Электронное портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся.

  • Занимательные материалы
  • Исследовательские работы
  • Карточки-задания
  • Контроль знаний
  • docx
  • 17.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занимаясь с учащимися по программе "Портфолио/сайт современного актера XXI века" представляю возможность развития фантазии в определении слова-"портфолио". Ребятам в виде анкеты предлагается дать ответы на вопросы, на которые необходимо ответить перед началом использования технологии «Портфолио»: Каковы цели использования «портфолио»? Из каких компонентов будет состоять «портфолио»? Какие специфические компоненты должны быть включены в «портфолио»? Каким образом будет происходить процесс оценки «портфолио»? Как будет выглядеть «портфолио»? Как будет происходить обсуждение «портфолио» и его оценивание?
Иконка файла материала Электронное портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся.docx
Спиридонова Тамара Ивановна педагог высшей категории ДТО "Теле­Кино"  г.Москва Электронное портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся Занимаясь с учащимися по программе "Портфолио/сайт современного актера XXI века" представляю   возможность   развития   фантазии   в   определении   слова­"портфолио". Ребятам  в  виде  анкеты   предлагается  дать   ответы   на  вопросы,   на  которые   необходимо ответить перед началом использования технологии «Портфолио»: Каковы цели использования «портфолио»? Из каких компонентов будет состоять «портфолио»? Какие специфические компоненты должны быть включены в «портфолио»? Каким образом будет происходить процесс оценки «портфолио»? Как будет выглядеть «портфолио»? Как будет происходить обсуждение «портфолио» и его оценивание? Если проверить наличие этого слова в различных словарях на справочно­ информационном портале Грамота.ру, то слово "портфолио" обнаружится только в  орфографическом словаре Российской академии наук, а в словаре методических терминов  это слово отсутствует.  Слово "портфолио" не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и  среднем роде.            Портфолио сейчас широко применяется, причем диапазон его применения  постоянно расширяется. Все студии включают портфолио в свои образовательные системы  и начинают использовать на всех уровнях образования.            Следует отметить, что портфолио можно дать широкую трактовку, обозначив тем  самым практически неограниченный, свободный контекст использования портфолио в  образовании. Более того, здесь особо подчеркивается также педагогическая составляющая  портфолио.  Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении  современных информационных технологий «электронных портфолио» и ориентированных  на новые образовательные цели «паспорт компетенций и квалификаций»  Портфолио является формой комплексного оценивания образовательных результатов по  продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов  деятельности  Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико­ ориентированного обучения.          При всем разнообразии моделей портфолио, различии образовательных и  профессиональных сфер, в которых они функционируют, конкретных целей и требований,  на которые ориентированы те или иные виды портфолио, постоянно возникают попытки  построить его определенную типологию.          Поскольку портфолио стало новым явлением в современной жизни, предлагается  ввести эксперимент по внедрению портфолио достижений для подростков  Этот эксперимент станет частью программы профильного обучения. В эксперименте  предполагается использовать создание портфолио в качестве одной из составляющих  образовательного рейтинга выпускников нашего творческого объединения, наряду  например с результатами итоговой аттестации.  В эксперименте намечено пройти апробацию различных моделей портфолио, конкретныеварианты которых могут разрабатываться и приниматься на уровне муниципальной  образовательной сети.  В эксперименте предстоит отработать: ­ структуру портфолио и возможную комбинацию его разделов, ­ варианты представления итоговых документов, ­ формы учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника любого  творческого объединения, в данном случае "Телекино" ­ возможные формы коммуникации взаимодействия, контактов учащихся, педагогов,  возможно родителей при составлении портфолио и его оценке  Всем известно, что «традиционное портфолио представляет собой подборку,  коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений  учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к  традиционным формам тест, экзамен, портфолио позволяет выполнить две основные цели:  проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения  образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников. Оценить его образовательные достижения и дополнить, заменить результаты тестирования и других  традиционных форм контроля В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог  аттестата,свидетельства о результатах тестирования или выступать наряду с ними»              В электронной форме портфолио: активно используются новые формы портфолио,  основанные на применении современных информационных технологий – электронное  портфолио              Анализ изученной мной литературы и интернет ­ ресурсов показал, что в нашей  стране метод применения электронного портфолио подростка находится на данный  момент в разработке и в связи с этим целью данной работы является разработка  электронной формы портфолио ученика в учебном процессе: проанализировать психолого­педагогическую литературу по проблеме внедрения  портфолио ученика в учебный процесс; описать портфолио как новую технологию оценки учебных достижений ученика; рассмотреть цели, назначения портфолио и основные типы портфолио в зарубежной и  отечественной практике; разработать вариант электронной формы портфолио достижений ученика; составить рекомендации по введению электронного портфолио ученика в учебный процесс Объект : процесс оценки учебных достижений учащихся. Предмет: электронное портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся  В главе «Портфель индивидуальных учебных достижений учащихся: сущность и основные  типы» рассматривается «портфолио» как новая технология личной оценки типов  портфолио  В другой главе «Электронный портфолио достижений учащегося приводится вариант  разработанного электронного портфолио достижений учащегося и рекомендации по  созданию портфолио. «Электронное портфолио ученика в среде слайд­шоу»           Поисковый сервис в интернете вновь дает возможность оценить заинтересованность  аудитории вопросами электронного портфолио. Изучение сайтов, посвященных теме  электронного портфолио дает представление о разнообразных подходах к определению  электронного портфолио            Например встречаются авторы, которые трактуют электронное портфолио как набордокументов, сформированных на компьютере. Если бумажный эквивалент портфолио  предъявляется в виде папки с документами, то электронный портфолио предъявляется в  виде файлов на магнитном носителе           Существует другая трактовка электронного портфолио преподавателя как форма  интернет ­ поддержки его деятельности. Каждый преподаватель сталкивается с  необходимостью создания учебно­методического пакета портфолио преподавателя по  дисциплине, которую он ведет.          Портфолио включает в себя описание и указания к ряду практических работ,  методические материалы и рекомендации, обеспечивающие выполнение предложенных в  работах заданий, материалы для аттестации и самоаттестации учащихся,  исследовательские и творческие работы.         На сайте по адресу  Десигн  автор дает следующее определение: «Под веб­портфолио  понимается веб­страница или веб­сайт учащегося, который используется им для хранения  результатов проектно­исследовательской деятельности, личных достижений, в нашем  случае результатов участия видеоработ в кинофестивалях, конкурсах и иных  интеллектуальных состязаниях»             Свою трактовку портфолио, размещенного в интернет­ сети дает весь авторский  коллектив разрабатывая с помощью системы формирования электронного портфолио все  достижений учащихся, которое оформляется в виде персональной интернет ­страницы.  Содержание портфолио представляется в виде электронных продуктов,  дифференцируется по направлению и уровню экспертизы.                                                          Результаты деятельности оцениваются по четырём направлениям:                             ­  учебно­предметному,                                                                                                            ­  проектно­исследовательскому,                                                                               ­  информационно­технологическому,                                                                     ­  презентационному  Такой пример можно посмотреть на сайте где представлен проект «Электронная Школа  2007». В систему управления образовательной студии входит электронное портфолио.  Каждый подросток может вести собственное портфолио с использованием единой  системы           Электронное портфолио, или Банк личных достижений предлагает школьникам и  студентам Межрегиональная ассоциация дополнительного образования. Как только  подросток зарегистрируется в Банке личных достижений учащихся, он получает  индивидуальную идентификационную электронную карту. Обладатель этой карты может  через сайт проверить свой рейтинг достижений и сравнить его с рейтингом других  учащихся школы, города, региона, страны  На сайте реализована автоматизированная система оценки индивидуальных успехов.  В базе данных собираются сведения об интеллектуальном капитале подростка — о победах в кинофестивалях, участии в исследованиях, школьных конференциях, в различных  проектах, концертах, школьных мероприятиях, спортивных соревнованиях              Изучена современная литература, ссылки на методические и практические  материалы по теме, размещенные в Интернете. Основываясь на изученных материалах, был  разработан вариант настоящей программы электронного портфолио достижений учащихся  старшего и среднего возраста.              Портфолио может оформляться в виде персональной мультимедийной презентации,  содержание его представлено в виде электронных продуктов.  Актуальность портфолио в том, что оно позволяет научить размышлять над тем, чему ты  научился, и как можно использовать приобретенные знания. Акцент делается на связи  теории и практики, что содействует реализации компетентностного подхода к результатам  образования.Задача педагога − помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые  успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную  самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения.            Уникальность ведения портфолио заключается в том, что оно обеспечивает развитие  самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные  способности каждого учащегося. Также актуальность связана с тем, что в новых  стандартах большое внимание уделяется системе оценки планируемых результатов  освоения образовательной программы выбранной ребенком по его желанию  Педагогическая целесообразность программы, в том, что педагог, заинтересованный в  наблюдении за тем, каких успехов достигает ученик, насколько он прогрессирует в течение учебного года, например, в освоении актерского мастерства или технике съемки, может  обратиться к портфолио развития, который содержит примеры учебных работ, а также  оценки учеником своих результатов              Портфолио обеспечивает достоверные материалы, которые можно использовать  для оценивания ученика или для обсуждения с родителями на родительском собрании               Портфолио достижений учащихся представляет собой рабочую файловую папку,  содержащую многообразную информацию. Учащийся, создающий «Портфолио»,  фиксирует, систематически собирает, накапливает, и демонстрирует приобретенный опыт  и достижения. Портфолио создается на диске, флеш­карте или в Интернете и носит  именной характер  Доля того, чтобы учащийся смог собрать и вести электронный портфолио, он должен  владеть определенными умениями в области информационных технологий               Главное то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает  каждому развивать свои таланты. Содержательную основу программы составляют  основные понятия и категории  Структура электронного портфолио может быть самой разнообразной, представляет собой  комплексную модель и содержание и состоит из нескольких разделов, например: ­ Участие в учебных мероприятиях ­ Участие в общественных мероприятиях          Портфолио может оформляться в виде персональной мультимедийной презентации,  содержание его представлено в виде электронных продуктов  Один из основных принципов, которые лежат в основе разработки предлагаемого варианта  электронного портфолио − электронное портфолио по структуре должно соответствовать  федеральным рекомендациям  Поэтому рассмотрим вновь состав электронного портфолио, который был предложен в  рекомендациях, и представим, как мы видим электронные аналоги для перечисленных  компонентов портфолио  1. Раздел портфолио "Мой портрет"  2. Раздел "Мои работы"  3. Раздел "Моя общественная работа"  4. Раздел "Отзывы и пожелания" В электронном портфолио могут быть дополнительные  разделы: например, участие в интернет ­ проектах с активной гиперссылкой,  дистанционные конкурсы, мои награды.  Но это каждый владелец портфолио изучаемой программы решает для себя сам. Будет это  анкета или будет сочинение − размышление, может быть фотографии или письмо самому  себе?  Электронное портфолио это возможность создать яркий красивый «продукт», научиться  систематизировать материалы и работать на компьютере. А еще это очень интересно!  В планах − хранение и заполнение электронного портфолио учащегося на сайте, а в  дальнейшем – размещение в образовательной  Интернет­среде регионального илифедерального уровня  В конце года на каждого ученика нашего объединении создается документ, именной  сертификат о проходящей оценке портфолио в форме итоговой аттестации в электронном  виде Сертификат № ______ индивидуальных учебных достижений учащегося_____________  ДТО "Теле­Кино" ______ в течение _____________ учебного года стал победителем,  призером______________________________________________________________________ ______________________________________________________  Индивидуальные учебные достижения разного уровня составили ______ баллов  Итоговая оценка портфолио ______________ баллов  Дата выдачи __________________________________  Преподаватель ГАОУ ДПО "ТемоЦентр"  ___________________________________________________ Включающий в себя критерии оценивания портфолио: факторы, отражающие понимание учащимся изученного материала; факторы, отражающие размышления ученика о процессе своего продвижения; факторы, отражающие динамику изменений; полнота отражения изучаемого материала; аккуратность, оформление, используемая наглядность Виды контроля – приемлемая контролирующая и оценивающая функции  * Начальный­ Это оценка учащимся своих достижений в учебной деятельности  * Текущий контроль ­ Эти страницы помогают ребёнку реально осознать и зафиксировать  свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над  результатами своего труда  * Промежуточный контроль ­Есть страницы, на которых дети делятся своим социальным  опытом, например:  ­ Наши конкурсы актерского, операторского мастерства.  * Итоговый контроль­ формы подведения итогов в программе предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков:  ­ Выполнение творческих заданий.  ­ Участие в выездных кинофестивалях, творческих конкурсах  ­ Индивидуальные тестирования детей  ­ Анализ выполненных творческих работ детей  Существуют разные типы портфолио. Наиболее традиционной можно считать  типологизацию портфолио по характеру и структуре представленных в нем материалов.       В этом случае выделяют следующие типы портфолио : ­ Портфолио документов, или «рабочее» портфолио ­ Портфолио для учебного планирования ­ Портфолио подготовленности proficiency ­ Портфолио для поступления в вуз Результаты эксперимента по введению предпрофильной подготовки и профильного  обучения анализ интернет ресурсов показали, что наиболее эффективными и  востребованными являются комплексные модели портфолио.  Портфолио может оформляться в виде персональной мультимедийной презентации,  содержание его представлено в виде электронных продуктов  Один из основных принципов, которые лежат в основе разработки предлагаемого вариантаэлектронного портфолио − электронное портфолио по структуре должно соответствовать  федеральным рекомендациям  Поэтому рассмотрим вновь состав электронного портфолио, который был предложен в  рекомендациях, и представим, как мы видим электронные аналоги для перечисленных  компонентов портфолио  Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к  общественной работе (поручениям). Вариантов участия в общественной работе очень  много: роль в школьном спектакле, чтение стихов на торжественной линейке, оформление  стенгазеты к празднику и т.д.  По убеждению педагогов, портфолио среднего и старшего возраста ребенка должны  отличаться друг от друга. Если у старших ставится цель собрать свой «портфель  достижений», который может помочь при поступлении в институт, то для ребят среднего  звена важно научиться систематизировать информацию, работать на компьютере  Эта работа плод совместного творчества с одним учащимся Можно вместе искать  варианты страничек для его портфолио, вместе обсуждать, как строить его – линейно или  делая ссылки. Если в портфолио страничек больше, чем нужно. Необходимо ребенку  предложить лишь шаблон, в работу поместить основные, на его взгляд, моменты  Два года под моим руководством дети принимают активное участие во Всероссийском  фестивале творческих и исследовательских работ «Портфолио. Поэтому и возникла  необходимость данного раздела  В электронном портфолио могут быть дополнительные разделы: например, участие в  интернет­проектах с активной гиперссылкой, дистанционные конкурсы, мои награды  «Награды» мы умышленно не выносим в отдельный раздел.  Но это каждый владелец портфолио решает для себя сам. Будет это анкета или будет  сочинение − размышление, может быть фотографии или письмо самому себе?  Предложенный нами вариант «портфеля достижений», возможно, не откроет никаких  новых горизонтов в создании портфолио  Сбор портфолио вызывает трудности, как у педагогов, так и у обучающихся.  Последовательный переход позволяет обучающемуся присвоить "Портфолио" сделать его  летописью своего обучения  Следует отметить, что оценочная деятельность педагога изменяет стиль педагогического  общения, т. к. в процессе работы возрастают коммуникативные и творческие возможности  педагога, изменяется характер взаимоотношений с воспитанниками обучающимися и  ученическим коллективом  Детализируем вышеперечисленные пункты. Но главное, что «портфолио» должно стать  свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении данного учащегося  Необходимо предвидеть, что не все учащиеся активно включаются в работу с портфолио,  находятся и такие, которых не привлекает данная форма организации учебной работы  Рекомендуемые формы работы на данном этапе: беседа о целях и задачах портфолио учебных достижений; демонстрация лучших образцов портфолио старших учащихся; изучение возможной структуры портфолио образовательных и личных достижений; изучение возможных форм представления образовательных и личных достижений; моделирование структуры индивидуального портфолио образовательных и личных  достижений планирование перечня рубрик и состава презентуемых материалов. В настоящее время имеется большое разнообразие инструментов для создания  мультимедиа приложений, но большинство из них достаточно сложны для начинающих, а  также нередко могут предъявлять высокие требования к оборудованию  Поэтому на начальном этапе целесообразно использовать использовать содержимое пакетаMicrosoft Office. Например, имеющуюся в нем среду создания презентаций PowerPoint.  Данное средство предназначено для подготовки презентаций в виде последовательности  слайдов или, по­другому, «слайд­шоу» с текстом, графическими и звуковыми эффектами  Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности − учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является  важным элементом практико­ориентированного, деятельностного подхода к образованию  Таким образом, портфолио − инструмент самооценки собственного познавательного,  творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности  Анализ литературы и интернет ресурсов по рассматриваемому вопросу позволяет сделать  вывод о том, что портфолио является современной эффективной образовательной  технологией и помогает решать важные педагогические задачи: 1 Постоянно поддерживает высокую учебную мотивацию школьников 2. Поощряет активность и самостоятельность учеников, расширяет возможности обучения  и самообучения 3. Содействует персонализации образования, определяет количественные и качественные  индивидуальные достижения 4. Формирует умение учиться − ставить цели, планировать и организовывать собственную  учебную деятельность 5. Развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся 6. Создает предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников  Уникальность портфолио в том, что оно позволяет научить размышлять над тем, чему ты  научился, и как можно использовать приобретенные знания. Акцент делается на связи  теории и практики, что содействует реализации компетентностного подхода к результатам  образования  Практическая значимость работы в том, что разработан вариант электронного портфолио  учебных достижений учащегося основной школы, его структура, содержание и механизм  наполнения  Портфолио оформляется в виде персональной мультимедийной презентации, содержание  его представлено в виде электронных продуктов  Выполненный объем работ и полученные результаты: изучена современная литература,  ссылки на методические и практические материалы по теме, размещенные в Интернете.