Электронное портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся.
Оценка 4.6
Занимательные материалы +3
docx
воспитательная работа +1
Все классы
16.05.2018
Занимаясь с учащимися по программе "Портфолио/сайт современного актера XXI века" представляю возможность развития фантазии в определении слова-"портфолио".
Ребятам в виде анкеты предлагается дать ответы на вопросы, на которые необходимо ответить перед началом использования технологии «Портфолио»:
Каковы цели использования «портфолио»?
Из каких компонентов будет состоять «портфолио»?
Какие специфические компоненты должны быть включены в «портфолио»?
Каким образом будет происходить процесс оценки «портфолио»?
Как будет выглядеть «портфолио»?
Как будет происходить обсуждение «портфолио» и его оценивание?
Электронное портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся.docx
Спиридонова Тамара Ивановна
педагог высшей категории
ДТО "ТелеКино"
г.Москва
Электронное портфолио ученика как технология оценки учебных достижений
учащихся
Занимаясь с учащимися по программе "Портфолио/сайт современного актера XXI века"
представляю возможность развития фантазии в определении слова"портфолио".
Ребятам в виде анкеты предлагается дать ответы на вопросы, на которые необходимо
ответить перед началом использования технологии «Портфолио»:
Каковы цели использования «портфолио»?
Из каких компонентов будет состоять «портфолио»?
Какие специфические компоненты должны быть включены в «портфолио»?
Каким образом будет происходить процесс оценки «портфолио»?
Как будет выглядеть «портфолио»?
Как будет происходить обсуждение «портфолио» и его оценивание?
Если проверить наличие этого слова в различных словарях на справочно
информационном портале Грамота.ру, то слово "портфолио" обнаружится только в
орфографическом словаре Российской академии наук, а в словаре методических терминов
это слово отсутствует.
Слово "портфолио" не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и
среднем роде.
Портфолио сейчас широко применяется, причем диапазон его применения
постоянно расширяется. Все студии включают портфолио в свои образовательные системы
и начинают использовать на всех уровнях образования.
Следует отметить, что портфолио можно дать широкую трактовку, обозначив тем
самым практически неограниченный, свободный контекст использования портфолио в
образовании. Более того, здесь особо подчеркивается также педагогическая составляющая
портфолио.
Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении
современных информационных технологий «электронных портфолио» и ориентированных
на новые образовательные цели «паспорт компетенций и квалификаций»
Портфолио является формой комплексного оценивания образовательных результатов по
продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов
деятельности
Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико
ориентированного обучения.
При всем разнообразии моделей портфолио, различии образовательных и
профессиональных сфер, в которых они функционируют, конкретных целей и требований,
на которые ориентированы те или иные виды портфолио, постоянно возникают попытки
построить его определенную типологию.
Поскольку портфолио стало новым явлением в современной жизни, предлагается
ввести эксперимент по внедрению портфолио достижений для подростков
Этот эксперимент станет частью программы профильного обучения. В эксперименте
предполагается использовать создание портфолио в качестве одной из составляющих
образовательного рейтинга выпускников нашего творческого объединения, наряду
например с результатами итоговой аттестации.
В эксперименте намечено пройти апробацию различных моделей портфолио, конкретные варианты которых могут разрабатываться и приниматься на уровне муниципальной
образовательной сети.
В эксперименте предстоит отработать:
структуру портфолио и возможную комбинацию его разделов,
варианты представления итоговых документов,
формы учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника любого
творческого объединения, в данном случае "Телекино"
возможные формы коммуникации взаимодействия, контактов учащихся, педагогов,
возможно родителей при составлении портфолио и его оценке
Всем известно, что «традиционное портфолио представляет собой подборку,
коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений
учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к
традиционным формам тест, экзамен, портфолио позволяет выполнить две основные цели:
проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения
образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников. Оценить его
образовательные достижения и дополнить, заменить результаты тестирования и других
традиционных форм контроля
В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог
аттестата,свидетельства о результатах тестирования или выступать наряду с ними»
В электронной форме портфолио: активно используются новые формы портфолио,
основанные на применении современных информационных технологий – электронное
портфолио
Анализ изученной мной литературы и интернет ресурсов показал, что в нашей
стране метод применения электронного портфолио подростка находится на данный
момент в разработке и в связи с этим целью данной работы является разработка
электронной формы портфолио ученика в учебном процессе:
проанализировать психологопедагогическую литературу по проблеме внедрения
портфолио ученика в учебный процесс;
описать портфолио как новую технологию оценки учебных достижений ученика;
рассмотреть цели, назначения портфолио и основные типы портфолио в зарубежной и
отечественной практике;
разработать вариант электронной формы портфолио достижений ученика;
составить рекомендации по введению электронного портфолио ученика в учебный процесс
Объект : процесс оценки учебных достижений учащихся. Предмет: электронное портфолио
ученика как технология оценки учебных достижений учащихся
В главе «Портфель индивидуальных учебных достижений учащихся: сущность и основные
типы» рассматривается «портфолио» как новая технология личной оценки типов
портфолио
В другой главе «Электронный портфолио достижений учащегося приводится вариант
разработанного электронного портфолио достижений учащегося и рекомендации по
созданию портфолио. «Электронное портфолио ученика в среде слайдшоу»
Поисковый сервис в интернете вновь дает возможность оценить заинтересованность
аудитории вопросами электронного портфолио. Изучение сайтов, посвященных теме
электронного портфолио дает представление о разнообразных подходах к определению
электронного портфолио
Например встречаются авторы, которые трактуют электронное портфолио как набор документов, сформированных на компьютере. Если бумажный эквивалент портфолио
предъявляется в виде папки с документами, то электронный портфолио предъявляется в
виде файлов на магнитном носителе
Существует другая трактовка электронного портфолио преподавателя как форма
интернет поддержки его деятельности. Каждый преподаватель сталкивается с
необходимостью создания учебнометодического пакета портфолио преподавателя по
дисциплине, которую он ведет.
Портфолио включает в себя описание и указания к ряду практических работ,
методические материалы и рекомендации, обеспечивающие выполнение предложенных в
работах заданий, материалы для аттестации и самоаттестации учащихся,
исследовательские и творческие работы.
На сайте по адресу Десигн автор дает следующее определение: «Под вебпортфолио
понимается вебстраница или вебсайт учащегося, который используется им для хранения
результатов проектноисследовательской деятельности, личных достижений, в нашем
случае результатов участия видеоработ в кинофестивалях, конкурсах и иных
интеллектуальных состязаниях»
Свою трактовку портфолио, размещенного в интернет сети дает весь авторский
коллектив разрабатывая с помощью системы формирования электронного портфолио все
достижений учащихся, которое оформляется в виде персональной интернет страницы.
Содержание портфолио представляется в виде электронных продуктов,
дифференцируется по направлению и уровню экспертизы.
Результаты деятельности оцениваются по четырём направлениям:
учебнопредметному,
проектноисследовательскому,
информационнотехнологическому,
презентационному
Такой пример можно посмотреть на сайте где представлен проект «Электронная Школа
2007». В систему управления образовательной студии входит электронное портфолио.
Каждый подросток может вести собственное портфолио с использованием единой
системы
Электронное портфолио, или Банк личных достижений предлагает школьникам и
студентам Межрегиональная ассоциация дополнительного образования. Как только
подросток зарегистрируется в Банке личных достижений учащихся, он получает
индивидуальную идентификационную электронную карту. Обладатель этой карты может
через сайт проверить свой рейтинг достижений и сравнить его с рейтингом других
учащихся школы, города, региона, страны
На сайте реализована автоматизированная система оценки индивидуальных успехов.
В базе данных собираются сведения об интеллектуальном капитале подростка — о победах
в кинофестивалях, участии в исследованиях, школьных конференциях, в различных
проектах, концертах, школьных мероприятиях, спортивных соревнованиях
Изучена современная литература, ссылки на методические и практические
материалы по теме, размещенные в Интернете. Основываясь на изученных материалах, был
разработан вариант настоящей программы электронного портфолио достижений учащихся
старшего и среднего возраста.
Портфолио может оформляться в виде персональной мультимедийной презентации,
содержание его представлено в виде электронных продуктов.
Актуальность портфолио в том, что оно позволяет научить размышлять над тем, чему ты
научился, и как можно использовать приобретенные знания. Акцент делается на связи
теории и практики, что содействует реализации компетентностного подхода к результатам
образования. Задача педагога − помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые
успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную
самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения.
Уникальность ведения портфолио заключается в том, что оно обеспечивает развитие
самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные
способности каждого учащегося. Также актуальность связана с тем, что в новых
стандартах большое внимание уделяется системе оценки планируемых результатов
освоения образовательной программы выбранной ребенком по его желанию
Педагогическая целесообразность программы, в том, что педагог, заинтересованный в
наблюдении за тем, каких успехов достигает ученик, насколько он прогрессирует в течение
учебного года, например, в освоении актерского мастерства или технике съемки, может
обратиться к портфолио развития, который содержит примеры учебных работ, а также
оценки учеником своих результатов
Портфолио обеспечивает достоверные материалы, которые можно использовать
для оценивания ученика или для обсуждения с родителями на родительском собрании
Портфолио достижений учащихся представляет собой рабочую файловую папку,
содержащую многообразную информацию. Учащийся, создающий «Портфолио»,
фиксирует, систематически собирает, накапливает, и демонстрирует приобретенный опыт
и достижения. Портфолио создается на диске, флешкарте или в Интернете и носит
именной характер
Доля того, чтобы учащийся смог собрать и вести электронный портфолио, он должен
владеть определенными умениями в области информационных технологий
Главное то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает
каждому развивать свои таланты. Содержательную основу программы составляют
основные понятия и категории
Структура электронного портфолио может быть самой разнообразной, представляет собой
комплексную модель и содержание и состоит из нескольких разделов, например:
Участие в учебных мероприятиях
Участие в общественных мероприятиях
Портфолио может оформляться в виде персональной мультимедийной презентации,
содержание его представлено в виде электронных продуктов
Один из основных принципов, которые лежат в основе разработки предлагаемого варианта
электронного портфолио − электронное портфолио по структуре должно соответствовать
федеральным рекомендациям
Поэтому рассмотрим вновь состав электронного портфолио, который был предложен в
рекомендациях, и представим, как мы видим электронные аналоги для перечисленных
компонентов портфолио
1. Раздел портфолио "Мой портрет"
2. Раздел "Мои работы"
3. Раздел "Моя общественная работа"
4. Раздел "Отзывы и пожелания" В электронном портфолио могут быть дополнительные
разделы: например, участие в интернет проектах с активной гиперссылкой,
дистанционные конкурсы, мои награды.
Но это каждый владелец портфолио изучаемой программы решает для себя сам. Будет это
анкета или будет сочинение − размышление, может быть фотографии или письмо самому
себе?
Электронное портфолио это возможность создать яркий красивый «продукт», научиться
систематизировать материалы и работать на компьютере. А еще это очень интересно!
В планах − хранение и заполнение электронного портфолио учащегося на сайте, а в
дальнейшем – размещение в образовательной Интернетсреде регионального или федерального уровня
В конце года на каждого ученика нашего объединении создается документ, именной
сертификат о проходящей оценке портфолио в форме итоговой аттестации в электронном
виде
Сертификат № ______ индивидуальных учебных достижений учащегося_____________
ДТО "ТелеКино" ______ в течение _____________ учебного года стал победителем,
призером______________________________________________________________________
______________________________________________________
Индивидуальные учебные достижения разного уровня составили ______ баллов
Итоговая оценка портфолио ______________ баллов
Дата выдачи __________________________________
Преподаватель ГАОУ ДПО "ТемоЦентр"
___________________________________________________
Включающий в себя критерии оценивания портфолио:
факторы, отражающие понимание учащимся изученного материала;
факторы, отражающие размышления ученика о процессе своего продвижения;
факторы, отражающие динамику изменений;
полнота отражения изучаемого материала;
аккуратность, оформление, используемая наглядность
Виды контроля – приемлемая контролирующая и оценивающая функции
* Начальный Это оценка учащимся своих достижений в учебной деятельности
* Текущий контроль Эти страницы помогают ребёнку реально осознать и зафиксировать
свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над
результатами своего труда
* Промежуточный контроль Есть страницы, на которых дети делятся своим социальным
опытом, например:
Наши конкурсы актерского, операторского мастерства.
* Итоговый контроль формы подведения итогов в программе предусматривает следующие
формы контроля знаний, умений и навыков:
Выполнение творческих заданий.
Участие в выездных кинофестивалях, творческих конкурсах
Индивидуальные тестирования детей
Анализ выполненных творческих работ детей
Существуют разные типы портфолио. Наиболее традиционной можно считать
типологизацию портфолио по характеру и структуре представленных в нем материалов.
В этом случае выделяют следующие типы портфолио :
Портфолио документов, или «рабочее» портфолио
Портфолио для учебного планирования
Портфолио подготовленности proficiency
Портфолио для поступления в вуз
Результаты эксперимента по введению предпрофильной подготовки и профильного
обучения анализ интернет ресурсов показали, что наиболее эффективными и
востребованными являются комплексные модели портфолио.
Портфолио может оформляться в виде персональной мультимедийной презентации,
содержание его представлено в виде электронных продуктов
Один из основных принципов, которые лежат в основе разработки предлагаемого варианта электронного портфолио − электронное портфолио по структуре должно соответствовать
федеральным рекомендациям
Поэтому рассмотрим вновь состав электронного портфолио, который был предложен в
рекомендациях, и представим, как мы видим электронные аналоги для перечисленных
компонентов портфолио
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к
общественной работе (поручениям). Вариантов участия в общественной работе очень
много: роль в школьном спектакле, чтение стихов на торжественной линейке, оформление
стенгазеты к празднику и т.д.
По убеждению педагогов, портфолио среднего и старшего возраста ребенка должны
отличаться друг от друга. Если у старших ставится цель собрать свой «портфель
достижений», который может помочь при поступлении в институт, то для ребят среднего
звена важно научиться систематизировать информацию, работать на компьютере
Эта работа плод совместного творчества с одним учащимся Можно вместе искать
варианты страничек для его портфолио, вместе обсуждать, как строить его – линейно или
делая ссылки. Если в портфолио страничек больше, чем нужно. Необходимо ребенку
предложить лишь шаблон, в работу поместить основные, на его взгляд, моменты
Два года под моим руководством дети принимают активное участие во Всероссийском
фестивале творческих и исследовательских работ «Портфолио. Поэтому и возникла
необходимость данного раздела
В электронном портфолио могут быть дополнительные разделы: например, участие в
интернетпроектах с активной гиперссылкой, дистанционные конкурсы, мои награды
«Награды» мы умышленно не выносим в отдельный раздел.
Но это каждый владелец портфолио решает для себя сам. Будет это анкета или будет
сочинение − размышление, может быть фотографии или письмо самому себе?
Предложенный нами вариант «портфеля достижений», возможно, не откроет никаких
новых горизонтов в создании портфолио
Сбор портфолио вызывает трудности, как у педагогов, так и у обучающихся.
Последовательный переход позволяет обучающемуся присвоить "Портфолио" сделать его
летописью своего обучения
Следует отметить, что оценочная деятельность педагога изменяет стиль педагогического
общения, т. к. в процессе работы возрастают коммуникативные и творческие возможности
педагога, изменяется характер взаимоотношений с воспитанниками обучающимися и
ученическим коллективом
Детализируем вышеперечисленные пункты. Но главное, что «портфолио» должно стать
свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении данного учащегося
Необходимо предвидеть, что не все учащиеся активно включаются в работу с портфолио,
находятся и такие, которых не привлекает данная форма организации учебной работы
Рекомендуемые формы работы на данном этапе:
беседа о целях и задачах портфолио учебных достижений;
демонстрация лучших образцов портфолио старших учащихся;
изучение возможной структуры портфолио образовательных и личных достижений;
изучение возможных форм представления образовательных и личных достижений;
моделирование структуры индивидуального портфолио образовательных и личных
достижений
планирование перечня рубрик и состава презентуемых материалов.
В настоящее время имеется большое разнообразие инструментов для создания
мультимедиа приложений, но большинство из них достаточно сложны для начинающих, а
также нередко могут предъявлять высокие требования к оборудованию
Поэтому на начальном этапе целесообразно использовать использовать содержимое пакета Microsoft Office. Например, имеющуюся в нем среду создания презентаций PowerPoint.
Данное средство предназначено для подготовки презентаций в виде последовательности
слайдов или, подругому, «слайдшоу» с текстом, графическими и звуковыми эффектами
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах
деятельности − учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является
важным элементом практикоориентированного, деятельностного подхода к образованию
Таким образом, портфолио − инструмент самооценки собственного познавательного,
творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности
Анализ литературы и интернет ресурсов по рассматриваемому вопросу позволяет сделать
вывод о том, что портфолио является современной эффективной образовательной
технологией и помогает решать важные педагогические задачи:
1 Постоянно поддерживает высокую учебную мотивацию школьников
2. Поощряет активность и самостоятельность учеников, расширяет возможности обучения
и самообучения
3. Содействует персонализации образования, определяет количественные и качественные
индивидуальные достижения
4. Формирует умение учиться − ставить цели, планировать и организовывать собственную
учебную деятельность
5. Развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся
6. Создает предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников
Уникальность портфолио в том, что оно позволяет научить размышлять над тем, чему ты
научился, и как можно использовать приобретенные знания. Акцент делается на связи
теории и практики, что содействует реализации компетентностного подхода к результатам
образования
Практическая значимость работы в том, что разработан вариант электронного портфолио
учебных достижений учащегося основной школы, его структура, содержание и механизм
наполнения
Портфолио оформляется в виде персональной мультимедийной презентации, содержание
его представлено в виде электронных продуктов
Выполненный объем работ и полученные результаты: изучена современная литература,
ссылки на методические и практические материалы по теме, размещенные в Интернете.
Электронное портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся.
Электронное портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся.
Электронное портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся.
Электронное портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся.
Электронное портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся.
Электронное портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся.
Электронное портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.