Эмоциональная сфера детей с ЗПР
Оценка 4.7

Эмоциональная сфера детей с ЗПР

Оценка 4.7
docx
28.05.2021
Эмоциональная сфера детей с ЗПР
Эмоциональная сфера детей с ЗПР.docx

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

По представлению А.В. Запорожца, Л.С. Выготского и иных психологов вопрос изучения эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития считается особо существенным, потому что каждому недостатку сопутствуют изменениями эмоционального состояния дошкольника. Умение дифференцировать, распознавать, правильно выражать свои эмоции в разнообразных обстоятельствах, увеличивает уровень адаптации дошкольника в социуме.

А.В. Запорожец замечает, что в 6-7 лет у дошкольника, воспитывающегося полноценно, обусловленным образом уже осуществляется потенциал эмоционального представления последствий своего личного поведения, своей деятельности. Ощущения и чувства, как уравнивающие переживания взаимоотношения с окружающим миром, социумом и самим собой, берутся реализовывать функции регулятора собственного поведения, и становятся мотиватором воздействий и поступков дошкольника. Неосуществленные возрастные потенциалы детей в развитии эмоциональной сферы, конечно, не смогут не затормозить его личного развития, развития устремленности на других [Запорожец 2013].

Отечественные психологи Е.В. Михайлова, Д.В. Березина, Т.Б. Пискарева, анализируя вопрос формирования эмоциональной сферы дошкольника, также отмечают, что оригинальность в формировании структуры эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста сможет серьезно повлиять на особенности их поведения и сознания. Состояния дисфункции ее некоторых уровней изменяют тип объединения всей эмоциональной сферы и смогут приводить к формированию разнообразных вариантов дезадаптации [Никишина 2013]

Исследования С.Г. Шевченко, Л.В. Кузнецовой, Н.Л. Белопольской, В.Б. Никишиной, У.В. Ульенковой, В.И. Лубовского и других представили, что особенности эмоционально-волевой регуляции в действиях и поведении у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в существенной мере проявляет сущностную характеристику особенности задержки психического развития как патологической конфигурации формирования психики. Психологи замечают проблемы эмоциональной сферы, ее недоразвитие, которая проявляется в сиюминутности поведения, неустойчивости, переменности эмоциональных проявлений и, в итоге, в несостоятельности возрастных возможностей в развитии эмоциональной коррекции поведения дошкольника. Данные особенности психологи соединяют с недоразвитием мозга дошкольника с ЗПР, особенностью его дефекта [Мухина 2012, Никишина 2013, Кузнецова 2012].

Д.Б. Линдслив клинико-психологических изысканиях выработала понятие, о том, что при разнообразных вариациях задержки психического развития у детей младшего школьного возраста проявленными останутся инфантильные черты психики, которые обусловили существующее многообразие поведенческих и эмоциональных проявлений у детей младшего школьного возраста.  Имеющийся  инфантилизм Д.Б. Линдсли поясняет заторможенным развитием лобных и лобно- диэнцефальных строений головного мозга [Линдсли 2013].

Л.С. Выготский, рассматривая особенности эмоционально-чувственной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, отметил такие ее характеристики, как: низкая дифференцированность эмоциональных проявлений; диспропорциональность и неадекватность проявлений на влияния окружающей среды [Выготский 2014].

В.Б. Никишина замечает, что эти проблемы в эмоционально-волевой сфере детей с задержкой психического развития, как недоразвитие эмоционально-волевой сферы, плохая координация эмоциональных процессов, инфантилизм [Никишина 2013].

По суждению Д.Б. Линдсли, проблемы в развитии эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития наблюдаются чаще, чем у детей психически здоровых. Д.Б. Линдсли замечает основания данных расстройств: конфликты и разочарования, постоянные стрессы, как результат умственной недостаточности, недостаток критичности [Акмамбетов 2012].

О.В. Защиринская, анализируя эмоциональные особенности детей младшего школьного возраста этой категории систематизации задержки психического развития К.С. Лебединской, выделяет свойственные черты эмоциональной сферы, которые присущи разнообразным группам детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития:

·                   задержка психического развития конституционального генезиса – эмоционально-волевая сфера, которая находится на низшей ступени формирования, во многом похожая на эмоциональную сферу детей раннего возраста. Типичными чертами при этой форме ЗПР считаются гипертимия, непринужденность и красочность эмоций при их поверхностности и нестабильности, легкая внушаемость;

·                   задержка психического развития соматического генезиса – эмоциональная незрелость, которая определена устойчивой астенией, вырабатывающееся в следствии разнообразных соматических болезней. Поэтому, доминирует уменьшенный эмоциональный фон, нередко полная неадекватность проявляемых эмоций, низкая способность к волевому усилию при осуществлении всякой (даже игровой) деятельности [Защиринская 2014].

Психогенная конфигурация задержки психического развития эмоционально-волевой сферы сможет формироваться на фоне разнообразных вариаций патологического развития личности дошкольника:

·                   по виду психической неустойчивости – наблюдается в обстоятельствах гипоопеки, с типичными чертами патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде импульсивности, аффективной лабильности, увеличенного чувства внушаемости на фоне низкого уровня познаний и соображений;

·                   по типу «кумир семьи» – в ситуации гиперопеки, в которой не формируются черты ответственности, независимости, активности, но свойственны черты эгоцентризма, присутствует постоянная помощь и опека;

·                   по невротическому виду – в ситуации грубого, жестокого, агрессивного взаимоотношения в семье, когда преднамеренно воспитывается личность застенчивая, пугливая, несамостоятельная, неуверенная, неактивная [Петровский 2011].

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения – проявляет эмоции в которых отсутствует оживленность, красочность и тонкость оттенков. В плане эмоционального формирования детям свойственны неполная дифференцированность эмоций, низкий интерес в оценке ближнего окружения, однообразность и односторонность эмоциональных контактов. В зависимости от доминирующего эмоционального фона у данных детей младшего школьного возраста можно выделить две главных клинических версии вида личности:

1.                неустойчивый – с эйфорическим нюансом поведения, психомоторной расторможенностью,

2.                тормозимый – с неврозоподобными расстройствами в виде нерешительности, пугливости, пониженной активности.

В общем, у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в психическом обличье и поведении О.В. Защиринская выделяет черты незрелости. Доминируют экспансивный мотив поведения, слабость волевого стремления, непринужденность, легкомысленность переживаний, изменчивость настроения, отсутствие самостоятельности в поведении и легкая внушаемость, т.е. те свойства характера, которые определяют личную незрелость [Защиринская 2014].

В трудах В.И. Лубовского можно отметить, что у детей с задержкой психического развития встречается отставание в формировании эмоций, наиболее сформулированными проявлениями которого считаютсяэмоциональная изменчивость, непостоянство, простота смены настроений и ярких проявлений эмоций [Лубовский 2014].

Дети младшего школьного возраста просто и часто без явной мотивации перескакивают от плача к смеху и наоборот. Замечает нетерпимость к фрустрирующим обстоятельствам. Небольшой повод сможет породить эмоциональное возбуждение и даже острую аффективную реакцию, несоразмерную обстоятельствам произошедшего. Данный дошкольник то показывает благосклонность по отношению к иным детям и взрослым, то вдруг делается недобрым и агрессивным. В данном случае агрессия устремляется не на поступок другой персоны, а на саму персону. Часто у детей с задержкой психического развития можно наблюдать состояние волнения, беспокойства.

Изучения Л.В. Кузнецовой представляют, что дети с задержкой психического развития различаются со сверстниками с нормальным развитием особенностями самооценки, эмоциональных состояний, уровнем потребностей, что отображается на их социальных контактах. Для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития типичное недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в малой дифференцированности и монотонности эмоций, скудости оттенков переживаний. Л.В. Кузнецова удостоверяет, что дети младшего школьного возраста, которые склонны к тормозным процессам, показывают в игре неуверенность, скованность, быстрое переутомление [Кузнецова 2012].

М. Прозорова отмечает, что в различие с нормально развивающимися детьми младшего школьного возраста и детьми с задержкой психического развития практически не испытывают необходимость в играх с ровесниками. Эти дети играть предпочтут в одиночестве. У них нет сформулированных привязанностей к кому-либо, экспансивных выборов кого-то из ровесников, межличностные взаимоотношения переменны. Взаимодействие между такими детьми носят временный характер. Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития выбирают отношения со взрослыми либо с детьми старше себя, но и в таких случаях не обнаруживают существенной активности [Прозорова 2014].

Н.Ю. Борякова подмечает оригинальность проявлений особенной роли эмоций в деятельности детей с задержкой психического развития. Проблемы, с которыми сталкиваются дети младшего школьного возраста при выполнении данных им заданий, нередко порождают у них аффективные вспышки и сильные эмоциональные реакции. Данные реакции появляются не только в ответ на подлинные трудности, но и в результате ожидания проблем, страха неуспеха. Данный страх сильно понижает плодотворность деятельности детей младшего школьного возраста в решении умственных задач и вызывает у них развитие пониженной самооценки [Борякова 2013].

По предположению Л.Р. Болотиной, недоразвитие эмоциональной сферы ошибается в худшую сторону в сравнении с нормально развивающимися детьми младшего школьного возраста в осмыслении эмоций как у других, так и у себя [Болотина 2012]. Удачно понимаются лишь определенные эмоции. Личные простые эмоциональные состояния понимаются хуже, чем эмоции показанных на картинах сказочных персонажей. Л.Р. Болотина считает, что эти проявления проблем в уяснении эмоций связаны с несформированностью соответственных образов-суждений. Помимо этого, Л.Р. Болотина считает, что дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития достаточно неплохо узнают и отмечают на картинах основания эмоциональных состояний сказочных персонажей, что является непостижимым умственно отсталым детям [Болотина 2012].

В своих работах П. Милнер свидетельствует, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития плохо развит механизм осмысления эмоциональных состояний иных людей – они ощущают проблемы при нахождении эмоций, не смогут их определить и назвать (печаль, страх, удивление, радость, гнев). Плохо развито умение представлять личное эмоциональное переживание, основательные проблемы определяет интонационная выразительность. Дети с задержкой психического развития не могут формулировать свои эмоции и чувства, они не могут слушать другого, не могут просить помощь и не могут отказывать другим. Эти дети не могут понять, что можно проявить сострадание и сочувствие другому ребенку не только в условиях его неблагополучия, но и даже в то время, когда другой ребенок ощущает радость, т.е. эти дети не могут понять, что такое

«радоваться за другого» [Милнер 2010].

Л.Н. Блинова подмечает, что эмоциональное сострадание, это не столько фактор формирования личности ребенка, оно осуществляет ряд значительных функций в воспитательных взаимоотношениях. Эмоциональные волнения во многом обусловливают взаимоотношение дошкольника к воспитательной обстановке. Позитивный настрой считается сильным мотивом в деятельности: с особенным воодушевлением осуществляется то, что заманчиво, симпатично, пропитано радостью. Отставание в эмоциональном развитии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития просчитается в том, что они устойчиво чувствуют трудности с внешней средой, что расстраивает их эмоциональные расстройства и психическое спокойствие. Оттого, по соображению Л.Н. Блиновой, эти дети младшего школьного возраста больше чем дети с нормальным развитием, испытывают необходимость в педагогической помощи и снятии напряжения [Блинова 2014].

В своих изучениях Л.Р. Болотина свидетельствует, что основное направление формирования эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития – это развитие способности подчинять себе эмоции. Л.Р. Болотина замечает, что дошкольник с задержкой психического развития обучается за внешними  экспансивными проявлениями распознавать смысл реакций поведения и прореагировать в соответствии с данным значением [Болотина 2012].

Г.А. Вартанян, анализируя встречающиеся в специальной детской психологии данные о возможностях и особенностях воспитания эмоциональной сферы у старших детей младшего школьного возраста, и при этом, положения Л.С. Выготского о взаимодействии в процессе формирования «интеллекта и аффекта», считает, что:

·                   нарушение темпа умственного развития у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, их личного становления не сможет не отразиться на оригинальности развития их эмоциональной сферы;

·                   на развитие эмоционального отношения к семье и другим родным людям у дошкольника с задержкой психического развития значительное влияние может оказать особенность детско-родительских взаимоотношений;

·                   намеренно созданная система педагогических средств коррекции физического и психического формирования детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в коррекционной группе ДОО имеет вероятность дополнения характерным содержанием, которое нацелено на коррекцию сферы их эмоционального развития [Вартанян 2012].

Из любых видов деятельности, максимальное значение завоевывают те, в которых дети младшего школьного возраста смогут достичь действительных успехов, смогут испытать позитивные эмоции, ощутить уверенность в собственных силах.

Следовательно, изучение психолого-педагогической литературы показывает, что задержка психического развития объясняется следующими существенными характеристиками эмоциональной сферы:

·                   недостаточность в эмоциональной сфере, ее незрелость, которая проявляется в ситуативности поведения; нестабильность, непостоянство эмоциональных проявлений;

·                    малая дифференциация эмоциональных реакций, непропорциональность реакций и неадекватность на действия окружающей среды. В итоге – частичная реализация возрастных возможностей в развитии эмоциональной коррекции поведения дошкольника с задержкой психического развития.


 

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ

Психологи замечают проблемы эмоциональной сферы, ее недоразвитие, которая проявляется в сиюминутности поведения, неустойчивости, переменности эмоциональных проявлений и, в итоге, в несостоятельности возрастных возможностей в развитии…

Психологи замечают проблемы эмоциональной сферы, ее недоразвитие, которая проявляется в сиюминутности поведения, неустойчивости, переменности эмоциональных проявлений и, в итоге, в несостоятельности возрастных возможностей в развитии…

Д.Б. Линдсли замечает основания данных расстройств: конфликты и разочарования, постоянные стрессы, как результат умственной недостаточности, недостаток критичности [Акмамбетов 2012]

Д.Б. Линдсли замечает основания данных расстройств: конфликты и разочарования, постоянные стрессы, как результат умственной недостаточности, недостаток критичности [Акмамбетов 2012]

Петровский 2011]. Задержка психического развития церебрально-органического происхождения – проявляет эмоции в которых отсутствует оживленность, красочность и тонкость оттенков

Петровский 2011]. Задержка психического развития церебрально-органического происхождения – проявляет эмоции в которых отсутствует оживленность, красочность и тонкость оттенков

В трудах В.И. Лубовского можно отметить, что у детей с задержкой психического развития встречается отставание в формировании эмоций, наиболее сформулированными проявлениями которого считаютсяэмоциональная изменчивость, непостоянство,…

В трудах В.И. Лубовского можно отметить, что у детей с задержкой психического развития встречается отставание в формировании эмоций, наиболее сформулированными проявлениями которого считаютсяэмоциональная изменчивость, непостоянство,…

Взаимодействие между такими детьми носят временный характер

Взаимодействие между такими детьми носят временный характер

Плохо развито умение представлять личное эмоциональное переживание, основательные проблемы определяет интонационная выразительность

Плохо развито умение представлять личное эмоциональное переживание, основательные проблемы определяет интонационная выразительность

Болотина 2012]. Г.А. Вартанян, анализируя встречающиеся в специальной детской психологии данные о возможностях и особенностях воспитания эмоциональной сферы у старших детей младшего школьного возраста, и…

Болотина 2012]. Г.А. Вартанян, анализируя встречающиеся в специальной детской психологии данные о возможностях и особенностях воспитания эмоциональной сферы у старших детей младшего школьного возраста, и…

В итоге – частичная реализация возрастных возможностей в развитии эмоциональной коррекции поведения дошкольника с задержкой психического развития

В итоге – частичная реализация возрастных возможностей в развитии эмоциональной коррекции поведения дошкольника с задержкой психического развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2021