Эмоциональное здоровье педагога
Оценка 4.7

Эмоциональное здоровье педагога

Оценка 4.7
docx
26.10.2022
Эмоциональное здоровье педагога
Эмоциональное здоровье педагога Никитченко.И.П .docx

 

 «Технология саморазвития и самоуправления в направлении сохранения и восстановления эмоционально-энергетических и личностных ресурсов, регуляции конфликтов и других профессиональных деформаций»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Никитченко Ирина Петровна, СП Дом детского творчества ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» села Большая Глушица )

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель работы: коррекция профессионального мышления педагога в аспекте актуализации заботы о своем эмоциональном и профессиональном здоровье.

 Технология саморазвития, самоуправления или самообучения в направлении сохранения и восстановления эмоционально-энергетических и личностных ресурсов, регуляции конфликтов и других профессиональных деформаций.

 

План работы:

1.Психологическое здоровье педагогических работников.

2. Методы профилактики эмоционального выгорания педагогических работников.

3.Конфликты в педагогическом коллективе и методы выхода из них.

 

Психологически здоровый человек – это человек творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей.

Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония» или «баланс». И, прежде всего, это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональным и интеллектуальным, телесным и психическим.

      Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Это эффективные средства сохранения психологического здоровья педагогов (саморегуляции, рефлексии, восстановления). Поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности. После пребывания в напряженных ситуациях педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Это своего рода техники безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.

Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, т.к. главным инструментом учителя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, а личность учителя является главным фактором труда учителя, определяющим профессиональную позицию педагогической деятельности и педагогического общения.

Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания.

 Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. Однако у некоторой части современных педагогов отмечается состояние эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности, которая проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряженности на деятельность молодых педагогов. Постоянное действие напряженных факторов профессионального труда вызывает у них ухудшение результатов деятельности, снижение работоспособности, появление нехарактерных ошибок, снижение показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания). После пребывания в напряженных педагогических ситуациях многие учителя чувствуют разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность педагога достигает критического момента, результатом является потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к усвоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, часто повышающиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т.д.), что негативно сказывается на эффективности деятельности и взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами.

Для развития эмоциональной устойчивости педагога современная психологическая наука предлагает множество способов, анализ которых позволяет классифицировать их в две группы: специфические и неспецифические.

Специфические способы выражаются в адаптации к напряженным факторам деятельности, стимулирующим развитие эмоциональной напряженности, в особом профессионально заостренном развитии качеств личности будущего педагога: педагогической направленности, профессионального самосознания, психологической культуры (эмпатичность, экспрессивные умения, культура педагогического общения) и других.

Неспецифические способы характеризуются применением средств и способов саморегуляции эмоционального состояния, способов профилактики и преодоления состояния эмоциональной напряженности (обучение приемам релаксации, специальным физическим и дыхательным упражнениям, самоконтролю внешних проявлений эмоционального состояния, развитие навыков нахождения и снятия «мышечных зажимов»).

Для учителей со стажем работы 15 - 20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение», «сгорание».

 

психологически трудный контингент (дети с акцентуациями характера, неврозами, психологическими особенностями возраста; нарушители дисциплины). В результате воздействия этих факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов: «не обращать внимания», «беречь нервы», то есть к эмоциональному игнорированию напряженных ситуаций.

К внутренним факторам, влияющим на развитие «эмоционального выгорания», относят склонность к эмоциональной ригидности. «Эмоциональное выгорание» быстрее возникает у тех, кто более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых развитие симптомов «выгорания» проходит медленнее. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Это часто свойственно молодым специалистам с повышенной ответственностью за исполняемые обязанности. Каждая напряженная ситуация в профессиональной деятельности оставляет глубокий след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты.

Рекомендации по профилактике возникновения эмоционального выгорания для педагогов

·          организация рабочих пауз для эмоциональной разгрузки;

·         оптимизация режима работы и отдыха ;

·          обучение приемам релаксации и саморегуляции психического состояния;

·          привитие навыков конструктивных (успешных) моделей преодолевающего поведения.

А также предложены советы, рекомендованые врачом Д. Лейком, названные привычками, позволяющими заботиться о своем психосоматическом здоровье.

1. Жить интересно. Развивать разносторонние предпочтения, не замыкаться только на работе, находить различные интересы в жизни.

2.Развивать  привычки правильного питания, что подразумевает:

·          регулярный прием сбалансированной, богатой витаминами пищи;

·          включение в рацион фруктов и овощей, много грубой пищи, особенно цельного зерна и круп;

·          ограничение жирной пищи, растительных масел и белков;

·          очень много свежей чистой воды (не меньше 8 стаканов в день).

3. Много двигаться и физически тренироваться по 20-30 минут три раза в неделю. Любые физические упражнения или спорт, если нагрузки не очень велики, полезны для организма.

4. Иметь правильное дыхание. Если оно ровное и глубокое, диафрагмальное, то действует успокаивающим образом.

5. Освоение и ежедневное использование приемов релаксации, направленной на снижение физической, умственной и эмоциональной напряженности. При высокой стрессогенности рабочего дня рекомендуется не копить напряжение до вечера, а использовать техники релаксации несколько раз в день.

6. Делать перерывы в работе и активно отдыхать, устраивать разгрузочные дни с переменой деятельности, экскурсиями, прогулками и поездками на природу, организовывать праздники для себя, своей семьи, близких людей.

7. Сказать «нет» вредным привычкам.

8. Заботиться о положительном настрое на целый день. Развивать привычки позитивного самовнушения и мышления, формировать позитивные установки и пожелания.

9. «Выращивать сад» дома, на рабочем месте, на даче, во дворе. Общение с живой природой.

10. Общаться с домашним любимцем.

11. Находить время для заботы о себе, слушать музыку, смотреть любимые передачи, фильмы, читать книги.

12. Культивировать в себе ощущение покоя. Не позволять мрачным мыслям и плохому настроению разрушать душевное равновесие и благополучие. Использовать всевозможные техники для саморегуляции психического состояния.

Выделяются два направления профилактической и коррекционной работы с педагогами.

1) оптимизация организационных условий труда педагога;

2) актуализация личностных ресурсов педагога.

Первое направление включает в себя следующие составляющие.

• Организация рабочего места педагога предполагает как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные ютиться в тесных «голых» кабинетах или вообще не имеющие закрепленных за ними мест работы и постоянно «скитающиеся».

• Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.

• Конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний, принятая в коллективе.

• Справедливая кадровая политика, возможность продвижения по служебной лестнице и др.

• Оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников.

• Отлаженная система охраны труда сотрудников.

• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении.

• Наличие и развитие высокой организационной культуры.

• Профессиональная и административная поддержка.

• Эффективное руководство, доступность администрации для диалога.

Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется следующим изообразом.

1. Просветительское направление:

·         информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания;

·         ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья.

2. Повышение значимости педагогической профессии, которое будет способствовать удовлетворению потребности в признании, самоутверждении и самовыражении учителя:

·        создание администрацией школы условий для постоянного повышения профессионального уровня и квалификации педагогов;

·        создание возможностей для беспрепятственной аттестации педагогов и обеспечение «бесстрессовой» ситуации аттестации;

·        участие в педагогических чтениях и методических семинарах, марафонах, деловых играх;

·        обобщение педагогического опыта учителя;

·        возможности публикации педагогических находок и разработок педагога и др.

3. Обучение педагогов следующим приемам и методам саморегуляции и профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы):

·        тренинг «Антивыгорание»;

·        выработка стратегий преодолевающего поведения как ресурса стрессоустойчивости (когнитивное преодоление, эмоциональное, поведенческое и социально–психологическое).

4. Эмоциональная поддержка педагогов, переживающих выгорание, реабилитационные мероприятия:

·        индивидуальные консультации;

·        индивидуальные занятия с элементами телесной и арттерапии

·        обучение педагога методам релаксации, визуализации, медитации, навыкам аутогенной тренировки;

·        обучение педагогов  копинг–технологиям преодоления стрессов и напряжения.

Реализация вышеизложенных методов профилактики эмоционального выгорания педагогов предполагает равное заинтересованное участие, как администрации школы, так и отдельных структур и служб: психологической, воспитательной, методической , профсоюзного комитета, службы охраны труда и др.  Только совместная работа всех служб школы может гарантировать устойчивый положительный результат и сохранить психосоматическое здоровье педагогов, а значит, и здоровье детей, сделать учебно–воспитательный процесс эффективным.

Конфликты в педагогическом коллективе

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. 

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как  деструктивные или конструктивные. Итогом  деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя.

Сегодня изучение проблемы конфликтов приобретает особую остроту в менеджменте образования, поскольку профессиональная деятельность педагога в значительной мере наполнена различными ситуациями, несущими  потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования и нервного напряжения. Неизбежным явлением становятся конфликты, в которые могут быть вовлечены все участники образовательного процесса: обучающиеся, учителя, родители и администрация. Причины конфликтных ситуаций в педагогической среде могут быть разнообразны.  Межличностные и деловые отношения, организационные и методические трудности, неудовлетворенность условиями труда, неспособность педагогов реализовывать требования новых образовательных стандартов и внедрять инновации, недооценка личностных результатов и др. Конфликты ухудшают качество деятельности всего образовательного учреждения, а ответственность за последствия часто несет администрация и лично руководитель.

Специфика конфликтов в педагогическом коллективе.  Конфликты, как неизбежное социальное явление, в педагогических коллективах сегодня являются довольно распространенным явлением. Зачастую педагоги не подготовлены к тому, чтобы решать психологические задачи, которые возникают при взаимодействии не только с обучающимися и их родителями, но и с коллегами по работе и администрацией учреждения. Становясь естественным проявлением назревших противоречий в сфере образования, они оказывают существенное влияние на эффективность деятельности образовательных организаций, а именно – снижают качество образовательного процесса. Педагогический коллектив можно назвать трудовым коллективом особого типа. Современные представления о педагогическом коллективе как субъекте управления и саморазвития сложились под влиянием идей русских педагогов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова и др. о взаимосвязи обучения и воспитания, о совместной деятельности педагогов и детей, о стремлении педагогов к самосовершенствованию. Проблемы педагогических коллективов как малых групп подробно изучены Ф.Н. Гоноболиным, А.И. Донцовым, A.A. Леонтьевым, A.B. Петровским, В.В. Шпалинским и др.

Главная отличительная особенность педагогического коллектива заключается в характере профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной  деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Педагогические, воспитательные по своей сути, коллективы учебных заведений дают обучающимся первоначальное представление о коллективе взрослых, о системе взаимоотношений в нем, о совместной деятельности. Данное обстоятельство стимулирует педагогический коллектив к самоорганизации, постоянному самосовершенствованию. Для педагогического коллектива характерна высокая степень самоуправляемости. Основные принципиальные вопросы жизнедеятельности являются предметом обсуждения на различных уровнях управления. Подтверждение этому – деятельность педагогического совета, методических комиссий, различных общественных организаций. Существенным фактом можно считать преимущественно женский состав педагогического коллектива. Несмотря на то, что в настоящее время в школах увеличилось количество учителей-мужчин, тенденция преобладания женского состава педагогов остается. А это оказывает прямое влияние на характер взаимоотношений, возникающих в нем. Женские коллективы, по мнению психологов, более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те педагогические коллективы, в которых в значительной части представлены мужчины. Однако нужно иметь в виду, что в то же время женщины по самой своей природе более предрасположены к педагогической деятельности, более гибки в выборе приемов и способов воспитательного воздействия. Еще одной особенностью педагогической профессии является коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности. Индивидуальные усилия отдельных педагогов, не принесут желаемых успехов, если они не согласованы с действиями коллег, если нет единства действий и требований. Единство педагогов может проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает, однако, однообразия в технологии педагогической деятельности. Педагогическую профессию также отличает отсутствие временных рамок выполнения тех или иных видов труда. Это часто является причиной перегрузки педагогов, недостатка необходимого свободного времени для профессионального роста, духовного обогащения, что в конечном итоге также может привести к повышению напряженности в коллективе и возникновению различных противоречий. Значительное влияние на возникновение конфликтов в педагогической среде оказывает неудовлетворенность работой в плане личной и профессиональной самореализации. Для педагога очень важен успех, достижения, признание на различных уровнях и собственный авторитет. Большинство педагогов положительно оценивают тот микроклимат, в котором профессионализм является поощряемым и ценностным. Для предупреждения конфликтов администрации необходимо стимулировать профессиональный рост и способствовать раскрытию потенциала каждого сотрудника [34]. Такие факторы как психологическая совместимость педагогов, характер коммуникаций можно рассмотреть с позиции взаимодействия субъектов образовательного процесса. Педагог в своей профессиональной активности взаимодействует не только с обучающимися, но и с коллегами, родителями.

Конфликты типа «учитель – учитель» могут возникать между: молодыми педагогами и педагогами со стажем работы; педагогами, преподающими разные предметы. педагогами, преподающими один и тот же предмет; учителями, имеющими звание, должностной статус (учитель высшей категории, руководитель методического объединения) и не имеющими их; учителями начальных классов и среднего звена и др. Также следует упомянуть о психологической совместимости членов педагогического коллектива.

Так, Г.И. Козырев, изучая причины межличностных конфликтов в педагогической среде, выделяет проблемы общения: отсутствие такта, вспыльчивость, нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка и т.д.

Конфликты типа «педагог – учащийся» составляют значительную часть. Работая с детским коллективом один на один, педагог, как правило, находится в сильном психическом напряжении, он должен активно регулировать как свое поведение, так и поведение учеников в различных ситуациях

Конфликты типа «педагог – родитель» могут быть спровоцированы со стороны каждого участника такого взаимодействия. Недовольство может быть и обоюдным. К основным причинам относятся: разные представления сторон о средствах воспитания; недовольство родителя методами обучения педагога; личная неприязнь; мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку и т.д.

Таким образом, профессиональная педагогическая деятельность наполнена различными ситуациями, несущими потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования и нервного напряжения. Конфликты в педагогических коллективах имеют свои особенности и обусловлены различными факторами. Конфликтные ситуации надолго нарушают систему взаимоотношений между субъектами образовательного процесса и приводят ко многим негативным последствиям, главным из которых является снижение качества деятельности всего образовательного учреждения.

1.3. Анализ управленческих подходов к разрешению конфликтов в педагогическом коллективе В настоящее время возрастает роль и значение эффективного управления конфликтами в образовательных организациях. Сегодня усилия исследователей направлены на поиск эффективных технологий, механизмов сохранения психологического комфорта и решения конфликтов в педагогической среде.

Нельзя воспринимать конфликт как патологическое явление, ведущее к дезорганизации социальной системы, к нарушению ее нормального функционирования, потому что тогда основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации, т.е. отмене, подавлению, скорейшему разрешению. Именно признание роли конфликта расширяет и углубляет проблему обращения с ним, она становится многоплановой.

По утверждению Д.П. Зеркина, управление конфликтом есть «целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач»

По мнению исследователей, управление конфликтом как сфера управленческой деятельности имеет следующие различные стадии: 1) восприятие конфликта и первичная оценка ситуации; 2) исследование конфликта и поиск его причин; 3) поиск путей разрешения конфликта; 4) осуществление организационных мер

Алгоритм анализа конфликтной ситуации можно представить следующим образом:

 - выявление сути противоречия, установление не только повода, но и причины, которая нередко маскируется участниками конфликта;

 - обнаружение проблемных точек в организации;

 - выяснение интересов и целей участников, их позиций. Исследования социологов показывают, что цели зачастую могут быть не противоречивыми, но истолковываться разными сотрудниками по-разному. Здесь важно выделить черты характера, связанные с утверждением личных притязаний, и цели социального взаимодействия, связанные с решением коллективных задач и исполнением обязанностей;

 - оценка возможных исходов и последствий противоборства, альтернативных вариантов достижения цели;

 - поиск точек соприкосновения, общих целей и интересов конфликту

Исследователи по-разному подходят к решению конфликтов. Рассмотрим сначала общие стратегии их преодоления.

Р.Х. Шакуров называет  пути возможного разрешения конфликта

- полное прекращение конфронтации и взаимное примирение сторон;

- достижение компромисса, т.е. частичное удовлетворение притязаний обоих сторон, взаимные уступки;

- разрешение конфликта на деловой, принципиальной основе. Это может происходить путем удовлетворения объективных требований, претензий сторон или путем разоблачения несостоятельности предъявляемых претензий, а также и возможного наказания участников конфликта;

- механическое прекращение конфликта как крайний метод, когда преодолеть конфликт иными способами невозможно. Это, например, расформирование одного из подразделений, увольнение одного из участников конфликта из организации, перевод лидера или нескольких членов конфликтной стороны в другое или ряд других подразделений данной организации).

Другие исследователи современной конфликтологии (Э.А. Уткин, В.Н. Кудрявцева, Д.А. Петровская, А.Н. Олейник, Л. Коузер и др.) выделяет два основных типа разрешения конфликта в организациях

К первому относится «авторитарный тип», когда разрешение конфликта через применение властных полномочий. Его основные особенности: руководитель видит и слышит только себя, стремиться к «победе» любой ценой и считает, что сотрудники обязаны подчиняться; сомнения в правильности его решений недопустимы; конфликты рассматриваются как человеческие слабости; управление конфликтной ситуацией происходит в интересах организации. При данном типе разрешения конфликта используются следующие методы: убеждение и внушение, попытка согласовать непримиримые интересы, метод «игры» (когда одна из сторон стремится привлечь на свою сторону, например, руководство организации, а другая сторона – профсоюзы)

Второй тип является «партнерским типом» разрешения конфликта. Здесь применяются конструктивные способы и имеет место конструктивное взаимодействие руководителя с конфликтующими сторонами. С помощью различных методов руководителю необходимо вызвать к себе доверие, устранить негативные чувства, соблюдать этикет, корректность в обращении. Партнерский тип конфликта, несомненно, имеет свои преимущества. Он ближе к реальному решению проблемы, позволяет найти объединяющие факторы, т.е. удовлетворить, хотя бы в какой-то мере, интересы сторон.

Необходимым показателем благополучия в коллективе, на него следует обратить пристальное внимание, является сплоченность коллектива. За термином «сплоченность» скрывается нечто единое, целостное. С одной стороны, это должно уберечь коллектив от внутренних конфликтов, с другой – способствовать успешности достижения им конечных результатов деятельности. Анализ этой проблемы говорит о сложности и неоднозначности ее практического решения. Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, можно сформировать такую систему психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов образовательной организации, в которой педагогическая поддержка будет адресной (дифференцированной), следовательно, более эффективной. Психологическое самочувствие педагога также оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу образовательной организации, снижающую эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

Возникающие конфликты в педагогическом коллективе должны быть обязательно разрешены. Конфликт считается разрешенным, если устранена его причина – конфликтная ситуация. Просто устранение инцидента еще не означает ликвидации конфликта. Для этого необходимо осуществление контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной управленческих функций. Контроль ситуации позволяет оценить соответствие положения дел в коллективе запланированным мероприятиям. При эффективном разрешении конфликта происходит изменение самих оппонентов, их позиций в конфликте, изменении отношения оппонентов к предмету конфликта или объектам конфликта. При этом возможна корректировка задач и плана действий руководителя. В целом для практики разрешения конфликтов необходимыми условиями являются: своевременность, оперативность и гласность. Обобщая вышесказанное, следует подчеркнуть, что руководитель образовательной организации призван самым активным образом участвовать в постоянном, устойчивом воспроизводстве положительных психических состояний педагогического коллектива. К ним относятся следующие: симпатия и притяжение; положительный эмоциональный фон общения среди сотрудников; межличностная привлекательность; чувство сопереживания и соучастия; возможность педагогу в любой момент оставаться самим собой, быть понятым и положительно воспринятым, независимо от своих индивидуально-психологических особенностей. Кроме того, педагоги должны быть защищенным с точки зрения охраны труда и социальных гарантий. При сохранении такой благоприятной бесконфликтной атмосферы сообщество педагогов, развиваясь в совместной деятельности, превращается в группу высокого уровня развития – коллектив. Его будет отличать  профессиональная направленность, подготовленностью, организованность. А это в свою очередь отразиться на эффективности деятельности образовательной организации.

Литература

1. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003.

3. Эффективный учитель / Авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.

4. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально - психологические проблемы [Текст] / В.В. Агеев. - М.: «Академия», 2012. - 220 с.

 

 

 


 

Технология саморазвития и самоуправления в направлении сохранения и восстановления эмоционально-энергетических и личностных ресурсов, регуляции конфликтов и других профессиональных деформаций»

Технология саморазвития и самоуправления в направлении сохранения и восстановления эмоционально-энергетических и личностных ресурсов, регуляции конфликтов и других профессиональных деформаций»

Цель работы: коррекция профессионального мышления педагога в аспекте актуализации заботы о своем эмоциональном и профессиональном здоровье

Цель работы: коррекция профессионального мышления педагога в аспекте актуализации заботы о своем эмоциональном и профессиональном здоровье

Особенно велико влияние эмоциональной напряженности на деятельность молодых педагогов

Особенно велико влияние эмоциональной напряженности на деятельность молодых педагогов

В результате воздействия этих факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов: «не обращать внимания», «беречь нервы», то есть к эмоциональному игнорированию напряженных ситуаций

В результате воздействия этих факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов: «не обращать внимания», «беречь нервы», то есть к эмоциональному игнорированию напряженных ситуаций

Делать перерывы в работе и активно отдыхать, устраивать разгрузочные дни с переменой деятельности, экскурсиями, прогулками и поездками на природу, организовывать праздники для себя, своей семьи,…

Делать перерывы в работе и активно отдыхать, устраивать разгрузочные дни с переменой деятельности, экскурсиями, прогулками и поездками на природу, организовывать праздники для себя, своей семьи,…

Отлаженная система охраны труда сотрудников

Отлаженная система охраны труда сотрудников

Реализация вышеизложенных методов профилактики эмоционального выгорания педагогов предполагает равное заинтересованное участие, как администрации школы, так и отдельных структур и служб: психологической, воспитательной, методической , профсоюзного…

Реализация вышеизложенных методов профилактики эмоционального выгорания педагогов предполагает равное заинтересованное участие, как администрации школы, так и отдельных структур и служб: психологической, воспитательной, методической , профсоюзного…

Конфликты ухудшают качество деятельности всего образовательного учреждения, а ответственность за последствия часто несет администрация и лично руководитель

Конфликты ухудшают качество деятельности всего образовательного учреждения, а ответственность за последствия часто несет администрация и лично руководитель

Подтверждение этому – деятельность педагогического совета, методических комиссий, различных общественных организаций

Подтверждение этому – деятельность педагогического совета, методических комиссий, различных общественных организаций

Конфликты типа «учитель – учитель» могут возникать между: молодыми педагогами и педагогами со стажем работы; педагогами, преподающими разные предметы

Конфликты типа «учитель – учитель» могут возникать между: молодыми педагогами и педагогами со стажем работы; педагогами, преподающими разные предметы

Нельзя воспринимать конфликт как патологическое явление, ведущее к дезорганизации социальной системы, к нарушению ее нормального функционирования, потому что тогда основная проблема отношения к конфликту сводилась…

Нельзя воспринимать конфликт как патологическое явление, ведущее к дезорганизации социальной системы, к нарушению ее нормального функционирования, потому что тогда основная проблема отношения к конфликту сводилась…

Это может происходить путем удовлетворения объективных требований, претензий сторон или путем разоблачения несостоятельности предъявляемых претензий, а также и возможного наказания участников конфликта; - механическое прекращение…

Это может происходить путем удовлетворения объективных требований, претензий сторон или путем разоблачения несостоятельности предъявляемых претензий, а также и возможного наказания участников конфликта; - механическое прекращение…

Необходимым показателем благополучия в коллективе, на него следует обратить пристальное внимание, является сплоченность коллектива

Необходимым показателем благополучия в коллективе, на него следует обратить пристальное внимание, является сплоченность коллектива

Кроме того, педагоги должны быть защищенным с точки зрения охраны труда и социальных гарантий

Кроме того, педагоги должны быть защищенным с точки зрения охраны труда и социальных гарантий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2022