Роль учителя в учебном процессе!
Оценка 4.8

Роль учителя в учебном процессе!

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
docx
обществознание +2
Взрослым
22.01.2018
Роль учителя в учебном процессе!
Советская система образования была одной из сильнейших в свое время. Возможно, даже лучшей в мире. Но невозможно вернуть прошлое, как бы этого кому-то ни хотелось. Меняется мир, меняются обстоятельства, в которых живут и учатся люди. При этом, несмотря на все преобразования в системе школьного и вузовского образования, мы во многом все еще имеем дело с советской по структуре системой. Интеллектуальные разработки советских ученых в сфере воспитания и обучения легли в основу современных инновационных систем обучения.
Размышление у парадного подъезда или роль учителя в учебном процессе.docx
Размышление у парадного подъезда или роль учителя в учебном  процессе!  В конце 90­х годов учитель заполнял классный журнал, в котором записывались темы  уроков и выставлялись оценки. От учителя также время от времени требовали в отдельной  тетради написать план воспитательной работы и поурочное и тематическое планирование.  ВСЁ! Больше ни одной бумажки, справки, документа от учителя не требовалось, а учителя  считали, что у нас засилье бюрократии. Сравним это с тем объемом бумажной работы,  который выполняют учителя теперь.  Итак:  1. Объем работы с классным журналом возрос. Теперь там еще необходимо фиксировать  работу классного руководителя и проверку тетрадей.  2. Составление календарно­тематического планирования.  3. План воспитательной работы (с анализом проведенной работы, ожидаемыми  результатами, характеристикой класса и т.п.). 4. Дневник классного руководителя (его надо оформлять в специально закупленном  журнале от руки), в котором дублируется информация из классного журнала. Еще одна  копия делается для завуча.  5. Анализ пропусков занятий для всего класса (сводная ведомость): по болезни, по  заявлению родителей, оздоровление, освобождение, медосмотр, без уважительной причины. 6. Анализ проведенной работы с учащимися и их родителями, имеющих пропуски без  уважительной причины.  7. Календарно тематическое планирование по факультативам со сбором заявлений на  факультатив от родителей учеников. Список учеников класса, посещающих факультативы.  Записывается в журнал, в дневник классного руководителя и один экземпляр составляется  для завуча.  8. Анализ успеваемости учащихся.  9. Календарно­тематическое планирование по стимулирующим и поддерживающим  занятиям. Темы выбирались учителем в зависимости от знаний и успеваемости детей.  10. В начальной школе ведение тетрадей самооценки учеником и оценки знаний ученика  учителем по изобразительному искусству, физической культуре, трудовому обучению,  музыке.  11. На каждого ребенка в 1­м классе (на все четыре года) заводится лист­график учебных  достижений и в конце каждой четверти отмечаются уровни, которых достиг ребенок по  каждому предмету, и выстраиваются графики.  12. В начале учебного года создаются технологические карты выявления качества обучения учащихся по каждому предмету. В этой карте фиксируются знания и умения, которые  ученик должен приобрести в течение года, и оценка усвоения этих знаний и умений.  13. Информация о достижениях учеников за прошедший учебный год (участие в конкурсах, олимпиадах, призовые места как в школе, так и вне ее).  14. Анализ по итогам повторения по устранению пробелов знаний прошедшего учебного  года и выводы к этому анализу.  15. Сводная ведомость оценок за четверть. Рассчитывается средний балл ученика и его  рейтинг. Записывается в журнал, в дневник классного руководителя и один экземпляр ­  завучу.  16. Отчет о проведенном родительском собрании. Кстати, на родительском собрании  учитель обязан: поблагодарить родителей за ремонтные работы и спонсорскую помощь,  объяснить родителям необходимость питания детей в школе, объяснить родителям их  ответственность за поведение детей в школе и за ее пределами, за внешний вид ученика, за  опоздания и так далее. 17. Уровень обученности учащихся класса с распределением учащихся по уровням  обученности.  18. Информация об учениках высокого уровня.  19. Информация о неаттестованных учащихся.  20. Отчет о питании учащихся в школе, сбор денег на него и контроль за тем, как ученики  съедают то, что они оплатили.  21. Оформление документов для военкомата за подписью представителя военкомата.  22. Сведения о желании детей сделать прививки от ветряной оспы и гриппа.  23. Составление акта посещения семей с целью выяснения условий проживания ребенка.  24. Составление акта посещения семей с целью проверки наличия пожарных извещателей,  исправности печного оборудования и т.п.  25. Акт посещения семьи еще с какой­нибудь выдуманной чиновниками целью. К акту  прилагаются ФОТОГРАФИИ, доказывающие факт посещения квартиры ученика  учителями. Для бюрократических отчетов среднестатистическому учителю на  одну четверть требуется одна пачка бумаги (1500 листов). К этому добавляются  200 ­ 300 файлов и 20 ­ 25 папок, приобретаемых, естественно, за свой счет.  Любопытно, что нашего учителя всегда можно попросить поработать бесплатно: ­ провести лишний урок или дополнительное занятие; ­ позаниматься с ребёнком после болезни; ­  прийти в воскресный день на олимпиаду на 5­6 часов; ­ вести детей на экскурсию после  уроков или поехать с ними на турбазу на несколько дней; ­ принимать пересдачи у  учащихся после уроков, переписывать с ними контрольную работу; ­ заниматься ремонтом  школьного кабинета, вообще не считаясь с затратами личного времени. Попытаемся  представить аналогичную ситуацию с другими профессиями. Итак, обратимся с просьбой о бесплатной работе к представителям других профессий: К таксисту: "Пожалуйста,  подвезите меня бесплатно, всего лишь две остановки. Это же так недалеко!" К слесарю:  "Поставьте мне, пожалуйста, другой кран на кухне. Пусть даже не очень новый, но чтоб  бесплатно. Один кран — это же такая мелочь!" К продавцу: "Пожалуйста, дайте мне  бесплатно 200 г. конфет, это ведь всего то 200 г.! Что вам ­ жалко?" К аптекарю:  "Пожалуйста, дайте мне таблетки от головной боли. Всего лишь одну таблеточку, но  бесплатно. У меня ведь сильно голова болит!" Учителю, кстати, никто и «пожалуйста» не говорит. Просто все требуют или, в лучшем  случае, просят, а иногда стыдят, взывая к совести… Откуда же взяться учителям? Тем  паче готовым, свесив язык, нянчиться с великовозрастным балбесом и его истеричной  мамкой? Они бегут из школы! В любой стране, кроме нашей, считается недопустимым  позвонить учителю поздно вечером по поводу домашнего задания, потому что дитятко не  записало его. Голова учителя должна быть забита лишь новыми методиками и  возможностью их применения, глубоким анализом, как и чему научить ребёнка, чтобы он  был успешен. Но уж никак не должен этот человек, к интеллекту и умственному труду  которого предъявляются такие высокие требования, идти на уступки со своей совестью,  выставляя оценку сыночку чиновника или дочке депутата… Откуда же вы возьмете учителя, который вкалывает, как негр на галерах, если не разрешаете своим детям  подмести и вымыть в кабинете пол, сделать ремонт летом в школе? А если еще учитель  озабочен мыслями, где бы перезанять, чтобы переотдать, чтобы не протянуть ноги…Вы не  сберегли поколение хороших учителей, люди. Вам его подарило время, как компенсацию за ошибки социалистического прошлого, одно из немного ценного, что вы могли иметь даром.  Вы сгноили этот подарок – жалобами, кляузами, оскорблениями, недовольством,  молчанием, равнодушием, ненавистью к тем, кто из последних сил, за нищенскую зарплату,  имея огромные обязанности и не имея никаких прав, пытался учить ваших детей. А теперь  это поколение, воспитанное в духе альтруизма, гуманизма и бессеребреничества,  благополучно вымерло. Остались лишь крохи. Новые учителя уже не будут такими – они  растут в другой эпохе, где в порядке вещей то, что человек человеку волк, что без денег  нет работы, что если не ты – то тебя. И, как дети своей эпохи, они не смогут вести себя как то, уходящее во тьму поколение, которое вы добиваете. Вы молчали, когда учителя жили  на нищенскую зарплату. Вы доносили, когда учитель, дошедший до нервного срыва, ругал  ученика за то, что он прогуливает уроки и не выполняет домашнее задание. Вы не обращали внимания, что люди, которые учат ваших детей, живут без социальных льгот, без  привилегий, без достойного уважения к своему труду  Мы живем вроде бы в правовом государстве. Институт образования на сегодняшний день  должен быть одним из самых стабильных и четко регулируемых в правовом отношении.  Есть ряд законодательных актов, которыми руководствуется школа при составлении  планов работы. Естественно, в первую очередь — это «Закон об образовании в Российской  Федерации», масса документов федерального, регионального, муниципального  и институционального масштабов. Я предлагаю внимательно прочитать один из недавних:  «Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996­р г. Москва  «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей  является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские  традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,  способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой  к мирному созиданию и защите Родины». Складно было на бумаге, да забыли про овраги. Заглянем в бурную жизнь школьных мероприятий, планируемых, спускаемых сверху и  задумываемся. не похоже ли это на колесо в которой белка (учитель) крутит груз  методических разработок, планов ,лекций, внеклассных мероприятий, концертов, походов,  круглых столов, одновременно виртуозно владея бухгалтерией учебного процесса.  Все многочисленные мероприятия, проводимые в школе, так или иначе, направлены  на первичную профилактику всего ненужного и формирование всего самого лучшего, что  может быть в человеке. Мы проводим различные концерты, игровые программы, спортландии… и еще много чего  полезного. Все без исключения дела имеют глубокий смысл: учат быть патриотом, любить  свою семью, уважать старших, беречь природу. На сегодняшний день самая важная задача  школы — учить прекрасному, развивать внутренний мир и потребность обогащать свой  духовно нравственный «багаж». «Поддержка семейного воспитания включает содействие укреплению семьи  и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными  лицами» — это один из постулатов документа, принятого Распоряжением Правительства  Российской Федерации от 29 мая 2015 г. Значит, родители должны заниматься воспитанием детей, а никак не школа Речь идет о том, что ряд тем, которые сегодня благополучно  сбросили или пытаются сбросить на школу, нужно «оставить на совести» родителей. Согласитесь, прививать уважительное отношение к старшим, учить рационально  пользоваться денежными ресурсами, формировать понимание того, что «всему свое  время», т. е. не надо спешить становиться взрослым и стремиться попробовать все  прелести взрослой жизни — это самое элементарное, о чем должна говорить семья. Если  обратиться к этической стороне вопроса, то вообще, давайте себе признаемся, что педагогу рассказывать об особенностях отношений девочек и мальчиков… не совсем правильно. Это очень интимная тема, тема, все разговоры на которую, должны коснуться самой глубины  души. Школа замечательно справится с первичной профилактикой: будет проводить «День  Семьи», спортивные состязания «Папа, мама, я — очень дружная семья» и т. д. Кроме  того, такой важный вопрос как формирование личности, разделяющей российские  традиционные духовные ценности, на сегодняшний день практически полностью  на школе. Хорошо, если есть одна семья из ста, где родители рассказывают детям  об истории и культуре России, об ученых и полководцах, музыкантах и изобретателях Английский философ и литературовед Айвор Армстронг Ричардс однажды заметил, что  «книга – это устройство для мышления», не подозревая, насколько оказался прав. Книга  содержит слои когнитивного взаимодействия, ее текст и паратекст, призванные  существовать в центре и на периферии нашего внимания, служат инструментарием,  позволяющим нам поглощать или разгружать информацию. Чтение не предполагает общее  внимание к каждому элементу книги – мы сосредоточиваемся на чем­то определенном,  полагаемся на конкретные устройства, помогающие нам помнить все остальное, и  полностью переносим ответственность за другие воспоминания на иные объекты. Все эти  технологии являются для нас незаметными по тем же причинам, по которым мы считаем  очки «невидимыми»: перестаем осознавать, что они на носу, именно потому, что видим  сквозь них мир Советская система образования была одной из сильнейших в свое время. Возможно, даже  лучшей в мире. Но невозможно вернуть прошлое, как бы этого кому­то ни хотелось.  Меняется мир, меняются обстоятельства, в которых живут и учатся люди. При этом,  несмотря на все преобразования в системе школьного и вузовского образования,  мы во многом все еще имеем дело с советской по структуре системой. Интеллектуальные  разработки советских ученых в сфере воспитания и обучения легли в основу современных  инновационных систем обучения. Некоторые из них методически оформлялись уже  за рубежом, где, кстати, очень ценят Выготского, Сухомлинского, Макаренко, Давыдова,  других теоретиков и практиков советского и российского образования. В наши дни  оспариваются и заслуги Макаренко в педагогике. Говорят, его методика оказалась  неприменимой в дальнейшем. Однако его достижения в 1920­х гг. вряд ли можно отрицать. Война оставила после себя 7 млн беспризорников, которые часто становились  правонарушителями. Их отправляли в детские дома для «морально дефективных детей».  Макаренко же превратил их в трудовые колонии, где у каждого подростка был шанс начать новую жизнь. Они производили электроинструменты и фотоаппараты ФЭД, и своим трудом зарабатывали деньги. Сегодня эту систему называют моделью акционерного общества с участием на паевых началах всех работающих. Но труды Макаренко в настоящее время  пользуются большей популярностью не на родине, а за рубежом – например, в Германии и  Японии, где систему педагога рекомендуют изучать руководителям предприятий Во времена нашей советской молодости работала четкая схема: знания — умения —  навыки. Сейчас в почете только навыки. А преподаватели законодательно стали  «обслуживающим персоналом». Мы «выполняем миссию». А что такое миссия? Миссия —  это (по сути) «торговая организация». Нас приравняли к услугам. Мы, преподаватели,  оказываем услуги. Соответственно и студенты смотрят на нас как на людей, оказывающих  услуги. Такое убеждение у них сформировалось в школе. Разве это работает на престиж  нашей профессии?! Русский мир негласно убивают. По сути, школа должна становиться центром управления  самыми современными образовательными программами. Так мы создадим для каждого  ребенка пространство максимального развития его возможностей. Именно школе  отводится ведущая роль и в обеспечении качественного образования, и в формировании  необходимых для жизни компетенций. И делать это нужно, опираясь на лучшие практики  и программы, уже обеспечивающие освоение детьми нового содержания. Основная цель школы — зажечь ребёнка интересом к науке. Образование сейчас  превратилось в «вещь в себе». Стоит хотя бы посмотреть на то, как устроена подготовка к  экзаменам для старшеклассников. Мы объединены тем, что очень скептически смотрим на  то, во что превращается школьное образование, где люди тратят значительную часть жизни, натаскивая на решение довольно искусственных задач. Образование есть только часть еще большей системы, которая именуется государством. И  многие болезненные симптомы нельзя устранить, реформируя только образование. Но кое­ что все­таки могу подсказать и я. Нет денег? Прекратите тратить их на бумагомарание,  сократите чиновничий аппарат, ограничьте зарплату вузовской администрации, активнее  искореняйте коррупцию. Нет успехов? Дайте людям работать, а не отчеты писать;  прекратите руководить каждым шагом творческих людей. Падает престиж? Начните с  того, что избавьте образование от клейма «услуга». В любом случае, концепция современного российского образования требует  серьезнейших, глубочайших изменений. И позитивными эти изменения могут стать  только в том случае, если будут опираться на мнение преподавателей вузов и  школьных учителей, на подлинные образовательные инициативы снизу, которые уже  появляются.

Роль учителя в учебном процессе!

Роль учителя в учебном процессе!

Роль учителя в учебном процессе!

Роль учителя в учебном процессе!

Роль учителя в учебном процессе!

Роль учителя в учебном процессе!

Роль учителя в учебном процессе!

Роль учителя в учебном процессе!

Роль учителя в учебном процессе!

Роль учителя в учебном процессе!

Роль учителя в учебном процессе!

Роль учителя в учебном процессе!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018