ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Несмотря на значительное число исследований по проблеме семейных взаимоотношений и стилей воспитания детей с РАС наблюдаются противоречивые взгляды на данную проблему. В отечественной литературе существует определенный дефицит информации, касающейся проблемы супружеских и родительских отношений в семьях, имеющих ребенка с РАС, и их влияния на коммуникативную, социальную и поведенческую сферы детей с данным расстройством. В связи с этим представленная тема исследования является актуальной.
В нашем исследовании особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста, мы использовали сравнительный эксперимент, взяв в качестве респондентов 8 семей, 4 из которых имеют детей младшего школьного возраста с РАС и 4 имеют детей младшего школьного возраста с нормативным развитием.
Целью исследования является изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра младшего школьного возраста.
В качестве диагностического инструментария использовались следующие психодиагностические методики:
· Тест на определение отношения родителей к ребенку. В контексте нашего исследования позволяет определить отношение родителей к ребенку по степени имеющегося эмоционального контакта (См. Приложение 1). Опросник представляет из себя закрытый тест, включающий в себя 15 вопросов, разделенных на три базовые шкалы: оптимальный эмоциональный контакт с ребёнком; излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (гипоопека); излишняя концентрация на ребенке (гиперопека). Позволяя тем самым изучить особенности проявления детско-родительских отношений в семье на основе изучения мнений родителей.
· Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин), позволяет выявить особенности родительского отношения к ребёнку через проявляемую систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков (См. Приложение 2). Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.
Опросник состоит из 5 шкал: «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.
База исследования: Муниципальное казенное образовательное учреждение (МКОУ) «Анахинская Основная Общеобразовательная школа»
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 8 семей – 4 из которых имеют ребенка с РАС, и 4 имеют ребенка с нормативным развитием младшего школьного возраста (возраст родителей не превышал 35 лет). Возраст детей 8-9 лет. Семьи были выбраны по близости социального статуса, возрастным показателям.
Исследование проходило в несколько этапов.
Первый этап: определение задач экспериментального исследования, подбор психодиагностических методик, определение выборки исследования, изучение заявленной проблемы в психолого-педагогической литературе.
Второй этап: проведение диагностического исследования в выбранных семьях, обработка полученных результатов, анализ первичных данных.
Третий этап: на основе проведенного сравнительного диагностического исследования разработать методические рекомендации по формированию оптимальных детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра младшего школьного возраста.
Исследование проводилось в период с ноября 2019 года по январь 2020 года.
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, выявив проблемное поле и определив цель и задачи исследования, мы провели планирование общей экспериментальной работы, результаты которой, представлены ниже.
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проведя эмпирическое изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста и в семьях с детьми имеющими нормативное развитие, мы получили следующие данные (см. Табл. 1).
Таблица 1. Состояние отношения родителей к ребенку в исследуемых группах (в %)
Как видно из рисунка 1 нами были получены следующие данные, отражающие особенности проявления отношения родителей к ребёнку.
Среди семей имеющих детей с РАС:
25 % (в одной семье) проявляется состояние излишней эмоциональной дистанции с ребёнком, в этом случае ребёнок подвержен состоянию гипоопеки со стороны родителей; 75 % семей проявляют состояние гиперопеки по отношению к ребёнку, что может так же неблагоприятно сказываться на общем развитии ребенка; Оптимального уровня эмоционального контакта с ребёнком в семьях воспитывающих детей младшего школьного возраста с РАС не выявлено.
Среди семей воспитывающих детей с нормативным развитием, так же наблюдается некоторое распределение в изучаемых показателях: 75% семей проявляют оптимальный уровень эмоционального контакта по отношению к своему ребёнку, что отражается в благоприятной картине развития последнего; 25 % семей проявляют гипоопеки по отношению к ребёнку, что обуславливается особым трудовым режимом родителей, в результате чего, большую часть времени с ребенком проводят бабушки; состояния гиперопеки в семьях воспитывающих детей младшего школьного возраста с нормативным развитием не выявлено.
Далее мы провели исследование по методике изучения родительского отношения (ОРО) (по А.Я. Варга, В.В. Столину), в результате чего получили следующие данные, наглядно представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 Показатель состояния родительского отношения в семьях воспитывающих детей младшего школьного возраста с РАС и в семьях воспитывающих детей с нормативным развитием (в %).
Как видно из рисунка 2 в изученных семьях наблюдаются существенные различия, которые отражают особенности родительских отношений.
Так, к примеру, в семьях воспитывающих детей младшего школьного возраста с РАС, отмечаются следующие особенности родительских отношений:
25 % семей проявляют позицию принятия своего ребёнка, принимая его таким какой он есть, уважая его индивидуальность, выражая симпатию по отношению к нему, стараясь проводить с ним больше времени, поддерживая его интересы и стремления; 25 % семей имеют противоположную позицию – позицию отвержения своего ребёнка, непринятия его способностей, определяя его как неуспешного, неудачливого, испытывая по отношению к ребёнку обиду, раздражения, избегая в беседах упоминания о состоянии ребёнка; 25% семей имеют позицию симбиотических отношений, что проявляется в стремлении удовлетворять потребности ребёнка, ограждая его от трудностей и неприятных ситуаций, ощущая постоянную тревогу за ребёнка, на фоне чего проявляя состояние повышенной гиперопеки; 25% семей проявляют позицию авторитарной гиперсоциализации, в результате чего по отношению к ребёнку проявляется устойчивое явление авторитарного поведения, стремление к привитию ребёнку определенного социально одобряемого поведения; состояний кооперации и «маленького неудачника» среди родителей данной категории детей не выявлено.
В тоже время, в семьях воспитывающих детей младшего школьного возраста с нормативным развитием, мы можем выделить следующую тенденцию: 75% семей проявляют по отношению к своему ребёнку отношение кооперации, что проявляется в высокой степени заинтересованности в успехах, планах и делах своего ребёнка, оказывается своевременная помощь и поддержка, идет положительная оценка всего спектра способностей ребёнка, поощряется инициативное поведение, самостоятельность, в спорных вопросах проявляется стремление к взаимопониманию; 25% семей проявляют по отношению к своему ребёнку позицию «маленького неудачника», что проявляется в стремлении родителей определить способности ребенка как несостоятельные. В такой позиции, родитель воспринимает ребёнка неприспособленным к социальному и личностному функционированию; состояний принятия, отвержения, симбиоза и авторитарной гиперсоциализации в семьях воспитывающих детей младшего школьного возраста с нормативным развитием не выявлено.
Таким образом, анализируя результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. У родителей детей, страдающих РАС, в отличие от родителей здоровых детей обнаружено непринятие родительской позиции в целом и отдельных ее особенностей.
2. Родительское отношение в семьях воспитывающих детей с РАС сложнее и может быть строго дифференцировано от положительного к отрицательному.
3. В большинстве семей имеющих детей с РАС, наличие такого ребенка накладывает отпечаток на формирование детско-родительских отношений, на фоне выраженного психологического кризиса.
4. У большинства семей воспитывающих детей младшего школьного возраста с РАС в детско-родительских отношениях проявляется повышенная гиперопека, которая оказывает негативное влияние на формирование личности ребёнка в целом.
В результате проведенного экспериментального исследования, нами были разработаны следующие методические рекомендации по формированию детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.