Энергетический обмен в клетке

  • ppt
  • 12.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Энергетический обмен в клетке.ppt

Энергетический обмен в клетке

Цель урока: изучить процесс энергетического обмена.
Задачи урока:
Углубить и расширить знания об обмене веществ и превращении энергии.
Подвести учащихся к выводу о значении АТФ как универсального аккумулятора энергии в клетке.
Продолжить умение классифицировать и обобщить сложный материал по этапам, по видам, по месту их образования.

Вопросы проверочной работы:

1. Метаболизм – (опред.);
2. Ассимиляция – (опред.);
3. Диссимиляция – (опред.);
4. Примеры процессов анаболизма: (перечислить);
5. Примеры процессов катаболизма: (перечислить);

ответы проверочной работы:

1. Метаболизм – совокупность химических реакций, происходящих в организме;
2. Ассимиляция –  совокупность процессов синтеза в живом организме;
3. Диссимиляция – совокупность процессов разрушения сложных веществ в живом организме;
4. Примеры процессов анаболизма: Фотосинтез, Хемосинтез, Биосинтез белка;
5. Примеры процессов катаболизма: Брожение, Дыхание, Гликолиз;

Энергетический обмен – диссимиляция (катаболизм)

II этап – анаэробный (гликолиз) – неполное окисление

Обмен веществ и энергии в клетке (метаболизм)

Пластический обмен – ассимиляция (анаболизм)

III этап – аэробный
– полное окисление

Автотрофные организмы (зеленые растения) – способны синтезировать органические вещества из неорганических

Гетеротрофные организмы (животные) нуждаются в поступлении готовых органических веществ

Миксотрофные организмы – со смешанным типом питания


Единым и универсальным источником энергии в клетке является АТФ (аденозинтрифосфорная кислота),которая образуется в результате окисления органических веществ.

Подготовительный

Бескислородный

Этапы энергетического обмена

Кислородный

1 ЭТАП- подготовительный

Где происходит?
В лизосомах и пищеварительном тракте.

Подготовительный этап
что происходит?

Сложные углеводы

Жиры

Глюкоза

Фруктоза

Глицерин

Жирные кислоты

Ферменты

Белки

Нуклеиновые кислоты

Аминокислоты

Нуклеотиды

Энергия рассеивается в виде тепла

Итог:

2 ЭТАП- бескислородное окисление или гликолиз.

Где происходит?
В цитоплазме клеток, без кислорода.

Молекула глюкозы

Бескислородный этап
Что происходит?

Молекула пировиноградной кислоты

Молекула пировиноградной кислоты

Молочная кислота

Бескислородный этап энергетического обмена представляет собой многоступенчатое расщепление глюкозы
без участия кислорода.

Где: В митохондриях.

Виды расщепления

Гликолиз

Спиртовое
брожение

Молочно-кислое
брожение

Глюкозы

Где происходит ? В клетках животных

Что происходит?
С6Н12О6+2Н3РО4 +2АДФ=2С3Н4О3 + 2АТФ +2Н2О
глюкоза фосфорная к-та ПВК вода

Глюкоза с помощью 9 ферментативных реакций окисляется.

Итог: энергия в виде 2 молекул АТФ

а) Гликолиз

Где происходит ?
В растительных и некоторых дрожжевых клетках .
Что образуется?
2С3Н4О3=2С2Н5ОН+2СО2+2АТФ
ПВК этиловый углекислый
спирт газ

б) Спиртовое брожение

Где происходит?
В животных клетках, в некоторых бактериях .
Что образуется?
При недостатке кислорода – молочная кислота.
ИТОГ: 40% энергии запасается в АТФ, 60% рассеивается в виде тепла в окружающую среду.

в) Молочно-кислое брожение

3 ЭТАП- кислородное (аэробное) расщепление.

Где происходит ?

Внутриклеточное дыхание - полное (до углекислого газа и воды) окисление органических веществ, которое идёт в присутствии внешнего окислителя кислорода и даёт много энергии в виде АТФ.

Итог:
2С3Н4О3 + 6О2 + 36АДФ + 36 Н3РО4= 36АТФ + 6СО2 + 42Н2О
энергия в виде 36 молекул АТФ
(более 60% энергии).

ВЫВОД:

В организме всех живых существ ежедневно, ежечасно, ежесекундно происходит процесс катаболизма. Любое нарушение этого процесса может привести к непоправимым последствиям! И чтобы этот процесс не нарушился необходимо: …

Для образования энергии:
1. необходим чистый воздух, т.е. кислород.

2. необходимы питательные вещества.

3. необходимы биологические катализаторы, т.е ферменты.

4. необходимы биологические активаторы, т.е. витамины

Домашнее задание:

Параграф 2.9,
РТ: упр. 72 – 74.