ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР КАК УСЛОВИЕ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЕ

  • docx
  • 12.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 27.docx

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР КАК УСЛОВИЕ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЕ

 «Если мы вслушиваемся в ребенка, то он научится вслушиваться в нас». А.М. Лобок Готовность ребенка к школе — это многостороннее понятие, которое включает в себя эмоционально - волевой, социальный, физический и интеллектуальный компоненты. В своей статье остановлюсь на эмоциональной составляющей готовности ребенка к школе. Эмоции играют определяющую роль в жизни ребенка. Они помогают воспринимать окружающий мир и выстраивать с ним отношения. У дошкольника формируется эмоциональное реагирование, которое побуждает его переживать по поводу реакции других людей на его поступки и, фактически, создает основания для изменения, условно говоря, своих «целевых установок» действий. Эмоциональное развитие – это своего рода «подложка» интеллектуального, нравственного и социального развития дошкольника, которое в будущем обеспечивает эффективность процесса обучения и воспитания. Эмоции характеризуют ребенка в будущем как развитого взрослого человека и способны создать условия для успешной деятельности. В 1990 году американские психологи Джон Д. Майер и Питер Саловей рассказали о новом виде интеллекта, который отвечает за эмоциональное восприятие информации. Эмоциональный интеллект - это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, его мотивацию и желания. А также умение использовать эти знания для решения практических задач. Борис Шпирт говорит: «Да, многих из нас в детстве учили держать эмоции глубоко внутри. И мы привыкли, сжав зубы, не плакать или не смеяться. Но это неправильно — подавленные эмоции всё равно дадут о себе знать. Либо они выйдут наружу через агрессию, всплески гнева, либо приведут к серьёзным проблемам со здоровьем». Таким образом, в современной психологии эмоции и интеллект соединяются в одну дефиницию, что намного продуктивнее для понимания особенностей формирования ребенка и эффективнее для организации процесса воспитания дошкольника. Формирование эмоциональной сферы при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Умные пальчики» я организую в двух направлениях. Первое направление – это непосредственная работа на занятиях с детьми. Второе направление – это работа с родителями. Для реализации этих направлений мной используются методы образовательной технологии «Школы диалога культур» (Вл. Библер, С.Ю.Курганов), приемы и методы театральной технологии. Занятие-диалог является особой формой обучения, которая не сводится ни к проблемному обучению, ни к другим видам обучения (например, традиционного, суть которого заключается в «восхождении» от абстрактного к конкретному). Для занятия-диалога характерно: Ø Занятие начинается с переопределения общей учебной проблемы, формулировки каждым ребенком своего вопроса как парадокса, загадки, сложности, что требует выражения в слове. Ø Педагог, формулируя учебную проблему, внимательно выслушивает предложенные детьми возможные варианты ее решения и переопределения, помогает сопоставить разные представления-понимания детей. Ø Смысл занятия заключается в постоянном воспроизведении ситуации «ученого незнания», в «насыщении» своего видения проблемы в слове, образе, гипотезе. Ø Выполнение интеллектуальных экспериментов в пространстве образа и эмоцийчувств. Обучение строится на основе диалога, который разворачивается вокруг основных «точек удивления» - загадок бытия и мышления, слова и мысли. Вместе с детьми мы обнаруживаем сквозные вопросы и проблемы, воронки, где может разворачиваться слово-метафора, образ-чувство-пространство, которые становятся основой построения детского высказывания. Решая эти загадки, ребенок-дошкольник учится по-своему объяснять явления, производить свои представления. Особое внимание обращаю на развитие речевой культуры. Главными приоритетами на занятиях являются ценности и нормы, способы мышления и творчество. В процессе обучения формируется культура сомнения как свободный диалог во взаимосвязи с культурой общения как диалогом по правилам. Эти две основные формы диалога - обязательные программно-технологические звенья педагогического процесса на занятиях объединения «Умные пальчики». Занятия, выстроенные в формате диалога, становятся ресурсом для самораскрытия ребенка, для снятия его страхов, так как в ходе занятий формируются доверительные отношения между педагогом и дошкольником – педагог открыт ребенку в своей искренней заинтересованности в нем. Ребенок это видит и тоже «разрешает» себе быть эмоционально открытым. Использование на занятиях методов театральной педагогики так же позволяет педагогу решить одну из главных проблем - нахождение баланса между свободой эмоционального выражения дошкольника и правилами как некой нормой культуры через построение образовательного процесса как режиссерской игры. Поэтому на своих занятиях я использую арсенал техник театральной педагогики, которые помогают ребенку раскрыться, не бояться высказывать свои мысли и чувства. Придумав интересный для ребенка поворот темы, имея замысел занятия, нужно уметь перевести его на язык действия, то есть точно знать, как он реализуется в самом процессе занятия. Реализации в нашей педагогической практике метода действенного анализа (перевод главной идеи на язык действия, т.е. ее раскрытие путем решения цепочки проблемных ситуаций) в организации событий занятия позволяет выстроить логику, иными словами драматургию, режиссерский план урока, выделяя главное событие (то событие, которое определяет мотивы, характер действия и взаимодействия его участников), задачи (волевые цели: 1. Что делаю? 2. Зачем делаю? 3. Как делаю?) и сверхзадачу (та конечная цель, которой добиваюсь, к достижению которой направлены все действия). Событийный подход в организации учебного процесса имеет важный аспект, поскольку через событийность достигается эмоциональное включение ребенка в образовательный процесс. Изучая природу сценического действия, К.С.Станиславский систематизировал те элементы творчества, которые позволяют сделать это действие целесообразным, продуктивным в обстоятельствах жизни роли. Универсальность подхода К.С.Станиславского, опирающегося в своих исследованиях на природные, психологические закономерности взаимодействия человека с окружающим миром, позволяет говорить о том, что элементы эти могут присутствовать и в процессе педагогического действия. Итак, к числу творческих элементов относятся: «внимание к объекту; память на ощущения и создание на ее основе образных видений; воображение; способность к взаимодействию; логичность и последовательность действий и чувств; чувство правды; вера и наивность; ощущение перспективы действия и мысли; чувство ритма; обаяние, выдержка; мышечная свобода и пластичность; владение голосом, произношение; чувство фразы; умение действовать словом». Овладение этими элементами творчества может привести как нас, педагогов, так и детей, с которыми мы каждый день взаимодействуем, к созданию нормального творческого самочувствия, а значит, к ситуации продуктивной, дарующей радость сотворчества, открытия нового, радость ожидания и возвращения, то есть формированию широкой палитры эмоциональной жизни ребенка. В современном мире, в мире гаджетов и виртуальных способов коммуникации устное и живое общение, даже внутри семьи, резко уменьшилось, эмоциональные связи между ребенком и взрослым всё больше сводятся к функциональным отношениям. Ценностно-смысловое поле, которое держится на эмоциональном контакте, истончается. Родителей интересуют чаще внешние успехи ребенка, а не то, что происходит в нем самом, не его чувства и переживания. Поэтому уровень эмоционального контакта – это, своего рода, маркер наличия или отсутствия ценностно-смысловых отношений между детьми и родителями. Я работаю в Центре 10 лет, и каждый раз при наборе групп дошкольников вижу одну и ту же проблему: ребенок эмоционально зажат, не уверен, диапазон эмоционального реагирования не так высок, много негативных эмоций по отношению к другим. Поскольку первичная социализация происходит в семье, поэтому взаимодействие с родителями – это приоритетная задача. В родительском сообществе доминирует такая установка: на родительских собраниях говорят о проблемах ребенка, о его трудностях. Понимая такой настрой родителей, я «переформатировала» подобные исходные интенции родительского собрания на другой формат. Первое, что делаю, это обращаюсь к родителям – какие у них есть вопросы, с какими проблемами столкнулись? Так возникает доброжелательное и открытое общение. В ходе собрания как «в предлагаемых обстоятельствах» я начинаю рассказывать об уникальных открытиях, которое делает их ребенок на занятиях – это: новое придуманное слово, интересный вопрос, оригинальный ответ на вопрос, необычная гипотеза о жизни букв или цифр, или о явлениях природы. В качестве условий для организации сотрудничества детей и родителей регулярно даю необычное домашнее задание: игра-упражнение на придумывание «совместной сказки». Название сказки ребенок и взрослый придумывают сами, в сотворчестве. Это задание я даю на дом и предназначено оно даже больше для родителей. В результате такой совместной «работы» формируются устойчивые эмоциональные связи, возникают «плотные» ценностно-смысловые отношения между взрослым и ребенком. Ребенок становится эмоционально устойчивее и защищеннее. Он в мире не один! Каждую неделю, в зависимости от темы на занятии, дети и родители вместе просматривают мультфильм или детский фильм, вместе читают сказку, или прослушивают аудио сказку. После сказки, мультфильма, кинокартины необходимо обсудить с ребенком, задавая ему вопросы. Это особенно важно! Например: Ø Как вели себя герои? Ø Какие поступки героев поддерживает ребенок и почему? Ø Какие ошибки были допущены героями? Ø Можно ли было поступить по-другому? Ø Чему учит мультфильм или сказка? Ø Хотел бы ребенок дружить с героями? Данное упражнение дает: Ø Укрепление взаимопонимания ребенка и родителей. Ø Возможность быть вместе и заниматься «общим делом». Ø Увеличивает словарный запас ребенка. Ø Умение рассуждать и вести конструктивный диалог. Ø Возможность дать оценку действиям и их последствиям. Ø Понимание и усвоение пройденного материала. Иногда, в дополнение, к этому заданию я предлагаю выполнить творческую работу. А именно: после совместного просмотра и рассуждения ребенок делает рисунок на тему «Чему учит сказка?». С принесенным рисунком ребенок выступает перед группой ребят с устным докладом по своей художественной работе. А затем у нас вместе с ребятами происходит обсуждение темы в классе. Одним из направлений работы с родителями с целью формирования эмоциональной составляющей готовности дошкольника к школе являются проведение мастер-классов, на которых дети вместе с родителями изготавливают какие-либо поделки, рисуют, выступают. Такие минуты совместного творчества бесценны, где воодушевление, поддержка, внимание друг к другу, становятся залогом психологической устойчивости будущего школьника. Эмоциональная готовность – важный аспект, который создает условия для формирования мотивации к обучению; самостоятельности; самодисциплины; умения преодолевать трудности и находить варианты решения задач. Библиографический список 1. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. - Кемерово: АЛЕФ, 1992. 2. Богачева Е. Роль эмоций в жизни детей дошкольного возраста, https://www.maam.ru/detskijsad/2479671