Поурочный план
УРОК: Энергетические уровни. Лабораторный опыт №1. |
Школа: |
|||||||||||||||||||||||
Дата: |
Имя учителя: |
|||||||||||||||||||||||
КЛАСС: 8 |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
||||||||||||||||||||||
Цели изучения, достижению которых способствует данный урок |
8.1.3.2 понимать, что число электронов на каждом энергетическом уровне не превышает определенного максимального значения; 8.1.3.3. знать форму s и p-орбиталей; 8.1.3.4 уметь писать электронные конфигурации и электронно-графические формулы первых 20 элементов |
|||||||||||||||||||||||
Цели урока |
- учащиеся будут объяснять строение атома и энергетических уровней элемента; - описывать распределение электронов по уровням; - создавать модель электронных оболочек атома и рисовать формы электронных облаков |
|||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания: |
Учащийся достиг цели, если: - знает количество электронов на каждом энергетическом уровне; - различает форму s и p-орбиталей; - записывает электронно-графические формулы первых 20 элементов; - различает s и p элементы.
|
|||||||||||||||||||||||
Языковые цели |
Учащиеся будут использовать новые
слова безошибочно таким образом, чтобы показать свое понимание. атом, (электронная) оболочка, энергетический уровень, подуровень, орбиталь (S,P), ядро, последовательность, группа, расстояние, ближайший, наиболее отдаленный, внутренний, внешний, пользоваться ключевой лексикой для устного описания атома и распределения электронов вокруг ядра по энергетическим уровням. Предметная лексика: атом, электрон, электронная оболочка, энергетический уровень, орбиталь (s,p), орбиталь, ядро, группа, внешний уровень, внутренний уровень.
|
|||||||||||||||||||||||
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||||||||||||||||||||
Начало (Вызов)
|
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Опрос, проверка домашнего задания. Сообщение результатов проверки тестов прошлой темы «Строение атома. Состав ядра». Учащиеся выставляют оценку в «Лист учета». 1. Вспомните определение атома. 2. Назовите элементарные частицы, образующие атом, охарактеризуйте их заряд и массу, напишите обозначения частиц. 3. Какие элементарные частицы образуют ядро атома? Каков заряд ядра? От чего он зависит? 4.
Предложил название «электрон» 3) Беккерель 4) Резерфорд
5. Предложил планетарную модель атома 3)Беккерель 4) Резёрфорд
|
|
||||||||||||||||||||||
Середина
|
Учитель: На предыдущих уроках мы выяснили, что атом состоит из положительно заряженного ядра и движущихся вокруг него электронов. В начале ХХв. была принята планетарная модель строения атома, согласно которой вокруг ядра движутся электроны, как планеты вокруг солнца. Следовательно, в атоме есть траектории, по которым движется электрон. Однако дальнейшие исследования показали, что в атоме не существует траекторий движения электронов. Движение без траектории означает, что мы не знаем, как электрон движется в атоме, но можем установить область, где чаще всего встречается электрон. Это уже не орбита, а орбиталь. Двигаясь вокруг атома, электроны образуют в совокупности его электронную оболочку.
Давайте выясним, как движутся электроны вокруг ядра? Беспорядочно или в определенном порядке? Исследования Нильса Бора — основоположника современной атомной физики, а также ряда других ученых позволили сделать вывод: электроны в атомах располагаются определенными слоями — оболочками и в определенном порядке. Электроны в атоме различаются определенной энергией, и, как показывают опыты, одни притягиваются к ядру сильнее, другие слабее. Объясняется это удаленностью электронов от ядра. Чем ближе электроны к ядру, тем больше связь их с ядром, но меньше запас энергии. По мере удаления от ядра атома сила притяжения электрона к ядру уменьшается, а запас энергии увеличивается. Так образуются электронные слои в электронной оболочке атома. Каждый слой состоит из электронов с близкими значениями энергии, поэтому слои электронов называют энергетическими уровнями. Энергия электронов в атоме и энергетический уровень определяется главным квантовым числом n и принимает целочисленные значения 1, 2, 3, 4…Чем больше значение n, тем больше энергия электрона в атоме. Максимальное число электронов, которое может находиться на том или ином энергетическом уровне, определяется по формуле: N = 2n2 Где N- максимальное число электронов на уровне; n – номер энергетического уровня. Установлено, что на первой оболочке располагается не более двух электронов, на второй — не более восьми, на третьей — не более 18, на четвертой — не более 32. Заполнение более далеких оболочек мы рассматривать не будем. Известно, что на внешнем энергетическом уровне может находиться не более восьми электронов, его называют завершенным. Электронные слои, не содержащие максимального числа электронов, называют незавершенными. Число электронов на внешнем энергетическом уровне электронной оболочки атома равно номеру группы для химических элементов главных подгрупп. Как ранее было сказано, электрон движется не по орбите, а по орбитали и не имеет траектории. Пространство вокруг ядра, где наиболее вероятно нахождение данного электрона, называется орбиталью этого электрона, или электронным облаком. Орбитали, или подуровни, как их еще называют, могут иметь разную форму, и их количество соответствует номеру уровня, но не превышает четырех. Первый энергетический уровень имеет один подуровень (s), второй- два (s,p), третий – три (s,p,d) и т.д. Электроны разных подуровней одного и того же уровня имеют разную форму электронного облака: сферическую (s), гантелеобразную (p) и более сложную конфигурацию. Сферическую атомную орбиталь ученые договорились называть s-орбиталью. Она самая устойчивая и располагается довольно близко к ядру.
Чем больше энергия электрона в атоме, тем быстрее он вращается, тем сильнее вытягивается область его пребывания, и наконец, превращается в гантелеобразную p-орбиталь:
Электронное облако такой формы может занимать в атоме три положения вдоль осей координат пространства x, y и z. Это легко объяснимо: ведь все электроны заряжены отрицательно, поэтому электронные облака взаимно отталкиваются и стремятся разместиться как можно дальше друг от друга.
Итак, p-орбиталей может быть три. Энергия их, конечно, одинакова, а расположение в пространстве - разное.Составить схему последовательного заполнения электронами энергетических уровней.
2 е 8 е 18 е
n=1 n=2 n=3
S S P S P d 2 е 2 е 6 е 2 е 6 е 10 е
Теперь мы можем составить схему строения электронных оболочек атомов:
На s-подуровне может находиться одна атомная орбиталь
а на p-подуровне их может быть уже три - (в соответствии с тремя осями координат): Орбиталей d- и f-подуровня в атоме может быть уже пять и семь соответственно:
Пример: Ядро атома водорода имеет заряд +1, поэтому вокруг его ядра движется только один электрон на единственном энергетическом уровне. Запишем электронную конфигурацию атома водорода (слайд №3).
Элемент № 3- литий. Ядро лития имеет заряд +3,следовательно, в атоме лития три электрона. Два из них находятся на первом энергетическом уровне, а третий электрон начинает заполнять второй энергетический уровень. Сначала заполняется s-орбиталь первого уровня, потом s-орбиталь второго уровня (слайд №5).
III. Закрепление нового материала.
Задание для класса:
1. Изобразите строение атомов следующих элементов: а) азота (слайд №9). б) фосфора в) магния 2. Сравните строение атомов а) бора и фтора (слайд №7,11). б) кислорода и серы(слайд №10).
3. По данным о распределении валентных электронов найдите элемент: а) 2s1 б) 2s22p4 в) 3s23p6 г) 3d104s1 д) 4s24p3 е) 4s24p5 ж) 3s23p4 IV. Итоги урока. Давайте подведем итоги урока. Что мы сегодня узнали нового?
|
https://youtu.be/-KvfsNd83ng
Презентация |
||||||||||||||||||||||
Рефлексия: |
Д/З 1. Повторить конспект урока. 2. Нарисуйте схемы строения электронных оболочек атомов: хлора, натрия, неона, углерода.
«Лестница успеха»:
|
|
||||||||||||||||||||||
Дополнительная информация |
||||||||||||||||||||||||
Дифференциация – как Вы планируете оказать большую поддержку? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащихся? |
Межпредметные
связи |
||||||||||||||||||||||
Все ученики должны Большинство учеников должно: Некоторые ученики должны:
|
|
|
||||||||||||||||||||||
Рефлексия Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мной? Уложился(лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Используйте данный раздел для рефлексии урока. Ответьте на вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
|||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку? |
||||||||||||||||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.