Занимаясь с учащимися по программе "Портфолио/сайт современного актера XXI века" представляю возможность развития фантазии в определении слова-"портфолио".
Ребятам в виде анкеты предлагается дать ответы на вопросы, на которые необходимо ответить перед началом использования технологии «Портфолио»:
Каковы цели использования «портфолио»?
Из каких компонентов будет состоять «портфолио»?
Какие специфические компоненты должны быть включены в «портфолио»?
Каким образом будет происходить процесс оценки «портфолио»?
Как будет выглядеть «портфолио»?
Как будет происходить обсуждение «портфолио» и его оценивание?
Спиридонова Тамара Ивановна
педагог высшей категории
ДТО "ТелеКино"
г.Москва
Электронное портфолио ученика как технология оценки учебных достижений
учащихся
Занимаясь с учащимися по программе "Портфолио/сайт современного актера XXI века"
представляю возможность развития фантазии в определении слова"портфолио".
Ребятам в виде анкеты предлагается дать ответы на вопросы, на которые необходимо
ответить перед началом использования технологии «Портфолио»:
Каковы цели использования «портфолио»?
Из каких компонентов будет состоять «портфолио»?
Какие специфические компоненты должны быть включены в «портфолио»?
Каким образом будет происходить процесс оценки «портфолио»?
Как будет выглядеть «портфолио»?
Как будет происходить обсуждение «портфолио» и его оценивание?
Если проверить наличие этого слова в различных словарях на справочно
информационном портале Грамота.ру, то слово "портфолио" обнаружится только в
орфографическом словаре Российской академии наук, а в словаре методических терминов
это слово отсутствует.
Слово "портфолио" не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и
среднем роде.
Портфолио сейчас широко применяется, причем диапазон его применения
постоянно расширяется. Все студии включают портфолио в свои образовательные системы
и начинают использовать на всех уровнях образования.
Следует отметить, что портфолио можно дать широкую трактовку, обозначив тем
самым практически неограниченный, свободный контекст использования портфолио в
образовании. Более того, здесь особо подчеркивается также педагогическая составляющая
портфолио.
Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении
современных информационных технологий «электронных портфолио» и ориентированных
на новые образовательные цели «паспорт компетенций и квалификаций»
Портфолио является формой комплексного оценивания образовательных результатов по
продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов
деятельности
Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико
ориентированного обучения.
При всем разнообразии моделей портфолио, различии образовательных и
профессиональных сфер, в которых они функционируют, конкретных целей и требований,
на которые ориентированы те или иные виды портфолио, постоянно возникают попытки
построить его определенную типологию.
Поскольку портфолио стало новым явлением в современной жизни, предлагается
ввести эксперимент по внедрению портфолио достижений для подростков
Этот эксперимент станет частью программы профильного обучения. В эксперименте
предполагается использовать создание портфолио в качестве одной из составляющих
образовательного рейтинга выпускников нашего творческого объединения, наряду
например с результатами итоговой аттестации.
В эксперименте намечено пройти апробацию различных моделей портфолио, конкретныеварианты которых могут разрабатываться и приниматься на уровне муниципальной
образовательной сети.
В эксперименте предстоит отработать:
структуру портфолио и возможную комбинацию его разделов,
варианты представления итоговых документов,
формы учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника любого
творческого объединения, в данном случае "Телекино"
возможные формы коммуникации взаимодействия, контактов учащихся, педагогов,
возможно родителей при составлении портфолио и его оценке
Всем известно, что «традиционное портфолио представляет собой подборку,
коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений
учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к
традиционным формам тест, экзамен, портфолио позволяет выполнить две основные цели:
проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения
образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников. Оценить его
образовательные достижения и дополнить, заменить результаты тестирования и других
традиционных форм контроля
В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог
аттестата,свидетельства о результатах тестирования или выступать наряду с ними»
В электронной форме портфолио: активно используются новые формы портфолио,
основанные на применении современных информационных технологий – электронное
портфолио
Анализ изученной мной литературы и интернет ресурсов показал, что в нашей
стране метод применения электронного портфолио подростка находится на данный
момент в разработке и в связи с этим целью данной работы является разработка
электронной формы портфолио ученика в учебном процессе:
проанализировать психологопедагогическую литературу по проблеме внедрения
портфолио ученика в учебный процесс;
описать портфолио как новую технологию оценки учебных достижений ученика;
рассмотреть цели, назначения портфолио и основные типы портфолио в зарубежной и
отечественной практике;
разработать вариант электронной формы портфолио достижений ученика;
составить рекомендации по введению электронного портфолио ученика в учебный процесс
Объект : процесс оценки учебных достижений учащихся. Предмет: электронное портфолио
ученика как технология оценки учебных достижений учащихся
В главе «Портфель индивидуальных учебных достижений учащихся: сущность и основные
типы» рассматривается «портфолио» как новая технология личной оценки типов
портфолио
В другой главе «Электронный портфолио достижений учащегося приводится вариант
разработанного электронного портфолио достижений учащегося и рекомендации по
созданию портфолио. «Электронное портфолио ученика в среде слайдшоу»
Поисковый сервис в интернете вновь дает возможность оценить заинтересованность
аудитории вопросами электронного портфолио. Изучение сайтов, посвященных теме
электронного портфолио дает представление о разнообразных подходах к определению
электронного портфолио
Например встречаются авторы, которые трактуют электронное портфолио как набордокументов, сформированных на компьютере. Если бумажный эквивалент портфолио
предъявляется в виде папки с документами, то электронный портфолио предъявляется в
виде файлов на магнитном носителе
Существует другая трактовка электронного портфолио преподавателя как форма
интернет поддержки его деятельности. Каждый преподаватель сталкивается с
необходимостью создания учебнометодического пакета портфолио преподавателя по
дисциплине, которую он ведет.
Портфолио включает в себя описание и указания к ряду практических работ,
методические материалы и рекомендации, обеспечивающие выполнение предложенных в
работах заданий, материалы для аттестации и самоаттестации учащихся,
исследовательские и творческие работы.
На сайте по адресу Десигн автор дает следующее определение: «Под вебпортфолио
понимается вебстраница или вебсайт учащегося, который используется им для хранения
результатов проектноисследовательской деятельности, личных достижений, в нашем
случае результатов участия видеоработ в кинофестивалях, конкурсах и иных
интеллектуальных состязаниях»
Свою трактовку портфолио, размещенного в интернет сети дает весь авторский
коллектив разрабатывая с помощью системы формирования электронного портфолио все
достижений учащихся, которое оформляется в виде персональной интернет страницы.
Содержание портфолио представляется в виде электронных продуктов,
дифференцируется по направлению и уровню экспертизы.
Результаты деятельности оцениваются по четырём направлениям:
учебнопредметному,
проектноисследовательскому,
информационнотехнологическому,
презентационному
Такой пример можно посмотреть на сайте где представлен проект «Электронная Школа
2007». В систему управления образовательной студии входит электронное портфолио.
Каждый подросток может вести собственное портфолио с использованием единой
системы
Электронное портфолио, или Банк личных достижений предлагает школьникам и
студентам Межрегиональная ассоциация дополнительного образования. Как только
подросток зарегистрируется в Банке личных достижений учащихся, он получает
индивидуальную идентификационную электронную карту. Обладатель этой карты может
через сайт проверить свой рейтинг достижений и сравнить его с рейтингом других
учащихся школы, города, региона, страны
На сайте реализована автоматизированная система оценки индивидуальных успехов.
В базе данных собираются сведения об интеллектуальном капитале подростка — о победах
в кинофестивалях, участии в исследованиях, школьных конференциях, в различных
проектах, концертах, школьных мероприятиях, спортивных соревнованиях
Изучена современная литература, ссылки на методические и практические
материалы по теме, размещенные в Интернете. Основываясь на изученных материалах, был
разработан вариант настоящей программы электронного портфолио достижений учащихся
старшего и среднего возраста.
Портфолио может оформляться в виде персональной мультимедийной презентации,
содержание его представлено в виде электронных продуктов.
Актуальность портфолио в том, что оно позволяет научить размышлять над тем, чему ты
научился, и как можно использовать приобретенные знания. Акцент делается на связи
теории и практики, что содействует реализации компетентностного подхода к результатам
образования.Задача педагога − помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые
успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную
самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения.
Уникальность ведения портфолио заключается в том, что оно обеспечивает развитие
самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные
способности каждого учащегося. Также актуальность связана с тем, что в новых
стандартах большое внимание уделяется системе оценки планируемых результатов
освоения образовательной программы выбранной ребенком по его желанию
Педагогическая целесообразность программы, в том, что педагог, заинтересованный в
наблюдении за тем, каких успехов достигает ученик, насколько он прогрессирует в течение
учебного года, например, в освоении актерского мастерства или технике съемки, может
обратиться к портфолио развития, который содержит примеры учебных работ, а также
оценки учеником своих результатов
Портфолио обеспечивает достоверные материалы, которые можно использовать
для оценивания ученика или для обсуждения с родителями на родительском собрании
Портфолио достижений учащихся представляет собой рабочую файловую папку,
содержащую многообразную информацию. Учащийся, создающий «Портфолио»,
фиксирует, систематически собирает, накапливает, и демонстрирует приобретенный опыт
и достижения. Портфолио создается на диске, флешкарте или в Интернете и носит
именной характер
Доля того, чтобы учащийся смог собрать и вести электронный портфолио, он должен
владеть определенными умениями в области информационных технологий
Главное то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает
каждому развивать свои таланты. Содержательную основу программы составляют
основные понятия и категории
Структура электронного портфолио может быть самой разнообразной, представляет собой
комплексную модель и содержание и состоит из нескольких разделов, например:
Участие в учебных мероприятиях
Участие в общественных мероприятиях
Портфолио может оформляться в виде персональной мультимедийной презентации,
содержание его представлено в виде электронных продуктов
Один из основных принципов, которые лежат в основе разработки предлагаемого варианта
электронного портфолио − электронное портфолио по структуре должно соответствовать
федеральным рекомендациям
Поэтому рассмотрим вновь состав электронного портфолио, который был предложен в
рекомендациях, и представим, как мы видим электронные аналоги для перечисленных
компонентов портфолио
1. Раздел портфолио "Мой портрет"
2. Раздел "Мои работы"
3. Раздел "Моя общественная работа"
4. Раздел "Отзывы и пожелания" В электронном портфолио могут быть дополнительные
разделы: например, участие в интернет проектах с активной гиперссылкой,
дистанционные конкурсы, мои награды.
Но это каждый владелец портфолио изучаемой программы решает для себя сам. Будет это
анкета или будет сочинение − размышление, может быть фотографии или письмо самому
себе?
Электронное портфолио это возможность создать яркий красивый «продукт», научиться
систематизировать материалы и работать на компьютере. А еще это очень интересно!
В планах − хранение и заполнение электронного портфолио учащегося на сайте, а в
дальнейшем – размещение в образовательной Интернетсреде регионального илифедерального уровня
В конце года на каждого ученика нашего объединении создается документ, именной
сертификат о проходящей оценке портфолио в форме итоговой аттестации в электронном
виде
Сертификат № ______ индивидуальных учебных достижений учащегося_____________
ДТО "ТелеКино" ______ в течение _____________ учебного года стал победителем,
призером______________________________________________________________________
______________________________________________________
Индивидуальные учебные достижения разного уровня составили ______ баллов
Итоговая оценка портфолио ______________ баллов
Дата выдачи __________________________________
Преподаватель ГАОУ ДПО "ТемоЦентр"
___________________________________________________
Включающий в себя критерии оценивания портфолио:
факторы, отражающие понимание учащимся изученного материала;
факторы, отражающие размышления ученика о процессе своего продвижения;
факторы, отражающие динамику изменений;
полнота отражения изучаемого материала;
аккуратность, оформление, используемая наглядность
Виды контроля – приемлемая контролирующая и оценивающая функции
* Начальный Это оценка учащимся своих достижений в учебной деятельности
* Текущий контроль Эти страницы помогают ребёнку реально осознать и зафиксировать
свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над
результатами своего труда
* Промежуточный контроль Есть страницы, на которых дети делятся своим социальным
опытом, например:
Наши конкурсы актерского, операторского мастерства.
* Итоговый контроль формы подведения итогов в программе предусматривает следующие
формы контроля знаний, умений и навыков:
Выполнение творческих заданий.
Участие в выездных кинофестивалях, творческих конкурсах
Индивидуальные тестирования детей
Анализ выполненных творческих работ детей
Существуют разные типы портфолио. Наиболее традиционной можно считать
типологизацию портфолио по характеру и структуре представленных в нем материалов.
В этом случае выделяют следующие типы портфолио :
Портфолио документов, или «рабочее» портфолио
Портфолио для учебного планирования
Портфолио подготовленности proficiency
Портфолио для поступления в вуз
Результаты эксперимента по введению предпрофильной подготовки и профильного
обучения анализ интернет ресурсов показали, что наиболее эффективными и
востребованными являются комплексные модели портфолио.
Портфолио может оформляться в виде персональной мультимедийной презентации,
содержание его представлено в виде электронных продуктов
Один из основных принципов, которые лежат в основе разработки предлагаемого вариантаэлектронного портфолио − электронное портфолио по структуре должно соответствовать
федеральным рекомендациям
Поэтому рассмотрим вновь состав электронного портфолио, который был предложен в
рекомендациях, и представим, как мы видим электронные аналоги для перечисленных
компонентов портфолио
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к
общественной работе (поручениям). Вариантов участия в общественной работе очень
много: роль в школьном спектакле, чтение стихов на торжественной линейке, оформление
стенгазеты к празднику и т.д.
По убеждению педагогов, портфолио среднего и старшего возраста ребенка должны
отличаться друг от друга. Если у старших ставится цель собрать свой «портфель
достижений», который может помочь при поступлении в институт, то для ребят среднего
звена важно научиться систематизировать информацию, работать на компьютере
Эта работа плод совместного творчества с одним учащимся Можно вместе искать
варианты страничек для его портфолио, вместе обсуждать, как строить его – линейно или
делая ссылки. Если в портфолио страничек больше, чем нужно. Необходимо ребенку
предложить лишь шаблон, в работу поместить основные, на его взгляд, моменты
Два года под моим руководством дети принимают активное участие во Всероссийском
фестивале творческих и исследовательских работ «Портфолио. Поэтому и возникла
необходимость данного раздела
В электронном портфолио могут быть дополнительные разделы: например, участие в
интернетпроектах с активной гиперссылкой, дистанционные конкурсы, мои награды
«Награды» мы умышленно не выносим в отдельный раздел.
Но это каждый владелец портфолио решает для себя сам. Будет это анкета или будет
сочинение − размышление, может быть фотографии или письмо самому себе?
Предложенный нами вариант «портфеля достижений», возможно, не откроет никаких
новых горизонтов в создании портфолио
Сбор портфолио вызывает трудности, как у педагогов, так и у обучающихся.
Последовательный переход позволяет обучающемуся присвоить "Портфолио" сделать его
летописью своего обучения
Следует отметить, что оценочная деятельность педагога изменяет стиль педагогического
общения, т. к. в процессе работы возрастают коммуникативные и творческие возможности
педагога, изменяется характер взаимоотношений с воспитанниками обучающимися и
ученическим коллективом
Детализируем вышеперечисленные пункты. Но главное, что «портфолио» должно стать
свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении данного учащегося
Необходимо предвидеть, что не все учащиеся активно включаются в работу с портфолио,
находятся и такие, которых не привлекает данная форма организации учебной работы
Рекомендуемые формы работы на данном этапе:
беседа о целях и задачах портфолио учебных достижений;
демонстрация лучших образцов портфолио старших учащихся;
изучение возможной структуры портфолио образовательных и личных достижений;
изучение возможных форм представления образовательных и личных достижений;
моделирование структуры индивидуального портфолио образовательных и личных
достижений
планирование перечня рубрик и состава презентуемых материалов.
В настоящее время имеется большое разнообразие инструментов для создания
мультимедиа приложений, но большинство из них достаточно сложны для начинающих, а
также нередко могут предъявлять высокие требования к оборудованию
Поэтому на начальном этапе целесообразно использовать использовать содержимое пакетаMicrosoft Office. Например, имеющуюся в нем среду создания презентаций PowerPoint.
Данное средство предназначено для подготовки презентаций в виде последовательности
слайдов или, подругому, «слайдшоу» с текстом, графическими и звуковыми эффектами
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах
деятельности − учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является
важным элементом практикоориентированного, деятельностного подхода к образованию
Таким образом, портфолио − инструмент самооценки собственного познавательного,
творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности
Анализ литературы и интернет ресурсов по рассматриваемому вопросу позволяет сделать
вывод о том, что портфолио является современной эффективной образовательной
технологией и помогает решать важные педагогические задачи:
1 Постоянно поддерживает высокую учебную мотивацию школьников
2. Поощряет активность и самостоятельность учеников, расширяет возможности обучения
и самообучения
3. Содействует персонализации образования, определяет количественные и качественные
индивидуальные достижения
4. Формирует умение учиться − ставить цели, планировать и организовывать собственную
учебную деятельность
5. Развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся
6. Создает предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников
Уникальность портфолио в том, что оно позволяет научить размышлять над тем, чему ты
научился, и как можно использовать приобретенные знания. Акцент делается на связи
теории и практики, что содействует реализации компетентностного подхода к результатам
образования
Практическая значимость работы в том, что разработан вариант электронного портфолио
учебных достижений учащегося основной школы, его структура, содержание и механизм
наполнения
Портфолио оформляется в виде персональной мультимедийной презентации, содержание
его представлено в виде электронных продуктов
Выполненный объем работ и полученные результаты: изучена современная литература,
ссылки на методические и практические материалы по теме, размещенные в Интернете.