Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Протокол № 3 родительского собрания 4 класса
от 22. 01. 14.
Тема: «Эмоциональные состояния взрослого и ребенка. Что стоит за ними?»
Присутствовали:
Присутствовали: классный руководитель Сечко О. М., психолог Лезина Ю. Ю., родители -13 чел. Отсутствовало – 3 чел.
Повестка дня:
1. «Эмоциональные состояния взрослого и ребенка. Что стоит за ними?» - лекция.
2. Просмотр видеоматериалов школьных праздников
3. Обсуждение выставки рисунков учащихся
4. Выступление психолога
5. Анализ детских сочинений
6. Подведение итогов
7. Организационные вопросы проведения выпускного вечера.
Ход собрания
I. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы! Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться солнцу и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.
Медики бьют тревогу: в школе большой процент учащихся страдает нервными заболеваниями. Наши дети не владеют умением радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении к цели. Чем раньше мы об этом заговорим, тем быстрее мы сможем помочь детям справиться со своими эмоциями и развивать их в нужном направлении.
II. Просмотр видеоматериалов школьных праздников
Задача родителей: проанализировать эмоциональную сторону участия своего ребенка в праздниках, обсуждение мнений родителей по проблеме родительского собрания.
III. Обсуждение выставки рисунков учащихся
Классный руководитель и школьный психолог анализирует отдельные рисунки.
IV Выступление психолога Азбука родителей
V. Анализ детских сочинений
VI. Подведение итогов
Ответы на вопросы родителей по проблеме собрания.
VII. Организационные вопросы проведения выпускного вечера
Секретарь родительского собрания: Пронова Л.А.
Эмоциональные состояния взрослого и ребенка. Что стоит за ними?
Ласковость больше в один час детей
исправит, чем суровость в целый год.
А, Д. Кантемир
Задачи: ознакомить родителей младших школьников с такими понятиями как «аффект», «стресс»; формировать у родителей понимание необходимости устранения у ребенка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности.
Форма проведения: занятия в школе родительского авторитета.
Вопросы для обсуждения: стресс, виды и последствия; этапы развития стресса; аффект, причины аффекта.
Подготовительная работа: анкетирование (см. приложение); написание сочинений; подготовка рисунков, видеоматериалов.
Ход собрания I. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы!
Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться солнцу и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.
Проявление умения бороться с трудностями начинается с первых дней жизни ребенка. Так распорядилась природа. Однако, мы, взрослые, иногда пытаемся поспорить с природой и пытаемся вносить свои коррективы в существование и развитие ребенка. Пытаясь максимально защитить свое дитя, мы лелеем и оберегаем его, предупреждая желания и потребности ребенка, стараемся максимально облегчить его жизнь. Этим мы, взрослые, наносим вред его психике, ломаем его эмоциональную сферу.
Ребенок, поставленный в такую ситуацию, не развивается эмоционально, не учится бороться с трудностями жизни и с честью выходить из этой борьбы. Это сказывается на учебных результатах, на общении со сверстниками и взрослыми, неумение жить в гармонии с собой приводит к нарушениям физического здоровья, различным заболеваниям.
Медики бьют тревогу: в школе большой процент учащихся страдает нервными заболеваниями. Наши дети не владеют умением радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении к цели. Чем раньше мы об этом заговорим, тем быстрее мы сможем помочь детям справиться со своими эмоциями и развивать их в нужном направлении.
II. Анализ анкетирования
III. Просмотр видеоматериалов школьных праздников
Задача родителей: проанализировать эмоциональную сторону участия своего ребенка в праздниках, обсуждение мнений родителей по проблеме родительского собрания.
IV. Обсуждение выставки рисунков учащихся
Учащимся предлагалось нарисовать различные эмоции и при этом связать их с определенными предметами. Например, «радость» - поход в зоопарк, грусть — двойка в школе и т. д.
Классный руководитель или школьный психолог анализирует отдельные рисунки.
V. Выступление психолога Азбука родителей
Аффект — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. (Например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе).
Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Например, ужас - переживается как скованность движений, позы, речи. Радость - человек теряется, не зная, что сказать.
Причины аффекта:
1. Конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием и невозможностью удовлетворить возникшее побуждение (очень ярко у маленьких детей).
2. Конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к человеку и его неуверенности в собственных силах (наблюдается в ситуации, когда родители предъявляют к ребенку повышенные или завышенные требования в учении, которые ему явно не по силам).
Последствия аффекта:
1. Меняется внимание и восприятие. Человек удерживает во внимании только те предметы, которые связаны с переживанием.
2. Человек «теряет голову». Все поступки, совершаемые человеком неразумны или, если это касается учебной деятельности, ребенок начинает допускать промахи там, где раньше он этого никогда не допускал.
3. Заканчивается аффект упадком сил. Человек хочет спать, не хочет выполнять то, что от него в данный момент требуется.
Стресс — (от англ. stress — давление, напряжение) это эмоциональное состояние, которое возникает в ответ на экстремальное воздействие.
Стресс делится на два подвида:
Эустресс — положительный стресс, который мобилизует организм.
Дистресс - отрицательный стресс, который дезорганизует деятельность.
Французский психолог Г. Селье выделил 3 этапа в развитии стресса:
1. Реакция тревоги — фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию.
2. Этап стабилизации - параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне.
3. Если стрессовая ситуация продолжается, наступает стадия истощения.
VI. Анализ сочинений
Сочинения учащихся могут быть на разные темы:
1. Самый трудный день в моей жизни.
2. Мои маленькие радости.
3. Обида, которую не могу забыть...
4. Что мне не нравится в школе...
VII. Практикум для родителей
Родители делятся на две группы: первая группа разрабатывает возможные пути и способы выхода ребенка из состояния аффекта; вторая — придумывает приемы, позволяющие ребенку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудности.
После выполнения задания необходимо организовать обсуждение и детально обговорить каждый прием или способ.
VIII. Подведение итогов
Ответы на вопросы родителей по проблеме собрания.
Литература
Немое Р. С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2001. - Т. 1.
Мир детства: Младший школьник / А. Г. Хрипкова. - М., 2006.
Макаренко А. С. О воспитании. - М., 1990.
Холт Д. Ж. Причина детских неудач. - СПб., 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.