ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА (Л.П.Стрелкова
«Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.» - Москва, 1999г.)
Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:
- адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
- дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
- широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;
- адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Предложенные задания позволят исследовать эмоциональное развитие детей 5-7 лет (в пределах обозначенных эмоций), а также определенные изменения (если после проведения экспериментальной работы еще раз выполнить с детьми эти же задания).
Наличие у детей во время выполнения заданий и последующей работы большой степени замкнутости, резкой смены настроений, частых вспышек раздражения, требует особого подхода и внимания к ним.
Задание 1. Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.
Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.
Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы
1.
Таблица 1
Ф.И. ребенка |
Весѐлый |
Печальный |
Испуганный |
Сердитый |
Удивленный |
|||||
М |
П |
М |
П |
М |
П |
М |
П |
М |
П |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М-мимика П-пантомимика
Вторая серия. Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего. В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком «+» обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.
Таблица 2
Ф.И. ребенка |
Весѐлый |
Печальный |
Испуганный |
Сердитый |
Удивленный |
||||||||||
Пр |
М |
П |
Пр |
М |
П |
Пр |
М |
П |
Пр |
М |
П |
Пр |
М |
П |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пр – персонаж, М – мимика, П – пантомимика.
Обработка данных: Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии.
Задание 2.
Изучение выразительности речи.
Ребенку предлагают произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.
Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 3.
Таблица 3
Ф.И. ребенка |
Радо |
стно |
Гру |
стно |
Испу |
ганно |
Сер |
дито |
Удивленно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка данных: Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передаче разных эмоциональных состояний. Задание 3.
Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.
Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?» Ответы детей записывают в таблицу 4.
Таблица 4
Ф.И. ребенка |
Рад |
ость |
Гр |
усть |
Ст |
рах |
Г |
нев |
Удивление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка данных: Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.
Задание 4. Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей.
Первая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:
- Когда бывает интересно?
- Когда человек удивляется?
- Когда человек получает удовольствие?
- Когда бывает стыдно?
- Когда бывает страшно?
- Когда человек злится?
- Когда бывает радостно?
- Когда у человека горе?
Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу 5.
Таблица 5
Фамилия, имя ребенка |
Ответы ребенка |
|
|
|
|
Вторая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:
- Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
- Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши? 8
- Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
- Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
- Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?
- Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость?
- Что почувствует мальчик, если ему подарят компьютерную игру?
- Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?
Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу 6.
Таблица 6
Фамилия, имя ребенка |
Ответы ребенка |
|
|
|
|
Обработка данных: Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серий исследования.
Задание 5.
Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния.
Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.
Обработка данных: Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.