Данное выступление на семинаре учителей математики раскрывает работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики . В наше время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стоит особенно остро. С каждым годом количество таких детей увеличивается и соответственно встаёт вопрос их обучения.
выступление на 27.04.2016.docx
МБОУ «ТабарЧеркийская средняя общеобразовательная школа»
Работа с детьми с ограниченными
возможностями здоровья на уроках
математики .
Молодцова Надежда Семеновна
учитель математики
Муниципального бюджетного
образовательного учреждения
«ТабарЧеркийская СОШ» 2017 год
В наше время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
стоит особенно остро. С каждым годом количество таких детей увеличивается и
соответственно встаёт вопрос их обучения.
Цель коррекционновоспитательной работыс глубоко умственно отсталыми
детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее
приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей
социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей,
развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли
самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных
цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Роль математики в этом процессе исключительно велика. Изучение математики создает
предпосылки для развития логического мышления, овладения навыками дедуктивных
рассуждений, формирование точности и лаконичности речи. Однако успешность
реализации этих предпосылок во многом зависит от того, насколько эффективно
организован в этом направлении учебный процесс. Поэтому одно из требований подготовки
учащихся к творческому труду и самостоятельному расширению и углублению имеющихся
знаний состоит в такой организации учебной деятельности учащихся на уроках и при
выполнении домашних заданий, которая обеспечивает осуществление целенаправленной и
систематической работы по формированию интеллектуальных умений учащихся и
развитию их речи.
Основные принципы обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
1. Создание ситуации успеха на уроке, возможности исправить ошибку. Необходимо
предлагать учащимся такие задания, которые помогают создать ситуации успешности,
реализуют право ребенка исправить ошибку. Причем ребенок может исправить ошибку
незаметно для окружающих. Например, при заполнении кроссворда учащийся может
сначала воспользоваться карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть надпись.
Собственный опыт показал, что полезны задания, требующие выполнить схематический
рисунок. Это значительно облегчает работу учащихся, которым трудно словесно (устно
или письменно) оформить свой ответ.
2. Постепенное усложнение учебного материала, подача его небольшими дозами. При этом
задания на каждом уроке необходимо усложнять постепенно (первыми необходимо давать
более простые задания).
3. Использование на уроке большого количества красочного дидактического материала,
наглядных пособий.
4. Усиление практической направленности учебного материала, опора на жизненный опыт
ребенка.
5. Многократное, поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниями. Задания
на повторение необходимы на каждом этапе урока. В конце каждой темы организуется
итоговое повторение с помощью различных методов и приёмов (кроссворды, мозаика и т.
п.).
6. Для облегчения работы обучающихся важно использовать достаточное количество
заданий с опорой на образец, то есть задания репродуктивного характера. Это могут быть
задания по заполнению схем, обозначению на рисунке заданных объектов геометрического
материала. При этом учебный материал в начале нужно разобрать с обучающимися по
учебнику, лишь затем предложить выполнить задания в тетради. Чтобы не снизить
познавательную мотивацию, рисунки учебника и на тетради должны отличаться. 7. Ещё одним немаловажным моментом является использование при письменной
формулировке задания минимального числа буквенных символов и как можно большего
числа знакомых условных обозначений.
8. Исходя из психологических особенностей данного контингента обучающихся на уроках
необходимо использовать задания, направленные на развитие мелкой моторики учащихся.
Индивидуальная работа с учащимися – один из важнейших способов организации
познавательной деятельности. В учебной деятельности важно, чтобы учащиеся учились не
просто запоминать то, что говорит учитель, не просто учили то, что им объясняет учитель,
а сами, самостоятельно, могли добывать знания, главное, на сколько самостоятелен ученик
в усвоении знаний и формировании умений.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья это особенно актуально, так как у
детей снижена мотивация получения знаний: внимание неустойчиво, снижена
работоспособность, уверенность в себе, трудности в воспроизведении того или иного
правила. Это повышает роль индивидуального подхода, кропотливой работы с каждым
учащимся, для того чтобы выработать навыки самостоятельного получения знаний.
На уроках математики широко используется индивидуальная и самостоятельная работа с
учащимися. Индивидуальная форма заключается в том, что весь процесс обучения, прежде
всего, определяется индивидуальной работой учителя с учеником, либо учащийся
самостоятельно выполняет учебное задание на основе рекомендаций и инструкций,
полученных от учителя, в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без
взаимодействия с другими учениками.
Работая самостоятельно, ученик проявляет инициативу, его темп работы зависит от его
работоспособности, склонностей, учебных возможностей, подготовленности.
Индивидуальное задание хорошо тем, что оно подбирается не для всех вместе, а для
каждого в отдельности, с учётом индивидуальных особенностей школьника.
Самостоятельная работа обеспечат оптимальное развитие каждого ученика в классе, как
самостоятельного сильного, так и слабого. Индивидуальную самостоятельную
деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях, от
воспроизведения действий по образцу и узнавание объектов путем их сравнения с
известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных
ситуациях. Переход с одного уровня на другой должен осуществляться полностью, только
тогда, когда учитель будет убежден, что учащийся справится со следующим уровнем
самостоятельно, иначе в атмосфере спешки и нервозности у ученика возникают пробелы в
знаниях. Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время её
выполнения отвечали основным целям обучения данной теме на данном этапе.
В зависимости от целей, которые ставятся учителем, индивидуальная работа может быть:
обучающейся тренировочной; закрепляющей; повторительной; развивающей; творческой;
контрольной.
1. Смысл обучающих индивидуальных работ заключается в самостоятельном выполнении
школьниками заданий, данных учителем в ходе объяснения нового материала. Цель таких
работ состоит в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности учащихся довести до
сознания ученика содержание нового понятия, раскрыть его необходимые признаки,
показать связь с ранее известными понятиями. Здесь сразу выясняется непонятное,
выявляются сложные моменты, дают о себе знать пробелы в знаниях, которые мешают
прочно усвоить изучаемый материал.
Учителю необходимо знать следующие особенности обучающих индивидуальных работ: их
надо составлять в основном из заданий репродуктивного характера, проверять немедленно
и не ставить за них плохих оценок. Так как самостоятельные обучающие работы
проводятся во время объяснения нового материала или сразу после объяснения, то их
немедленная проверка дает учителю четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала, на самом раннем этапе его обучения.
Цель этих работ – не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить много времени на
уроке.
2. Тренировочные индивидуальные работы состоят из однотипных заданий, содержащих
существенные признаки и свойства данного определения, правила. Конечно, эта работа
мало способствует умственному развитию детей, но она необходима, т.к. позволяет
выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшего изучения
математики. При выполнении тренировочных самостоятельных работ еще необходима
помощь учителя, можно разрешить пользоваться и учебником и записями в тетрадях,
таблицами и т.п. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся. В таких
условиях они легко включаются в работу и выполняют её. К таким работам можно отнести
выполнение заданий по разноуровневым карточкам. По этим карточкам учащиеся
привыкают работать самостоятельно.
3. К закрепляющим можно отнести индивидуальные работы, которые способствуют
развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных
правил и теорем. Они показывают, насколько прочно усвоен учебный материал. По
результатам проверки заданий данного типа учитель определяет нужно ли еще заниматься
данной темой с этим учеником. Примеры таких работ в изобилии встречаются в
дидактическом материале.
4. Очень важны так называемые повторительные (обзорные или тематические) работы.
Перед изучением новой темы учитель должен знать, есть ли у них необходимые знания,
какие проблемы смогут затруднить изучение нового материала.
5. Самостоятельными работами развивающего характера могут быть д./з. по составлению
докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно творческим
конференциям, проведение в школе дней математики и др.
6. Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые
предполагают высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя
новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых
неожиданных ситуациях. Это задания на нахождение второго, третьего и т.д. способа
решения задачи.
7. Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых
результатов обучения.
В своей работе я использую индивидуальную работу и при устном счете, как метод
формирования и автоматизации вычислительных навыков на уроках математики.
На каждом уроке детям предлагаю поработать устно, чтобы они могли включиться в
тему урока, вспомнить забытый материал. Я считаю, что систематическое проведение
устных вычислений:
— оттачивает вычислительные навыки;
— формирует «числовую зоркость»;
— повышает интерес к математике;
— развивает внимание, оперативную память, наблюдательность, смекалку учащихся;
— способствует более прочному и осознанному усвоению программного материала.
В устный счет всегда включаю задания с ошибками, допущенными детьми в
контрольных и самостоятельных работах («Найди ошибку»), такие задания позволяют
предупредить появление типичных ошибок в последующих работах, т.е. провести
своеобразную профилактику ошибок. Причем, каждому учащемуся свой индивидуальный
пример: посложнее, полегче, совсем легкий. Стараюсь активизировать познавательную
деятельность учащихся в процессе формирования вычислительных навыков, используя
всевозможные варианты умножения чисел на 11, 4, 5, 50, 0,5, 2,5, 25 и т.д., а также знания основных законов умножения и сложения, применяя интересные приемы устных
вычислений («Ромашка», «Лестница», «Звездочка», «Рыбалка» и т.д.)
На уроках для устного счета использую «Математический тренажер», где опять же
задания каждому индивидуально. В начале урока выдаю листы с математическими
выражениями с индивидуальными заданиями. Время выполнения зависит от сложности
задания, уровня подготовки ученика, степени освоения материала. Учащиеся устно
вычисляют, а в тетрадь записывают только ответы. На первом этапе самопроверка
проводится по ответам, подготовленным учителем. Все ответы объясняются и
комментируются. На следующем этапе работы на доске заранее записываются верные, а
иногда одиндва с ошибкой ответа . После отведенного времени проходит самопроверка
или проводится взаимопроверка. Если обнаруживаются ошибки у когото из детей или на
доске, и сам ребенок не может понять сути ошибки, то желающие ученики объясняют
верное решение.
Ученики с недостаточной математической подготовкой не усваивают материал за
отведенное время, для них составляются карточки – коррекции знаний. В них кратко
представлен необходимый теоретический материал (алгоритм решения) и образцы решения
некоторых примеров, цветом или определенными геометрическими фигурами выделены
коэффициенты и математические знаки. Учащиеся эти карточки и задания получают в
начале урока. В течение урока оказывается консультативная помощь, если ребенок понял и
выполнил выданные ему с карточкой задания, то он включается в работу класса. В конце
урока учащиеся сдают на проверку свои работы. При проверке ошибки не исправляются, а
подчеркиваются, для того чтобы на следующем уроке ребенок самостоятельно мог найти
ошибки и исправить их. (Зная детей, комуто подчеркнешь и исправишь на правильное,
зная, что этот ученик не будет больше вычислять, так как учитель ему уже исправил).
Карточки – коррекции помогают осуществлять на уроке индивидуальный подход,
дают учащемуся минимальный объем теоретических знаний и образцы решений, помогают
развивать память, логику, внимание.
Деятельность по организации индивидуальной самостоятельной работы учащихся даёт
дополнительный воспитательный эффект:
∙ класс приучается к самостоятельной работе не только на уроках, но и во внеурочное
время;
∙ воспитанники, без дополнительного контроля со стороны взрослых, выполняют
работу по самообслуживанию;
∙ учащиеся самостоятельно готовят творческие выступления, у них формируются
лидерские качества, вырабатывается активная жизненная позиция, что особенно важно для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Каждый учитель в своей педагогической деятельности применяет множество различных
методов, форм, технологий обучения, чтобы фактически все ученики были заинтересованы
его предметом, успешны и имели прочные знания.
Выступление на семинаре учителей математики.
Выступление на семинаре учителей математики.
Выступление на семинаре учителей математики.
Выступление на семинаре учителей математики.
Выступление на семинаре учителей математики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.