ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
По представлению А.В. Запорожца, Л.С. Выготского и иных психологов вопрос изучения эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития считается особо существенным, потому что каждому недостатку сопутствуют изменениями эмоционального состояния дошкольника. Умение дифференцировать, распознавать, правильно выражать свои эмоции в разнообразных обстоятельствах, увеличивает уровень адаптации дошкольника в социуме.
А.В. Запорожец замечает, что в 6-7 лет у дошкольника, воспитывающегося полноценно, обусловленным образом уже осуществляется потенциал эмоционального представления последствий своего личного поведения, своей деятельности. Ощущения и чувства, как уравнивающие переживания взаимоотношения с окружающим миром, социумом и самим собой, берутся реализовывать функции регулятора собственного поведения, и становятся мотиватором воздействий и поступков дошкольника. Неосуществленные возрастные потенциалы детей в развитии эмоциональной сферы, конечно, не смогут не затормозить его личного развития, развития устремленности на других [Запорожец 2013].
Отечественные психологи Е.В. Михайлова, Д.В. Березина, Т.Б. Пискарева, анализируя вопрос формирования эмоциональной сферы дошкольника, также отмечают, что оригинальность в формировании структуры эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста сможет серьезно повлиять на особенности их поведения и сознания. Состояния дисфункции ее некоторых уровней изменяют тип объединения всей эмоциональной сферы и смогут приводить к формированию разнообразных вариантов дезадаптации [Никишина 2013]
Исследования С.Г. Шевченко, Л.В. Кузнецовой, Н.Л. Белопольской, В.Б. Никишиной, У.В. Ульенковой, В.И. Лубовского и других представили, что особенности эмоционально-волевой регуляции в действиях и поведении у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в существенной мере проявляет сущностную характеристику особенности задержки психического развития как патологической конфигурации формирования психики. Психологи замечают проблемы эмоциональной сферы, ее недоразвитие, которая проявляется в сиюминутности поведения, неустойчивости, переменности эмоциональных проявлений и, в итоге, в несостоятельности возрастных возможностей в развитии эмоциональной коррекции поведения дошкольника. Данные особенности психологи соединяют с недоразвитием мозга дошкольника с ЗПР, особенностью его дефекта [Мухина 2012, Никишина 2013, Кузнецова 2012].
Д.Б. Линдслив клинико-психологических изысканиях выработала понятие, о том, что при разнообразных вариациях задержки психического развития у детей младшего школьного возраста проявленными останутся инфантильные черты психики, которые обусловили существующее многообразие поведенческих и эмоциональных проявлений у детей младшего школьного возраста. Имеющийся инфантилизм Д.Б. Линдсли поясняет заторможенным развитием лобных и лобно- диэнцефальных строений головного мозга [Линдсли 2013].
Л.С. Выготский, рассматривая особенности эмоционально-чувственной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, отметил такие ее характеристики, как: низкая дифференцированность эмоциональных проявлений; диспропорциональность и неадекватность проявлений на влияния окружающей среды [Выготский 2014].
В.Б. Никишина замечает, что эти проблемы в эмоционально-волевой сфере детей с задержкой психического развития, как недоразвитие эмоционально-волевой сферы, плохая координация эмоциональных процессов, инфантилизм [Никишина 2013].
По суждению Д.Б. Линдсли, проблемы в развитии эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития наблюдаются чаще, чем у детей психически здоровых. Д.Б. Линдсли замечает основания данных расстройств: конфликты и разочарования, постоянные стрессы, как результат умственной недостаточности, недостаток критичности [Акмамбетов 2012].
О.В. Защиринская, анализируя эмоциональные особенности детей младшего школьного возраста этой категории систематизации задержки психического развития К.С. Лебединской, выделяет свойственные черты эмоциональной сферы, которые присущи разнообразным группам детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития:
· задержка психического развития конституционального генезиса – эмоционально-волевая сфера, которая находится на низшей ступени формирования, во многом похожая на эмоциональную сферу детей раннего возраста. Типичными чертами при этой форме ЗПР считаются гипертимия, непринужденность и красочность эмоций при их поверхностности и нестабильности, легкая внушаемость;
· задержка психического развития соматического генезиса – эмоциональная незрелость, которая определена устойчивой астенией, вырабатывающееся в следствии разнообразных соматических болезней. Поэтому, доминирует уменьшенный эмоциональный фон, нередко полная неадекватность проявляемых эмоций, низкая способность к волевому усилию при осуществлении всякой (даже игровой) деятельности [Защиринская 2014].
Психогенная конфигурация задержки психического развития эмоционально-волевой сферы сможет формироваться на фоне разнообразных вариаций патологического развития личности дошкольника:
· по виду психической неустойчивости – наблюдается в обстоятельствах гипоопеки, с типичными чертами патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде импульсивности, аффективной лабильности, увеличенного чувства внушаемости на фоне низкого уровня познаний и соображений;
· по типу «кумир семьи» – в ситуации гиперопеки, в которой не формируются черты ответственности, независимости, активности, но свойственны черты эгоцентризма, присутствует постоянная помощь и опека;
· по невротическому виду – в ситуации грубого, жестокого, агрессивного взаимоотношения в семье, когда преднамеренно воспитывается личность застенчивая, пугливая, несамостоятельная, неуверенная, неактивная [Петровский 2011].
Задержка психического развития церебрально-органического происхождения – проявляет эмоции в которых отсутствует оживленность, красочность и тонкость оттенков. В плане эмоционального формирования детям свойственны неполная дифференцированность эмоций, низкий интерес в оценке ближнего окружения, однообразность и односторонность эмоциональных контактов. В зависимости от доминирующего эмоционального фона у данных детей младшего школьного возраста можно выделить две главных клинических версии вида личности:
1. неустойчивый – с эйфорическим нюансом поведения, психомоторной расторможенностью,
2. тормозимый – с неврозоподобными расстройствами в виде нерешительности, пугливости, пониженной активности.
В общем, у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в психическом обличье и поведении О.В. Защиринская выделяет черты незрелости. Доминируют экспансивный мотив поведения, слабость волевого стремления, непринужденность, легкомысленность переживаний, изменчивость настроения, отсутствие самостоятельности в поведении и легкая внушаемость, т.е. те свойства характера, которые определяют личную незрелость [Защиринская 2014].
В трудах В.И. Лубовского можно отметить, что у детей с задержкой психического развития встречается отставание в формировании эмоций, наиболее сформулированными проявлениями которого считаютсяэмоциональная изменчивость, непостоянство, простота смены настроений и ярких проявлений эмоций [Лубовский 2014].
Дети младшего школьного возраста просто и часто без явной мотивации перескакивают от плача к смеху и наоборот. Замечает нетерпимость к фрустрирующим обстоятельствам. Небольшой повод сможет породить эмоциональное возбуждение и даже острую аффективную реакцию, несоразмерную обстоятельствам произошедшего. Данный дошкольник то показывает благосклонность по отношению к иным детям и взрослым, то вдруг делается недобрым и агрессивным. В данном случае агрессия устремляется не на поступок другой персоны, а на саму персону. Часто у детей с задержкой психического развития можно наблюдать состояние волнения, беспокойства.
Изучения Л.В. Кузнецовой представляют, что дети с задержкой психического развития различаются со сверстниками с нормальным развитием особенностями самооценки, эмоциональных состояний, уровнем потребностей, что отображается на их социальных контактах. Для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития типичное недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в малой дифференцированности и монотонности эмоций, скудости оттенков переживаний. Л.В. Кузнецова удостоверяет, что дети младшего школьного возраста, которые склонны к тормозным процессам, показывают в игре неуверенность, скованность, быстрое переутомление [Кузнецова 2012].
М. Прозорова отмечает, что в различие с нормально развивающимися детьми младшего школьного возраста и детьми с задержкой психического развития практически не испытывают необходимость в играх с ровесниками. Эти дети играть предпочтут в одиночестве. У них нет сформулированных привязанностей к кому-либо, экспансивных выборов кого-то из ровесников, межличностные взаимоотношения переменны. Взаимодействие между такими детьми носят временный характер. Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития выбирают отношения со взрослыми либо с детьми старше себя, но и в таких случаях не обнаруживают существенной активности [Прозорова 2014].
Н.Ю. Борякова подмечает оригинальность проявлений особенной роли эмоций в деятельности детей с задержкой психического развития. Проблемы, с которыми сталкиваются дети младшего школьного возраста при выполнении данных им заданий, нередко порождают у них аффективные вспышки и сильные эмоциональные реакции. Данные реакции появляются не только в ответ на подлинные трудности, но и в результате ожидания проблем, страха неуспеха. Данный страх сильно понижает плодотворность деятельности детей младшего школьного возраста в решении умственных задач и вызывает у них развитие пониженной самооценки [Борякова 2013].
По предположению Л.Р. Болотиной, недоразвитие эмоциональной сферы ошибается в худшую сторону в сравнении с нормально развивающимися детьми младшего школьного возраста в осмыслении эмоций как у других, так и у себя [Болотина 2012]. Удачно понимаются лишь определенные эмоции. Личные простые эмоциональные состояния понимаются хуже, чем эмоции показанных на картинах сказочных персонажей. Л.Р. Болотина считает, что эти проявления проблем в уяснении эмоций связаны с несформированностью соответственных образов-суждений. Помимо этого, Л.Р. Болотина считает, что дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития достаточно неплохо узнают и отмечают на картинах основания эмоциональных состояний сказочных персонажей, что является непостижимым умственно отсталым детям [Болотина 2012].
В своих работах П. Милнер свидетельствует, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития плохо развит механизм осмысления эмоциональных состояний иных людей – они ощущают проблемы при нахождении эмоций, не смогут их определить и назвать (печаль, страх, удивление, радость, гнев). Плохо развито умение представлять личное эмоциональное переживание, основательные проблемы определяет интонационная выразительность. Дети с задержкой психического развития не могут формулировать свои эмоции и чувства, они не могут слушать другого, не могут просить помощь и не могут отказывать другим. Эти дети не могут понять, что можно проявить сострадание и сочувствие другому ребенку не только в условиях его неблагополучия, но и даже в то время, когда другой ребенок ощущает радость, т.е. эти дети не могут понять, что такое
«радоваться за другого» [Милнер 2010].
Л.Н. Блинова подмечает, что эмоциональное сострадание, это не столько фактор формирования личности ребенка, оно осуществляет ряд значительных функций в воспитательных взаимоотношениях. Эмоциональные волнения во многом обусловливают взаимоотношение дошкольника к воспитательной обстановке. Позитивный настрой считается сильным мотивом в деятельности: с особенным воодушевлением осуществляется то, что заманчиво, симпатично, пропитано радостью. Отставание в эмоциональном развитии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития просчитается в том, что они устойчиво чувствуют трудности с внешней средой, что расстраивает их эмоциональные расстройства и психическое спокойствие. Оттого, по соображению Л.Н. Блиновой, эти дети младшего школьного возраста больше чем дети с нормальным развитием, испытывают необходимость в педагогической помощи и снятии напряжения [Блинова 2014].
В своих изучениях Л.Р. Болотина свидетельствует, что основное направление формирования эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития – это развитие способности подчинять себе эмоции. Л.Р. Болотина замечает, что дошкольник с задержкой психического развития обучается за внешними экспансивными проявлениями распознавать смысл реакций поведения и прореагировать в соответствии с данным значением [Болотина 2012].
Г.А. Вартанян, анализируя встречающиеся в специальной детской психологии данные о возможностях и особенностях воспитания эмоциональной сферы у старших детей младшего школьного возраста, и при этом, положения Л.С. Выготского о взаимодействии в процессе формирования «интеллекта и аффекта», считает, что:
· нарушение темпа умственного развития у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, их личного становления не сможет не отразиться на оригинальности развития их эмоциональной сферы;
· на развитие эмоционального отношения к семье и другим родным людям у дошкольника с задержкой психического развития значительное влияние может оказать особенность детско-родительских взаимоотношений;
· намеренно созданная система педагогических средств коррекции физического и психического формирования детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в коррекционной группе ДОО имеет вероятность дополнения характерным содержанием, которое нацелено на коррекцию сферы их эмоционального развития [Вартанян 2012].
Из любых видов деятельности, максимальное значение завоевывают те, в которых дети младшего школьного возраста смогут достичь действительных успехов, смогут испытать позитивные эмоции, ощутить уверенность в собственных силах.
Следовательно, изучение психолого-педагогической литературы показывает, что задержка психического развития объясняется следующими существенными характеристиками эмоциональной сферы:
· недостаточность в эмоциональной сфере, ее незрелость, которая проявляется в ситуативности поведения; нестабильность, непостоянство эмоциональных проявлений;
· малая дифференциация эмоциональных реакций, непропорциональность реакций и неадекватность на действия окружающей среды. В итоге – частичная реализация возрастных возможностей в развитии эмоциональной коррекции поведения дошкольника с задержкой психического развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.