более 20 лет.

Герц ис­поль­зо­вал при­бор, ко­то­рый впо­след­ствии по­лу­чил на­зва­ние виб­ра­тор Герца (рис 10).

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228606/22e60900_e13e_0132_af64_7d7adedc4330.jpg

Рис. 10. Виб­ра­тор Герца 

Он пред­став­лял собой обык­но­вен­ную ан­тен­ну, раз­де­лен­ную по­по­лам, на ко­то­рую по­да­ва­лось вы­со­кое на­пря­же­ние. В ре­зуль­та­те элек­три­че­ско­го про­боя между двумя ча­стя­ми ан­тен­ны в ней воз­ни­ка­ли вы­со­ко­ча­стот­ные маг­нит­ные ко­ле­ба­ния, ко­то­рые из­лу­ча­ли в про­стран­ство элек­тро­маг­нит­ные волны. Они ре­ги­стри­ро­ва­лись ана­ло­гич­но устро­ен­ной ан­тен­ной в виде та­ко­го же элек­три­че­ско­го про­боя между ее ча­стя­ми. Экс­пе­ри­мент до­ка­зал на­ли­чие элек­тро­маг­нит­ной волны в про­стран­стве (рис. 11).

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228607/244063d0_e13e_0132_af65_7d7adedc4330.jpg

Рис. 11. Ил­лю­стра­ция к экс­пе­ри­мен­ту

 Шкала электромагнитных волн

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/228608/25c3d990_e13e_0132_af66_7d7adedc4330.jpg

Рис. 12. Шкала элек­тро­маг­нит­ных волн


 

Скачано с www.znanio.ru

Э лектромагнитные волны Цели урока · обучающая: обеспечить усвоение учащимися теории излучения электромагнитных волн, виды излучений и источники излучений развивающая: развитие познавательного интереса учащихся, расширение…

Э лектромагнитные волны Цели урока · обучающая: обеспечить усвоение учащимися теории излучения электромагнитных волн, виды излучений и источники излучений развивающая: развитие познавательного интереса учащихся, расширение…

Про­ком­мен­ти­ру­ем 1. Что ка­са­ет­ся рас­про­стра­не­ния в ва­ку­у­ме – это прин­ци­пи­аль­но от­ли­ча­ет элек­тро­маг­нит­ные волны от ме­ха­ни­че­ских

Про­ком­мен­ти­ру­ем 1. Что ка­са­ет­ся рас­про­стра­не­ния в ва­ку­у­ме – это прин­ци­пи­аль­но от­ли­ча­ет элек­тро­маг­нит­ные волны от ме­ха­ни­че­ских

Рис. 2. Век­то­ры, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие маг­нит­ную волну 2

Рис. 2. Век­то­ры, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие маг­нит­ную волну 2

Рис. 5. Пер­пен­ди­ку­ляр­ность си­ло­вых линий

Рис. 5. Пер­пен­ди­ку­ляр­ность си­ло­вых линий

Между тем, как Макс­велл вывел свою тео­рию об элек­тро­маг­нит­ных вол­нах и тем, что

Между тем, как Макс­велл вывел свою тео­рию об элек­тро­маг­нит­ных вол­нах и тем, что

Между тем, как Макс­велл вывел свою тео­рию об элек­тро­маг­нит­ных вол­нах и тем, что

Между тем, как Макс­велл вывел свою тео­рию об элек­тро­маг­нит­ных вол­нах и тем, что
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2020