Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"
Оценка 5

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Оценка 5
Контроль знаний
docx
психологическая работа +1
Взрослым
02.10.2019
Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"
Данное методическое пособие для самостоятельной работы студентов III курса, специальностей: 31.02.01 «Лечебное дело». Пособие способствует формированию навыков самостоятельной работы и не является заменой учебника или лекции. Для руководства действиями студентов пособие начинается с «Правил работы с пособием». Для самоконтроля студентов предложены вопросы для закрепления, проверочные тесты, терминологический диктант, к которым прилагаются эталоны ответов, перечень контрольных вопросов. При выявлении неточных или неправильных ответов студенту необходимо вернуться к неусвоенной части материала. Таким образом, осуществляется последовательность усвоения учебного материала и обратная оперативная связь при выявлении ошибок. Это пособие можно отнести к разряду обучающих программ для индивидуального и самостоятельного и внеаудиторного изучения темы.
Этапы профессиональной адаптации.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  для самостоятельной и внеаудиторной работы студентов  По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ» Раздел 2: Социальная психология  Тема: «Этапы профессиональной адаптации» Специальность: 31.02.01 Лечебное дело  (углубленный уровень) Купино 2018 РАССМОТРЕНО ПЦМК общепрофессиональных дисциплин (протокол  от                       №       ) Автор – составитель: преподаватель первой квалификационной категории дисциплины  «Психология» Боярко Татьяна Николаевна. Пояснительная записка     Данное   методическое   пособие   для   самостоятельной   работы   студентов   II   курса, специальностей:  31.02.01 «Лечебное  дело».    Пособие способствует формированию навыков самостоятельной работы и не является заменой учебника или лекции. Для руководства действиями студентов пособие начинается с «Правил работы с пособием».    Для самоконтроля студентов предложены вопросы для закрепления, проверочные тесты, терминологический   диктант,   к   которым   прилагаются   эталоны   ответов,   перечень контрольных вопросов.     При выявлении неточных или неправильных ответов студенту необходимо вернуться к неусвоенной   части   материала.   Таким   образом,   осуществляется   последовательность усвоения учебного материала и обратная оперативная связь при выявлении ошибок.    Это пособие можно отнести к разряду обучающих программ для индивидуального и самостоятельного и внеаудиторного изучения темы. Правила работы с учебным пособием 1. Приступить к работе с учебным пособием после изучения материалов темы.  2. По всем разделам темы предлагается теоретический материал.  3.   Изучив   его   необходимо   ответить   на   поставленные   вопросы   для   закрепления,   тесты контроля, пояснить термины.  4.   При   затруднении   в   выборе   ответа   или   при   неправильном   ответе   прочитайте соответствующий раздел пособия или учебника, выясните, в чём заключается ошибка.  5. После твердого усвоения темы необходимо приступить к работе с итоговым тестом, тестом на соответствие, ответить на вопросы терминологического диктанта. 6. При завершении работы с учебным пособием, сверьте свои ответы с эталонами. Труд  —   это   процесс   преобразования   человеком   окружающей  действительности   (и изменение   в   ходе  этого   самого   себя)   с   целью удовлетворения общественных и личных материальных и духовных потребностей. В толковом словаре русского языка СИ. Ожегова (1995) слово «труд» трактуется как: 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. 1. Работа, занятие. 2. Усилие, направленное к достижению чего­нибудь. 3. Результат деятельности, работы, произведение. 2. Привитие   умения   и   навыков   в   какой­нибудь   профессиональной,   хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Труд является исторически первичным видом человеческой деятельности. Труд в целом — не   психологическая,   а   социальная   категория.   Предметом   ­психологического   изучения являются психологические компоненты трудовой деятельности. Трудовая   деятельность,   в   отличие   от   других   видов   деятельности,   всегда   имеет направленность на создание продукта (материального или идеального), нужного людям, тем самым на достижение социально значимого результата. В процессе труда не только рождается тот или иной продукт  трудовой деятельности субъекта, но и сам он формируется в труде. В   трудовой   деятельности   развиваются   способности   человека,  формируется   его характер. В труде существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду. Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Трудиться — значит проявлять себя в деятельности. Человек   в   своей   жизни   осуществляет   разные   виды   труда   —   от  простого   труда   по самообслуживанию до сложных видов творчества. Каждый из этих видов труда вносит свой вклад в общечеловеческий опыт, причем разные виды труда в различной степени развивают самого работника. Труд может стать для человека или только средством поддержания существования, или, кроме того, еще и средством самовыражения, самореализации, поиска и достижения смысла жизни. Для успеха трудовой деятельности абсолютно необходимо мастерство, умение, знания. Таких слагаемых требует любой труд — физический, интеллектуальный, труд ремесленника, земледельца,  художника,   врача,   творца.   Во   всех   случаях   трудовой   деятельности  ее участники решают какую­то определенную задачу, планируют свои действия, предвосхищают результат. В лучших своих образцах труд не может обойтись без инициативы и творчества. Можно   подвести   итог.  Труд   —   это   вид   человеческой   деятельности,   который направлен на достижение практически полезного  результата.  Он осуществляется под влиянием   необходимости   и,   в  конечном   счете,   имеет   целью   преобразование   предметов окружающего   мира,   превращение   их   в   продукты   удовлетворения   многочисленных   и разнообразных   потребностей   людей.   Вместе   с   тем   труд  преобразует   самого   человека, совершенствует его как субъекта трудовой деятельности и как личность. В   ходе   развития   общества   и   появления   разделения   труда   возникли   профессии. Разделение   труда   и   его   усложнение   ведут   к  закреплению   за   индивидом   определенной профессии, требующей специальных знаний и умений, особой квалификации. Психология профессий «Профессия» от латинского «говорить публично», что осмысливалось в свое время, по­ видимому, как «объявлять другим о своем деле, занятии, специальности». «Для чего же мне объявлять?» — зададите вы вопрос. Чтобы  кто­то узнал в продукте вашей   деятельности   предмет   своей   потребности,   чтобы   установился   некоторый   диалог, состоялись обмен ценностями, удовлетворение потребностей. Профессия — это такое занятие, которому надо специально учиться. Профессии — это исторически   возникшие   формы   деятельности,   необходимые   обществу,   для   выполнения которых   человек   должен   обладать   суммой   знаний   и   навыков,   иметь   соответствующие способности и профессионально­важные качества. В   обществе   очень   много   профессий   и   специальностей   (десятки  тысяч),   и   они   очень разные   по   предметной   области   труда,   его  целям,   орудиям,   средствам   и   условиям.   И профессионалы тоже разнотипны по своему психологическому складу. Словом «профессия» может обозначаться и общность людей, и область приложения их духовных и физических сил, и работа,  деятельность с ее специфическим содержанием, и некое качество (квалификация) самого человека. Для упрощения ориентировки в сложном мире профессий полезно выделить и условно различать пять крупных предметных областей профессиональной деятельности: 1) работы с   живыми  системами;   2)   с   техническими   и   неживыми   природными   системами;   3)   с социальными, включая малые группы и отдельных людей; 4) со знаково­символическим; 5) с художественными. Мир   профессий   относительно   изменчив,   текуч   (профессии   возникают,   дробятся, объединяются, отмирают) и должен быть предметом постоянного изучения. Мир профессий — это не только «пространство выбора» человеком вариантов своего жизненного дела, но и область, где он  может внести свою творческую лепту в создание, появление новых профессий. Профессии создаются людьми. При   психологическом   рассмотрении   труда   важно   определить,  в   чем   заключается особенность понятий: профессия, специальность, квалификация, должность. С точки зрения общества профессия — это система профессиональных задач, форм и видов   профессиональной   деятельности,  профессиональных   особенностей   личности, могущих   обеспечить  удовлетворение   потребностей   общества   в   достижении   нужного обществу значимого результата, продукта. С   точки   зрения   конкретного   человека,   профессия   —   это   основной   род   занятия, деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества. Специальность  — отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства (СИ. Ожегов, 1995). Специальность — это вид занятий в рамках одной профессии. Квалификация  —   1.   Степень   годности   к   какому­нибудь   виду  труда,   уровень подготовки. 2. Профессия, специальность (СИ. Ожегов, 1995). Должность является более сложным понятием. Должность — служебная обязанность, служебное место (С. И. Ожегов, 1995). Делать что­нибудь по должности (исполняя обязанность). Иногда   под   должностью   понимают   разновидность   руководящей   работы.   Иногда   должность совпадает   с   пониманием   квалификации,   чаще   должность   —   это   любая   фиксированная   работа  и профессия. Должностные обязанности — это отображение трудовых функций в нормативных актах, устных предписаниях,   адресованных  исполнителю   той   или   иной   работы,   «неписаных   правилах»,   которые считаются в данной группе чем­то само собой разумеющимся и характеризуют общественное мнение и т.п. Примеры для понятий: профессия, специальность, должность. Профессия — средний медицинский работник,   специальность   —  медицинская   сестра,   должность   —   старшая   медицинская   сестра   кар­ диологического отделения больницы.   Типы профессий В   соответствии   с   различными   разновидностями   объективных   систем   выделяются   пять   типов профессий (по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира): 1. «Человек — живая природа» («П»). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными   организмами,   микроорганизмами   и   условиями   их   существования.   Примеры:   мастер­ плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог, пчеловод, лесовод. 2.«Человек  —  техника   и   неживая   природа»  («Т»).   Работники   имеют   дело   с   неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь­сборщик, техник­механик, инженер­механик, электрослесарь, инженер­электрик, техник­технолог общественного питания, швея, шоферы. 3.«Человек — человек» («Ч»)., Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные  системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер­организатор производства, врач, медицинская сестра, учитель, воспитатель. 4.«Человек — знаковая система» («3»). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы —вот предметные миры, которые занимают представителей профес­ сий   этого   типа.   Примеры:   программист,   чертежник­картограф,   математик,   редактор издательства, языковед. 5. «Человек — художественный образ»  («X»). Явления, факты художественного отображения действительности — вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник­ декоратор, художник­реставратор, маляр, артист балета,  актер  драматического  театра,   концертный исполнитель и т.д.  ■ Личностные   качества   человека  как   субъекта   труда   в профессиях типа «человек — человек» В профессиях типа «Ч» мир видится, усматривается работником  и волнует его прежде всего со стороны наполненности окружающего разными, разнообразными, разномыслящими, разнокачественными и   разнонаправленными   людьми,   группами,   сообществами,   организациями,   их   сложными взаимоотношениями. Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде  всего такие целостности, которые характеризуют   умонастроение,   поведение   людей,   образ   их   жизни   и   формы   активности,   а   также способы привнесения порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и общества. Типичные примеры целостностей, выделяемых работниками этого типа в мире: духовные потребности населения в сфере досуга;  отдых и настроение; отступление от общественных норм; правонарушения; здоровье человека; болезнь; соблюдение правил поведения; довольные лица покупателей и т.д. Представители   профессий   этого   типа   умеют   руководить   группами,   коллективами,   сообществами людей, учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духовных, социальных). Исполнительно­двигательная сторона труда имеет в профессиях этого типа следующие особенности: это прежде всего речевые действия (говорить профессионально надо учиться). Далее   —   это   выразительные   движения   (мимика,   пантомимика)   и   выразительные   свойства внешности и одежды. В медицинской профессии предъявляют особые и высокие требования к точности и координации собственно рабочих движений (хирурги, операционная медсестра). Здесь важно развитие познавательной деятельности. Очень важным является умение слушать  (не перебивая) и слышать, понимать другого человека и именно его внутренний мир. Профессионал — будь то учитель, хирург или инспектор милиции по делам несовершеннолетних — должен иметь немалый кругозор в области гуманитарного знания. Очень  кстати оказывается  здесь  и  жизненный  опыт,  и  основанное   на   нем   понимание внутренних состояний, с которыми приходится иметь дело. Поскольку социальные ситуации изменчивы и неповторимы, работнику нужно отчетливо выделять наряду с более или менее «вечными» знаниями (как общекультурными, так и по узкой специальности) знания оперативные, относящиеся к конкретной обстановке, «здесь и сейчас». Среди требований к качеству исполнительно­двигательных проявлений на первом месте стоят   требования   не   только   к   письменной,   но   и   к   устной   речи   —   ее   четкости, раздельности, удобному для слушателя темпу, связности и, конечно, ясности, понятности содержания высказываний, реплик. Это не так просто — чтобы быть правильно понятым, нужно сначала понять, как вы можете быть понятыми. Самое   главное   в   области   познавательных   процессов   представителей   этого   типа профессий,   конечно,   не   острота   зрения   или   слуха,   а   своеобразная   «душеведческая» направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, его  поведение, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или газетам. И   еще   важен   оптимистический   проектировочный   подход   к   человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше. Требуется и очень важна способность сопереживать другому  человеку (сострадать и сорадоваться). Важная особенность эмоционального склада личности сводится к способности заново, вновь и вновь переживать те события, о  которых не первый раз ведется речь, и передавать слушателям свое отношение к ним; без этого немыслима и даже непонятна работа педагога, экскурсовода и т.п. А   педагогические   функции   приходится   выполнять   практически  любому   хорошему, опытному   специалисту   (и   инспектору   детской   комнаты   милиции,   и   фельдшеру,   и медсестре). Важны наблюдательность именно по отношению к поведению, проявлениям ду­ шевной деятельности человека, отзывчивость, доброжелательность,  готовность бескорыстно прийти на помощь другому человеку, искренняя и деятельная обеспокоенность судьбами людей   (учеников,  пациентов,   подопечных   разного   рода),   терпение   и   снисходительность  к различным   нестандартным   проявлениям   поведения,   внешнего   облика,   образа   мыслей,  правильности   идей   служения   людям, глубокая   и   оптимистическая   убежденность   в   гражданские качества, ориентированные на интересы людей, убеждения, творческий склад ума. Особенности   саморегуляции   представителей   этого   типа   профессий   таковы:   требуется постоянное   совершенствование   своих   знаний   и   навыков,   стремление   «идти   в   ногу»   с быстротекущими процессами социального движения, развития, заставлять себя быть в курсе текущих   общественных   событий.   В   противном   случае   рушится  взаимопонимание   с окружающими.   Необходимы   огромная   выдержка,   способность   «не   выходить   из   себя». Требуется умение строго сообразовывать свое поведение, обращенное к другим людям, с мо­ ральными и юридическими нормами (нет времени у медика рабочего и нерабочего). Нужно сочетание доброты с принципиальной требовательностью к себе и другим, общительность, вежливость. Требования к личности медсестры. Личность медицинской сестры, стиль ее общения с пациентами,   владение   техникой   психологической   работы   сами   по   себе   могут   оказывать исцеляющее воздействие. Требования к личности педагога (медицинская сестра как педагог в работе с пациентами и младшим медицинским персоналом): ► нравственная ориентация на высшие человеческие ценности; ► широкая эрудиция, высокий уровень культуры, интеллектуального развития; ► личностная зрелость; ► целеустремленность и настойчивость; ► общительность, любовь к людям, доброжелательность, чуткость; ► педагогическая одаренность; ► наличие специальных знаний в той области, в которой педагог ведет обучение; ► профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания; ► умение оказывать помощь воспитаннику; ► гибкость, готовность пересмотреть свои позиции и стремление самосовершенствоваться; ► желание и умение заботиться о своем здоровье и жизнестойкости; ► доброжелательное отношение к окружающим; ► эмоциональная стабильность. Требования к личности менеджера (медицинская сестра как организатор сестринского дела): ► стремление к лидерству; ► четкие личностные ценности и цели; ► коммуникативные способности, умение работать с людьми; ► гибкость, любознательность, открытость; ► умение управлять собой, быть выдержанной, уравновешенной; ► готовность рисковать и брать на себя ответственность, принимать решения; ► компетентность, понимание особенностей управленческого труда, навыки руководства и подчинения. Анализируя требования к личности медика, педагога, менеджера,  можно увидеть в них общие составляющие: ориентация на высшие человеческие ценности, четкие личные цели, личностная зрелость, умение управлять собой, своим развитием, коммуникативность, желание и умение помогать другим, профессиональная компетентность. Противопоказаниями   к   выбору   профессий   данного   типа   являются:   дефекты   речи, невыразительная   речь,   замкнутость,   погруженность   в   себя,   необщительность,   выраженные физические дефекты и недостатки, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям   —   «тупосердие»,   отсутствие   признаков   бескорыстного   интереса   к   человеку, халатность. При анализе ряда профессий используют понятие профессиональная пригодность. Все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально ценными. Любое качество в одном случае может   оказаться   профессионально   ценным,   а   в   другом   —   будет   противодействовать успешной работе. В   «Кратком   психологическом   словаре»   (1988)  профессиональная   пригодность (профпригодность) характеризуется совокупностью психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии спе­ циальных знаний, умений, навыков, общественно приемлемой эффективности   в   той   или иной профессии. Профессиональная   пригодность  —   наличие   природных   задатков   и   способностей, необходимых   для   успешного   формирования  требуемого   профессией   динамического сочетания свойств личности, обеспечивающих высокий уровень эффективности обучения и труда. Профессиональную пригодность  человека надо понимать как  взаимное соответствие данного человека в данной области приложения его сил в данное время (Е.А. Климов, 1996). Профессиональная пригодность не дана человеку изначально, она формируется в процессе обучения   и   последующей   профессиональной   деятельности   при   наличии   положительной мотивации;   ее  возникновению   и   упрочению   способствуют   система   материальной  и моральной стимуляции, удовлетворение, получаемое от деятельности, осознание общественной значимости ее результатов и др. Формирование   профессиональной   пригодности   стимулирует   творческую   активность личности,   которая   реализуется   в   поисках   и   нахождении   оптимальных   способов самовыражения.   Приобретаемая  профессиональная   пригодность   накладывает   заметный отпечаток на  весь облик человека, его психомоторику, на образование стереотипов речи и мышления, на его установки и ценностные ориентации. Общие способности человека и специальные способности, необходимые для той или иной профессии, развиваются в процессе самой профессиональной деятельности. Очень многое зависит от  активности человека, от труда и воли, которые он употребляет для  достижения поставленной перед собой цели. Профпригодность   (непригодность)   имеет   сложную   психологическую,   биологическую   и физиологическую структуру. В психологическом компоненте структуры профпригодности ведущую роль играют профессиональная мотивация и профессиональная способность. От них зависит качество обучения и труда, соответствие или несоответствие работника требованиям профессии.   Процесс   формирования  профессиональной   пригодности   рассматривается   как система, компонентами которой выступают данные психологического анализа деятельности специалиста. В систему входят четыре функционально связанные между собой подсистемы: профориентация, профотбор, профподготовка и профадаптация. Понимание профпригодности как соответствия между человеком и профессией ставит в центре внимания личность во всем многообразии свойств и качеств, изучение и развитие ее как субъекта познания, общения и труда. Требования   к   профпригодности   меняются   в   зависимости   от   обновления   содержания профессии.   Человеку   в   течение   жизни   надо  постоянно   работать   над   своей профпригодностью,   так   как   меняются   требования   со   стороны   профессии   вследствие обновления содержания профессии, роста запросов общества. Профессиография  — раздел психологии труда, предметом изучения которого является мир профессий. Профессиография описывает профессии соответственно их требованиям к личности. Результатом профессиографии является составление профессиограммы. Выявляя психологические особенности деятельности, требования  к личным качествам специалистов, распределение   их   рабочего   времени,   инженерно­психологическое   своеобразие   рабочего объекта,  требования к психическим процессам, условиям обитаемости на рабочих местах, психологические причины возникновения ошибок в ходе работы, характер напряженных ситуаций,   особенности   профессионально   важных   психологических   качеств   и   свойств личности  специалиста,   профессиография   способствует   проведению   профессиональной ориентации   и   отбора,   формированию   психологической   готовности   к   обучению   и   труду, выработке   рекомендаций   по   распределению   выпускников   учебных   заведений.   Основным методом проведения профессиографии является метод экспертной оценки в ходе наблюдений за работой специалистов. Кроме того, могут применяться беседы, хронометраж рабочего дня  различная   аппаратура   объективного   контроля,   изучение и   отдельных   циклов   работы, документов,  регламентирующих   деятельность   специалистов,   а   также   их   самоотчеты   для выявления личного отношения к происходящим явлениям. Профессиограмма  —   документ,   в   котором   описываются   особенности   специальности, профессии   (психологические,   производственно­технические,   медико­гигиенические   и   др.); специально построенный, информирующий и мотивирующий текст, описание профессий. Помимо особенностей профессий профессиограмма включает в  себя квалифицирующий профиль,   в   котором   все   качества,   необходимые   работнику,   находят   количественное выражение. Определение особенностей будущей практической деятельности и ее требований к специалисту проводится с помощью профессиографии, на основе которой составляется профессиограмма. Психологически ориентированная профессиограмма включает психограмму   —   описание требований   профессии   к   психическим   процессам,   состояниям   и   свойствам   личности работника, а также даваемых профессией возможностей самоутверждения и его роста как личности. На основе профессиограммы, дающей перечень и описание общетрудовых и специальных знаний, умений, навыков, личностных  качеств, необходимых для успешного выполнения   определяется   профессиональная определенной  профессиональной   деятельности, пригодность и проводится профотбор. Фазы развития профессионала Е.А.   Климов   (1988)   выделяет   основные   фазы   развития,   стадии  жизненного   пути профессионала (см. рис. 7). 1.Фаза   оптанта,   или   оптации  (осознанная   подготовка   к   труду,   планирование профессионального   жизненного   пути).   Это   период,   когда   человек   озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. 2. Фаза адепта. Человек выбрал учебное заведение или форму обучения и уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее. В зависимости от профессии эта фаза может быть как кратковременной (например, в форме простого инструктажа), так и многолетней.   В   это   время   происходит   овладение   специальными   знаниями,   умениями, навыками,   необходимыми   и   важными   для   будущей   профессиональной   деятельности, развиваются  профессионально­важные   личные   качества,   формируется   профессиональная   Здесь   происходят   очень   существенные   изменения   самосознания, пригодность. направленности личности, информированности и других сторон индивидуальности; здесь есть   и   свои   специфические   «кризисы   развития»,   и   потребность   в   психологической поддержке становления профессионала для успешного «профессионального старта». 3..  Фаза   адаптанта  (или   фаза   адаптации,   «привыкания»   молодого   специалиста   к работе).   Как   бы   ни   был   хорошо   налажен   процесс   подготовки   того   или   иного профессионала   в   учебном  заведении,   он   никогда   не   подходит   к   производственной работе.  Даже   квалифицированный   новый   человек   на   новом   месте   нуждается   в определенном   периоде   привыкания   к   новым   условиям.   Дело  в   том,   что   социальные, деятельностные   нормы   учебного   заведения  отличаются   от   норм   производственного коллектива. Молодой человек должен найти в себе возможности саморегуляции, чтобы понять,   почувствовать   новые   нормы,   регулирующие   поведение,   образ   жизни,   манеры   и внешний облик профессионала, а также узнать технологические тонкости дела, и должен суметь «вписаться» в контекст этих норм. 4.Фаза интернала. Перед нами уже опытный, что называется «поднаторевший» в своем деле работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно  справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. И это признают товарищи по работе, по профессии. 5. Фаза мастера, или мастерства. (Она будет продолжаться и далее, а характеристики остальных   фаз   как   бы   добавляются   к   ее  характеристикам.)   Работник   может   решать   и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, может быть, не всем коллегам по   плечу.   Он   выделяется   или   какими­то   специальными   качествами,   умениями   или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он   приобрел   свой  определенный индивидуальный, неповторимый стиль деятельности,  его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем­то незаменимым (во всяком случае — не воспроизводимым)   работником.   Обычно   он   уже   имеет   некоторые формальные показатели квалификации (разряд, категория, звание). 6.Фаза авторитета.  (Она, как и фаза мастерства, суммируется  с последующей.) Это мастер своего дела, уже хорошо известный как минимум в профессиональном кругу или   даже   за   его   пределами   (в   отрасли,   на   межотраслевом   уровне,   в   стране).   В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников, он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание, ученую степень и пр.). О его успехах могли уже  сообщать на собраниях, в прессе; возможно,   он   уже   имеет   награды,  знаки   отличия.   С   мнением   его   уже   заметно считаются   и   коллеги,  и   руководители.   Возможно,   энергии   и   сил   у   него   сейчас становится  меньше,   чем   когда   он   был   моложе   (биологический   возраст,   потери   но   профессионально­производственные здоровья   дают   о   себе   знать), задачи он решает успешно за счет большого опыта, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками. 7.Фаза   наставника,   или   наставничества,   в   широком   смысле  слова.  Перед   нами человек, у которого и коллеги готовы поучиться,  перенять   опыт.   Авторитетный мастер   своего   дела   в   любой   профессии   «обрастает»   единомышленниками,   учениками, подражателями   в   хорошем   смысле, последователями (независимо от того, имеют ли они официальный статус учени­   перенимателями   опыта, ков).   И   это   одно   из   обстоятельств,   которые   делают   его   жизнь  наполненной осмысленной   перспективой.   Несмотря   на   приближающийся   «срок   дожития», обусловленный   биологическими   обстоятельствами,   жизнь,   связанная   с   передачей опыта молодым, с отслеживанием их успехов, а также посильным включением в их дела, может быть полной смысла. Человек становится профессионалом не сразу, проходит на этом  пути много этапов. В профессиональной жизни каждого человека возможны успехи, неудачи, зигзаги и кризисы. У каждого человека  свой профессиональный путь, и он может отличаться от пути других людей.   Процесс   вхождения   молодого   человека   в   избранную  профессию   —   не   только приобретение   соответствующих   трудовых,  профессиональных   умений   и   навыков,   но   и активное   личностное  становление,   принятие   и   уважение   профессии,   вживание   в   нее   и любовь к ней. Профессионализм следует понимать не только как высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области  деятельности, но и как определенную системную организацию сознания, психики человека, включающую многие компоненты. Профессионализм — это не только характеристики производительности труда, высокая подготовленность к выполнению задач  профессиональной деятельности, но и особенности профессиональной мотивации человека, система его устремлений, ценностных ориентации, смысла труда для самого человека. Профессионализм — это результат обучения и опыта работы. Профессионализм   дает   возможность   достигать   значительных   качественных   и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий. Профессионализм специалиста проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общества. Профессионализация развития личности студента — привитие и углубление интереса к   профессии,   формирование   знаний,  умений   и   навыков   по   избранной   специальности, совершенствование  личности   будущего   выпускника   среднего   или   высшего   учебного заведения. Профессионализации подвергаются такие психические процессы, как мышление, внимание,   память   и   др.   Профессионализация   развития   личности   студента   выражается   в повышении чувства  профессиональной ответственности, долга и чести; росте притязаний  и стремлении к самоутверждению в области будущей профессии;  повышении удельного веса самовоспитания в формировании качеств,  опыта, необходимых как будущему специалисту, укреплении профессиональной   самостоятельности  и  готовности к  будущей   практической работе.   Это   процесс   активной   работы   над   собой,   профессионально   направленного самообразования и самовоспитания. Осмысление и систематизация полученных знаний. Дополните определение 1. ………………—   это   процесс   преобразования   человеком   окружающей действительности   (и   изменение   в   ходе   этого   самого   себя)   с   целью удовлетворения общественных и личных материальных и духовных потребностей. 2. ……………… — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков,   иметь   соответствующие   способности   и   профессионально­важные качества  3. …………… — отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства, это вид занятий в рамках одной профессии, степень годности к какому­нибудь виду труда, уровень подготовки.  4. ……………. — служебная обязанность, служебное место, делать что­нибудь по должности (исполняя обязанность). 5. ……….. ………….  — это отображение трудовых  функций в нормативных актах, устных предписаниях, адресованных  исполнителю   той   или иной  работы,  «неписаных  правилах», которые считаются в данной группе чем­то само собой разумеющимся и характеризуют общественное мнение и т.п. 6. ………………… …………………… (профпригодность) характеризуется совокупнос­ тью психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных   для   достижения   им,   при   наличии   специальных   знаний,   умений, навыков, общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии. 7. ……………………..  —   документ,   в   котором   описываются   особенности специальности, профессии (психологические, производственно­технические, медико­ гигиенические и др.); специально построенный, информирующий и мотивирующий текст, описание профессий. 8. Установите соответствия 1.  Фаза оптанта, или оптации             а)   Это мастер своего дела, уже хорошо известный как минимум в профессиональном кругу  или даже за его пределами, с мнением, которого  считаются и коллеги, и руководители.  2. Фаза адепта.                                         б)  Авторитетный мастер своего дела  в любой профессии «обрастает» единомышленниками, подражателями в хорошем смысле,  перенимателями опыта, учениками, последователями.  3. Фаза адаптанта                                          в) Человек выбрал учебное заведение или форму обучения и уже ставший на путь  приверженности к профессии и осваивающий ее 4.Фаза интернала.                                            г) Перед нами уже опытный, что называется «поднаторевший» в своем деле работник,  который любит свое дело и может вполне самостоятельно,  все более надежно и успешно справляться  с основными профессиональными функциями   на данном трудовом посту.  5.  Фаза мастера, или мастерства.                                     д) Молодой человек должен найти в себе возможности саморегуляции,            чтобы понять, почувствовать новые нормы, регулирующие поведение,  образ жизни, манеры и внешний облик профессионала,  а также узнать технологические тонкости дела,  и должен суметь «вписаться» в контекст этих норм.  6.Фаза авторитета.                                                         е) Это период, когда человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены  профессии и делает этот выбор.                                        7.Фаза наставника, или наставничества.                            ж) Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи,   которые, может быть, не всем коллегам по плечу.  в широком смысле слова Эталон ответов Дополните определение 1. Труд 2. Профессии  3. Специальность  4. Должность  5. Должностные обязанности 6. Профессиональная пригодность 7. Профессиограмма  Установите соответствия: 8. 1­е; 2­в; 3­ д; 4­г; 5­ж; 6­а; 7­б.

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"

Электронное пособие по психологии для студентов III куса специальность Лечебное дело "Этапы профессиональной адаптации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2019